Научная статья на тему 'Поп-арт как современное направление художественного проектирования'

Поп-арт как современное направление художественного проектирования Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1215
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
художественное проектирование / поп-арт / новый реализм / народное искусство / нео-дадаизм / арт-сообщество. / artistic design / pop-art / New realism / folk art / neo-dadaism / art community.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Праслова Валентина Александровна

В статье рассмотрен поп-арт как современное направление художественного проектирования. Это искусство, которое возникает в среде британских художников и дизайнеров как попытка осознать феномен американской популярной культуры. Особое внимание уделено работам художников, писателей, режиссеров, дизайнеров последователей поп-арта. Исследованы приемы создания и внедрения произведений искусства в художественное проектирование и проанализированы основные темы, которые они затрагивают.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POP-ART LIKE MODERN DIRECTION IN ARTISTIC DESIGN

In the article pop art is considered like modern direction in artistic design. It is art which was created by british artists and designers like attempt to realize ametican pop art phenomenon. Particular attention is paid to works of artists, writers, directors, designers pop art followers. Ways of creating and implementation of masterpieces into artistic design are explored, and the major themes which they affects are analyzed.

Текст научной работы на тему «Поп-арт как современное направление художественного проектирования»



УДК 72.01, 72.03, 72.04, 72.07, 745, 747, 749

Праслова Валентина Александровна Кандидат архитектуры, доцент кафедры дизайна архитектурной среды Киевский национальный университет строительства и архитектуры,

ORCID: 0000-0002-9342-6996 РР!: 10.24411/2520-6990-2019-11169 ПОП-АРТ КАК СОВРЕМЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Praslova Valentyna Alexandrovna

PhD of Architecture, associate professor, Department of Design of the Architectural Environment Kyiv National University of Construction and Architecture

ORCID: 0000-0002-9342-6996

POP-ART LIKE MODERN DIRECTION IN ARTISTIC DESIGN

Аннотация

В статье рассмотрен поп-арт как современное направление художественного проектирования. Это искусство, которое возникает в среде британских художников и дизайнеров как попытка осознать феномен американской популярной культуры. Особое внимание уделено работам художников, писателей, режиссеров, дизайнеров последователей поп-арта. Исследованы приемы создания и внедрения произведений искусства в художественное проектирование и проанализированы основные темы, которые они затрагивают.

Abstract

In the article pop art is considered like modern direction in artistic design. It is art which was created by british artists and designers like attempt to realize ametican pop art phenomenon. Particular attention is paid to works of artists, writers, directors, designers pop art followers. Ways of creating and implementation of masterpieces into artistic design are explored, and the major themes which they affects are analyzed.

Ключевые слова: художественное проектирование, поп-арт, новый реализм, народное искусство, нео-дадаизм, арт-сообщество.

Key words: artistic design, pop-art, New realism, folk art, neo-dadaism, art community.

Поп-арт (англ. popular - "народное" искусство) - направление искусства позднего модернизма, которое возникает как протест против иерархии, оценки и разделения на "высокую" и "низкую" культуру, установленного официальным видом искусства, таким как абстрактный экспрессионизм. Это послевоенное направление второй половины ХХ века бесспорно актуально и сегодня. Речь идет об искусстве общества потребления, перепроизводства продуктов и массовой культуры, главным образом которого становится образ рекламы. Как и новый реализм, поп-арт развивается из нео-дада-изма. Однако это направление идет дальше, создавая медийный мир фантомов для реальной жизни реальных вещей. То есть поп-арт развивает специфический язык, который дает возможность его выражать и развивать.

Поп-арт возникает в среде художников и философов как протест против живописи - слишком официального искусства. Поэтому этому направлению присуща ироничность и постоянная борьба со штампами и академичностью высокого искусства. Ведь позиция экспрессионизма быть выше повседневности и реальной жизни не могла не вызвать негативную реакцию в арт-сообществе. Возникает поп-арт в 50 - 60х годах XX века на территории Ве-

ликобритании как попытка осознать феномен американской культуры. Именно Англия ставит вопрос о новой эстетике и новом языке, возникших в США. Языку народного искусства присуще эйфориче-ское, веселое настроение, отсутствие драматизма, оттенок кустарности, народности, ярмарочности и детской наивности. Термин поп-арт впервые упомянул в журнальной статье в 1956 британский критик Лоуренс Аллоуэй. Вопреки суровым отзывам, искусство поп-арта широко распространилось в американской культуре и оказало влияние на архитектуру и дизайн. В них используют язык афиш и вывесок, рекламу, подсветку. Эстетика поп-арта является источником идей и средств художественного проектирования.

Очень интересным в рамках статьи является исследование Ирины Кулик, автора многочисленных публикаций, посвященных современному искусству, литературе, кино и рок-музыке, преподавательницы школы современного искусства РГГУ, РАТИ и института проблем современного искусства, куратора российско-французской выставки мультимедийного искусства "Total Recall" и отдела театра, перфоманса, кино и видео в культурологическом проекте "Агасфер". Материалы ее исследования стали основой системы внедрения приемов

произведений поп-арта в художественное проектирование.

Первой парой приемов являются коллаж и де-коллаж Примером такой работы является коллаж Ричарда Гамильтона "Так что же делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?". Он считается первой работой в стиле поп-арт. Деколлаж - визитная карточка Миммо Ро-телла. Далее следует прием, использующий технику поляроид и айпед. Ярким представителем этой техники является Дэвид Хокни - английский живописец, график, театральный художник и фотограф. Далее следует реди-мейд и антиреди-мейд -как следующая пара приемов создания произведений поп-арта. Реди-мейд в контексте изобразительного искусства впервые использовал французский художник Марсель Дюшан. Антиреди-мейд - это находка и визитная карточка Джаспера Джонса. В следующем приеме сгруппированы работы, в которых поднимаются вопрос: что является и что не является искусством. Эти темы возникают в работах Рихтера, Уорхола, Лихтенштейна и других. Сюда же можно отнести тему разоблачения живописи и тему образа-маски, отделившегося от своего знаменитого обладателя. Особое место занимают произведения-иллюзии. Для этого приема характерной темой становятся картины-ловушки Даниэля Спёрри. Параллельно развивается тема игры с масштабом. С этим типом визуальности работает Джеймс Роземквист.

Не менее популярен комикс в качестве языка для своего искусства. Комикс становится основой для работ у Роя Лихтенштейна, Уорхола, Такаши Мураками и других. В произведениях Кита Ха-ринга из граффити и клубной культуры рождается живопись-орнамент - интернациональный язык не нуждающийся в словах и надписях. Далее следует комбинированная живопись. Это произведения, в которые включается все, что угодно - как в работах Роберта Раушенберга. Развитием этого приема является ассамбляж и инсталляции. И кинетическое искусство с его движущимися произведениями и Жан Тенгли (27, 29, 30).

Список литературы

Праслова В. А. Художественное проектирование архитектурной среды [Текст]: конспект лекций для иностранных студентов специальности 191 "Архитектура и градостроительство" отрасль знаний 19 "Архитектура и строительство" / В. А. Прас-лова; Киев. нац. ун-т стр-ва и архит. - К.: КНУСА, 2019. - 52 с.

Праслова В. О. Арт-дизайн в художньому про-ектувант / В. О. Праслова // Сучаснi проблеми архтектури та мютобудування. - 2019. - Вип. 53. -С. 110-115.

Праслова В. О. Прийоми впровадження нових будiвельних матерiалiв в художньому проектуванш / В. О. Праслова // Сучаст проблеми архтектури та мiстобудування. - 2019. - Вип. 54.

Праслова В. О. Матерiал в художньому проектуванш, Матерiали V Мiжнародноl науково-практично! конференций «Архтектура iсторичного

Киева. В1М та тформацтт технологи в архтек-mypi» К: КНУБА, 22 листопада 2019 - С. 79-80.

Праслова В. О. Перфоманс в художньому проектуванш / В. О. Праслова // Сучаст проблеми архтектури та мктобудування. - 2018. - Вип. 52. -С. 115-120.

Праслова В.О. Оновлення процесу проекту-вання об'екпв в предметному дизайш / В. О. Праслова, А. С. Андрощук // Архтектурний eicmuK КНУБА: НАУК. -вироб.збiрник / Ввдповвд.ред. Кулжов П.М. - 2018. - Вип. 16. - С. 145-152.

Праслова В. О. Хепеншг в художньому проектуванш мкького середовища / В. О. Праслова // Zbiôr artykuiôw naukowych "Priorytetowe obszary badawcze: od teorii do praktyki". Warszawa: Diamond trading tour, 2017. - С. 10-14.

Праслова В. О. 1нсталяцп в художньому проектуванш мкького середовища середовища / В. О. Праслова // Zbiôr artykuiôw naukowych "Badania podstawowe i stosowane: wyzwania i wyniki". Warszawa: Diamond trading tour, 2016. - С. 6-10.

Праслова В. О. Художне проектування архитектурного середовища [Текст]: Завдання та ме-тодичш вказiвки до практичних занять для сту-денпв 5 курсу спещальносп 7.06010203, 8.06010203 «Дизайн архггектурного середовища» / В. О. Праслова; Кшв. нац. ун-т буд-ва i архгг. - К.: КНУБА, 2013. - 16 с.

Праслова В.О. Художне проектування архгтек-турних об'екпв / В. О. Праслова // ZBIOR RAPORTOW NAUKOWYCH. Warszawa: Diamond trading tour, 2014. - С. 16-18.

Праслова В. О. Сучасш напрями художнього проектування / В. О. Праслова // Сучаст проблеми архтектури та мктобудування. - 2012. - Вип. 29.

- С. 131-135.

Праслова В. О. 1стортя становлення художнього проектування / В. О. Праслова // Сучаст проблеми архтектури та мiстобудування. - 2012. -Вип. 29. - С. 126-130.

Праслова В. О. Художне проектування предметного наповнення архитектурного середовища / В. О. Праслова // Сучаст проблеми архтектури та мктобудування. - 2012. - Вип. 30. - С. 124-129.

Праслова В. О. Художне проектування архитектурного середовища [Текст]: конспект лекцш для студ. 5 курсу спец. 7.06010203 "Дизайн архитектурного середовища" / [В. О. Праслова]; Кшв. нац. ун-т буд-ва i архгг.. - К.: КНУБА, 2012. - 31 с. -Бiблiогр.: с. 28-31.

Праслова В. О. Засоби художнього проекту-вання середовищних об'екпв i систем / В. О. Праслова // ТрадицН та новацИ' у вищт архтектурно-художтй освiтi. - 2012. - № 1. - С. 90-93.

Праслова В. О. Художне проектування та пар-кове мистецтво / В. О. Праслова // ТрадицН та новацИ'у вищш архiтектурно-художнiй освiтi. - 2012.

- № 2. - С. 32-34.

Праслова В. О. Категори "вдет" та "теми" в художньому проектуванш / В. О. Праслова // Сучасн проблеми архтектури та мiстобудування. - 2011.

- Вип. 26. - С. 82-86.

«ш^шетим-^шгмак»,®!!!)),!©!© /

33

Праслова В. О. Прийоми оргашзацп свпло-вого середовища тдземних торговельно-розва-жальних комплексiв / В. О. Праслова // Вiсник Харювсько'1 державно'1 академИ дизайну i ми-стецтв. Мистецтвознавство. Архитектура. -2009. - № 8. - С. 103-112.

Праслова В. О. Принципи художньо-декоративно! оргашзацп тдземних торговельно-розва-жальних комплекав / В. О. Праслова // Вiсник Харювсько'1 державно'1 академИ дизайну i ми-стецтв. Мистецтвознавство. Архитектура. -2009. - № 3. - С. 119-127.

Праслова В. О. Класифжащя тдземних торго-вельно-розважальних комплекав / В. О. Праслова // Сучаснi проблеми архiтектури та мiстобудування. - 2008. - Вип. 19. - С. 232-237.

Праслова В. О. Архиектурно-планувальна ор-гатзащя тдземних торговельно-розважальних комплекав / В. О. Праслова // Вкник Харювсько'( державно'1 академИ дизайну i мистецтв. Мистецтвознавство. Архитектура. - 2008. - № 15. -С. 115-123.

Праслова В.О. Принципи i прийоми архитектурно! оргашзацп тдземних торговельно-розважальних комплекав / В. О. Праслова // Перспективы на-прямки проектування житлових та громадських будiвель. - 2008. - Вип. Органiзацiя комфортного середовища життeдiяльностi мюьких поселень. - С. 118-125.

Праслова В.О. Впчизняний досвщ проектування i будiвництва тдземних торговельно-розва-жальних комплекав в найзначшших мютах / В. О. Праслова // Вкник Харювсько'1 державно'1 академИ

дизайну i мистецтв. Мистецтвознавство. Архитектура. - 2007. - № 6. - С. 123-130.

Праслова В.О. Аналiз архиектурно -плану ва-льно! оргашзацп сучасних пвдземних торговельно-розважальних комплекав м. Киева / В.О. Праслова // Сучаст проблеми архтектури та мютобуду-вання. - 2007. - Вип. 18. - С. 278-284.

Праслова В.О. Особливосп функцюнально! оргашзацп тдземних громадських комплекав (на приклащ м. Киева) / В.О.Праслова, Т.В.Малш // Пе-рспективш напрямки проектування житлових та громадських будiвель. - 2007. - Вип. Регюнальш особливосп будiвництва цившьних будiвель та споруд. - С. 105-110.

Праслова В. О. Аналiз вторичного досввду проектування i будiвництва тдземних торгове-льно-розважальних комплекав / В. О. Праслова // Сучасш проблеми архiтектури тамктобудування. - 2006. - Вип. 15. - С. 335-339.

1. Кулик И. Энди Уорхол. Поп-арт как vanitas. [Електронний ресурс]: Лекция И.Кулик из цикла «цикла «XX век — 20 революционеров» в Музее «Гараж».

2. Варенников Д. К 90-летию Энди Уорхола: ретроспектива в Нью-Йорке ЩТЕР'£Р+ДИЗАЙН // Д.Варенников.

3. Кулик И. Йозеф Бойс — Энди Уорхол. Художник-шаман и художник-медиум [Електронний ресурс]: Лекция И.Кулик из цикла «Несимметричные подобия» в Музее современного искусства «Гараж».

4. Кулик И. Поп арт и его последователи [Електронний ресурс]: Лекция И.Кулик в Институте УНИК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.