ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2013. № 2
ВЕДЕТСЯ ИССЛЕДОВАНИЕ
Е.Е. Макарова, аспирантка кафедры периодической печати факультета
журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: [email protected]
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ НАУКИ В ИНТЕРНЕТЕ:
СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Автор исследует научно-популярные интернет-ресурсы. Изучены научно-популярные сайты Интернета как важное средство научной популяризации.
Ключевые слова: популяризация науки, научно-популярный сайт, научно-популярный.
The author researches popular scientific internet sites. The popular scientific websites are studied as an important medium of promoting scientific knowledge.
Key words: science promoting, popular scientific site, popular scientific.
Появление в Интернете научно-популярных сайтов знаменует собой еще одно проявление общей тенденции укрепления позиций интернет-журналистики, которая, как уже отмечено современными исследователями, становится все более очевидным фактором общественной жизни [интернет-СМИ..., 2010, с. 51]. Феномен, носящий название «научная популяризация», возник в России в конце XVII — начале XVIII в., когда появились первые публикации, авторы которых пытались изложить сложный научный материал так, чтобы он был понятен наиболее широкому кругу людей. Напомним, что предмет научной популяризации — наука — «сфера человеческой деятельности, функция которой — выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат — сумму знаний, лежащих в основе картины мира»1. А слово «популяризировать» означает — «сделать — делать популярным, доступным, распростра-ненным»2. Под научной же популяризацией (или — популяризацией науки) в настоящее время понимается «процесс распространения научных знаний в современной и доступной форме для широкого круга людей (имеющих определенный уровень подготовленности для получения информации).
Развитие научной популяризации в нашей стране было вызвано острой необходимостью распространения в обществе достоверных
1 Советский энциклопедический словарь. М., 1982. С. 876.
2 Популяризировать // Большой толковый словарь русского языка. СПб., 2000. С. 923.
научных знаний. Именно они являются основой развития экономики, техники, медицины и других сфер общественной жизни. Наука как источник достоверного знания о действительности, как известно, осуществляется довольно узким кругом людей, обладающих неординарными способностями, использующими широкий спектр научных методов познания и соответствующую материально-техническую базу. Получаемые в ходе исследований знания могут быть исключительно сложными для восприятия неподготовленного человека, доступными лишь самим ученым. Сделать их достоянием максимально широких масс населения позволяет, в первую очередь, их популяризация, которая, будучи самостоятельным явлением, в то же время выступает и одной из сторон образования и просвещения. Важнейшие функции этого вида творческой деятельности состоят в следующем:
1) популяризация научного подхода к окружающей действительности;
2) распространение научных знаний в современной и доступной форме;
3) формирование образа науки как одной из наиболее привлекательных форм человеческой деятельности»3.
Основным каналом научной популяризации (с момента их появления в России) выступают СМИ. К концу XX в. в стране сложилась хорошо развитая система научной популяризации, в которой именно СМИ играли ведущую роль. Происходившая на переломе веков трансформация нашего общества, переход на рыночные пути развития, к сожалению, оказали разрушительное воздействие на систему популяризации науки. Многие издания «погибли», у многих резко упал тираж (так, например, тираж журнала «Юный натуралист» снизился в 325 раз!). Произошло это как из-за отсутствия внятной политики государства по отношению к науке и научной популяризации, так и из-за падения покупательных возможностей аудитории, падения престижа науки в обществе и т.д.
В последнее время в отношении государства к науке (а значит — и к научной популяризации) наметились важные изменения. Так, в 2012 г. Президент РФ Владимир Путин заявил, что государство существенно увеличит средства, выделяемые государственным научным фондам на поддержку перспективных научных исследований с тем, чтобы довести размеры грантов до того уровня, который соответствует грантам ведущих иностранных фондов. Он подчерк-
3 Яковенко И. А. Рынок научно-популярных журналов (аналитический обзор). URL: http://pressaudit.ru/rynok-nauchno-populyamyx-zhumalov-analiticheskij-obzor/ (дата обращения: 30.08.2012).
нул, что к 2018 г. «планируется выделить до 25 млрд рублей Российскому фонду фундаментальных исследований и Российскому гуманитарному научному фонду». «Причем размеры грантов будут сопоставимы с теми, которые предоставляют ученым ведущие иностранные фонды и университеты», — сказал президент4. Путин также сообщил о планах в будущем довести расходы на науку до 2,5% ВВП, в том числе за счет привлечения частных инвестиций. К 2015 г. планку расходов на научные исследования и разработки планируется поднять до уровня 1,8% ВВП. Данное обстоятельство способно дать мощный толчок как развитию науки, так и научной популяризации.
Важную роль играет и широкое внедрение Интернета в стране. В настоящее время уже треть населения имеет доступ к глобальной Сети. Использование Интернета открывает для научной популяризации новые возможности, такие, например, как 1) глобальность распространения информации; 2) возможность многоязычия; 3) мультимедийность; 4) интерактивность; 5) гипертекстуальность; 6) высокая селективность; 7) высокая маневренность; 8) высокая оперативность; 9) избирательность воздействия на аудиторию. Поэтому рост в Сети количества научно-популярных сайтов — не случайность.
Наше исследование показало, что в настоящее время в Интернете существуют разные типы научно-популярных ресурсов. Одни из них представляют собой электронные версии традиционных научно-популярных периодических печатных изданий и телевизионных передач («Юный натуралист», «Наука и жизнь», «Очевидное—невероятное», «National Geographic», «Российский космос», «Химия и жизнь—XXI век», «В мире животных», «Академия», «Мозговой штурм», «Жить здорово» и др.), другие являются самостоятельными сетевыми сайтами, выпускаемыми научными и просветительскими организациями, учебными заведениями (институтами), или отдельными энтузиастами — учеными — популяризаторами науки («Мембрана», «Мир Гео», «Биомолекула», «Км. наука», «Первые американцы», «Элементы», «Астронет», «Метеориты», «Мол-ген» и др.). В целом же все сайты образуют особую совокупность научно-популярных ресурсов, которая выступает новой типологической группой в системе российских СМИ.
Чтобы получить определенное представление о предметно-тематическом содержании и жанровых формах публикаций на сайтах этой группы, мы сделали репрезентативную выборку из 820 текстов и результаты их анализа изложили в двух таблицах. В одной — представили процентное соотношение (рейтинг) предметно-тема-
4 Комсомольская правда. 2012. 23 мая.
тических направлений отобранных публикаций, а в другой — процентное соотношение (рейтинг) таких публикаций в разных жанровых формах. Обратимся к табл. 1.
Таблица 1
Рейтинг предметно-тематических направлений научно-популярных сайтов (в % от общества числа публикаций)
№ п/п Предметно-тематическое направление Исследуемая группа научно-популярных сайтов (общий массив исследуемых текстов 4544)
1 Космос 28,4
2 История 16
3 Астрономия 13
4 Генетика 9,6
5 Биология 6,4
6 Медицина 6,4
7 Физика 4,7
8 Нанотехнологии 4,1
9 Компьютеры 3,1
10 Технологии 1,8
11 Архитектура 1,4
12 Энергетика 0,9
13 Транспорт 0,7
14 Математика 0,3
15 Автомобили 0,2
16 Авиация 0,2
17 Эволюция 0,2
18 Химия 0,1
19 Вооружения 0,07
20 Затмения 0,07
21 Антропология 0,05
22 Геология 0,03
23 Биотехнология 0,03
24 Археология 0,03
Как видим, на исследуемых сайтах популяризируется двадцать четыре основных предметно-тематических научных направления. Причем в первую десятку вошли (последовательно) науки о космосе, истории, астрономии, генетике, биологии, медицине, физике, нанотехнологиях, компьютерах, новых технологиях. Если попытаться объяснить, чем именно объясняется подобное соотношение популяризируемых научных направлений на изучаемых сайтах, то можно утверждать, что это результат той информационной политики, которую реализуют данные сайты. А она в свою очередь вытекает из субъективного преломления создателями сайтов, авторами объективных социальных потребностей (потребности российского общества в развитой экономике в целом, высокотехнологичном производстве, мощной науке, что невозможно сделать, не поддерживая науку и соответственно не популяризируя, прежде всего, те
ее направления, которые в наибольшей мере способствуют удовлетворению данных потребностей). Именно в силу данных причин (в результате взаимодействия названных объективных и субъективных факторов) в настоящее время на разных сайтах и сложилась своя устойчивая совокупность популяризируемых предметно-тематических направлений. При этом, как мы видим, на сайтах изучаемой группы практически не освещаются филологические, философские, психологические, экономические, педагогические, юридические науки. На наш взгляд, это упущение со стороны популяризаторов науки, поскольку существует достаточно много пользователей Интернета, которые нуждаются в популярных знаниях по этим дисциплинам. Данные предметно-тематические направления — один из резервов оптимизации содержательной стороны научно-популярных исследуемых сайтов.
Теперь обратимся к табл. 2.
Таблица 2
Рейтинг числа текстов в разных жанрах на исследуемых научно-популярных онлайн-сайтах (в % от общего числа публикаций)
№ п/п Жанры Исследуемая группа научно-популярных сайтов Рунета (общий массив исследуемых текстов — 4544)
1 Статья 48, 0
2 Заметка 39,2
3 Интервью 2,7
4 Очерк 1,4
5 Прогноз 0,8
6 Репортаж 0,3
7 Совет 0,3
8 Пресс-релиз 0,3
9 Эксперимент 0,2
10 Рецензия 0,2
11 История из жизни 0,1
12 Обозрение 0,1
13 Письмо 0,05
14 Анонс 0,05
15 Версия 0,04
16 Отчет 0,04
Проведенный в статье анализ жанровой структуры сайтов показал, что они используют большинство жанров, входящих в три основные жанровые группы (информационная, аналитическая, художественно-публицистическая) [Тертычный, 2002]. Причем у каждого сайта есть свои жанровые предпочтения, что объясняется их жанровой стратегией, связанной со стремлением применять такие формы изложения научно-популярной информации, которые представляются для создателей текстов наиболее оптимальными.
Устанавливается, что структура жанров на исследуемых научно-популярных сайтах имеет «разомкнутый» характер, связанный с ее развитием. Согласно рейтингу присутствия жанров на всех научно-популярных сайтах исследуемой типологической группы самыми распространенными являются два жанра — заметка и статья, составляющие от общего объема текстов на всех сайтах соответственно 48 и 39,2%. Тексты в жанре интервью занимают 2,7% и тексты в жанре очерка — 1,4%. Все остальные жанры представлены показателями, не превышающими одного процента от общего массива изученных текстов. Выявленная жанровая ориентация научно-популярных сайтов, на наш взгляд, может быть скорректирована в сторону увеличения числа текстов в других, слабо представленных или не представленных вовсе жанровых формах, что сделало бы изложение информации более «рельефным», более разнообразным и привлекательным для пользователя.
Современное развитие названной типологической группы сайтов характеризует ряд тенденций, складывающихся в результате взаимодействия уже обозначенных выше объективных и субъективных факторов. Наиболее очевидной является тенденция количественного роста научно-популярных ресурсов Интернета. Но определенные тенденции развития наблюдаются и в их функциональной стороне, а также — в содержательном наполнении сайтов и их жанровой палитре. Первая из тенденций проявляется в том, что научно-популярные сайты постепенно превращаются в своеобразную площадку для обсуждения междисциплинарных научных проблем учеными — представителями разных наук, что очень важно для интеграции разных наук [Таевский, 2008, с. 143—145]. Вторая тенденция проявляется в том, что научно-популярные сайты в Интернете, все больше расширяя доступ к публикуемому на них контенту, становятся наиболее доступным источником научно-популярной информации в стране, позволяющим массовой аудитории получать самое широкое представление о событиях в научном мире. Следующая тенденция состоит в постепенном укреплении роли научно-популярных сайтов как интегративнъх центров профессионального творчества, обмена опытом в сфере научной популяризации, совместной разработки сотрудниками, руководителями разных сайтов тех или иных акций по научной популяризации в сети или даже за ее пределами (организация фестивалей науки, совместных научных конкурсов, интернет-опросов аудитории, проведение Дней знания и пр.).
Явной становится тенденция укрепления и расширения на научно-популярных сайтах роли форумов и клубов как форм обмена мнениями между разными пользователями Интернета по поводу той или иной научной проблематики, освещаемой на сайтах. Не-
обходимо указать и еще на одну из тенденций, проявляющихся в развитии научной популяризации в глобальной Сети. Она состоит в стремлении сайтов все более активно использовать мультимедийные возможности сети для подачи научно-популярной информации. Одна из тенденций в развитии научно-популярных сайтов проявляется в попытке соединения информационного потенциала этих сайтов с информационным потенциалом научно-популярной бло-госферы, складывающейся в социальных сетях.
Наличие названных тенденций позволяет надеяться на то, что в обозримом будущем научно-популярные ресурсы Интернета станут еще более эффективным средством распространения в обществе научных знаний, что в свою очередь благотворно скажется на развитии всех сфер социальной жизни.
Список литературы
Интернет-СМИ.Теория и практика / Под ред. М.М. Лукиной. М.: Аспект-пресс, 2010.
Таевский Д.А. Интернет-СМИ как консолидирующая площадка для открытой дискуссии // Журналистика электронных сетей. Воронеж, 2008.
Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М.: Аспект-пресс, 2002.
Поступила в редакцию 11.10.2012