Научная статья на тему 'ПОПОЛНЕНИЕ В УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЯХ ПО ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ПСИХОЛОГИИ'

ПОПОЛНЕНИЕ В УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЯХ ПО ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ПСИХОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
56
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кузнецов Михаил Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОПОЛНЕНИЕ В УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЯХ ПО ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ПСИХОЛОГИИ»

УДК УДК 343.8:159.9(07)

ПОПОЛНЕНИЕ В УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЯХ ПО ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ПСИХОЛОГИИ

М. И. Кузнецов

Для цитирования

Кузнецов, М. И. Пополнение в учебных изданиях по пенитенциарной психологии / М. И. Кузнецов // Прикладная юридическая психология. - 2022. -№ 3(60). - С. 118-121.

Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

В последние годы опубликован ряд учебных изданий по различным отраслям юридической психологии. К ним относится и учебное пособие для вузов, выпущенное издательством «Юрайт» в 2020 г. [1]. Выход в свет новой книги стал реализацией одного из положений Программы развития воспитательной, социальной и психологической службы Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) на 2020-2022 годы, которым предусмотрено совершенствование психологического сопровождения подозреваемых, обвиняемых и личного состава.

В составе авторского коллектива -ученые факультета экстремальной психологии Московского государственного психолого-педагогическо-

© Кузнецов М. И., 2022

го университета, Научно-исследовательского института ФСИН России, Академии ФСИН России, а также сотрудник управления воспитательной, социальной и психологической работы ФСИН России. Следует заметить, что уже в самом названии книги авторы четко обозначили предмет учебного материала: психологическая работа с лицами, отбывающими наказание в местах лишения свободы, не касаясь других категорий осужденных. Издание опубликовано под общей редакцией профессора кафедры психологии профессиональной деятельности в уголовно-исполнительной системе психологического факультета Академии ФСИН России доктора психологических наук, профессора В. М. Позднякова.

При подготовке учебного пособия использованы материалы по психоло-

Научная жизнь

119

гии и другим отраслям науки, а также опыт отечественной и зарубежной пенитенциарной психопрактики.

Структурно учебное пособие состоит из введения, двух разделов и восьми тем, а также заключительной части.

Раздел I «Методолого-теоретиче-ские и психотехнические основы совершенствования психологической работы с осужденными, отбывающими наказание в виде лишения свободы» включает в себя две темы. В первой теме раскрывается вопрос о востребованности достижений пенитенциарной психологии в рамках реализации уголовно-исполнительной политики нашей страны и совершенствования деятельности пенитенциарной системы России с учетом современных вызовов. Вторая тема дает возможность обучающимся узнать об основных направлениях и психотехнических моделях психологической работы с осужденными на различных этапах отбывания ими уголовного наказания в местах лишения свободы: в период адаптации к условиям режима исправительного учреждения, на основном этапе, а также в процессе подготовки к освобождению.

Второй раздел посвящен описанию особенностей психологической работы с различными категориями осужденных. Так, третья тема раскрывает алгоритм работы психологов с несовершеннолетними осужденными, отбывающими наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях. При этом подчеркивается необходимость учета субкультурных влияний и лидерства в их среде, что является весьма актуальным в современных условиях.

В четвертой теме достаточно обстоятельно исследуются психологические особенности исправления осужденных

молодежного возраста. По официальным данным ФСИН России, в настоящее время отбывают наказание в виде лишения свободы более 35 000 осужденных в возрасте до 25 лет, требующих повседневного психологического сопровождения [2]. Пятая тема раскрывает особенности психологической работы в учреждениях, в которых отбывают уголовное наказание осужденные женщины.

Шестая тема описывает алгоритм психологического сопровождения осужденных мужского пола, отбывающих длительные сроки наказания в исправительной колонии. Седьмая тема раскрывает характеристику осужденных к пожизненному лишению свободы и описывает специфику их психологического сопровождения на разных этапах отбывания наказания. В восьмой теме излагаются особенности психологического сопровождения осужденных с различными психическими аномалиями личности и аддиктивными зависимостями.

Следует отметить необычный прием, использованный авторами учебного пособия: вместо привычного заключения они в последнем разделе предлагают меры по повышению психологической культуры сотрудников ФСИН России, что следует признать весьма оригинальным и актуальным.

Таким образом, материалы пособия раскрывают нынешнее состояние и перспективы психодиагностики, психологического консультирования, психокоррекции, психотерапии, тренингов и пр., реализуемых в рамках программно-целевого подхода и направленных «не только на исправление недостатков личности, но и на духовно-нравственную трансформацию осужденных» [1, с. 7-8].

Как показывает мониторинг деятельности образовательных организаций ФСИН России, учебное пособие востребовано курсантами, обучающимися по специальностям 37.05.02 Психология служебной деятельности, 40.05.02 Правоохранительная деятельность, осваивающими направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция, а также слушателями заочной формы обучения (специальность 44.05.01 Педагогика и психология де-виантного поведения). Несомненно, материалы книги представляют интерес для первоначальной профессиональной служебной подготовки, повышения квалификации и дополнительного профессионального образования.Успеш-ным представляется и использование материалов издания в образовательных организациях других министерств и ведомств, где изучается дисциплина «Юридическая психология». Весьма полезно оно для практических психологов, реализующих свою служебную деятельность в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, а также широкому кругу лиц, взаимодействующих при исправлении и ресоциа-лизации отбывающих наказание в виде лишения свободы. Учебное пособие доступно для преподавателей и обучающихся как в традиционном книжном формате, так и в электронной версии, что позволяет его использовать в электронной образовательной среде в рамках дистанционного обучения.

В качестве пожелания можно высказать следующее: в связи с формированием в нашей стране в ближайшей перспективе службы пробации представляется целесообразным при переиздании книги включить в нее темы, раскрывающие основные направления и различные модели психологической

работы с различными категориями осужденных к альтернативным видам наказания, а также психологического сопровождения освобожденных из мест лишения свободы.

Отрадно констатировать, что в последние годы подготовлен и вышел из печати целый ряд новых учебных изданий по различным направлениям юридической психологии, что позволяет значительно совершенствовать образовательный процесс в вузах различной ведомственной принадлежности как в традиционном, так и в дистанционном формате проведения учебных занятий [3-6].

Библиографический список

1. Пенитенциарная психология: психологическая работа с осужденными, отбывающими наказание в виде лишения свободы : учеб. пособие для вузов / В. М. Поздняков [и др.] ; под общ. ред. В. М. Позднякова. М. : Юрайт, 2022. 222 с. // Образовательная платформа «Юрайт». URL: https://urait. ru/bcode/496433 (дата обращения: 09.07.2022).

2. Характеристика лиц, содержащихся в исправительных колониях для взрослых : официальный сайт ФСИН России. URL: http://фсин.рф/news/ index. php?ELEMENT_ID=172839 (дата обращения: 22.07.2022).

3. Кириллова Т. В. Размышления над книгой «Пенитенциарная психология» :учебник(рецензия) // Прикладная юридическая психология. 2022. № 1(58). С. 147-151.

4. Кузнецов М. И. Новая область психологической науки и практики // Прикладная юридическая психология. 2021. № 1(52). С. 141-143.

5. Кузнецов М. И. Психология служебной деятельности : учебник и прак-

Прикладные и экспериментальные исследования

121

тикум для вузов (рецензия) // Прикладная юридическая психология. 2021. № 3(54). С. 111-113.

6. Кузнецов М. И. Рецензия на монографию «Психодинамика гендерных

особенностей расстройств личности и психопатоподобного поведения в криминальной среде» // Прикладная юридическая психология. 2021. № 4(57). С. 125-127.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.