Научная статья на тему 'Понятийные аспекты подготовки учителей иностранных языков к созданию виртуального педагогического взаимодействия'

Понятийные аспекты подготовки учителей иностранных языков к созданию виртуального педагогического взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ВИРТУАЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / PEDAGOGICAL INTERACTION / VIRTUAL PEDAGOGICAL INTERACTION / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Еныгин Дмитрий Викторович

В статье проанализирована актуальная проблема современной профессиональной педагогики подготовка будущих учителей иностранных языков к созданию виртуального педагогического взаимодействия. Автор рассматривает научные труды отечественных и зарубежных ученых по проблеме статьи. Определяются основные понятия: педагогическое взаимодействие, виртуальность, виртуальное педагогическое взаимодействие. Охарактеризованы основные компетенции и умения, необходимые будущему учителю иностранных языков для создания эффективного педагогического взаимодействия в компьютерноориентированной среде. Также автор выделяет перспективы дальнейших исследований по данной теме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Еныгин Дмитрий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL ASPECTS OF TRAINING FOREIGN LANGUAGE TEACHERS TO CREATE VIRTUAL PEDAGOGICAL INTERACTION

The article analyzes one of the topical issues of modern professional pedagogy the training of future foreign language teachers to create virtual pedagogical interaction. The author reviews scientific research on the topic done by native and foreign scientists and defines the basic concepts: pedagogical interaction, virtuality, virtual pedagogical interaction. He also characterizes the core competencies and skills necessary for future foreign language teachers in order to create effective pedagogical interaction in computer-orientated environment. To conclude, the author describes perspectives for further research on this topic.

Текст научной работы на тему «Понятийные аспекты подготовки учителей иностранных языков к созданию виртуального педагогического взаимодействия»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2015. №1(39)

УДК 378.22:81'243:[37:004.946]

ПОНЯТИЙНЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ К СОЗДАНИЮ ВИРТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

© Д.В.Еныгин

В статье проанализирована актуальная проблема современной профессиональной педагогики -подготовка будущих учителей иностранных языков к созданию виртуального педагогического взаимодействия. Автор рассматривает научные труды отечественных и зарубежных ученых по проблеме статьи. Определяются основные понятия: педагогическое взаимодействие, виртуальность, виртуальное педагогическое взаимодействие. Охарактеризованы основные компетенции и умения, необходимые будущему учителю иностранных языков для создания эффективного педагогического взаимодействия в компьютерноориентированной среде. Также автор выделяет перспективы дальнейших исследований по данной теме.

Ключевые слова: педагогическое взаимодействие, виртуальное педагогическое взаимодействие, информационно-коммуникационные технологии.

Активное развитие мировых государств, внедрение новой социально-экономической политики, возрождение и дальнейшее развитие морально-духовной культуры обусловливают необходимость решения одного из стратегических заданий реформирования образования - обеспечение условий для развития активной, самостоятельной, творческой личности педагога, реализации и самореализации сущностных сил в различных видах деятельности.

Интегративные процессы современного общества актуализируют проблему содержания профессиональной подготовки современных учителей иностранных языков к педагогическому взаимодействию в виртуально-учебной среде, в значительной мере повышают спрос на учителей, которые способны выполнять свои профессиональные обязанности на высоком уровне, креативно мыслить в процессе решения учебно-воспитательных задач, формировать творческую личность ученика.

На протяжении последних десятилетий мощное развитие технических средств связи и вещания, широкое внедрение новых информационно-коммуникационных технологий обусловили качественные изменения в информационной и образовательной областях. Все это побуждает к переосмыслению задач системы образования, что актуализирует в свою очередь введение активных форм, методов и средств обучения иностранным языкам. Вместе с этим назревает острая необходимость в совершенствовании системы профессиональной подготовки будущих учителей иностранных языков.

Проанализировав разнообразную научную литературу, мы пришли к выводу, что обучение в

современной школе слишком формализованное и рациональное. Все дисциплины направлены только на овладение детьми учебной информацией: фактами, событиями, научными положениями и т.п. Это, безусловно, очень важно, так как во время школьного периода жизни формируется основа, на которой в последующие годы образования базируется вся учебная информация. Однако учеными доказано, что обучение на основе использования современных технологий способствует повышению мотивации к обучению [1: 24].

Использование современных информационно-коммуникационных технологий обучения в ходе подготовки будущих учителей-языковедов в ВУЗе очень важно: во-первых, творческий стиль деятельности преподавателей практических языковых дисциплин значительно стимулирует умственную активность студентов, раскрывает в будущих учителях педагогические качества, углубляет мотивацию их речевой деятельности на иностранном языке; во-вторых, учителю, который сам прошел путь творческого обучения, гораздо проще воспринять и понять творческий стиль деятельности, успешно реализовать его в педагогической практике.

Проанализировав литературу по философии, социологии, психологии и педагогике, опыт зарубежных и отечественных ученых, можно сделать вывод, что сегодня проблема подготовки будущих учителей иностранных языков к созданию виртуального педагогического взаимодействия пользуется большой популярностью в научных кругах. В последние годы осуществлен ряд исследований, касающихся отдельных аспектов

и перспектив развития креативности будущих учителей иностранных языков.

Развитие мультилингвальной системы образования, ее учебный потенциал и педагогические условия реализации рассмотрены в научных исследованиях как отечественных, так и зарубежных ученых.

Ключевыми для подготовки будущих учителей иностранных языков к созданию виртуального педагогического взаимодействия являются научные труды ученых, которые разработали общую методологию исследований, связанных с совершенствованием данного процесса (Ю.Ба-банский [2], В.Беспалько [3], Г.Гурье [4], Н.Талызина [5]).

Вопросы исследования эффективных путей и методов профессионального становления учителя рассмотрены в работах А.Абдулиной [6], Н.Кузьминой [7], В.Сластенина [8].

Однако в упомянутых работах не уделено должного внимания созданию учителями виртуальной иноязычной учебной среды, виртуального педагогического взаимодействия, которые являются эффективными формами изучения иностранных языков.

Современная концепция содержания профессиональной педагогической подготовки будущих учителей иностранных языков основывается на принципах гуманизации, дифференциации и интеграции, главной целью реализации которых является формирование гармонично развитой личности педагога. Анализ работ философов, педагогов, психологов и психотерапевтов позволил нам раскрыть основные концептуальные идеи создания виртуального педагогического взаимодействия на уроках иностранного языка [9: 185].

Изучение литературы по данной проблеме дает нам возможность определить понятие «педагогическое взаимодействие» как совместную интеракцию всех участников учебно-воспитательного процесса с целью обеспечения эффективной учебной деятельности студентов и сотрудников, во время которой формируются ценностные ориентиры, приобретаются необходимые профессиональные компетенции, социальный опыт, моральные качества и качества, необходимые для гуманистической деятельности и достижения жизненного успеха [10: 26].

Перед тем как охарактеризовать понятие виртуального педагогического взаимодействия, проанализируем понятие виртуальной реальности.

Виртуальное - это такое идеальное пространство, которое связано с инновациями в познании и деятельности человека.

Понятие умения создавать виртуальное педагогическое взаимодействие трактуется как спо-

собность будущего учителя иностранных языков осуществлять свою профессиональную деятельность средствами информационно-коммуникационных педагогических технологий.

Основной целью обучения иностранным языкам является комплексное коммуникативное и социокультурное развитие учащихся средствами иностранного языка для их межкультурного общения в различных сферах жизнедеятельности. Для этого будущий учитель иностранного языка должен обладать такими основными компетенциями: речевой (понимание, говорение, письмо); языковой (знание фонетики, графики, орфографии, лексики, грамматики); дискурсивной (коммуникативные умения, связанные с условиями реализации отдельных речевых функций с применением адекватных языковых моделей - образцов); социокультурной и социолингвистической (знания, умения использовать в общении и познании иноязычные реалии на социокультурном и социолингвистическом уровнях); стратегической (формирование способности учащихся к самостоятельному обучению, фасилитация желания вступать в контакт с иностранцами, понимать их, адекватно оценивать свой уровень владения языковыми средствами) [6: 87].

Известно, что подготовка будущих учителей иностранных языков к созданию виртуального педагогического взаимодействия происходит на основе развития креативности педагога. Под креативностью понимается качество, характеризующее полноценное функционирование человека, способность порождать оригинальные идеи, результаты, способы решения проблем. Развитие данной способности будущего специалиста способствует созданию активного познавательного поля для развития теории создания виртуального педагогического взаимодействия [11: 102].

На основе анализа психологической, педагогической, методической и философской литературы мы пришли к выводу, что для успешной реализации концепции создания виртуального педагогического взаимодействия будущий педагог должен обладать комплексом умений и навыков, который был назван креативно-виртуальные умения создания виртуального педагогического взаимодействия на уроках иностранного языка [12: 26]. Это понятие комплексное и включает в себя много составных частей: креативно-коммуникативные умения (коммуникативный, риторический компоненты) понимаются как комплекс интеллектуальных, эмоциональных и поведенческих особенностей индивида, способствующих нестандартному, нешаблонному решению ситуаций, возникающих в общении, помогают генерации оригинальных идей и средств

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. ПЕДАГОГИКА

общения, выбора наиболее оптимальных стратегий поведения, решению проблем, возникающих при взаимодействии с другими людьми; виртуальные умения (естественно-виртуальный, компьютерно-виртуальный компоненты) - это комплекс умений индивида по работе на компьютере и развитию воображения и фантазии ребенка средствами привлечения к участию в виртуальном педагогическом процессе; педагогически креативные умения (креативный, методический компоненты) - способность порождать новые, уникальные идеи, реализовывать собственный творческий потенциал [13: 144].

Таким образом, подготовка будущих учителей иностранных языков к созданию виртуального педагогического взаимодействия является актуальной проблемной современной профессиональной педагогики. Для осуществления данного процесса будущий педагог-языковед должен обладать рядом рассмотренных в статье компетенций и умений, а следовательно, необходимо в дальнейшем разработать модель, педагогические условия и методическое сопровождение данного процесса.

1. Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся // Вопросы психологии. - 1984. - № 1. - С. 20 - 26.

2. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. - М.:Педагогика, 1981. - 254 с.

3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1990. - 191 с.

4. Гурье Л.И. Проектирование педагогических систем // URL: http://logopediya.com/books-pedagogika2/34-2.php. (дата обращения: 14.03.2014)

5. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 288 с.

6. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителей в системе высшего педагогического образования. - М.: Просвещение, 1990. - 141 с.

7. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. - Л.: ЛГУ, 1970. - 114 с.

8. Сластенин В.А. Профессионализм педагога: ак-меологический контекст А. // Педагогическое образование и наука. - 2002. - № 4. - С. 4 - 9.

9. Барбина Е. Современные психолого-педагогические подходы к формированию педагогического мастерства / / Философия педагогического мастерства: сб науч. тр. / сост. Н.Г.Ничкало (председатель) и др..- Киев-Винница: ДОО «Винница», 2008. - С. 183 - 194.

10. Blair R.W. Innovative approaches to language teaching // Teaching English as a second or foreign language / edit. Celce-Murcia M. - 2nd edit. - Boston, M. A.: HEIMLE & HEIMLE publ., 1991. - P. 23 -45.

11. Innovative Approaches to the Organization and Setup of language Educational Materials: Report on workshop № 6/99 // European Center for Modern Languages; Coordinator: Frank Heyworth. - Graz, 23-27 November, 1999. - 216 р.

12. Любивый Я.В. Онтология виртуальной реальности // Мультиверстум. Философский альманах. - Киев: Центр духовной культуры, 2005. - № 50. - С. 26-28.

13. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. - М.: Педагогика, 1983. - 272 с.

CONCEPTUAL ASPECTS OF TRAINING FOREIGN LANGUAGE TEACHERS TO CREATE VIRTUAL PEDAGOGICAL INTERACTION

D.V.Yenygin

The article analyzes one of the topical issues of modern professional pedagogy - the training of future foreign language teachers to create virtual pedagogical interaction. The author reviews scientific research on the topic done by native and foreign scientists and defines the basic concepts: pedagogical interaction, virtuality, virtual pedagogical interaction. He also characterizes the core competencies and skills necessary for future foreign language teachers in order to create effective pedagogical interaction in computer-orientated environment. To conclude, the author describes perspectives for further research on this topic.

Key words: pedagogical interaction, virtual pedagogical interaction, information and communication technologies.

1. Kuz'mina N.V. Pedagogicheskoe masterstvo uchitelja kak faktor razvitija sposobnostej uchashhihsja // Vo-prosy psihologii. - 1984. - № 1. - S. 20 - 26. (in Russian)

2. Babanskij Ju.K. Optimizacija processa obuchenija: Obshhedidakticheskij aspekt. - M.: Pedagogika, 1981. - 254 s. (in Russian)

3. Bespal'ko V.P. Slagaemye pedagogicheskoj tehnologii. - M.: Pedagogika, 1990. - 191 s. (in Russian)

4. Gur'e L.I. Proektirovanie pedagogicheskih sistem // URL: http ://logopediya. com/books-pedagogika2/3 4-2.php. (data obrashhenija: 14.03.2014) (in Russian)

5. Talyzina N.F. Pedagogicheskaja psihologija: Ucheb.posobie dlja stud. sred. ped. ucheb. zavedenij. - M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 1998. - 288 s. (in Russian)

6. Abdullina O.A. Obshhepedagogicheskaja podgotovka uchitelej v sisteme vysshego pedagogicheskogo obra-zovanija. - M.: Prosveshhenie, 1990. - 141 s. (in Russian)

7. Kuz'mina N.V. Metody issledovanija pedagogicheskoj dejatel'nosti. - L.: LGU, 1970. - 114 s. (in Russian)

8. Slastenin V.A. Professionalizm pedagoga: ak-meologicheskij kontekst A. // Pedagogicheskoe obra-zovanie i nauka. - 2002. - № 4. - S. 4 - 9. (in Russian)

9. Barbina E. Sovremennye psihologo-pedagogicheskie podhody k formirovaniju pedagogicheskogo master-stva // Filosofija pedagogicheskogo masterstva: sb nauch. tr. / sost. N.G.Nichkalo (predsedatel') i dr. -Kiev-Vinnica: DOO «Vinnica», 2008. - S. 183 -194. (in Russian)

10. Blair R.W. Innovative approaches to language teaching // Teaching English as a second or foreign language / edit. Celce-Murcia M. - 2nd edit. - Boston, M. A.: HEIMLE & HEIMLE publ., 1991. - P. 23 -45.

11. Innovative Approaches to the Organization and Setup of language Educational Materials: Report on workshop № 6/99 // EuropeanCenter for Modern Languages; Coordinator: Frank Heyworth. - Graz, 23-27 November, 1999. - 216 p.

12. Ljubivyj Ja.V. Ontologija virtual'noj real'nosti // Mul'tiverstum. Filosofskij al'manah. - Kiev.: Centr duhovnoj kul'tury, 2005. - № 50. - S. 26-28. (in Russian)

13. Bodalev A.A. Lichnost' i obshhenie : Izbrannye trudy. - M.: Pedagogika, 1983. - 272 s. (in Russian)

Еныгин Дмитрий Викторович - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогического мастерства учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений Института педагогики, психологии и инклюзивного образования Крымского гуманитарного университета.

98650, Россия, Ялта, ул. Стахановская, 11. E-mail: yenygen@gmail.com

Yenygin Dmitriy Victorovich - PhD in Pedagogy, Associate Professor, Department of Pedagogical Mastery of Primary School Teachers and Preschool Educators, Institute of Pedagogy, Psychology, and Inclusive Education, Crimean University for the Humanities.

11 Stakhanovskaya Str., Yalta, 98650, Russia E-mail: yenygen@gmail.com

Поступила в редакцию 23.07.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.