УДК 340.1
ПООЩРИТЕЛЬНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ
КАК СРЕДСТВО ПРАВОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
НА ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ
© Шабаева О. А., 2011
Рассматриваются проблемы использования поощрительных норм в процессе формирования и функционирования гражданского общества современного демократического государства. Автор приходит к выводу о необходимости применения поощрительного стимулирования в целях развития гражданского общества.
Ключевые слова: гражданское общество; поощрительные нормы; поощрительное стимулирование.
Построение в России правового государства и формирование гражданского общества предполагают расширение свободы личности, стимулирование социально полезной деятельности граждан, повышение их политической и правовой активности.
Понятие гражданского общества имеет долгую и сложную историю. На эту тему встречаются различные суждения в научной литературе и в настоящее время [1]. С одной стороны, это свидетельствует о его актуальной значимости, а с другой — связано с тем, что «идея гражданского общества» и поиск вероятных путей ее осуществления не получили надлежащего концептуального оформления, а потому и не сложился тот необходимый уровень теории, который принимается в качестве аксиомы.
В современной научной литературе встречаются различные трактовки гражданского общества, под ним чаще всего понимают именно негосударственную сферу общественной жизни, которая относительно независима от государства, способна ему противостоять и в той или иной мере контролировать его и подчинять своим интересам [2]. То есть государство и гражданское общество принято рассматривать как две взаимодействующие друг с другом и в то же время относительно самостоятельные части единого социального организма. Вместе с тем во взглядах отдельных современных исследователей прослеживается и более широкая трактовка гражданского общества, согласно которой гражданское общество — это не столько негосударственная сфера общественной жизни, сколько само общество как
таковое, обладающее определенными качественными признаками [3]. Такое общество складывается в результате развития и укрепления той самой относительно независимой от государства сферы общественной жизни, которую традиционно называют гражданским обществом и которая со временем способна изменить и само общество в целом, и существующее в нем государство.
Думается, широкая трактовка гражданского общества является более удачной по сравнению с его узкой трактовкой. Она позволяет охарактеризовать гражданское общество как целостное социальное образование, как общество, которому присущи определенные признаки и институты, включая государство и позитивное право. Кроме того, широкая трактовка позволяет провести четкое разграничение между гражданским и традиционным, гражданским и тоталитарным обществами [4].
Итак, гражданское общество в его широком понимании — это определенная ступень в развитии общества, определенный тип государственно-организованного общества, который исторически приходит на смену традиционному обществу, присущему эпохе рабовладения и феодализма.
Рассмотрим признаки гражданского общества.
Во-первых, гражданское общество — это общество, основу которого составляют частная собственность и многоуровневая рыночная экономика.
Во-вторых, это обязательно демократическое общество, т. е. общество с достаточно развитыми институтами как непосредственной, так и представительной демокра-
тии. Все вопросы государственной и общественной жизни должны в таком обществе решаться либо непосредственно народом, либо при его широком и активном участии через различные общественные институты (объединения).
В-третьих, это правовое общество, т. е. общество, в котором господствует право, признаются и обеспечиваются естественные права человека, действуют правовые законы.
В-четвертых, это общество, которое характеризуется самоорганизованностью, широко развитым самоуправлением народа.
В-пятых, это общество, в котором центральное место занимает человек, выступающий как свободная личность и подлинный гражданин своей страны.
В-шестых, это общество, в котором все равны перед законом и правосудием. Это общество с равными возможностями.
Развитие реформаторских процессов в России, связанных со сменой социально-экономического и политического строя, повышение ценности права для каждого человека создали объективные условия для расширения сферы правового поощрения. При помощи таких норм программируются поведение участников общественных отношений, ориентированных на привлекательность подобных действий, и заранее обещанные благоприятные последствия. Этим не только обеспечивается надлежащая реализация правовых норм, но и укрепляется уважение к праву, повышается правосознание и тем самым формируется гражданское общество.
Правовое регулирование, основанное на методе поощрения, связано с добровольностью, свободой выбора поведения, заинтересованностью. Метод поощрения проявляется через возбуждение желания быть поощряемыми как у тех, кто заслуживает поощрения, так и у окружающих [5].
Социальная ценность поощрительных норм состоит в том, что они снимают ограничения, сдерживающие позитивную активность личности, предоставляя ей свободу действовать по своему усмотрению. Со стороны государства отсутствует «право требования» действовать определенным образом. Государство лишь заинтересовывает субъекта выгодностью последствий, которые могут наступить в результате достижения желаемого результата.
Представляется возможным проанализировать использование поощрительного стимулирования в развитии гражданского общества в России в контексте его значения
для основных сфер гражданского общества (экономической, социальной, политической, информационной).
Приоритетными направлениями в развитии современного гражданского общества являются стимулирование развития экономики, стимулирование и поддержание предпринимательской деятельности, проведение грамотной налоговой политики.
Рассматривая конституционные основы гражданского общества в Российской Федерации, прежде всего, следует обратить внимание на нормы, регулирующие основы экономической системы. Так, в п. 2 ст. 8 Конституции РФ устанавливаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности, и государство обеспечивает равную их защиту. Пункт 2 ст. 9 Конституции РФ предусматривает нахождение земли, природных ресурсов в различной собственности, а ст. 36 Конституции РФ указывает на право граждан и их объединений иметь в собственности землю. Провозглашается свобода пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами, если это не наносит ущерб окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. В целях создания основ социальной рыночной экономики Конституция РФ (ч. 1 ст. 8) гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансов, поддержку конкуренции и свободы экономической деятельности [6].
Рынок — самоорганизующаяся система, но это вовсе не значит, что государство не может участвовать в отлаживании и совершенствовании этого механизма. Оно должно создавать и уравновешивать баланс интересов между конкурирующими субъектами.
Для экономики рыночного типа характерны следующие свойства: разнообразие товаропроизводителей и, соответственно, разнообразие товаров и услуг; равенство товаропроизводителей, их экономическая самостоятельность и независимость; равенство потребителей на рынке и свобода выбора товаров и услуг; экономическая свобода и независимость потребителей.
Приоритетными направлениями в развитии гражданского общества являются стимулирование развития экономики, стимулирование и поддержание предпринимательской деятельности в инновационной сфере. Развитие правовых стимулов открывает простор для создания тенденций, содействующих ускорению проводимых в стране
реформ и снятию ограничений, препятствующих этому процессу.
Несмотря на то, что инновационная деятельность по своей сути направлена на извлечение прибыли, она остро нуждается в государственной поддержке, поскольку создание нового продукта требует привлечения дополнительных материальных и интеллектуальных ресурсов. При этом нет никаких гарантий, что соответствующие вложения окупят себя, и вновь разработанный продукт будет приносить соответствующую прибыль. В свою очередь, государство также заинтересовано в направленном стимулировании инновационной деятельности, поскольку она, в отличие от торгово-посреднической деятельности или добывающих отраслей, обеспечивает прогрессивное научно-технологическое развитие общества и, в конечном счете, улучшение качества жизни и общественного благосостояния.
Таким образом, поскольку инновационная деятельность является высокорисковой и затратной, для ее эффективного развития необходимо сочетать усилия бизнеса и финансово-организационную поддержку со стороны государства. Именно поэтому особенно актуальным является создание нормативно-правового механизма, направленного на стимулирование инновационной деятельности.
Особенно важным является расширение поощрительного стимулирования в инновационной экономической сфере. Поощрительные правовые приоритеты отражены в Федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [7].
Представляется важным создание развернутой системы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций, развития производства, повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции.
Не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость операции по выполнению организациями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новых продукций и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий, если в состав научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ включаются следующие виды деятельности: 1) разработка конструкции инженерного объекта или технической системы; 2) разработка новых техноло-
гий, т. е. способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми процессами в целостную систему, производящую новую продукцию (товары, работы, услуги); 3) создание опытных, т. е. не имеющих сертификата соответствия, образцов машин, оборудования, материалов, обладающих характерными для нововведений принципиальными особенностями и не предназначенных для реализации третьим лицам, их испытание в течение времени, необходимого для получения данных, накопления опыта и отражения их в технической документации (п. 16.1 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ).
Указанная льгота ориентирована на реализацию конечного результата инновационной деятельности — патента, товарного знака и т. п. Непосредственно же для инноваций она не представляет ценности.
Думается, поощрительное законодательство призвано стимулировать активность и предприимчивость хозяйствующих субъектов. Рыночные отношения нуждаются в расширении поощрительных приоритетов, которые должны закладываться в законах и формировать стимулирующий тип правового регулирования. Поощрение на твердой почве юридических норм призвано побуждать к общественно полезному поведению, развивать инициативу и предприимчивость.
Социальные основы гражданского общества также отражены в содержании Конституции РФ. Прежде всего, следует выделить ст. 7 Конституции РФ, где в ч.1 говорится
о России как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий для достойной жизни человека и его свободного развития.
Введение термина «социальное государство» в текст Конституции РФ подчеркивает обязанность государства проводить определенную социальную политику и нести ответственность за достойную жизнь людей и свободное развитие каждого человека.
В Российской Федерации идет активный процесс формирования новой системы общественных объединений, созданных на основе гражданских инициатив и общественной самодеятельности с учетом разнообразных интересов различных слоев общества.
Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений и гарантирует условия для выполнения ими уставных задач. Право на объединение рассматривается как одно из основных прав и свобод человека и гражданина.
Согласно ст. 5 Федерального закона РФ «Об общественных объединениях» под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения [8]. Этим понятием охватывается большое число конкретных организаций: политические партии, профессиональные союзы, женские, ветеранские, молодежные и детские организации, творческие союзы и др.
Профсоюзы играют значительную роль в гражданском обществе. Они образуются для защиты экономических и социальных прав и свобод своих членов, охраны и улучшения их труда. Профсоюзы вправе участвовать в разработке государственной политики занятости населения. Они вправе осуществлять защиту социальных гарантий граждан в вопросах обеспечения занятости, приема на работу, увольнения, предоставления льгот и компенсаций.
Особенности профсоюзов как субъектов права, вызванные их общественной природой и стоящими перед ними задачами, требуют особого подхода к обеспечению реализации ими прав и выполнения обязанностей.
Думается, что за активное участие в деятельности профсоюза его членов необходимо отмечать следующими видами поощрений: объявление благодарности; премирование; награждение ценным подарком; награждение знаками отличия профсоюза.
А также органы организаций профсоюза и профсоюза могут ходатайствовать о награждении членов профсоюза, профсоюзных работников и активистов знаками отличия профсоюзных объединений, ассоциаций, в которые входит профсоюз или его организации, а профработников — государственными и отраслевыми наградами, присвоении почетных званий.
Действующее законодательство России предусматривает возможность функционирования юридических лиц, являющихся коммерческими или некоммерческими организациями (НКО). Определяющим признаком некоммерческих организаций является отсутствие у них целей извлечения и распределения прибыли (ст. 116—121 Гражданского кодекса РФ).
Федеральный закон «О некоммерческих организациях» предусматривает поддержку некоммерческих организаций в следующих
формах: 1) размещение у некоммерческих организаций заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; 2) предоставление гражданам и юридическим лицам, оказывающим некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах; 3) предоставление некоммерческим организациям иных льгот.
5 апреля 2010 г. в данный Федеральный закон были внесены ряд существенных изменений, направленных на создание благоприятных условий для функционирования некоммерческих организаций, оказания социальных услуг населению, развития благотворительной деятельности. Так, к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации по решению вопросов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций относятся:
1) формирование и осуществление государственной политики в области поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций; 2) разработка и реализация федеральных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций; 3) мониторинг и анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций; 4) содействие региональным программам поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций и др. [9].
Представляется важным отработка механизмов поддержки некоммерческих организаций, реальное использование потенциала некоммерческих организаций для практической защиты прав граждан.
В этой связи необходимо отметить, что 2 марта 2011 г. Президент России Дмитрий Медведев распорядился предоставить
1 млрд руб. некоммерческим неправительственным организациям, участвующим в развитии институтов гражданского общества. Согласно распоряжению, деньги предоставлены в 2011 г. «на проведение конкурсов и выделение по их результатам грантов другим некоммерческим неправительственным организациям для реализации социально значимых проектов». Управлению делами Президента РФ поручено до 15 апреля 2011 г. заключить с НКО договоры о предоставлении им субсидий и до 12 сентября перечислить деньги [10]. Данный акт представляет существенную государственную
поддержку некоммерческим организациям, участвующим в развитии институтов гражданского общества.
За последние несколько лет число общественных объединений значительно выросло. Между тем быстрый рост общественных объединений свидетельствует о значительной активизации гражданской инициативы в стране. С одной стороны, он демонстрирует появление возможностей использования неформальных механизмов для отстаивания интересов тех или иных социальных слоев, а с другой — умножение социальных проблем, отражающее противоречивый характер процесса формирования гражданского общества.
Реальное гражданское общество — это определенное состояние общественных отношений, при которых создается возможность для участия всего народа и каждого человека в государственном управлении. Ключевое значение для развития политических отношений имеют закрепленные в ст. 13 Конституции РФ демократические принципы функционирования политической системы. Провозглашение в ней идеологического многообразия, отказ от одной идеологии обогащает политическую жизнь страны, дает возможность гражданину самостоятельно выбирать и следовать выбранной им системе взглядов и представлений.
В этой же ст. 13 Конституции РФ содержится и другой важный для политической жизни страны принцип — принцип политического многообразия. На его основе возникает возможность участвовать в политической жизни страны у всех социально-политических и иных объединений. Это способствует более полной реализации народовластия в стране, вовлечению в политическую деятельность новых групп населения, формированию легальной политической оппозиции, многопартийной системы.
Политический плюрализм, предоставляя свободу политических действий в рамках закона, позволяет беспартийным гражданам России участвовать в политическом процессе лично или с помощью независимых объединений и движений.
Для политической партии крайне важным является вопрос финансирования. Причем в широком смысле он может включать в себя все права и обязанности, связанные с получением средств, их расходованием, а также владением и осуществлением операций с имуществом, ведением хозяйственной деятельности.
Проанализировав действующее законодательство, учитывая Федеральный закон «О политических партиях», можно сделать вывод, что он весьма ограничивает финансово-хозяйственную самостоятельность партий. Закон запрещает партиям вести какую-либо предпринимательскую деятельность, кроме издательской деятельности (для пропаганды), продажи имеющегося в собственности движимого и недвижимого имущества, а также продажи сувениров с символикой партии.
Следует отметить, что в условиях удорожания избирательных кампаний и достаточно скудного государственного финансирования предпринимательская деятельность партий могла бы являться одним из основных источников дохода.
Законом предусматривается прямое финансирование деятельности партий. При этом финансирование партии производится в том случае, если на ближайших предыдущих федеральных выборах партийный список получил не менее 3 % голосов и выдвинутый кандидат на пост Президента РФ получил не менее 3 % голосов.
Финансирование осуществляется следующим образом: общий объем средств федерального бюджета, выделяемых для государственного финансирования политических партий, не может быть менее 20 руб., умноженных на число избирателей, включенных в списки избирателей на ближайших предыдущих выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации либо выборах Президента Российской Федерации.
При этом политические партии имеют право на получение средств федерального бюджета в одном из следующих случаев:
1) если федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, получил по результатам выборов не менее 3 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу;
2) если зарегистрированный кандидат на должность Президента Российской Федерации, выдвинутый политической партией, получил по результатам выборов не менее 3 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании [11].
Думается, что вводимые ограничения на хозяйственную деятельность и владение имуществом могут серьезно усложнить дея-
тельность политических партий. Исчезают каналы реального поступления денежных средств. С другой же стороны, усиливается финансовая зависимость от государства. Казалось бы, ограничения на ведение предпринимательской деятельности могут быть компенсированы с помощью средств государственного бюджета, однако первоначально средства эти будут выделены наиболее успешным партиям и по результатам федеральных выборов, т. е. после них, а не в период избирательной кампании. Хотя для крупных и пользующихся широкой народной поддержкой партий такая процедура является более или менее выгодной, для мелких партий, партий, которые не перешли трехпроцентный барьер на предыдущих федеральных выборах, а также для вновь появившихся партий закон может представлять непреодолимое препятствие.
Таким образом, поощрительное стимулирование является специфическим обеспечительным средством, призванным эффективно воздействовать на политические отношения.
Важным условием развития гражданского общества в РФ является его информированность. Она необходима не только гражданам, но и общественным объединениям, органам государства. В случае отсутствия необходимого объема информации возникают трудности в удовлетворении интересов граждан и реализации функций органов государства и общественных объединений.
Средства массовой информации (СМИ) способны оказывать существенное влияние на сознание населения, формировать побудительные мотивы для определенной деятельности или поведения человека, в связи с этим вопрос о поддержке и поощрении весьма актуален.
Конституционные положения о свободе СМИ в их деятельности конкретизируются в Законе РФ «О средствах массовой информации» и распространяются на все виды СМИ — государственные, общественные, частные. Согласно ст. 25, 58, 59 Закона РФ «О СМИ» любое противодействие в какой бы ни было форме со стороны должностных лиц, государственных органов и организаций, граждан, общественных объединений законной деятельности СМИ рассматривается как ущемление свободы массовой информации, влекущее уголовную, дисциплинарную, административную и иную ответственность [12].
Стимулирующим законом в этой сфере общественных отношений был Федераль-
ный закон «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации», принятый в 1995 г. Именно этим законом для продукции СМИ устанавливался льготный режим налогообложения. Согласно этому закону, освобождались от налога на добавленную стоимость обороты по реализации продукции СМИ, редакционная, издательская и полиграфическая деятельность по производству газетной и журнальной продукции, а также услуги по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке продукции печатных СМИ. Кроме того, не подлежала налогообложению прибыль, полученная от производства и распространения продукции СМИ, а также от оказания услуг по ее производству в части, зачисляемой в федеральный бюджет. Наряду с этим, аналогичный правовой режим действовал и в отношении таможенных сборов и пошлин на продукцию печатных СМИ, импортируемую бумагу, полиграфические материалы и носители, информацию и оборудование, используемые для производства продукции СМИ, а также оплату услуг связи.
После принятия Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в статьи 149 и 164 части второй Налогового кодекса РФ» от 28.12.01. № 179-ФЗ Федеральный закон «О государственной поддержке СМИ», который обеспечивал им ряд серьезных налоговых, таможенных и других льгот, утратил свое значение. Новая редакция ст. 164 Налогового кодекса РФ установила льготную налоговую ставку налога на добавленную стоимость (10 %) для продукции периодических печатных изданий [13].
В прагматическом аспекте не следует забывать и о существующей правовой возможности того, чтобы редакции СМИ вообще не выплачивали НДС, причем на вполне законных основаниях. При наличии определенных обстоятельств пункт 1 статьи 145 Налогового кодекса РФ предусматривает освобождение от уплаты НДС. Это возможно в случае, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации продукции СМИ без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей. Как представляется, существующий налоговый режим в этой сфере не идеален.
Думается, действующая до настоящего времени государственная политика в области предоставления поощрений для СМИ остро нуждается в реформировании, векто-
ром которого, как представляется, должно стать более широкое использование дифференцированного подхода к налоговым льготам для СМИ.
Идя по пути повышения стимулирующего воздействия поощрительных норм, в законодательстве закладываются основы сознательной их реализации, повышения правовой активности, инициативы, формирующих свободную личность и, соответственно, создающих предпосылки формирования свободного цивилизованного общества.
Таким образом, подводя итог изложению видения развития гражданского общества России, представляется необходимым выдвинуть следующие предложения:
1. Создать нормативно-правовой механизм, направленный на стимулирование всех форм инновационной деятельности на федеральном и региональном уровнях.
2. Развить малое инновационное предпринимательство путем формирования благоприятных условий для функционирования малых организаций и оказания им государственной поддержки.
3. За активное участие в деятельности профсоюза предусмотреть в уставах профсоюзов следующие виды поощрений: объявление благодарности; премирование; награждение ценным подарком; награждение знаками отличия профсоюза.
4. В контексте изменений законодательства РФ, отработать механизмы поддержки некоммерческих организаций, реально использовать потенциал некоммерческих организаций для практической защиты прав граждан.
5. Предусмотреть дополнительную государственную поддержку мелких политических партий путем предоставления бюджетных средств в период избирательной компании.
6. Принять специальный закон, регулирующий государственную поддержку средств массовой информации и книгоиздания.
7. Обеспечить государственную поддержку СМИ путем снижения существующей налоговой ставки НДС для продукции периодических печатных изданий.
Становление гражданского общества в России — долговременная задача, решение которой зависит от множества факторов и условий. Социальным назначением поощрения является формирование свободной личности, развитие и повышение ее позитивной социальной активности в различных сферах жизнедеятельности общества.
Думается, переориентация правового регулирования на стимулирующие поощри-
тельные начала — это одно из направлений в реформировании системы российского права и необходимая юридическая предпосылка формирования гражданского общества, а вместе с ним и правового государства.
Ш
1. Гражданское общество: Теория, история, современность. М., 1999; Гражданское общество: Истоки и современность. СПб., 2002; Гражданское общество, правовое государство и право (Круглый стол журналов «Государство и право», «Вопросы философии») // Государство и право. 2002. № 1; Дарендорф Р. После 1989. Мораль, революция и гражданское общество. М., 2003.
2. Теория государства и права : курс лекций / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько М., 2005. С. 213; Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. М., 1999. С. 285, 315—329; Четвернин В. А. Общество и государство // Феноменология государства. М., 2004. Вып. 2. С. 20.
3. Конституционное право России : учебник /
A. С. Прудников [и др.] ; под ред. А. С. Прудникова,
B. И. Авсеенко. М., 2006. С. 132.
4. Пьянов Н. А. Консультации по теории государства и права : учеб. пособие. Изд. 3-е, перераб. и доп. Иркутск, 2010. С. 216.
5. Голик Ю. В. Поощрения и наказания // Коммунист. 1991. № 5. С. 93.
6. Конституция РФ : принята на всенар. голосовании 12 дек. 1993 г. // Рос. газ. 2009. № 7.
7. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации : федер. закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ // Собр. законодательства. 2007. № 31. Ст. 4006.
8. Об общественных объединениях : федер. закон от 16 мая 1995 г. № 82-ФЗ // Рос. газ. 1995.
9. О некоммерческих организациях : федер. закон от 12 янв. 1996 г. № 7-ФЗ // Рос. газ. 1996. № 14.
10. Об обеспечении в 2011 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества : распоряжение Президента РФ от 02.03.2011 г. № 127-рп // Гарант [Электронный ресурс] : справочная правовая система.
11. О политических партиях : федер. закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ // Рос. газ. 2001. № 133.
12. О средствах массовой информации : закон от 27 дек. 1991 г. № 2124-1 // Рос. газ. 1992. № 32.
13. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 авг. 2000 г. № 117-ФЗ // Рос. газ. 2000. № 153-154.
Incentive Stimulation as Means of Legal Influence for Formation of a Civil Society in Russia
© Shabaeva O., 2011
In work problems of use of incentive stimulating norms in the course of formation and functioning of a civil society of the modern democratic state are considered. The author comes to a conclusion about necessity of application of incentive stimulation with a view of development of a civil society.
Key words', a civil society; incentive norms; incentive stimulation.