Научная статья на тему 'Понятийно-терминологическое поле проблемы формирования готовности студентов вуза к научно-исследовательской деятельности'

Понятийно-терминологическое поле проблемы формирования готовности студентов вуза к научно-исследовательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ГОТОВНОСТЬ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / SCIENTIFIC RESEARCH / READINESS / SCIENTIFIC-RESEARCH ACTIVITIES OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шадчин Игорь Владимирович

В связи со сменой парадигмы профессионального образования в последнее десятилетие меняются представления о целях подготовки будущего специалиста. Актуальным в педагогических науках становится изучение готовности к научно-исследовательской деятельности как основы профессионального становления и совершенствования. Одной из приоритетных задач является уточнение понятийно-терминологического поля проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шадчин Игорь Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL-TERMINOLOGICAL FIELD OF THE PROBLEM OF FORMING READINESS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION STUDENTS FOR SCIENTIFIC-RESEARCH ACTIVITY

In connection with the professional education paradigm change in the last decade the representations about the purposes of the future experts' training have been changing as well. Studying the readiness to scientific-research activity is of current interest in pedagogical sciences as a basis for professional formation and development. One of the priority problems is specification of a conceptual and terminological field of this problem.

Текст научной работы на тему «Понятийно-терминологическое поле проблемы формирования готовности студентов вуза к научно-исследовательской деятельности»

УДК 378

И. В. Шадчин

ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ПОЛЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В связи со сменой парадигмы профессионального образования в последнее десятилетие меняются представления о целях подготовки будущего специалиста. Актуальным в педагогических науках становится изучение готовности к научноисследовательской деятельности как основы профессионального становления и совершенствования. Одной из приоритетных задач является уточнение понятийно-терминологического поля проблемы.

Ключевые слова: научное исследование, готовность, научно-исследовательская деятельность студентов

In connection with the professional education paradigm change in the last decade the representations about the purposes of the future experts' training have been changing as well. Studying the readiness to scientific-research activity is of current interest in pedagogical sciences as a basis for professional formation and development. One of the priority problems is specification of a conceptual and terminological field of this problem.

Keywords: scientific research, readiness, scientific-research activities of students

В современном социуме, идущем по пути глобализации, способность эффективно функционировать в условиях международной конкуренции и нестабильной социально-экономической обстановки в мире становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страны. Высшая профессиональная школа России переживает поливекторный процесс обновления. Одной из ведущих целей преобразований является комплексная подготовка специалиста, способного к профессиональному росту и саморазвитию, готового к осуществлению научных исследований в той или иной области знаний.

Современному выпускнику недостаточно просто иметь глубокие предметные знания и владеть практическими умениями и навыками. Одним из актуальных направлений развития образовательного процесса вуза является формирование готовности студентов к научно-исследовательской деятельности.

Проведенный анализ научной литературы показывает, что различные аспекты проблемы формирования готовности студентов к научно-исследовательской деятельности рассмотрены рядом педагогов и психологов [2, 3, 6, 8, 10 и др.]. Данная проблематика не нова, однако и по сей день не теряет своей актуальности и остроты.

Сложность, и одновременно многогранность данной проблемы состоит в том, что она, во-первых, выступает объектом разных наук - философии, психологии, социологии, педагогики; во-вторых, процесс формирования готовности студентов к научноисследовательской деятельности в образовательной системе до сих пор изучен недостаточно; в-третьих, в научной литературе все еще нет целостной концепции формирования готовности будущих специалистов к научно-исследовательской деятельности в процессе профессиональной подготовки.

Изучение проблемы формирования готовности студентов к научно-исследовательской деятельности

предполагает рассмотрение сущностных характеристик таких ключевых понятий, как научное исследование, научно-исследовательская деятельность

студентов, готовность.

Зачастую в научной литературе такие понятия, как научное исследование и научно-исследовательская деятельность, используются как члены одного синонимичного ряда.

Под научным исследованием понимают и процесс, и особый вид познавательной деятельности, в процессе которой выявляются прежде всего неизвестные стороны, отношения изучаемой действительности [7] и результат этой деятельности - научный труд [6]. В зависимости от значимости решенных вопросов понятие научное исследование представляется как поиск решения научной проблемы или научной задачи.

Поскольку научное исследование характеризуется личными качествами субъекта познания (активность человека - важнейшая предпосылка познания), а результат научного исследования необходимо обладает новизной и общественной значимостью, под научным исследованием мы будем понимать вид деятельности человека, направленной на производство знаний всеобщего и доказательного характера.

В зависимости от критерия классификации, научные исследования делят на фундаментальные и прикладные, количественные и качественные, уникальные и комплексные и др. [4; 6; 7].

Важным является вопрос о сущности понятия научно-исследовательская деятельность студентов.

Солидаризируясь с мнением А. В. Курганова, мы рассматриваем научно-исследовательскую деятельность как деятельность, направленную на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды и их применение для достижения практических целей [8].

112

Среди множества трактовок понятия научноисследовательская деятельность студентов, встречающихся в научной литературе, наиболее точным, на наш взгляд, является определение М. И. Колдиной, которая под данным видом деятельности понимает: «вид творческой, познавательной деятельности, направленной на овладение студентами самостоятельной теоретической и экспериментальной работой, современными методами научного исследования, техникой эксперимента» [6, с. 67].

Научно-исследовательская деятельность студентов, как и всякая человеческая деятельность, должна быть социально обусловленной и значимой, содержание ее не может быть произвольно сконструированным, придуманным. Она должна отвечать общественно признанным формам, методам и нормам научного исследования.

Проанализировав труды Н. А. Батчаева, М. И. Дьяченко, Н. Я. Канторовича, В. А. Сластенина,

А. А. Ухтомского и др. по проблеме готовности, мы пришли к выводу, что в психолого-педагогической литературе готовность к деятельности в указанных работах рассматривается в рамках функционального и личностного подходов [1; 3; 5; 9; 10].

Например, в рамках функционального подхода готовность выступает как определенное психическое состояние индивида; при этом подчеркивается временная характеристика (готовность рассматривается во временном состоянии, точнее как кратковременное или долговременное, в этом преобладающим в данный момент состоянии активируются психические функции); объясняется, как умение себя мобилизовать психически и физически [2; 5].

М. И. Дьяченко под временной готовностью понимает предстартовую активизацию психических функций; актуализацию и приспособление возможностей личности для успешных действий в данный момент. Это внутренняя настроенность личности на определенное поведение при выполнении учебных и трудовых задач, установка на активные действия [3].

Н. Я. Канторович рассматривает готовность как особое психическое состояние, промежуточное между психическими процессами и свойствами личности, которое возникает благодаря достижению высокого функционального уровня возбуждения коры и подкорки головного мозга, соответствующее условию и задачам предстоящей деятельности [5, с. 87].

Вслед за Ю. К. Бабанским, Н. А. Батчаевой,

B. Д. Шадриковым и др. мы опираемся на личностный подход как стратегию определения понятия готовности, постулирующий ее как проявление индивидуальных качеств личности и их целостности, которые обусловлены эффективным характером деятельности с высокой результативностью [1; 10]. Обобщая указанные выше работы, в нашем исследовании под готовностью к деятельности мы будем понимать интегрированное качество личности, предполагающее единство мотивационной и процессуальной систем деятельности, необходимое для саморазвития и самосовершенствования.

Уточняя на основании анализа трудов Э. Ф. Зе-ера, Н. Я. Канторовича и др. понятие готовность студентов к научно-исследовательской деятельности, мы будем понимать его как личностное образование, определяющее состояние личности субъекта и включающее мотивационно-ценностное отношение к этой деятельности, систему методологических знаний, исследовательских умений, позволяющих продуктивно их использовать при решении возникающих профессионально-педагогических задач.

Изучение психолого-педагогической литературы по проблемному вопросу (А. А. Вербицкий,

C. И. Зиновьев, М. И Колдина, А. В. Курганов и др.), учет возрастных и социально-психологических особенностей студенческого возраста и специфики научно-исследовательской деятельности в высшей школе позволили нам выделить следующие компоненты в структуре готовности студентов к научноисследовательской деятельности: мотивационный, характеризующий познавательный интерес, мотивацию исследовательской деятельности; ориентационный, включающий представления о методологии научного исследования и способах научноисследовательской деятельности; деятельностный, определяющий владение умениями и навыками научно-исследовательской деятельности; рефлексивный, включающий самооценку и самоанализ собственной научно-исследовательской деятельности, определение путей саморазвития в научном познании. Выявленные компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены и обеспечивают не только готовность к научно-исследовательской деятельности, но и развитие самой личности студента в процессе обучения.

1. Батчаева, Н. А. Интеграция теоретической и практической составляющих общепедагогической готовности молодого специалиста / Н. А. Батчаева // Проф. образование. Столица. - 2008. - № 11. - С. 7-11.

2. Дьяченко, М. И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. - Минск, 1976. - 176 с.

3. Дьяченко, М. И. Психология высшей школы / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. - Минск, 1981. - 383 с.

4. Ильясов, Д. Ф. Принцип регулируемого эволюционирования / Д. Ф. Ильясов. - М.: Владос, 2003. - 336 с.

5. Канторович, Н. Я. Подготовка будущего учителя начальной школы к самореализации в профессиональной деятельности: моногр. / Н. Я. Канторович. - М.: Ин-т общего среднего образования РАО, 2003. - 282 с.

113

6. Колдина, М. И. Подготовка к научно-исследовательской деятельности будущих педагогов профессионального обучения в вузе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / М. И. Колдина. - Н. Новгород, 2009. - 189 с.

7. Котлярова, И. О. Системное представление об исследовании: учеб. пособие / И. О. Котлярова. - Челябинск: ЧГТУ, 1996. - 81 с.

8. Курганов, А. В. Формирование готовности студентов гуманитарного вуза к психолого-педагогическому исследованию: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / А. В. Курганов. - Казань. 2009. - 195 с.

9. Сластенин, В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки /

В. А. Сластенин. - М.: Просвещение, 1976. - 224 с.

10. Шадриков, В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности / В. Д. Шадриков. - М.: Академия, 2002. - 268 с.

Сдано 21.12.2012

114

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.