Научная статья на тему 'Понятная красота: последние исследования Византийских ювелирных изделий'

Понятная красота: последние исследования Византийских ювелирных изделий Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
68
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятная красота: последние исследования Византийских ювелирных изделий»

C.ENTWISTLEANDN.ADAMS.ШTELLIG№LEBEUTY: RECENTRESEARCHONBYZAN-

TINEJEWELLERY. PUBLISHEDBYBRITISHMUSEUM. 2010. 250 P.

С.ЭНТВТСЛ И Н.АДАМС. ПОНЯТНАЯ КРАСОТА: ПОСЛЕДНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВИЗАНТИЙСКИХ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ. ИЗДАТЕЛЬСТВО БРИТАНСКОГО МУЗЕЯ. 2010. 250 С.

Авторы реферируемой работы исследуют клад ювелирных изделий XIII века из Салоников и задаются вопросом подлинник это или подделка торговца произведениями искусства.

В начале 20-века комплект Византийских золотых ювелирных украшений был выкуплен у торговца произведениями искусства греческим коллекционером-антикваром Э.Статато, чья коллекция хранится теперь в национальном Археологическом музее в Афинах. Клад, который описан в работе, включает пару браслетов, пару сережек и 14 перстней, украшенных драгоценными камнями, эмалью и чернью, и был найден в районе Салоников в Греции. Предположительно изделия были найдены с монетами Византийского императора ААнджелос и АлексиосомШКомненосом (11951204).

В данном исследовании аргументы выдвигаются по двум гипотезам: во-первых, ювелирные украшения, первоначально принадлежащие друг другу, в действительности формировали клад, проданный торговцем и, во-вторых, стилистические, иконографические и палеографические доказательства соответствуют дате, относящейся к монетам. Неоднородные находки клада датируются XII и XIII веком. Пара золотых браслетов состоит из нескольких круглых проволок, комплексно переплетенных между собой. Две пластины в виде сердца, соединенные шарнирами служат застежкой. Они использовали штамповку и изображали двух сидящих симметрично спиной друг другу птиц со скрещенными хвостами, прикрывающих древо жизни.

Для этого типа браслетов прямые аналогии в Византийских украшениях отсутствуют. Золотой браслет из той же коллекции был выполнен в виде обруча, сделанного из двух скрученных проволок, и имел два несвязанных полукруглых флерона, которые были украшены объемным изображением Христа и Девы Марии. Данный браслет был датирован предположительно ХЬХПвеками.

Исследователями установлено также то, что после анализа формы сердца видна тисненая пластина. Данный мотив заимствован из листьев плюща и применялся в художественных изделиях, расписанных эмалью начиная с Х!века.В архитектуре форма сердца появляется в качестве дополнения для куполов между арками с ХПвека, и возможно, уже в начале Х!века. Однако точное происхождение мотива является неопределенным. Дата будет соответствовать самым ранним появлениям сердца как самостоятельного изображения. Эта датировка подтверждается иконографией. Большинство сравниваемых элементов не могут быть точно датированы, но дают намек на вероятный период времени.

Сидящие симметрично спиной друг другу птицы появляются на Исламских текстильных изделиях, керамике и металлических изделиях с конца XII века. Миндалевидные амулеты из бронзы и золота, возможно, из Анатолии или Ирана, датируются XIIи XIIIвв. и служат в качестве примера средневекового массового производства, повторяющие затем известный мотив, который варьировался в Исламском искусстве в виде сидящих симметрично спиной друг другу гарпий и сфинксов. Широко распространенный общий мотив сидящих симметрично спиной друг другу животных был распространен в искусстве в XIIи XIII веках по всей Европе и на Востоке, что доказано примерами из Великобритании, такими как декоративные пластины с аналогично сидящими симметрично друг другу львами из Солсбери, которые датируются концом XIIили XIIIвека.

Сидящие симметрично спиной друг другу птицы украшают карниз купола северной церкви Пантократор в Константинополе, который был имперским зданием династии Комнинов и их местом погребения. Северная церковь принадлежит к самому раннемуэтапу строительства монастыря по заказу Императора Иоанна ПКомненоса и его жены Эйрин.

Авторами также исследована стоимость ювелирных изделий, которая была существенной и предполагалось, что клад, вероятно, принадлежал члену знати или придворному и доказано, что драгоценные металлы встречались реже и были ценнее, чем в предыдущем периоде.

Обзор подготовилиД.Ф.Каюмова, Л.И.Казанцева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.