ПОПУЛЯРНАЯ КУЛЬТУРА КАК ПРОЯВЛЕНИЕ МЕНТАЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
Сурова Дарья Сергеевна
канд. филол. наук, Восточно-Казахстанский государственный технический университет им. Д. Серикбаева, г. Усть-Каменогорск
E-mail: dasha [email protected]
POPULAR CULTURE AS MANIFESTATION OF MENTALITY OF THE MODERN PERSON
Darya Surova
candidate of philological science, Eastern-Kazakhstan State Technical University im. Serikbaeva, Ust-Kamenogorsk
АННОТАЦИЯ
Цель данной статьи — рассмотрение популярной культуры как проявление ментальности современного человека. В статье анализируются истоки возникновения массовой культуры, способы ее трансляции и особенности восприятия. Телевидение выступает как одно из основных средств, моделирующих поведение и мировосприятие человека. Зрительские предпочтения относительно просмотра тех или иных программ можно проецировать на портрет современного человека, создающего и потребляющего товары массовой культуры.
ABSTRACT
Consideration of popular culture as manifestation of mentality of the modern person is the purpose of this article. In article sources of emergence of mass culture, ways of its translation and feature of perception are analyzed. The television acts as one of the fixed assets modeling behavior and attitude of the person. Spectator preferences concerning viewing of the programs can be projected on a portrait of the modern person creating and consuming the goods of mass culture.
Ключевые слова: популярная культура восприятие СМИ
культурный продукт манипуляция ментальность.
Keywords: popular culture perception of mass media cultural product manipulation mentality.
Распространение массовой культуры как проявления
ментальности человечества берет истоки от наскальных изображений, явившихся попыткой самовыражения, запечатления важных и ярких моментов жизни.
В XXI веке массовая культура / популярная культура / поп-культура стала доминирующим средством влияния на человеческую цивилизацию через провозглашаемые ценности, установки,
ориентиры, формы выражения.
Научно обоснованное изучение понятие «поп-культура» получило в середине ХХ века, когда начали публиковаться работы, определяющие различия культуры отдельных людей (субкультуры) и массовой культуры, предпосылки появления последней, ее признаки и формы реализации.
Все многообразие гипотез и точек зрения, объясняющих феномен поп-культуры, можно свести к нескольким направлениям.
Согласно первому направлению, идеологом которого был британский литературный критик и мыслитель Ф.Р. Ливиз: «Массовая культура является зримым доказательством того, что в культурном плане человечество клонится к упадку. Культуру губит стандартизация и массовое производство» [цит. по 1].
Другая точка зрения (франкфуртская философская школа) объясняет бурное развитие массовой культуры сущностью эры потребительства: «культурная индустрия» заинтересована в
увеличении сбыта культурных товаров, как правило, невысокого качества, дешевых, но доступных большинству потребителей [цит. по 1].
Согласно «аристократической теории», причиной господства популярной культуры «стало ослабление традиционных общественных институтов, таких, как религия и семья. То есть, современное общество утратило некую иерархию власти, которая отвечала за формирование определенных культурных вкусов» [цит. по 1].
Иной точки зрения придерживаются сторонники теории «прогрессивной эволюции» (канадский философ Маршалл МакЛюэн). Суть «прогрессивной эволюции» заключается в следующем: в либеральном обществе могут возникнуть самые разные образцы культуры, которые являются проявлением свободы слова. Благодаря поп-культуре, люди получают возможность реализовать себя в культурном пространстве. Поэтому поп-культура — не зло, а благо. Сторонники этой теории доказывают, что поп-культура не уничтожила культуру эстетов: так, например, поп-музыка не стала причиной смерти классической музыки. С точки зрения сторонников этой
теории, поп-культура служит не уничтожению, а демократизации культуры [3].
В российской научной литературе под массовой культурой чаще всего понимают недоброкачественную продукцию, распространяемую с коммерческими целями, или развлекательную индустрию в целом.
В своих исследованиях Захаров А.В. "реабилитирует" понятие массовой культуры, предложив рассматривать его в безоценочном смысле, как это теперь делают социологи других стран: «термин "массовая" должен фиксировать внимание исследователей не на эстетической или моральной оценке отдельных произведений, но, прежде всего, на общественном способе, которым производятся, тиражируются, потребляются духовные ценности. Говоря обобщенно, массовая культура представляет собой технологию культурного производства, соответствующую нынешнему уровню развития экономики, социальных отношений, коммуникаций, образования, духовным запросам большинства населения. Массовая культура — это культура массового индустриального (или постиндустриального) общества, каким оно стало к началу XXI столетия, и другой она быть не может — разве что только в воображении» [2].
Понятие массовой культуры мы будем связывать со всеми теми культурными продуктами, которые массово тиражируются, широко распространяются и пользуются спросом у потребителей.
В современной науке достаточно обтекаемо решается вопрос способа / способов существования массовой культуры, форм в которых она выражается.
Источниками массовой культуры является музыка, кинематограф, мультфильмы, реклама, спорт, дизайн. Для того, чтобы культурные элементы, порожденные этими источниками, стали популярными, они должны стать известными широкой аудитории, при этом длительность их распространения не является ключевым моментом: некоторые из них живут несколько поколений, другие — выступают как языковой код одного поколения. Американские исследователи Ч. Мукерджи и М. Шадсон говорят, что «популярная культура охватывает различные верования и все виды практической деятельности: фольклорные формы, культурную продукцию,
создаваемую при участии государственных, национальных, международных, коммерческих центров. Все это соприкасается в едином знаковом коммуникативном дискурсе» [4].
Способ существования указанных продуктов массовой культуры, способ их трансляции определяется уровнем технологического
развития: Маршал Маклуэн выделял три основных этапа в развитии коммуникаций: 1) вербальный, 2) текстовой и 3) электронный [3].
Сегодня, в эпоху электронной коммуникации создание, тиражирование и восприятие культуры стало доступным для любого пользователя Интернета, для любого потребителя СМИ.
В последнее время мы стали свидетелями информационной революции, пришедшей на смену научно-технической, и создания нового информационного общества. Сегодня информацию считают решающим стратегическим фактором во всех сферах жизни. Никто не оспаривает тот факт, что человеческое восприятие постоянно испытывает влияние современных СМИ. Мир превратился в гигантский экран монитора.
Человек, получающий информацию через СМИ, принимает и тот взгляд на нее, который пропагандируется средствами коммуникации. Создание культурного продукта представляет собой трансформацию фактов реальной действительности в авторское видение. У каждого потребителя этого продукта есть свой жизненный опыт, своя социальная среда, семья, коллеги, способные оказывать влияние на его взгляды, а также свои политические, философские убеждения. Все эти факторы влияют на отбор и восприятие наиболее интересной и значимой для него информации. Главная же задача СМИ — преподносить потребителю интересующую его информацию в той форме, которая будет его привлекать. Есть все основания полагать, что СМИ в известной степени моделируют поведение человека.
В данной статье в качестве одного из основных способов трансляции культурной продукции будет рассматриваться телевидение. Телевидение сегодня, в эпоху «инфократии» — это часть жизни современного человека, большая его часть. Оно оказывает гораздо большее воздействие на человека нашего времени, чем искусство, религия, идеология или вся традиционная культура. Можно сказать, что телевидение трансформировала все эти стороны социально-культурной жизни в собственный товар, являющийся средством манипуляции общественным сознанием, в изменение ментальности и реальности.
Для того чтобы охарактеризовать массовую культуру как проявление ментальности современного человека, был проведен социологический эксперимент — анкетирование, в котором приняли участие 142 реципиента. Вопросы анкеты содержали названия популярных передач российского и казахстанского телевидения.
Рисунок 1. Возраст реципиентов
Большая часть реципиентов — студенты ВосточноКазахстанского государственного технического университета им. Д. Серикбаева: молодое поколение — основной потребитель и производитель массовой культуры.
Рисунок 2. Социальный статус реципиентов
Вопросы анкеты были нацелены на выявление предпочтений аудитории относительно телевизионных передач разного содержания. Первый вопрос общего плана: предложены передачи развлекательные, музыкальные, познавательные, о культуре, о дорожных происшествиях.
Рисунок 3. Выбор передачи
В качестве передачи, которую потребитель стал бы смотреть в первую очередь, реципиенты выбрали КВН. Эта передача, в которой молодые люди шутят на злободневные темы, очень популярна сегодня. Она имеет высокие рейтинги, широкую зрительскую аудиторию. Музыкальные и развлекательные передачи также есть в арсенале современного зрителя. Никто из реципиентов не стал бы смотреть передачу «Мой серебряный шар. Георгий Милляр». Это документальная программа, в каждом выпуске которой Виталий Вульф рассказывает об интересных, выдающихся людях искусства. Важнейшими компонентами программы являются документальная хроника, реальные события, сохранившиеся на кинопленке, фрагменты из старых фильмов. Они дают зрителю ощущение эпохи, времени, подлинности происходящего; усиливают эмоциональное воздействие и реконструируют перед глазами образы героев с их сложными и часто трагическими судьбами. Как видим, культура и искусство не вошли в сферу интересов анкетируемых.
Рисунок 4. Выбор фильма
Документальные фильмы, фильмы-спектакли, фильмы-балеты также не интересны для аудитории, она предпочитает легкое, развлекательное кино с узнаваемыми персонажами. Закономерно, что пик зрительской любви — у телесериала «Интерны», который является детищем бывших КВНщиков.
Рисунок 5. Выбор музыкальной передачи
Музыкальные вкусы также легко проследить, изучая программу телеканалов. Программы типа «Дискотека 90-х», «Дискотека Ретро-FM» и др. бьют все рейтинги: они не заставляют человека думать о серьезном, а помогают расслабиться. Однако мы видим, что достаточно большой процент реципиентов предпочел бы посмотреть музыкальную передачу с выступлениями великих оперных певцов современности: хороший музыкальный вкус преимущественно у людей среднего и пожилого возраста.
выбор биографической передачи
,,, 33.3
в гтр | 14.2 М
Тридцать лет Тайны Юрия Кайли Миноуг. Девид Бэкхем.
успеха Антонио Гагарина Архивы Сила духа
Бандераса
Рисунок 6. Выбор биографической передачи.
Передачи о знаменитых людях — распространенное явление на современном телевидении. Кумиры сегодня — это спортсмены, актеры, певцы. Молодое поколение на них ориентируется, выбирая линию поведения и копируя их речевые модели. Вместе с тем общепризнанный кумир советского поколения — Юрий Гагарин — все еще остается таковым и для нашего поколения.
выбор информационно-аналитической передачи 42 а
] 3,7
30 Р
20 ш ы
0 Н ■■ ■ ■
Новости Время Портрет недели Другими
культуры словами
Рисунок 7. Выбор информационно-аналитической программы
Новостные программы — регулярное сообщение о текущих событиях. Набор новостей универсален — от политики до погоды, включая все имеющее прикладное, ориентирующее значение для любого зрителя. Новостные программы — «лицо» любой телекомпании, опорные точки вещательного дня. Они удовлетворяют важнейшую потребность современного человека — быть в курсе происходящих событий в стране и мире.
Из всех предложенных новостных программ реципиенты выбрали те, в которых поднимаются острые вопросы дня, недели — критика, открытое обсуждение проблемы, аргументированные доказательства, яркость героев и сюжетов, близких массовому зрителю — вот залог успеха таких передач.
Рисунок 8. Выбор познавательной передачи
Для зрителя всегда наибольший интерес представляли передачи об окружающем мире. В этом отношении ничего не изменилось и в XXI веке. Изменились только технологии съемки, которые позволяют создать эффект присутствия. Зрителя привлекает возможность оказаться в месте, в котором он, вероятно, не побывает никогда.
Поп-культура современности не претендует на философскую глубину, она в большей мере репрезентативна, чем самоценна
внутренне. Она самоопределяется не через отталкивание от других, инокультурных форм и образцов, а через их присвоение. Ментальный портрет современного человека — это, прежде всего, портрет современного зрителя. Мы то, что мы смотрим.
Список литературы:
1. Ерасов Б.С. Социальная культурология. Пособие для студентов высших учебных заведений. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 1996, С. 458.
2. Захаров А.В. Массовое общество и культура в России: социальнотипологический анализ // Вопросы философии. 2003. № 9. СС. 3 - 16.
3. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. — М.: Кучково поле, 2007. — 464 с.
4. Мукерджи Ч., Шадсон М. Новый взгляд на поп-культуру // Полигнозис. Проблемный научно-философский и культурологический журнал, 2000, №№ 2, 3; 9.