Научная статья на тему 'Понятийная сущность эффективного управления транспортно-экспедиционной деятельностью на водном транспорте'

Понятийная сущность эффективного управления транспортно-экспедиционной деятельностью на водном транспорте Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1040
284
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННЫЕ УСЛУГИ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / TRANSPORT FORWARDING SERVICES / MANAGEMENT DECISIONS / EFFECTIVENESS OF ACTIVITY / THE TRANSPORT FORWARDING ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лаврентьева Елена Александровна, Корельская Любовь Николаевна

В статье исследована сущность эффективного управления транспортно-экспедиционной деятельностью во взаимосвязи с сопряженными понятиями: «транспортно-экспедиционные услуги», «управленческие решения», «развитие и повышение эффективности деятельности транспортно-экспедиционных организаций».I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лаврентьева Елена Александровна, Корельская Любовь Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the essence of effective management of the transport forwarding activity in interrelation with the integrated concepts is researched: transport forwarding services, management decisions, development and increase of еруeffectiveness of activity of transport forwarding organizations.

Текст научной работы на тему «Понятийная сущность эффективного управления транспортно-экспедиционной деятельностью на водном транспорте»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ

ПОНЯТИЙНАЯ СУЩНОСТЬ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ

CONCEPTUAL ESSENCE THE EFFECTIVE MANAGEMENT OF THE TRANSPORT FORWARDING ACTIVITY ON THE WATER TRANSPORT

В статье исследована сущность эффективного управления транспортно-экспедиционной деятельностью во взаимосвязи с сопряженными понятиями: «транспортно-экспедиционные услуги», «управленческие решения», «развитие и повышение эффективности деятельности транспортно-экспедиционных организаций».

In the article the essence of effective management of the transport forwarding activity in interrelation with the integrated concepts is researched: “transport forwarding services", “management decisions", “development and increase of еруeffectiveness of activity of transport forwarding organizations".

Ключевые слова: транспортно-экспедиционные услуги, управленческие решения, эффективность деятельности, транспортно-экспедиционные организации.

Key words: transport forwarding services, management decisions, effectiveness of activity, the transport forwarding organizations.

УДК: 336.22

Е. А. Лаврентьева,

д-р экон. наук, профессор, СПГУВК;

Л. Н. Корельская,

аспирант,

ГМА им. адм. С. О. Макарова

ПРАВЛЕНИЕ транспортно-экспедиционной деятельностью представляет собой многоаспектный и сложно

ская» и «транспортно-экспедиционная». Сторонники первого подхода (К. И. Плужников, Ю. А. Чунтомова, Д. В. Мокров, А. В. Галин,

А. В. Краснов, С. С. Мойсеенко, М. Б. Иванова) используют название «транспортно-экспедиторская деятельность», которая отражает комплекс, включающий различные виды транспортных средств и набор необходимых операций по перемещению грузов при взаимодействии структурных подразделений.

структурированный объект исследования. В отечественной и зарубежной литературе термин «управление транспортно-экспедиционной деятельностью» является достаточно комплексной категорией, так как, с одной стороны, учитывает особенности принятия управленческих решений транспортно-экспедиционными компаниями, с другой — отражает эффективное сотрудничество отдельных субъектов транспортного рынка, развитие интеграционных связей с потенциальными партнерами, в числе которых могут выступать и конкуренты.

Второй подход объединяет ученых:

В. А. Бакаева, Б. В. Васильева, Н. Г. Кивала,

В. Н. Кострова, А. А. Никитина, А. О. Ни-чипорука, С. Э. Сханову, А. И. Телегина, С. А. Хмельницкого, А. В. Шобанова, Я. Я. Эглит, К. Я. Эглит, использующих название «транспортно-экспедиционная деятельность» как согласованное и упорядоченное обслуживание по доставке грузов, связанное с проектированием, формированием

^1651

В научной литературе и нормативно -

правовых документах сложились два подхода к названию деятельности по экспедированию на транспорте: «транспортно-экспедитор-

Выпуск 1

и оптимизацией экспедиционно-распределительных звеньев единой производственнотранспортной цепи.

В законодательстве [1] используется термин «транспортно -экспедиционная деятельность», которая определяется как порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов.

На основе рассмотрения научных точек зрения и положений законодательства правомерно использовать название «транспортноэкспедиционная деятельность», так как это в большей степени отражает нормативные документы и не противоречит сложившимся научным подходам и практике оказания таких услуг.

Для определения сущности эффективного управления транспортно-экспедиционной деятельностью необходимо исследовать его во взаимосвязи с другими сопряженными понятиями: «транспортно-экспедиционные

услуги», «управленческие решения», «развитие и повышение эффективности деятельности транспортно-экспедиционных организаций», каждое из которых представляет самостоятельное направление понятийного исследования.

Первое направление понятийного исследования — рассмотрение теоретических основ оказания транспортно-экспедиционных услуг (ТЭУ).

Достаточно широкий спектр научных работ [2; 5; 12, с. 6-10; 14] посвящен обоснованию структуры, классификации, алгоритму формирования таких услуг на морском и внутреннем водном транспорте. Являясь частным случаем в сфере предоставления экспедиционных услуг, транспортно-экспедиционное обслуживание на водном транспорте целесообразно рассматривать и в более общем контексте.

Р. Н. Паршина, характеризуя общие черты структуры экспедиционных услуг, выделяет три составные части: входные (операции, предшествующие производству); выходные (операции, следующие за производством); транспортно-производственные операции [8, с. 127-129].

Анализируя структуру экспедиционных услуг как систему движения ресурсов,

С. М. Резер, И. А. Еловой определяют ее как концентрационно-распределительную и производственно -транспортно -сбытовую [10,

с. 55-58].

А. И. Телегин, В. Н. Костров, А. О. Ни-чипорук, А. А. Никитин условно выделяют услуги, непосредственно связанные и не связанные с грузовыми работами [13, с. 88-94].

На основании выполненного анализа научных точек зрения, обоснована укрупненная структура экспедиционных услуг на водном транспорте, базирующаяся на рассмотрении комплекса работ по транспортировке груза, с учетом характера каждой производственнотранспортной ситуации, что представлено в табл. 1.

Таблица 1

Укрупненная структура транспортно-экспедиционных услуг на водном транспорте

т

166]

Элементы ТЭУ Период выполнения ТЭУ

До предъявления груза В процессе перегрузки груза В процессе выдачи груза После выдачи груза

Правовое оформление доставки груза + + + +

Информационное обеспечение доставки груза + + + +

Выбор оптимального варианта доставки груза + + - -

Организация и управление процессом доставки груза + + + -

Таблица 1 (Окончание)

Платежно-финансовые операции + + + +

Транспортировка груза + - - -

Перегрузочные работы - + - -

Складские работы - + + -

Дополнительные работы + + + +

Второе направление понятийного исследования — уточнение методов и особенностей принятия управленческих решений в транспортно-экспедиционной деятельности, включающей функции руководства, планирования, организации, регулирования и контроля.

Исследование этого направления основано на принципах системности и комплексности, которые отражают общую методологию анализа и принятия управленческих решений.

Системный анализ позволяет учесть целый ряд параметров и особенностей при обосновании, подготовке и принятии управленческого решения. Целесообразно рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких как экономические, технологические и производственные, которые ориентированы на решение задач в условиях меняющейся внешней среды. Такая позиция поддерживается и в отраслевой экономической литературе.

Таким образом, системы управления, являясь элементами более высокого уровня, функционируют как единое целое, состоящее из взаимодействующих элементов. Каждый элемент системы обладает своими уникальными свойствами и не может быть из нее изъят. Поэтому осуществление принципа системного подхода в управлении транспортно-экспедиционными услугами рассматривается не изолированно для каждого элемента системы, а в совокупности и взаимодействии. Предполагается, что различные функции транспортной деятельности взаимосвязаны и тем самым влияют на работу и эффективность друг друга.

Комплексность подхода выражается в обеспечении возможности оказания потре-

бителям не только экспедиторских, но и сопутствующих услуг, создающих благоприятные условия для обеспечения эффективной и качественной перевозки с точки зрения всех участников транспортного процесса. Основная задача комплексного подхода заключается в координации и гармонизации работы всех звеньев транспортной системы, что обеспечивает экспертное оценивание и систему поддержки принятия решений [6]. Это отражается в комплексном планировании транспортировки груза, которое включает в себя три признака: этапность, координацию и однозначность действий. В. Н. Костров подчеркивает, что «управление транспортно-экспедиционным обслуживанием должно базироваться на комплексной организации, современных технологиях и комбинированном использовании видов транспорта» [13].

Для обоснования методов и приемов эффективного управления транспортно-экспедиционной деятельностью обобщены основные принципы, к которым относятся:

— четкая постановка цели для достижения соответствующих результатов;

— согласованность и равноправие всех элементов транспортно-экспедиционной системы в решении поставленных задач;

— определение полномочий и ответственности каждого участника процесса доставки груза;

— оценка факторов внешней и внутренней среды, а также рисков для обеспечения устойчивости и гибкости в работе при допустимых отклонениях параметров;

— обоснование потребностей в ресурсах для достижения цели;

— применение системы качественной и количественной оценки ожидаемых результатов.

Выпуск 1

Принятие оптимальных управленческих решений в целом и при экспедировании грузов в частности тесно связано с поиском наиболее эффективных форм использования ресурсов и стимулированием процессов экономического роста как главного условия развития конкуренции. При этом необходимо учитывать изменения внешней и внутренней среды, степень значимости которых различна. Поскольку каждое решение содержит элемент неопределенности, необходимо разработать программу действий по предотвращению возможных отрицательных последствий.

Развитие рыночных отношений создало условия и определило целесообразность для взаимного использования инсорсинга и аутсорсинга в экспедировании на водном транспорте [2; 12].

Аутсорсинг подразумевает возникновение необходимой потребности у организации в привлечении внешних фирм в области организации доставки и складирования грузов. Таким образом, компания передает часть своих функций внешнему партнеру в целях высвобождения собственных ресурсов для развития основных видов деятельности и создания условий для усиления позиций на внутреннем и внешнем рынках. Механизм взаимодействия

компании-заказчика и компании-подрядчика предполагает интегральную направленность, реализация которой осуществляется путем объединения стратегического и оперативного управления, транспортировки, грузоперера-ботки, сопутствующего сервиса.

Полный аутсорсинг предполагает, что стороннее лицо (провайдер) внедряется в бизнес-процессы компании и принимает на себя исполнение, как правило, эксклюзивных функций на долгосрочной основе. В российской практике из-за недоверия к вовлечению посредников в процессы управления компании предпочитают инсорсинг аутсорсингу, который включает использование только внутренних производственных источников. При этом грузовладелец сотрудничает напрямую с транспортной компанией или арендует складское помещение. Немаловажным условием в развитии отношений между грузовладельцем и посредником является адаптация форм и методов работы к условиям российского рынка.

Одной из важных задач при модернизации транспортно-экспедиционной деятельности является взаимная увязка всех управленческих решений в рамках инсорсинга и аутсорсинга (табл. 2).

Таблица 2

Особенности инсорсинга и аутсорсинга в эффективном управлении транспортно-экспедиционной деятельностью

т

168]

Особенности инсорсинга Особенности аутсорсинга

Слабо представлены стимулы для транспортных компаний в выборе наиболее выгодных условий для грузоотправителя при заключении договоров Материальный стимул к увеличению прибыли сочетается со стремлением завоевать новые сегменты рынка

Инициатива грузоотправителя в управлении транспортно-экспедиционными процессами ограничена действием договора Грузоотправитель совместно с провайдером устанавливает правила организации взаимоотношений сторон при использовании различных рычагов воздействия в процессе транспортно-экспедиционной деятельности

Действуют через различные обособленные компании, что усиливает возможность коррупции Усиливается конкуренция, тем самым создаются стимулы для предоставления льгот и различных гарантий клиентам

Эффективность принятия управлен- методов в процессе руководства, планирова-

ческих решений в транспортно-экспедицион- ния, организации, регулирования и контроля

ной деятельности зависит от применяемых (табл. 3).

Таблица 3

Характеристика методов управления транспортно-экспедиционной деятельностью

Методы Область применения

Административные Распределение ответственности между участниками транспортноэкспедиционного обслуживания; контроль за исполнением обязательств и своевременным устранением допущенных нарушений в рамках действующих договоров; четкое отслеживание движения грузов, утверждение необходимых форм отчетности; принятие мер по восстановлению нарушенных прав

Организационные Регламентация управленческих процедур; разработка проектных решений по совершенствованию и реализации организационной структуры управления и конструктивного сотрудничества в условиях конкурентной среды

Дисциплинарного воздействия Оценка потенциала работников и разработка рекомендаций по стимулированию творческого подхода к деятельности; выработка мер воздействия на сотрудников по предотвращению ненадлежащих действий, осуществление которых приводит к получению и рассмотрению претензий и жалоб от клиентов

Проблемно- ориентированные Предполагают принятие решений на основе знаний тенденций развития транспортно-экспедиционной деятельности; совместное стратегическое и оперативное планирование транспортных процессов, предполагающее регулирование ситуации, до того как она трансформируется в неразрешенную проблему; построение различного рода программ по разрешению возникающих проблем

Третье направление понятийного исследования — развитие и повышение эффективности деятельности транспортно-экспедиционных организаций на водном транспорте.

В современных условиях при развитии транспортно-экспедиционной деятельности особую актуальность приобретает изучение системы качественного предоставления услуг по экспедированию как способа достижения эффективного социально-экономического партнерства. Развитие такой деятельности становится одним из перспективных направлений в области совершенствования транспортной системы и привлечения инвестиционных ресурсов.

Условиями, создающим предпосылки для эффективного развития транспортно-экспедиционной деятельности, служат следующие факторы:

— совершенствование законодательства в сфере транспортно-экспедиционного обслуживания;

— эффективное взаимодействие грузовладельцев и экспедиторов по вопросам планирования и регулирования перевозок грузов;

— развитие перевозок в международном сообщении;

— повышение технической целесообразности и разработка оптимальных маршрутов перевозки;

— реконструкция существующих и строительство новых перегрузочных комплексов;

— упрощение процедур согласования документов с государственными органами;

— разработка и предоставление льготных тарифов, сквозных ставок, таможенных и налоговых льгот;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— обеспечение безопасности перевозочного процесса;

— своевременная и полная информационная обеспеченность данными, которые необходимы для осуществления транспортноэкспедиционной деятельности.

Выпуск 1

С. М. Резер и И. А. Еловой [10] также рассматриваются вопросы повышения эффективности транспортно-технологических систем за счет: сокращения эксплуатационных расходов путем совершенствования технологий перевозок, применения современной техники и перевозочных средств; применения эффективной налоговой политики; использования прогрессивных способов перевозки. Авторами сделан вывод о роли тарифного регулирования как главного инструмента в достижении экономической эффективности осуществляемой деятельности в рамках транспортно-технологических систем.

Изучение различных научных точек зрения показало, что выбор эффективного механизма реализации транспортно-экспедиционной деятельности — сложный процесс, требующий комплексного анализа факторов внешнего и внутреннего порядка (табл. 4).

Таблица 4

Ключевые факторы, влияющие на эффективность деятельности транспортно-экспедиционных организаций

Развитие транспортной экспедиции неразрывно связано с повышением эффективности работы компаний в этом сегменте транспортного рынка. Этот вопрос широко рассматривается в отраслевой экономической литературе.

В монографии И. Е. Левитина [6] эффективное развитие транспортно-технологических систем базируется на привлечении частного капитала к финансированию и управлению путем реализации проектов партнерства государства и частного сектора.

Р. Н. Паршина в своей работе [8] определила основные направления эффективного развития транспортно-экспедиционных организаций как: оперативное управление процессами перевозки грузов, информационное взаимодействие на базе современных инструментальных средств, решение проблем инвестирования развития, совершенствование нормативно-правового регламентирования и регулирования экспедиционной деятельности.

Внешние

Совершенствование законодательства, тарифной и налоговой политики

Развитие конкуренции путем ликвидации сдерживающих административных барьеров

Развитие инвестиционной привлекательности деятельности при использовании преимуществ государственно-частного партнерства

Увеличение внешнеторгового и внутригосударственного грузооборота Развитие контейнеризации грузов Формирование крупных транспортных узлов

Внутренние

Совершенствование планирования и оперативного управления доставки грузов

Внедрение инновационных технологий доставки грузов для обеспечения качества предоставляемых услуг и сохранности грузов

Соблюдение и сокращение сроков доставки грузов

Оптимизация финансово-экономического обеспечения и налогового регулирования деятельности Оптимизация комплекса затрат по доставке грузов Обеспечение высококвалифицированными кадрами

Выполненные исследования показали, что в научной литературе эффективность управления транспортно-экспедиционной

деятельностью рассматривается с технологических, организационных и экономических позиций. Однако не рассмотрены возможности налогового регулирования как одного из инструментов достижения конкурентных преимуществ и повышения финансово-эко-

номических результатов экспедирования российскими компаниями на водном транспорте. В современных условиях важно обеспечить паритет предпринимательских интересов всех участников процесса доставки грузов с учетом все возрастающих налоговых затрат. Такой подход требует детальной теоретической проработки и практической апробации.

Список литературы

1. О транспортно-экспедиционной деятельности: Федеральный закон Рос. Федерации от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ.

2. Апатцев В. И. Логистические транспортно-грузовые системы: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В. И. Апатцев, С. Б. Левин, В. М. Николашин [и др.]; под ред. В. М. Николаши-на. — М.: Академия, 2003. — 304 с.

3. Бродецкий Г Л. Системный анализ в логистике. Выбор в условиях неопределенности / Г. Л. Бродецкий. — М., 2010. — 336 с.

4. Горбачев П. Ф. Основы теории транспортных систем: учеб. пособие / П. Ф. Горбачев. И. А. Дмитриев. — Харьков: ХНАДУ, 2002. — 202 с.

5. Введение в транспортную логистику: учеб. пособие / А. В. Кирченко [и др.]. — СПб.: ГУАП, 2011. — 228 с.

6. Левитин И. Е. Развитие государственно-частного партнерства на транспорте / И. Е. Левитин. — М.: ВИНИТИ РАН, 2010. — 444 с.

7. Лимонов Э. Л. Внешнеторговые операции морского транспорта и мультимодальные перевозки / Э. Л. Лимонов. — СПб.: ООО «Модуль», 2006. — 600 с.

8. Паршина Р. Н. Логистика транссибирских контейнерных перевозок / Р. Н. Паршина. — М.: ВИНИТИ РАН, 2008. — 420 с.

9. Плужников К. И. Транспортное экспедирование / К. И. Плужников, Ю. А. Чунтомова. — М.: ТРАНСЛИТ, 2006. — 528 с.

10. Резер С. М. Тарифное регулирование логистических схем товаропотоков / С. М. Резер,

И. А. Еловой. — М.: ВИНИТИ РАН, 2009. — 364 с.

11. Романов В. Н. Системный анализ для инженеров: моногр. / В. Н. Романов. — СПб.:

СЗГЗТУ, 2006. —186 с.

12. Степанов А. Л. Эволюция портов и экспедиторской деятельности — основа транспортной логистики / А. Л. Степанов // Эксплуатация морского транспорта. — 2007. — № 4 (50).

13. Транспортное экспедирование: учеб. пособие / А. И. Телегин [и др.]. — 2-е изд., доп. и изм. — Н. Новгород: ФГУ ВПО «ВГАВТ», 2010. — 400 с.

14. Эглит Я. Я. Транспортные системы доставки грузов / Я. Я. Эглит, К. Я. Эглит, А. В. Артемьев. — СПб.: Феникс, 2005. — 300 с.

Выпуск 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.