Научная статья на тему 'Понятийный аппарат: «Предприятие», «Организация», «Учреждение», «Фирма», «Компания»'

Понятийный аппарат: «Предприятие», «Организация», «Учреждение», «Фирма», «Компания» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
25883
1769
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРЕДПРИЯТИЕ / ФИРМА / УЧРЕЖДЕНИЕ / КОМПАНИЯ / ENTERPRISE / ORGANIZATION / COMPANY / ESTABLISHMENT / FIRM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдуллина Елена Ранисовна, Белова Эльза Ивановна

В статье рассматривается проблема подмены терминов. Подробно проанализированы значения понятий «предприятие», «организация», «учреждение», «фирма», «компания». Выявлены четкие границы, функции и цели деятельности данных хозяйственных единиц. На основе анализа всех понятий было выяснено, какие термины действительно равнозначны и синонимичны, а какие не имеют между собой ничего общего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Абдуллина Елена Ранисовна, Белова Эльза Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятийный аппарат: «Предприятие», «Организация», «Учреждение», «Фирма», «Компания»»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Абдуллина Е. Р., Белова Э. И. Понятийный аппарат: «предприятие», «организация», «учреждение», «фирма», «компания» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 7 (июль). - 0,4 п. л. - URL http://e-koncept.ru/2016/16151.htm.

ART 16151 УДК 06.011.6

Абдуллина Елена Ранисовна,

студентка ФГБОУ ВПО «Казанский государственный энергетический университет», г. Казань 74elena22@mail.ru

Белова Эльза Ивановна,

студентка ФГБОУ ВПО «Казанский государственный энергетический университет», г. Казань belova96 96@mail.ru

Понятийный аппарат: «предприятие», «организация», «учреждение», «фирма», «компания»

Аннотация. В статье рассматривается проблема подмены терминов. Подробно проанализированы значения понятий «предприятие», «организация», «учреждение», «фирма», «компания». Выявлены четкие границы, функции и цели деятельности данных хозяйственных единиц. На основе анализа всех понятий было выяснено, какие термины действительно равнозначны и синонимичны, а какие не имеют между собой ничего общего.

Ключевые слова: предприятие, организация, учреждение, фирма, компания. Раздел: (04) экономика.

В повседневной жизни, подразумевая какой-либо хозяйствующий субъект в форме юридического лица, мы часто называем его предприятием, организацией, учреждением, фирмой или, наконец, компанией. И редко задумываемся о сущности данных понятий. Равнозначны ли они по содержанию, по смысловой нагрузке или различны? В данной статье предлагается раскрыть проблему подмены терминов и их содержания. Попробуем детально рассмотреть каждый из терминов, выявить общие или отличительные черты, функции и их характеристики.

Прежде чем рассматривать вопрос о сходстве и различии данных понятий, определим значение и понятие каждого из них.

Приведенные термины отнюдь не новы, но широко применяемы и трактуемы различными авторами. Взять, к примеру, термин «организация». Он имеет двойной смысл: процесс и хозяйствующий субъект. Здесь смысл процесса не рассматривается, а рассмотрению подвергается только значение данного слова. Например, организация - это:

- некая система, связывающая источник ресурсов с внешней средой [1];

- группа физических или юридических лиц, решающих свои проблемы с помощью правовых, экономических, материальных или иных условий, чтобы достигнуть цели [2];

- объединение групп людей друг с другом для достижения одной цели [3];

- предприятие, фирма, учреждение, ведомство и иные трудовые формирования [4];

- система взаимоотношений, прав, обязанностей, целей, ролей, видов деятельности, которые имеют место в процессе совместного труда [5];

- сознательно координируемое социальное образование, которое функционирует на постоянной основе для достижения общих целей [6].

Нетрудно заметить, что организация является процессом, сочетающим труд, выполняемый группами или отдельными людьми, наделёнными определёнными качествами.

Зарубежные авторы выдвигают более конкретные определения, а отечественные стараются их переформулировать.

ББГ»! 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный >курнал

Абдуллина Е. Р., Белова Э. И. Понятийный аппарат: «предприятие», «организация», «учреждение», «фирма», «компания» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 7 (июль). - 0,4 п. л. - URL http://e-koncept.ru/2016/16151.htm.

Одним из ключевых факторов всех определений является достижение цели. Она считается объединяющим фактором руководящей деятельности, которая аккумулирует необходимые ресурсы для того, чтобы получить результаты в длительный период [7]. Таким образом, термин «организация» имеет различные трактовки: «объединение людей...», «группа... лиц», а также «предприятие», по мнению Ю. Н. Лапыгина. Это говорит о том, что организация имеет более широкие границы применения и имеет довольно сложную структуру.

Предприятие - это:

- организация коммерческого характера, которая владеет статусом юридического лица в коммерческих целях: торговля товарами, оказание услуг и выполнение работы, также производство продукции [8];

- факторы производства, связанные единым технологическим процессом и расположенные в одном месте [9];

- основной тип коллективных хозяйствующих субъектов [10];

- самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в соответствии с действующим законодательством для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли [11].

Как отмечалось выше, по мнению Ю. Н. Лапыгина, термин «предприятие» является более узким и входит в термин «организация». Таким образом, предприятие - это хозяйствующий субъект, имеющий право юридического лица, который производит и сбывает товар. Отличительной чертой предприятий является их нацеленность именно на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг. Все эти характеристики удовлетворяют общественные потребности, к тому же способствуют получению прибыли.

Выделяют следующие типы предприятий:

- По виду хозяйственной деятельности: производственные, научно-производственные, строительные, транспортные, сельскохозяйственные, торговые и др.

- По формам собственности: государственные, муниципальные, частные, которые находятся в собственности общественных организаций, смешанные.

- По размеру предприятия: малые, средние, крупные.

- По принадлежности капитала: национальные, иностранные, смешанные.

- По степени ответственности: с полной ответственностью, с ограниченной ответственностью.

- По организационно-правовым формам: акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, полное товарищество, товарищество на вере, унитарное предприятие и др.

Как нам уже известно, переход к рыночной экономике повлек за собой коренные изменения в хозяйствующих формах, отношениях между собственниками, работодателями и наемными работниками. Предприятие создает новые рабочие места и своевременно выплачивает заработную плату. Очень важным является то, что, выплачивая налоги, оно участвует в реализации государственных программ, развитии экономики страны в целом.

Это дает нам возможность утверждать, что в условиях рыночных отношений предприятие является самоорганизующимся и самовоспроизводящимся социально-производственным организмом, автономным центром производственных, хозяйственных и социальных решений.

Учреждение - это:

- организация гражданского законодательства, созданная для реализации управленческих, социально-культурных и других некоммерческих функций [12];

- организация, занимающаяся какой-либо деятельностью или отраслью работы [13];

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Абдуллина Е. Р., Белова Э. И. Понятийный аппарат: «предприятие», «организация», «учреждение», «фирма», «компания» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 7 (июль). - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16151.htm.

- это организация, создаваемая для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (школа, больница, орган управления и т. д.) [14, 15].

В зависимости от собственника выделяют:

- государственные учреждения - учредителями являются различные государственные органы;

- муниципальные учреждения - учредителями являются различные муниципальные образования;

- частные учреждения - учредителями являются физические или юридические лица.

Таким образом, рассмотренные трактовки термина «учреждение» взаимосвязаны, точнее, переформулированы, а подразумевают они одно - орган государственного управления, который реализует хозяйственную, социально-культурную деятельность в области науки, культуры, образования, здравоохранения и т. д.

Учреждения подразделяются на два типа:

Государственные - все учреждения, которые находятся в федеральной или региональной собственности и финансируются из федерального и региональных бюджетов.

Муниципальные - те учреждения, собственниками которых являются муниципальные образования и которые финансируются из местных бюджетов.

Следует особо отметить, что учреждение - единственный вид некоммерческой организации, который не является собственником своего имущества (т. е. имущество передаётся в оперативное управление). Следовательно, собственник ограничивается в возможностях распоряжения имуществом учреждения.

Фирма - это:

- название предприятия, под которым оно может выступать самостоятельным хозяйствующим субъектом [16];

- формы организации предпринимательской деятельности [17];

- самостоятельный экономический субъект, занимающийся коммерческой и производственной деятельностью и обладающий обособленным имуществом [18].

Действия фирмы на рынке, ее результаты зависят не только от размеров фирмы (количества ресурсов, затрачиваемых на производство), но и от того, кто в фирме отвечает за принятие решений, выбирает первостепенные цели и несет ответственность за функционирование всех систем.

В связи с этим все предприятия в рыночной экономике можно разделить: на частные коммерческие предприятия; частные некоммерческие предприятия;

- государственные предприятия;

- смешанные (частно-государственные) предприятия.

На практике фирма создаётся для минимизирования согласованных расходов владельцев факторов производства, для уменьшения контрактов со всеми другими владельцами путём передачи согласованных функций одной фирмы. Следовательно, фирма становится не только институциональной, но и организационной и информационной единицей. Отсюда вытекает, что фирма - это согласованная форма защиты и связи предприятия, которая участвует в формировании цены его продукта. Итак, можно сказать, что фирма - это фирменное наименование коммерческой организации, под которым она осуществляет свою предпринимательскую деятельность.

Компания - это:

- группа физических или юридических лиц, объединённых для проведения совместной экономической деятельности [19];

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Абдуллина Е. Р., Белова Э. И. Понятийный аппарат: «предприятие», «организация», «учреждение», «фирма», «компания» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 7 (июль). - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16151.htm.

- предприятие, которое имеет разную форму деловой организации работы, деятельности [20];

- объединение предпринимателей, образующееся на базе паевого капитала, а также являющееся юридическим лицом [21];

- - объединение юридических или физических лиц для проведения совместной экономической (производственной, торговой, посреднической, финансовой, страховой) деятельности [22].

Таким образом, компания - это торговое или промышленное предприятие, торгово-промышленное объединение предпринимателей для совместной экономической деятельности. Понятие «компания», в отличие от всех вышерассмотренных, является наиболее широким и объемным по содержанию, так как компания - сложная структурная организация, включающая в себя определенное количество элементов.

Наиболее чаще в качестве компаний выступают товарищества, хозяйственные общества, фирмы, корпорации, т. е. предприятия, которые могут иметь разные организационно-правовые формы. К тому же компания может функционировать на принципах корпорации, партнерства и др. Партнерство - один из видов деловой организации на основе договора между двумя и более лицами, несущими полную личную ответственность за долги компании.

Для выявления основных особенностей и различий между понятиями «предприятие», «организация», «учреждение», «фирма», «компания», составлена таблица (см. ниже).

В критериях оценки «Размерность по видам деятельности» подразумевается выполнение определённого вида деятельности или разных видов деятельности. Критерий «Создано физическим/юридическим лицом» демонстрирует способ возникновения предприятий, организаций, учреждений, фирм и компаний. «Физическое лицо» -это человек, субъект гражданского права. «Юридическое лицо» - это организация, имеющая обособленное имущество и отвечающая им по своим обязательствам. «Количество целей» отражает число целей, преследуемых данными хозяйствующими субъектами. Критерий «Коммерческий, некоммерческий характер» определяет, на какой основе действуют хозяйствующие субъекты. Коммерческими считаются те юридические лица, которые имеют основную цель - извлечение прибыли. А некоммерческий характер присущ тем хозяйствующим субъектам, которые не ставят главной целью извлечение прибыли и ее распределение. «Интегративность понятия» - здесь подразумевается широта понятий, сращивание, взаимопроникновение или, по-другому, объединение их в одно целое. Критерий «Количество собственников» показывает число собственников того или иного хозяйствующего субъекта, а показатель их расположения на земной поверхности отражен в критерии «Географическое положение».

Критерии оценки Предприятие Организация Учреждение Фирма Компания

Размерность по видам - + - - +

деятельности

Создано физическим/ + + - - +

юридическим лицом

Количество юридических лиц 1 м - 1 м

Количество целей м м м м м

Коммерческий характер + + - + +

Некоммерческий характер - - + - -

Интегративность понятия - + - + -

Количество собственников м м - 1 м

Географическое местоположение 1 м 1 м м

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Абдуллина Е. Р., Белова Э. И. Понятийный аппарат: «предприятие», «организация», «учреждение», «фирма», «компания» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 7 (июль). - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16151.htm.

Сравнительная таблица наглядно демонстрирует отсутствие абсолютного сходства рассматриваемых хозяйствующих субъектов. Все термины так или иначе отличаются друг от друга. Например, предприятие является организационно обособленным хозяйствующим субъектом, который создан выполнять определённый вид деятельности промышленного характера, а компания и организация, в свою очередь, могут объединить в себя несколько предприятий с разными видами деятельности, так же как и фирма может включать в свой состав однородные или смешанные предприятия; следовательно, понятие «предприятие» более узкое по сравнению со всеми вышеперечисленными. Яркое отличие учреждений - то, что их деятельность является некоммерческой, то есть не связана с извлечением прибыли. Противоположную цель имеют предприятия - их деятельность всегда преследует цель получения прибыли, это означает, что они являются коммерческими. Таким образом, предприятия и учреждения отличаются по цели.

Что касается термина «организация», то оно имеет более общее и широкое понятие. Может служить синонимом для предприятий, учреждений, фирм и компаний, так как зачастую может представлять их совокупность.

Единственный показатель, по которому все эти термины абсолютно схожи, - это критерий «количество целей». Все вышеперечисленные хозяйствующие субъекты преследуют не одно, а множество целей. И для каждого из них они разные.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проведённый анализ показал, что даже среди представителей экономической науки нет чёткой трактовки понятий «предприятия», «организация», «учреждение», «фирма», «компания».

Статья носит теоретический, фундаментальный характер. Актуальность связана с необходимостью формирования понятийного аппарата, выявлением точных значений и уместности их употребления в тех или иных случаях.

Анализ показывает, что данные термины имеют ряд сходств и различий. Если даже по своему устройству, иерархической структуре предприятия, компании и фирмы формально принадлежат к классу организаций, то по остальным особо важным признакам они существенно отличаются. Таким образом, мы не можем утверждать, что все вместе они несут одинаковую смысловую нагрузку.

Ссылки на источники

1. Ансофф И. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 1989. - С. 52.

2. Романов В. Л. Социальная самоорганизация и государственность. - М., 2000. - С. 2-3.

3. Кузнецов А. Л. Управление социальным развитием организации. - М., 2006. - С. 2.

4. Лапыгин Ю. Н. Теория организации: учеб. пособие. - М., 2008. - С. 1.

5. Душенькина Е. А. Экономика предприятия // Экономика. -М., 2008. - С. 6.

6. Кабкова Е. Н. Шпаргалка по теории организации: справочник. - М.: Аллель, 2009. - С. 2.

7. Рыбкина Е.А. Система инновационной привлекательности предприятия // Вестник ИНЖЭКОНа. -2007. - № 4 (17). - С. 455.

8. Кузнецов А. Л. Указ. соч. - С. 5.

9. Данилова Е. Н. Фирма и название предприятия. - Петроград, 1915. - С. 58.

10. Борисов А. Б. Большой экономический словарь. - М.: Книжный мир, 2003. - С. 1.

11. Там же. - С. 13.

12. Ефимова С. А. Шпаргалка по теории организации: справочник. - М., 2009. - С. 7.

13. Кузнецов А. Л. Указ. соч. - С. 5.

14. Крылова З.Г. Основы Права: учеб. - М.: Высш. шк., 2000. - 400 с.

15. Шлычков В. В., Нестулаева Д. Р. Эволюция мировой экономической мысли как фактор формирования ожиданий экономических агентов // Актуальные проблемы экономики и права. - 2015. - № 3. - С. 5-16.

16. Коуз Р. Г. Природа фирмы / пер. с англ. Б. Пинскера. - М.: Дело ЛТД, 1993. - С. 3-4.

17. Кашкин С. Ю. Право Европейского Союза. - М., 2013. - С. 6.

18. Золотова И. К. Экономика и экономические науки // Фирма как элемент неоинституциональной экономической теории. - М., 2011. - С. 104.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

19. Данилова Е. Н. Указ. соч. - С. 27.

20. Кабкова Е. Н. Указ. соч. - С. 104.

21. Данилова Е. Н. Указ. соч. - С. 27.

22. Кабкова Е. Н. Указ. соч.

Абдуллина Е. Р., Белова Э. И. Понятийный аппарат: «предприятие», «организация», «учреждение», «фирма», «компания» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 7 (июль). - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16151.htm.

Elena Abdullina,

Student, Kazan State Power Engineering University, Kazan

74elena22@mail.ru

Elsa Belova,

Student, Kazan State Power Engineering University, Kazan belova96 96@mail.ru

Conceptual framework: "enterprise", "organization", "establishment", "firm", "company"

Abstract. The paper deals with the problem of substitution of terms. The authors analyze the meaning of the

words "enterprise", "organization", "establishment", "firm", "company"; reveal clear boundaries, functions and

objectives of the business units of data. Based on an analysis of all the concepts, it became clear what terms

are equal and synonymous, and which ones have nothing in common.

Key words: enterprise, organization, establishment, firm, company.

References

1. 2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10. 11. 12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20. 21. 22.

Ansoff, I. (1989). Strategicheskoe upravlenie, Jekonomika, Moscow, p. 52 (in Russian). Romanov, V. L. (2000). Social'naja samoorganizacija i gosudarstvennost', Moscow, pp. 2-3 (in Russian). Kuznecov, A. L. (2006). Upravlenie social'nym razvitiem organizacii, Moscow, p. 2 (in Russian). Lapygin, Ju. N. (2008). Teorija organizacii: ucheb. posobie, Moscow, p. 1 (in Russian). Dushen'kina, E. A. (2008). "Jekonomika predprijatija", Jekonomika, Moscow, p. 6 (in Russian). Kabkova, E. N. (2009). Shpargalka po teorii organizacii: spravochnik, Allel', Moscow, p. 2 (in Russian). Rybkina, E.A. (2007). "Sistema innovacionnoj privlekatel'nosti predprijatija", Vestnik INZhJeKONa, № 4 (17), p. 455 (in Russian). Kuznecov, A. L. (2006). Op. cit., p. 5.

Danilova, E. N. (1915). Firma i nazvanie predprijatija, Petrograd, p. 58 (in Russian). Borisov, A. B. (2003). Bol'shojjekonomicheskij slovar', Knizhnyj mir, Moscow, p. 1 (in Russian). Ibid., p. 13.

Efimova, S. A. (2009). Shpargalka po teorii organizacii: spravochnik, Moscow, p. 7 (in Russian). Kuznecov, A. L. (2006). Op. cit., p. 5.

Krylova, Z.G. (2000). Osnovy Prava: ucheb., Vyssh. shk., Moscow, 400 p. (in Russian).

Shlychkov, V. V. & Nestulaeva, D. R. (2015). "Jevoljucija mirovoj jekonomicheskoj mysli kak faktor formi-

rovanija ozhidanij jekonomicheskih agentov", Aktual'nye problemy jekonomiki i prava, № 3, pp. 5-16 (in

Russian).

Kouz, R. G. (1993). Priroda firmy / per. s angl. B. Pinskera, Delo LTD, Moscow, pp. 3-4 (in Russian). Kashkin, S. Ju. (2013). Pravo Evropejskogo Sojuza, Moscow, p. 6 (in Russian).

Zolotova, I. K. (2011). "Jekonomika i jekonomicheskie nauki", Firma kak jelement neoinstitucional'noj

jekonomicheskoj teorii, Moscow, p. 104 (in Russian).

Danilova E. N. Op. cit., p. 27.

Kabkova E. N. Op. cit., p. 104.

Danilova E. N. Op. cit., p. 27.

Kabkova E. N. Op. cit.

Рекомендовано к публикации:

Рыбкиной Е. А., кандидатом экономических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 19.05.16 Получена положительная рецензия Received a positive review 20.05.16

Принята к публикации Accepted for publication 20.05.16 Опубликована Published 28.07.16

www.e-koncept.ru

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Абдуллина Е. Р., Белова Э. И., 2016

977230412016607

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.