Научная статья на тему 'Популяризация спорта посредством технологий массовых коммуникаций (на примере шахмат)'

Популяризация спорта посредством технологий массовых коммуникаций (на примере шахмат) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
801
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШАХМАТЫ / CHESS / ПРОДВИЖЕНИЕ / ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ / PROMOTION / МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / MASS COMMUNICATION / КОНТЕНТ / CONTENT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Харьковская Е. В., Бикбаев А. И.

В данной статье рассматриваются актуальные вопросы популяризации шахматного спорта посредством технологий массовых коммуникаций. Авторы анализируют современное состояние проблемы и предлагают направления для формирования устойчивого интереса населения к игре в шахматы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROMOTION OF SPORTS THROUGH TECHNOLOGY MASS COMMUNICATIONS (FOR EXAMPLE CHESS)

This article discusses topical issues of popularization of chess sport by means of technologies of mass communication. The authors analyze the current state of the problem and offers directions for developing a sustainable public interest in the game of chess.

Текст научной работы на тему «Популяризация спорта посредством технологий массовых коммуникаций (на примере шахмат)»

ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ СПОРТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИЙ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ ШАХМАТ)

Е.В. Харьковская, старший преподаватель А.И. Бикбаев, студент Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар)

Аннотация. В данной статье рассматриваются актуальные вопросы популяризации шахматного спорта посредством технологий массовых коммуникаций. Авторы анализируют современное состояние проблемы и предлагают направления для формирования устойчивого интереса населения к игре в шахматы.

Ключевые слова: шахматы, популяризация, массовая коммуникация, контент, продвижение.

В современном мире наступившая эра информационного общества в качестве основной ценности выдвигает совокупность знаний и информации. Массовая коммуникация выступает в качестве необходимого компонента жизни каждого человека. Именно при помощи современных технологий массовой коммуникации происходит реконструкция картины мира и определение приоритетов, что наделяет их ролью эффективных проводников социально-культурных ценностей. Одной из таких ценностей является здоровый образ жизни, в качестве неотъемлемой части которого выступает спорт.

Сохранение и укрепление здоровья подрастающих поколений признается одной из актуальных проблем российского общества. Важность ориентации на решения проблемы здоровья и здорового образа жизни детей отмечается в федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [1], «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» [2], национальном проекте «Здоровье», «Национальной доктрине российского образования», федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [3], «Президентской программе «Дети России» и др. В связи с этим одной из важных задач становится пропаганда спорта и здорового образа жизни, формирования у граждан России потребностей в поддержании и укреплении здоровья, проведении физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы.

Для настоящего времени характерно развитие спорта в двух направлениях: в сфере профессиональных достижений и в области массового спорта. При этом эти два компонента оказываются неразрывно связанными друг с другом: с одной стороны, успехи отечественных спортсменов порождают популярность отдельных видов спорта, с другой стороны, только регулярные занятия спортом большого количества людей (особенно детей и подростков) способны выявить «звездочек», которые впоследствии могут заблистать на отечественном спортивном небосклоне.

Среди всех видов спорта шахматы занимают особое место. Они не требуют большой физической подготовки, но напрямую зависят от подготовки умственной, которая, подчас, является более сложной и неординарной. Более того, шахматы являются прекрасной «тренировкой мозга»: они развивают ум, скорость мышления, память. И, конечно, совсем не совместимы с вредными привычками, делая свой вклад в формирование здорового образа жизни.

Именно поэтому в современном мире делаются шаги по популяризации шахмат. Так, например, игра в шахматы может быть введена в качестве обязательного предмета во всех школах Москвы, а к 2020 г., согласно планам Международной шахматной федерации, число играющих в шахматы на планете Земля должно достичь 1 миллиарда.

Любители шахмат, конечно, могут без труда найти информацию для себя в спе-

циализированных спортивных изданиях («New in chess», «Chess life», «Modern chess» и др.), на информационных сайтах в телекоммуникационной сети интернет (например, Спорт.ру на странице https://www.sports.ru/others/chess/, Спорт-Экспресс на странице http://www.sport-express.ru/chess/news/, Р-спорт на странице http://rsport.ru/chess/). Однако, для массовой популяризации шахмат как вида спорта этого мало.

В схеме коммуникаций, используемых в настоящее время для информирования аудитории о событиях и особенностях шахматного спорта, практически полностью отсутствует телевидение. Если не считать коротких информационных сообщений о поединке Карякина и Карлсена, в телевизионном контенте последних двух лет сложно найти тематические материалы, популяризирующие шахматный спорт.

Надо отдать должное: на сайте Первого канала все желающие могли наблюдать главный матч 2016 г. в борьбе за шахматную корону он-лайн [4]. Но этого мало для популяризации данного вида спорта: использование технологий массовых коммуникаций будет эффективно только при условии участия большой аудитории, которая лишь потенциально является любителями шахмат. И реализация такого потенциала, заключающегося в формировании устойчивого интереса населения к шахматам, и будет являться популяризацией.

Президент Международной шахматной федерации Кирсан Илюмжинов в декабре 2016 года заявил о том, что в России необходимо возродить шахматные телевизионные передачи: «Раньше у нас на первом канале, в советское время, я помню, по четвергам с 16:00 до 16:20 шла шахматная программа. Сейчас ни одной минуты этому на телевидении не уделяется. Все зависит от нас. Если на крупнейших каналах хотя бы 15 минут в день будет уделяться шахматам, мы будем развиваться» [5].

При популяризации шахмат нельзя не учитывать современные технологии. Возможности интернета на базе произошедших стремительных технологических изменений значительно расширили сектор информационно-коммуникационных тех-

нологий, изменили порядок организации различных сфер общественно-

хозяйственной жизни человека: образования и здравоохранения, промышленности и транспорта, финансовых услуг и розничной торговли, средств массовой информации и связи. Люди при помощи телеко-мунникационной сети интернет стали создавать и распространять собственный контент, что способствовало появлению на рынке новых ниш и их постепенному заполнению [6].

Высокую популярность набрали социальные сети, охватившие большую долю населения планеты. По популярности в мире первое место занимает Facebook, где зарегистрировано более 900 миллионов человек, на второй позиции - Twitter (350 миллионов), замыкает тройку лидеров -Pinterest (250 миллионов пользователей).

Примечательно, что в России самой популярной является социальная сеть ВКон-такте (52,7 миллионов человек), занимающая лишь девятую строчку в мировом рейтинге (70 миллионов пользователей со всего мира). Также россияне чаще всего заводят аккаунты в Одноклассниках (42,6 миллионов пользователей в России и порядка 100 миллионов в мире - восьмая по популярности соцсеть планеты). В тройку популярных в нашей стране социальных сетей также вошла сеть «Мой мир», объединяющая 30,6 миллионов пользователей [7].

В настоящее время социальные сети активно используются не только для общения и развлечения, но и в профессиональных целях: с их помощью продают товары и услуги, формируют имидж, информируют о проведении акций и специальных мероприятий. И этот ресурс обязательно должен быть использован при популяризации шахмат. Необходимо не просто создание страниц, профилей и тематических групп, но и продвижение в социальных сетях, как самих страниц, так и специализированных сайтов, посвященных шахматам.

Необходимо отметить также и невозможность создания эффективно работающего web-ресурса, посвященного шахматному спорту, без планирования его дальнейшего развития в силу необходимости

формирования сайта с учетом возможностей оптимизации и продвижения. Этому способствует разработка логичной структуры, планирование всех возможных путей посетителей, страниц входа и ключевых страниц. Одним из способов продвижения web-ресурса, посвященного шахматному спорту, может стать размещение контента в виде нескольких HTML-документов с перекрестными ссылками, что ускоряет индексацию сайта поисковыми системами.

В качестве важнейшего инструмента навигации в интернете в настоящее время выступают поисковые машины, к помощи которых в телекоммуникационной сети интернет прибегают не только для поиска информации, ее сравнения и анализа, но и для поиска друзей, знакомых, единомышленников, советов, а иногда - даже и смысла жизни. Для успешной популяризации web-ресурса, посвященного шахматному спорту, необходимо использовать ключевые слова в определенных HTML-тегах, исследовать поведенческие факторы в поисковой выдаче, а также сегментировать интернет-аудиторию. Под ключевыми словами в данном случае понимается совокупность слов или словосочетаний, по-

поисковым системам. Учет ключевых слов при определении позиции сайта в поисковых системах должен осуществляться исходя из коэффициента веса ключевого слова, который представляет собой количественный показатель повторения ключевых слов на сайте в процентном соотношении. Именно поэтому при использовании метода ключевых слов в продвижении сайта необходимо не только их упоминание в тексте контента, но и заключение данных слов в специальные, позволяющие увеличить их вес HTML-теги.

Таким образом, основными тенденциями в популяризации шахматного спорта посредством технологий массовых коммуникаций должны стать, во-первых, создание тематических телевизионных программ и систематическое размещение новостей в информационных блоках центральных каналов, и во-вторых, - активная работа в пространстве телекоммуникационной сети интернет с использованием возможностей социальных сетей, начиная с этапов создания интересного и насыщенного контента, посвященного шахматному спорту, и заканчивая применением современных технологий продвижения web-ресурсов.

могающих определение тематики статьи

Библиографический список

1. Федеральный закон от 04.12.2007 №329-ФЗ (ред. от 22.11.2016) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Собрание законодательства РФ. - 10.12.2007. - №50. - Ст. 6242.

2. Распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009 №1101-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. - 17.08.2009. - №33. - Ст. 4110.

3. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Собрание законодательства РФ. - 31.12.2012. - №53 (ч. 1). - Ст. 7598.

4. За шахматным поединком между Карлсеном и Карякиным можно следить онлайн // Официальный сайт Первого канала [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.1tv.ru/news/2016-11-11/313883-

za_shahmatnym_poedinkom_mezhdu_karlsenom_i_karyakinym_mozhno_sledit_onlayn (дата обращения 28.03.2017 г.).

5. Кирсан Илюмжинов предложил показывать шахматные передачи по ТВ // Официальный сайт Фонда «Шахматы в школе» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.chess-in-schools.Org/news/2016/12/6/ (дата обращения 28.03.2017 г.).

6. Алексунин В.А., Родигина В.В. Электронная коммерция и маркетинг в Интернете. -М.: Дашков и К, 2015. - С. 46.

7. Гуров Ф.А. Продвижение бизнеса через социальные сети: как выбрать нужный канал. - М.: Вершина, 2016. - С. 7.

PROMOTION OF SPORTS THROUGH TECHNOLOGY MASS COMMUNICATIONS

(FOR EXAMPLE CHESS)

E.V. Kharkovskaia, senior lecturer A.I. Bikbaev, student Kuban state university (Russia, Krasnodar)

Abstract. This article discusses topical issues of popularization of chess sport by means of technologies of mass communication. The authors analyze the current state of the problem and offers directions for developing a sustainable public interest in the game of chess. Keywords: chess, promotion, mass communication, content, promotion.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.