ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ
ПОНЯТИЙНАЯ СУЩНОСТЬ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ
CONCEPTUAL ESSENCE THE EFFECTIVE MANAGEMENT OF THE TRANSPORT FORWARDING ACTIVITY ON THE WATER TRANSPORT
В статье исследована сущность эффективного управления транспортно-экспедиционной деятельностью во взаимосвязи с сопряженными понятиями: «транспортно-экспедиционные услуги», «управленческие решения», «развитие и повышение эффективности деятельности транспортно-экспедиционных организаций».
In the article the essence of effective management of the transport forwarding activity in interrelation with the integrated concepts is researched: “transport forwarding services", “management decisions", “development and increase of еруeffectiveness of activity of transport forwarding organizations".
Ключевые слова: транспортно-экспедиционные услуги, управленческие решения, эффективность деятельности, транспортно-экспедиционные организации.
Key words: transport forwarding services, management decisions, effectiveness of activity, the transport forwarding organizations.
УДК: 336.22
Е. А. Лаврентьева,
д-р экон. наук, профессор, СПГУВК;
Л. Н. Корельская,
аспирант,
ГМА им. адм. С. О. Макарова
ПРАВЛЕНИЕ транспортно-экспедиционной деятельностью представляет собой многоаспектный и сложно
ская» и «транспортно-экспедиционная». Сторонники первого подхода (К. И. Плужников, Ю. А. Чунтомова, Д. В. Мокров, А. В. Галин,
А. В. Краснов, С. С. Мойсеенко, М. Б. Иванова) используют название «транспортно-экспедиторская деятельность», которая отражает комплекс, включающий различные виды транспортных средств и набор необходимых операций по перемещению грузов при взаимодействии структурных подразделений.
структурированный объект исследования. В отечественной и зарубежной литературе термин «управление транспортно-экспедиционной деятельностью» является достаточно комплексной категорией, так как, с одной стороны, учитывает особенности принятия управленческих решений транспортно-экспедиционными компаниями, с другой — отражает эффективное сотрудничество отдельных субъектов транспортного рынка, развитие интеграционных связей с потенциальными партнерами, в числе которых могут выступать и конкуренты.
Второй подход объединяет ученых:
В. А. Бакаева, Б. В. Васильева, Н. Г. Кивала,
В. Н. Кострова, А. А. Никитина, А. О. Ни-чипорука, С. Э. Сханову, А. И. Телегина, С. А. Хмельницкого, А. В. Шобанова, Я. Я. Эглит, К. Я. Эглит, использующих название «транспортно-экспедиционная деятельность» как согласованное и упорядоченное обслуживание по доставке грузов, связанное с проектированием, формированием
^1651
В научной литературе и нормативно -
правовых документах сложились два подхода к названию деятельности по экспедированию на транспорте: «транспортно-экспедитор-
Выпуск 1
и оптимизацией экспедиционно-распределительных звеньев единой производственнотранспортной цепи.
В законодательстве [1] используется термин «транспортно -экспедиционная деятельность», которая определяется как порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов.
На основе рассмотрения научных точек зрения и положений законодательства правомерно использовать название «транспортноэкспедиционная деятельность», так как это в большей степени отражает нормативные документы и не противоречит сложившимся научным подходам и практике оказания таких услуг.
Для определения сущности эффективного управления транспортно-экспедиционной деятельностью необходимо исследовать его во взаимосвязи с другими сопряженными понятиями: «транспортно-экспедиционные
услуги», «управленческие решения», «развитие и повышение эффективности деятельности транспортно-экспедиционных организаций», каждое из которых представляет самостоятельное направление понятийного исследования.
Первое направление понятийного исследования — рассмотрение теоретических основ оказания транспортно-экспедиционных услуг (ТЭУ).
Достаточно широкий спектр научных работ [2; 5; 12, с. 6-10; 14] посвящен обоснованию структуры, классификации, алгоритму формирования таких услуг на морском и внутреннем водном транспорте. Являясь частным случаем в сфере предоставления экспедиционных услуг, транспортно-экспедиционное обслуживание на водном транспорте целесообразно рассматривать и в более общем контексте.
Р. Н. Паршина, характеризуя общие черты структуры экспедиционных услуг, выделяет три составные части: входные (операции, предшествующие производству); выходные (операции, следующие за производством); транспортно-производственные операции [8, с. 127-129].
Анализируя структуру экспедиционных услуг как систему движения ресурсов,
С. М. Резер, И. А. Еловой определяют ее как концентрационно-распределительную и производственно -транспортно -сбытовую [10,
с. 55-58].
А. И. Телегин, В. Н. Костров, А. О. Ни-чипорук, А. А. Никитин условно выделяют услуги, непосредственно связанные и не связанные с грузовыми работами [13, с. 88-94].
На основании выполненного анализа научных точек зрения, обоснована укрупненная структура экспедиционных услуг на водном транспорте, базирующаяся на рассмотрении комплекса работ по транспортировке груза, с учетом характера каждой производственнотранспортной ситуации, что представлено в табл. 1.
Таблица 1
Укрупненная структура транспортно-экспедиционных услуг на водном транспорте
т
166]
Элементы ТЭУ Период выполнения ТЭУ
До предъявления груза В процессе перегрузки груза В процессе выдачи груза После выдачи груза
Правовое оформление доставки груза + + + +
Информационное обеспечение доставки груза + + + +
Выбор оптимального варианта доставки груза + + - -
Организация и управление процессом доставки груза + + + -
Таблица 1 (Окончание)
Платежно-финансовые операции + + + +
Транспортировка груза + - - -
Перегрузочные работы - + - -
Складские работы - + + -
Дополнительные работы + + + +
Второе направление понятийного исследования — уточнение методов и особенностей принятия управленческих решений в транспортно-экспедиционной деятельности, включающей функции руководства, планирования, организации, регулирования и контроля.
Исследование этого направления основано на принципах системности и комплексности, которые отражают общую методологию анализа и принятия управленческих решений.
Системный анализ позволяет учесть целый ряд параметров и особенностей при обосновании, подготовке и принятии управленческого решения. Целесообразно рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких как экономические, технологические и производственные, которые ориентированы на решение задач в условиях меняющейся внешней среды. Такая позиция поддерживается и в отраслевой экономической литературе.
Таким образом, системы управления, являясь элементами более высокого уровня, функционируют как единое целое, состоящее из взаимодействующих элементов. Каждый элемент системы обладает своими уникальными свойствами и не может быть из нее изъят. Поэтому осуществление принципа системного подхода в управлении транспортно-экспедиционными услугами рассматривается не изолированно для каждого элемента системы, а в совокупности и взаимодействии. Предполагается, что различные функции транспортной деятельности взаимосвязаны и тем самым влияют на работу и эффективность друг друга.
Комплексность подхода выражается в обеспечении возможности оказания потре-
бителям не только экспедиторских, но и сопутствующих услуг, создающих благоприятные условия для обеспечения эффективной и качественной перевозки с точки зрения всех участников транспортного процесса. Основная задача комплексного подхода заключается в координации и гармонизации работы всех звеньев транспортной системы, что обеспечивает экспертное оценивание и систему поддержки принятия решений [6]. Это отражается в комплексном планировании транспортировки груза, которое включает в себя три признака: этапность, координацию и однозначность действий. В. Н. Костров подчеркивает, что «управление транспортно-экспедиционным обслуживанием должно базироваться на комплексной организации, современных технологиях и комбинированном использовании видов транспорта» [13].
Для обоснования методов и приемов эффективного управления транспортно-экспедиционной деятельностью обобщены основные принципы, к которым относятся:
— четкая постановка цели для достижения соответствующих результатов;
— согласованность и равноправие всех элементов транспортно-экспедиционной системы в решении поставленных задач;
— определение полномочий и ответственности каждого участника процесса доставки груза;
— оценка факторов внешней и внутренней среды, а также рисков для обеспечения устойчивости и гибкости в работе при допустимых отклонениях параметров;
— обоснование потребностей в ресурсах для достижения цели;
— применение системы качественной и количественной оценки ожидаемых результатов.
Выпуск 1
Принятие оптимальных управленческих решений в целом и при экспедировании грузов в частности тесно связано с поиском наиболее эффективных форм использования ресурсов и стимулированием процессов экономического роста как главного условия развития конкуренции. При этом необходимо учитывать изменения внешней и внутренней среды, степень значимости которых различна. Поскольку каждое решение содержит элемент неопределенности, необходимо разработать программу действий по предотвращению возможных отрицательных последствий.
Развитие рыночных отношений создало условия и определило целесообразность для взаимного использования инсорсинга и аутсорсинга в экспедировании на водном транспорте [2; 12].
Аутсорсинг подразумевает возникновение необходимой потребности у организации в привлечении внешних фирм в области организации доставки и складирования грузов. Таким образом, компания передает часть своих функций внешнему партнеру в целях высвобождения собственных ресурсов для развития основных видов деятельности и создания условий для усиления позиций на внутреннем и внешнем рынках. Механизм взаимодействия
компании-заказчика и компании-подрядчика предполагает интегральную направленность, реализация которой осуществляется путем объединения стратегического и оперативного управления, транспортировки, грузоперера-ботки, сопутствующего сервиса.
Полный аутсорсинг предполагает, что стороннее лицо (провайдер) внедряется в бизнес-процессы компании и принимает на себя исполнение, как правило, эксклюзивных функций на долгосрочной основе. В российской практике из-за недоверия к вовлечению посредников в процессы управления компании предпочитают инсорсинг аутсорсингу, который включает использование только внутренних производственных источников. При этом грузовладелец сотрудничает напрямую с транспортной компанией или арендует складское помещение. Немаловажным условием в развитии отношений между грузовладельцем и посредником является адаптация форм и методов работы к условиям российского рынка.
Одной из важных задач при модернизации транспортно-экспедиционной деятельности является взаимная увязка всех управленческих решений в рамках инсорсинга и аутсорсинга (табл. 2).
Таблица 2
Особенности инсорсинга и аутсорсинга в эффективном управлении транспортно-экспедиционной деятельностью
т
168]
Особенности инсорсинга Особенности аутсорсинга
Слабо представлены стимулы для транспортных компаний в выборе наиболее выгодных условий для грузоотправителя при заключении договоров Материальный стимул к увеличению прибыли сочетается со стремлением завоевать новые сегменты рынка
Инициатива грузоотправителя в управлении транспортно-экспедиционными процессами ограничена действием договора Грузоотправитель совместно с провайдером устанавливает правила организации взаимоотношений сторон при использовании различных рычагов воздействия в процессе транспортно-экспедиционной деятельности
Действуют через различные обособленные компании, что усиливает возможность коррупции Усиливается конкуренция, тем самым создаются стимулы для предоставления льгот и различных гарантий клиентам
Эффективность принятия управлен- методов в процессе руководства, планирова-
ческих решений в транспортно-экспедицион- ния, организации, регулирования и контроля
ной деятельности зависит от применяемых (табл. 3).
Таблица 3
Характеристика методов управления транспортно-экспедиционной деятельностью
Методы Область применения
Административные Распределение ответственности между участниками транспортноэкспедиционного обслуживания; контроль за исполнением обязательств и своевременным устранением допущенных нарушений в рамках действующих договоров; четкое отслеживание движения грузов, утверждение необходимых форм отчетности; принятие мер по восстановлению нарушенных прав
Организационные Регламентация управленческих процедур; разработка проектных решений по совершенствованию и реализации организационной структуры управления и конструктивного сотрудничества в условиях конкурентной среды
Дисциплинарного воздействия Оценка потенциала работников и разработка рекомендаций по стимулированию творческого подхода к деятельности; выработка мер воздействия на сотрудников по предотвращению ненадлежащих действий, осуществление которых приводит к получению и рассмотрению претензий и жалоб от клиентов
Проблемно- ориентированные Предполагают принятие решений на основе знаний тенденций развития транспортно-экспедиционной деятельности; совместное стратегическое и оперативное планирование транспортных процессов, предполагающее регулирование ситуации, до того как она трансформируется в неразрешенную проблему; построение различного рода программ по разрешению возникающих проблем
Третье направление понятийного исследования — развитие и повышение эффективности деятельности транспортно-экспедиционных организаций на водном транспорте.
В современных условиях при развитии транспортно-экспедиционной деятельности особую актуальность приобретает изучение системы качественного предоставления услуг по экспедированию как способа достижения эффективного социально-экономического партнерства. Развитие такой деятельности становится одним из перспективных направлений в области совершенствования транспортной системы и привлечения инвестиционных ресурсов.
Условиями, создающим предпосылки для эффективного развития транспортно-экспедиционной деятельности, служат следующие факторы:
— совершенствование законодательства в сфере транспортно-экспедиционного обслуживания;
— эффективное взаимодействие грузовладельцев и экспедиторов по вопросам планирования и регулирования перевозок грузов;
— развитие перевозок в международном сообщении;
— повышение технической целесообразности и разработка оптимальных маршрутов перевозки;
— реконструкция существующих и строительство новых перегрузочных комплексов;
— упрощение процедур согласования документов с государственными органами;
— разработка и предоставление льготных тарифов, сквозных ставок, таможенных и налоговых льгот;
— обеспечение безопасности перевозочного процесса;
— своевременная и полная информационная обеспеченность данными, которые необходимы для осуществления транспортноэкспедиционной деятельности.
Выпуск 1
С. М. Резер и И. А. Еловой [10] также рассматриваются вопросы повышения эффективности транспортно-технологических систем за счет: сокращения эксплуатационных расходов путем совершенствования технологий перевозок, применения современной техники и перевозочных средств; применения эффективной налоговой политики; использования прогрессивных способов перевозки. Авторами сделан вывод о роли тарифного регулирования как главного инструмента в достижении экономической эффективности осуществляемой деятельности в рамках транспортно-технологических систем.
Изучение различных научных точек зрения показало, что выбор эффективного механизма реализации транспортно-экспедиционной деятельности — сложный процесс, требующий комплексного анализа факторов внешнего и внутреннего порядка (табл. 4).
Таблица 4
Ключевые факторы, влияющие на эффективность деятельности транспортно-экспедиционных организаций
Развитие транспортной экспедиции неразрывно связано с повышением эффективности работы компаний в этом сегменте транспортного рынка. Этот вопрос широко рассматривается в отраслевой экономической литературе.
В монографии И. Е. Левитина [6] эффективное развитие транспортно-технологических систем базируется на привлечении частного капитала к финансированию и управлению путем реализации проектов партнерства государства и частного сектора.
Р. Н. Паршина в своей работе [8] определила основные направления эффективного развития транспортно-экспедиционных организаций как: оперативное управление процессами перевозки грузов, информационное взаимодействие на базе современных инструментальных средств, решение проблем инвестирования развития, совершенствование нормативно-правового регламентирования и регулирования экспедиционной деятельности.
Внешние
Совершенствование законодательства, тарифной и налоговой политики
Развитие конкуренции путем ликвидации сдерживающих административных барьеров
Развитие инвестиционной привлекательности деятельности при использовании преимуществ государственно-частного партнерства
Увеличение внешнеторгового и внутригосударственного грузооборота Развитие контейнеризации грузов Формирование крупных транспортных узлов
Внутренние
Совершенствование планирования и оперативного управления доставки грузов
Внедрение инновационных технологий доставки грузов для обеспечения качества предоставляемых услуг и сохранности грузов
Соблюдение и сокращение сроков доставки грузов
Оптимизация финансово-экономического обеспечения и налогового регулирования деятельности Оптимизация комплекса затрат по доставке грузов Обеспечение высококвалифицированными кадрами
Выполненные исследования показали, что в научной литературе эффективность управления транспортно-экспедиционной
деятельностью рассматривается с технологических, организационных и экономических позиций. Однако не рассмотрены возможности налогового регулирования как одного из инструментов достижения конкурентных преимуществ и повышения финансово-эко-
номических результатов экспедирования российскими компаниями на водном транспорте. В современных условиях важно обеспечить паритет предпринимательских интересов всех участников процесса доставки грузов с учетом все возрастающих налоговых затрат. Такой подход требует детальной теоретической проработки и практической апробации.
Список литературы
1. О транспортно-экспедиционной деятельности: Федеральный закон Рос. Федерации от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ.
2. Апатцев В. И. Логистические транспортно-грузовые системы: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В. И. Апатцев, С. Б. Левин, В. М. Николашин [и др.]; под ред. В. М. Николаши-на. — М.: Академия, 2003. — 304 с.
3. Бродецкий Г Л. Системный анализ в логистике. Выбор в условиях неопределенности / Г. Л. Бродецкий. — М., 2010. — 336 с.
4. Горбачев П. Ф. Основы теории транспортных систем: учеб. пособие / П. Ф. Горбачев. И. А. Дмитриев. — Харьков: ХНАДУ, 2002. — 202 с.
5. Введение в транспортную логистику: учеб. пособие / А. В. Кирченко [и др.]. — СПб.: ГУАП, 2011. — 228 с.
6. Левитин И. Е. Развитие государственно-частного партнерства на транспорте / И. Е. Левитин. — М.: ВИНИТИ РАН, 2010. — 444 с.
7. Лимонов Э. Л. Внешнеторговые операции морского транспорта и мультимодальные перевозки / Э. Л. Лимонов. — СПб.: ООО «Модуль», 2006. — 600 с.
8. Паршина Р. Н. Логистика транссибирских контейнерных перевозок / Р. Н. Паршина. — М.: ВИНИТИ РАН, 2008. — 420 с.
9. Плужников К. И. Транспортное экспедирование / К. И. Плужников, Ю. А. Чунтомова. — М.: ТРАНСЛИТ, 2006. — 528 с.
10. Резер С. М. Тарифное регулирование логистических схем товаропотоков / С. М. Резер,
И. А. Еловой. — М.: ВИНИТИ РАН, 2009. — 364 с.
11. Романов В. Н. Системный анализ для инженеров: моногр. / В. Н. Романов. — СПб.:
СЗГЗТУ, 2006. —186 с.
12. Степанов А. Л. Эволюция портов и экспедиторской деятельности — основа транспортной логистики / А. Л. Степанов // Эксплуатация морского транспорта. — 2007. — № 4 (50).
13. Транспортное экспедирование: учеб. пособие / А. И. Телегин [и др.]. — 2-е изд., доп. и изм. — Н. Новгород: ФГУ ВПО «ВГАВТ», 2010. — 400 с.
14. Эглит Я. Я. Транспортные системы доставки грузов / Я. Я. Эглит, К. Я. Эглит, А. В. Артемьев. — СПб.: Феникс, 2005. — 300 с.
Выпуск 1