Научная статья на тему 'Попечительский совет образовательной организации'

Попечительский совет образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
585
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Попечительский совет образовательной организации»

Раздел III. Актуальные проблемы права

Н.Н. Бажанов

ПОПЕЧИТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Реорганизация исполнительной вертикали власти проявилась, и в системе образования. Начало этим изменениям положил ФЗ № 122 от 22.08.2004 г. [1], в развитие которого Правительство предложило еще два проекта Федеральных законов: «Об автономных учреждениях» [2] и «О государственных (муниципальных) автономных некоммерческих организациях» [3]. Стремление государства отказаться от такой организационно-правовой формы, как государственное учреждение было подробно исследовано автором в работе [4], и в настоящее время мы становимся свидетелями практического воплощения этих планов. Именно поэтому в заглавии работы используется термин «организация» как наиболее адекватно отражающий вектор изменений в образовательной сфере РФ.

Упоминание о попечительском совете появилось еще в 1996 г. в п. 2 ст. 35 Закона РФ «Об образовании». Позже об этих советах еще раз вспомнили в инструктивном письме Минобразования РФ, однако новацией в управлении вузами попечительские советы не стали. И это не случайно, ибо в Типовом положении о вузе [5] по-прежнему декларировалось, что «...общее руководство учебным заведением осуществляет выборный представительный орган - ученый совет» (ст. 53). «Непосредственное управление деятельностью высшего учебного заведения осуществляет ректор (ст. 56)». О попечительском совете сказано, что он «может создаваться» наряду с «другими советами по различным направлениям деятельности» (кстати, ТРТУ в своем уставе, как и большинство вузов России, ограничился общей фразой о том, что Совет попечителей «может быть создан», причем положение о нем будет утверждать ученый совет вуза).

В названных выше проектах федеральных законов предлагается принципиально новая схема управления вузом. А именно, ст. 9 «Основы управления автономным учреждением» проекта ФЗ «Об автономных учреждениях» определяет следующее: «Органами автономного учреждения являются попечительский совет, руководитель автономного учреждения и иные органы, предусмотренные федеральным законом и уставом автономного учреждения».

Обратим внимание на то, что ст. 9 «Основы управления государственной (муниципальной) автономной некоммерческой организацией» проекта ФЗ «О государственных (муниципальных) автономных некоммерческих организациях» почти дублирует приведенный выше текст: «Органами государственной (муниципальной) автономной некоммерческой организации являются попечительский совет, единоличный исполнительный орган и иные органы, предусмотренные федеральным законом и уставом организации (ученый совет, художественный совет и др.).

Уставом государственной (муниципальной) автономной некоммерческой организации может быть предусмотрено создание коллегиального исполнительного органа». Теперь уже ученый совет входит в «иные органы»!

В ответ на вопрос о необходимости столь радикальных изменений в структуре управления государственными или муниципальными учебными заведениями (автор имеет в виду не только вузы, но и средние школы, в которых роль попечительских советов не менее, а может быть и более важна, чем в вузах!) можно привести слова бывшего министра образования РФ, а ныне помощника Председателя Правительства В.М. Филиппова: «Мы все прекрасно понимаем, что в абсолютном большинстве случаев ученые советы вузов работают по старым советским традициям в принципиально изменившихся условиях перехода к демократическим принципам управления в условиях рыночной экономики. В новых условиях вузы в большей степени стали заниматься вопросами экономики, коммерческой, хозяйственной деятельности, а ученый совет, куда, как правило, входят заведующие кафедрами, в таких вопросах разбираются плохо». Если прогнозировать развитие ситуации дальше, то тенденция объединения учебных организаций с научными и инновационными фирмами приведет к созданию комплексов, управление которыми должно быть принципиально иным, чем в университетах. Можно предположить, что структура таких комплексов будет близка к холдингу. В таком случае назначение и целевые функции попечительских советов по своему смыслу и содержанию совпадают с назначением и функциями управляющей компании в холдинге. Главная проблема, с которой в настоящее время сталкиваются реформаторы - это традиционный консерватизм вузов (в частности, университетов) и жесткая командно -административная система управления учебными организациями. Законодателям важно найти правильный компромисс между интересами государства в эффективном использовании своего имущества и отказом от жесткой регламентации действий университетов, не являющимися негосударственными. Интересно отметить, что в связи с глобализацией образования (частный пример: в апреле 2005 г. Американский ТрансКультуральный Институт проводит международную конференцию «Глобализация в образовании: будущее обучения», в программе которой заявлено создание Всемирной Федерации Образования. Кроме этого, планируется:

• участие в разработке международных стандартов высшего образования, требования к конвертируемому диплому и пр.;

• вопросы менеджмента в образовании, аккредитации вузов и общей политики в педагогике;

• вопросы разработки учебных программ;

• дистанционное обучение;

• новые методики в педагогике;

• начальное, среднее и высшее образование;

• образование, предназначенное для людей с физическими или/и психическими отклонениями;

• вопросы международного сотрудничества и создание совместных интернациональных программ обучения;

• пожизненное обучение и повышение квалификации.

Подобная озабоченность существует во всем мире.

Обсуждаемые новации Правительства в сфере управления образованием и наукой не являются сугубо национальной проблемой. Этот факт подтверждается материалами Глионского коллоквиума, один из участников которого (Люк И. Вебер) сказал: «И, наконец, что действительно важно для высших учебных заведений, финансируемых главным образом государством, - им должна быть предоставлена широкая и реальная автономия. Управление университетом - это чрезвычайно сложная задача; близорукое политическое вмешательство может только при-

чинить вред. Учреждение должно иметь четкие задачи, которые определяют то, что от него ожидается, должно быть свободно в действиях и должно нести ответственность. Кроме того, такая автономия должна гарантироваться не только в общем законодательстве, касающемся сферы образования, но также должна быть учтена и в других областях законодательства». И эта точка зрения не единственная.

В работах многих зарубежных авторов выражается тревога по поводу того, что в современных университетах отсутствует эффективный менеджмент и отсутствует четко продуманная политика, отвечающая требованиям современного рынка. Даже в ведущих западных университетах министерства и государственные агентства вмешиваются во внутреннее управление университетскими делами, а «факультетские советы иногда используют свою власть, чтобы обеспечить соблюдение собственных специальных интересов» [6]. Так как в настоящее время Правительство РФ ищет новые пути эффективного управления государственной собственностью в сфере образования, то, вероятно, опыт США и Западной Европы будет использован в России. Он заключается в том, что за рубежом в основном государственными университетами управляют попечительские советы, состоящие большей частью из представителей государства. Проблема эффективного менеджмента университетами является в настоящее время одной из самых острых. Отметим, что общим правилом за рубежом являются обширные полномочия и реальная власть попечительских советов. Именно такую тенденцию мы наблюдаем в проектах указанных выше федеральных законов РФ. Однако, в отличие от сложившихся традиций разделения власти в европейских университетах, будущая роль ректората и ученого совета в российских вузах полностью не ясны.

Для понимания роли и места попечительских советов в образовательных организациях (учреждениях) в российской образовательной системе представляется полезным процитировать Франка Х.Т. Роудса, который от имени Г лионского коллоквиума [7] написал «Г лионскую декларацию-2». В этом документе выражено общее мнение руководителей известных западных университетов о том, что «попечительский совет несет ответственность за благополучие всех членов вуза и является хранителем его ресурсов, он несет особую ответственность за обеспечение соответствующих процессов, упорядоченных процедур и соответствующего уровня принятия и обжалования решений. Существует огромное число различий между руководством и менеджментом. Руководство включает в себя ответственность за формулировку миссии и целей университета; наблюдение за его ресурсами; утверждение его политики и процедур; назначение, повторное рассмотрение и поддержку его президента, а также понимание его программ и действий на основе информации. Менеджмент, в противовес, включает в себя ответственность за эффективную работу вуза и достижение его целей в рамках политики и процедур, одобренных советом; эффективное использование его ресурсов; творческую поддержку и осуществление преподавания, научных исследований и услуг, а также установление самых высоких стандартов ученой честности и профессионализма. В обязанности совета входит руководство, а не менеджмент. Для членов попечительского совета в силе остается проверенный девиз: «смотреть в оба, но руки прочь» [8].

Анализируя проекты федеральных законов, с помощью которых предстоит реорганизация государственных образовательных учреждений (ГОУ), можно сделать вывод о том, что разработчики закона не учли многие особенности образовательной деятельности и сложившуюся систему управления в российских вузах (как государственных, так и частных). Традиции единоначалия и коллегиальности (ректор - ученый совет) достаточно сложно, на мой взгляд, заменить попечитель-

ским советом, состав которого формируется на иных, чем ученый совет, принципах. Разумеется, в проекте ФЗ «Об автономных организациях» не раскрываются полномочия и прерогативы ученого совета и новая роль ректора в судьбе вуза. Вторым большим недостатком рассматриваемых проектов федеральных законов является формулировка, ограничивающая участие бизнеса в деятельности вуза. Это проявилось в описании состава попечительского совета, в котором наряду с представителями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта РФ или органов местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом, включены и «...представители общественности, в том числе лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности». В такой ситуации трудно представить в попечительском совете работодателя, который заинтересован в выпускниках вуза, но в силу жизненных обстоятельств не имеющего заслуг в сфере образования.

В заключение можно сформулировать несколько выводов, следующих из анализа реформ, проводимых Правительством:

• невозможно внедрять рыночные принципы и при этом жестко регламентировать любую деятельность государственных учебных заведений. Введение попечительских советов - первый шаг к переориентации образования из социальной сферы в производственную;

• если согласиться с аксиомой допустимости рыночной конкуренции в сфере образования, то следующим шагом должен явиться отказ от деления вузов на государственные и негосударственные. Единственным критерием становится качество подготовки специалистов и их востребованность на рынке труда;

• Правительству следует вернуться к тщательному анализу проекта ФЗ «Об университетах», дополнив его положениями об инновационно-предпринимательских структурах, интегрирующих науку и образование, а также осуществляющих сближение с промышленным производством с целью продвижения наукоемкой продукции на рынок.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. ФЗ № 122 от 22.08.2004 г. «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об обшдх принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»».

2. ФЗ «Об автономных учреждениях» (проект).

3. ФЗ «О государственных (муниципальных) автономных некоммерческих организациях» (проект).

4. Бажанов Н.Н. О проектах федеральных законов, затрагивающих образовательные учреждения высшего профессионального образования // Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Актуальные проблемы экономики, менеджмента и права».- Таганрог: Изд=во ТРТУ, 2004. № 4 (39).

5. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации. Утверждено постановлением Правительства РФ от 05.04.2001 № 264.

6. Глионская декларация (Глионский коллоквиум, май 1998 г., Швейцария).

7. Бажанов Н.Н. Что было принято в Глионе // «Академия», № 35 от 27.11.2004 г.

8. Франк Х.Т. Роудз. Глионская декларация-2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.