Научная статья на тему 'Понятия "образование" и "провинция" в современной педагогике'

Понятия "образование" и "провинция" в современной педагогике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2087
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ПРОВИНЦИЯ / PROVINCE / КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / CULTURAL FIELD / ТРАДИЦИИ / TRADITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садовникова Наталья Александровна

В статье приведён обзор современных теоретических построений сущности образования, даются основные характеристики образа провинции как образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEFINITIONS "EDUCATION" AND "PROVINCE" IN MODERN PEDAGOGY

The article has a survey of modern theoretical constructions of main points of education. The main characterizations of province's image as educational medium are given here.

Текст научной работы на тему «Понятия "образование" и "провинция" в современной педагогике»

http://cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnoe-obrazovanie-chemu-i-kak-uchit#ixzz2HrpiPbq6.// дата обращения 14.02.2013.

3. Волосовец, Т.В. Инклюзивное образование: модная тема или долгосрочная стратегия // http://www.gosbook.ru/node/ 37044// дата обращения 15.02.2013.

4. Выготский, Л.С. Основы дефектологии. - СПб.: Лань, 2003.

5. Ливенцева, H.A. Обзор современных зарубежных исследований по проблемам инклюзивного образования // Психологическая наука и образование. - 2011. - №3.

6. ФГОС ВПО по направлению подготовки 031300 журналистика (квалификация (степень) "бакалавр") // http:// window.edu.ru/recommended/37. Дата обращения 11.02.2013.

7. ФГОС ВПО по направлению подготовки 050400 психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) "бакалавр") // http://window.edu.ru/recommended/37. Дата обращения 11.02.2013.

8. ФГОС ВПО по направлению подготовки 050700 специальное (дефектологическое) образование (квалификация (сте-

пень) "бакалавр") // http://window.edu.ru/recommended/37. Дата обращения 11.02.2013.

9. ФГОС ВПО по направлению подготовки 080100 экономика (квалификация (степень) "бакалавр") // http:// window.edu.ru/recommended/37. Дата обращения 11.02.2013.

10. ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 юриспруденция (квалификация (степень) "бакалавр") // http://window.edu.ru/recommended/37. Дата обращения 11.02.2013.

11. Шмидт, В.Р. Инклюзивное образование - смутный объект желаний? или Как придать ясность общественному движению в пользу интеграции // http:// inclusion.vzaimodeystvie.ru/library/. Дата обращения 15.02.2013.

12. EENET "Enabling Education", Educational Support and Inclusion School of Education, The university of Manchester. www.eenet.org.uk Выпуск 8. Июнь 2004 г.

УДК 37.013 ББК 74.00

ПОНЯТИЯ «ОБРАЗОВАНИЕ» И «ПРОВИНЦИЯ» В СОВРЕМЕННОЙ

ПЕДАГОГИКЕ

Садовникова Наталья Александровна, аспирант Воронежский государственный педагогический университет, (п.Кшенский Курской области)

Аннотация. В статье приведён обзор современных теоретических построений сущности образования, даются основные характеристики образа провинции как образовательной среды. Ключевые слова: образование, провинция, культурная среда, традиции.

DEFINITIONS "EDUCATION" AND "PROVINCE" IN MODERN PEDAGOGY

Sadovnickova N.A., the first year graduate student

of the department of general and social

pedagogy of the State Teacher-training University in Voronezh

Abstract. The article has a survey of modern theoretical constructions of main points of education. The main characterizations of province's image as educational medium are given here. Key words: education, province, cultural field, traditions.

61

Берегиня • 777 • Сова, 2013, № 1 (16)

Категория «образование» известна давно. В настоящее время существует множество определений этого понятия. Мы рассмотрим некоторые из них.

В различных теоретических подходах в современной педагогике говорится о том, что понятие «образование» претерпевает изменения сущностных основ и переходит от понятия формы к оценке его, как наиболее важнейшего компонента человеческого бытия.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» понятие образования определяется как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [ 1].

В учебном пособии для студентов П.И. Пидкасисто-го понятие образования рассматривается как «общественно организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в антогонистическом плане становление личности в соответствии с генетической программой и социализацией личности» [10].

Н.Г. Чернышевский отмечал, что для того, чтобы человек был образованным в полном смысле этого слова, необходимы три качества - обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств.

Ведущие педагоги современности (Т.П. Анишина, Е.П. Белозерцев, П.А., Б.С. Гершунский, Ю.В. Громыко, О.В. Долженко, Е.И. Исаев, Н.Н. Пахомов, Е.А. Плеханов, И.И. Ремезова, В.М. Розин, В.К. Розов, И.В. Савицкий, В.Н. Сагатовский, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков, Ю.Б. Тупталов и др.) в своих работах обращают внимание на то, что на современные теоретические построения сущности образования оказывает большое влияние антропологический подход к пониманию целей и ценностей образования, сложный синтез категорий «образование», «ценность» [образование: как изучать и понимать [2].

При определении понятия «образования» необходимо обратиться к труду профессора Белозерцева Е.П. «Образование: историко-культурной феномен».

Важнейшая задача образования, как ее понимает Белозерцев Е.П., - научить мыслить человека в категориях национального бытия. Основная мысль всей работы звучит так: «...образование национально по содержанию и характеру», и «непременным основанием современного образования является утверждение в сознании учащихся значения исторических корней своего народа, его духовных и нравственных устоев, гражданских и патриотических идей, гуманистического сознания связей с другими народами, всем человечеством». Это достигается лишь одним - пониманием того, что «душа русского образова-

ния - православное воспитание - постоянно питается

живительными соками истории и культуры своего народа» [3]. Сущность авторской концепции заключается в рассмотрении образования не в безличных «общечеловеческих» псевдо-универсальных категориях, а как института, произрастающего из национальной почвы, из глубины национальной традиции.

Многие педагоги подчёркивают: «Сегодня сфера образования, интегрально отражая все минусы и плюсы социально- экономической и социокультурной ситуации, в которой оказался российский провинциальный социум на рубеже тысячелетий, является одновременно и наиболее эффективным инструментом оптимизации (или усугубления!) такой ситуации. В этой двойственности субъект-объектных отношений и заключается сложность анализа любых проблем» [5].

От лат. provincia (рго — вперед, vincere — побеги давать). В словаре С.И. Ожегова выделяются два значения понятия «провинция»: «1. В некоторых странах: область, административно-территориальная единица. 2. Местность, территория страны, удаленная от крупных центров» [9].

Многие исследователи отмечают, что в политической, правовой и административной практике образ провинции приземлился и конкретизировался, обретая статус повседневной реальности, воплощенной в границах, властных структурах, особом образе жизни и ее восприятии. В русский язык интересующее нас слово пришло сначала с единственной ролью — обозначить на европейский манер наименование одной из единиц административного деления России, предпринятого Петром I в 1699 году для «большего упорядочения и обеспечения денежных сборов, состоявших в ведении бурмистерской палаты» [6].

В.Л. Каганский стремится типологизировать функции и значения слова «провинция». «Провинция - относительно самодостаточная, внутренне связанная нецентростремительная средняя зона, удаленная от краев и крайностей. Балансир и база системы. Части Провинции более связаны друг с другом, нежели с другими элементами. Основа единства - соприродность идей. (Провинция - как особый слой и аспект Центра, Центр без статуса центрирования системы, дальних связей и космополитизма; Центр, живущий сам по себе и для себя)» [7]. Он также подчеркивает полноценность и значимость ее культурного бытия, пронизывающую быт. Провинция, по мнению ученого, богата содержательно: она является живым убежищем культурно значимых текстов [6 ].

Многие исследователи отмечают, что «иногда выходцы из областей занимают в столичной культуре крупное, руководящее положение, как Ломоносов, Чернышевский. Все это знают, но мало кто осознает. Факт признается бегло, безотчетно. Между тем, чтобы осмыслить появление и роль таких деятелей в общерусской культуре, необходимо изучить гнезда, в которых они воспитывались... Однако, еще не осознана общая, принципиально-методологическая задача изучения областных культурных гнезд, не понято важное значение их для всего общерусского исторического процесса» [11].

Главное отличие «провинциальности» от «региональ-ности», по мнению Е.П. Белозерцева, в том, что для нашей

62

культурно-педагогической традиции это действительно понятие, а не абсолютный термин. Оно настолько глубоко проработано в отечественном духовном опыте, что производные от «провинции» выражения и формулировки обязательно подразумевают определённую квалификацию объекта, по отношению к которому применяются. В этом проявляется одновременно практическое и истори-ко-педагогическое значение данного понятия, позволяющего исследователю видеть за сегодняшними реалиями историческую глубину [13].

Востребованным современной общественной практикой стало знание о прогнозировании развития региональных образовательных пространств на территориях Российской Федерации, которое будет способствовать минимизации рисков реализации образовательных стратегий. «Территориальная и социальная стратификация общества привели к тому, что доступность людей к качественному образованию стала измеряться близостью или отдалённостью территорий от центра, но в то же время актуализировала резервы территорий, в составе которых образовательная среда заняла ключевое место. Имея в качестве стратегии выживания её обогащение, региональные сообщества предельно остро осознали её исчерпанность (Е.М. Кокорев, Ю.М. Краковский, И.А. Крутий, А.Ю. Согомонов, А.Н. Чилингаров). Это обусловило субъективную активность носителей образования, направленную на выявление целевых установок, неразработанность которых в педагогической науке затрудняла обоснование тех или иных стратегий развития образования, востребованных учащимися в региональных условиях» [8].

Изменения в экономической и социальной политике государства за последние годы повлияли на все стороны жизнедеятельности муниципальных образовательных систем: сократилась и продолжает сокращаться сеть общеобразовательных учреждений в селе, устаревают материально-техническая база, учебное оборудование. Территориальная доступность имеющихся образовательных услуг не соответствует общепринятым нормам, нерационально используются ресурсы существующих сетей общеобразовательных учреждений. Такие условия диктуют необходимость модернизации образования, т.к. это становится жизненно необходимым как для устойчивого развития системы образования, что имеет огромное значение для сохранения российской провинции в качестве этнокультурного феномена в целом [5].

Провинциальная среда никогда не претендовала на создание цельного, значимого для всей России культурного пласта, на воспитание талантов в завершённом виде. Однако, анализ исторической, педагогической литературы свидетельствует о неисчерпаемости провинции как истока для формирования неординарных, талантливых личностей. Именно в провинции веками складывался опыт преемственности, основанный на сохранении историко-культурных, образовательных традиций, присущих провинции [12].

На наш взгляд, трансляция такого опыта (культурного, духовного, патриотического и др.), от одного поколения другому, происходит посредством образования.

«Духовные традиции отечественного образования -пограничная проблема, находящаяся на стыке ряда наук: философии и социологии, истории и экономики, теории и культуры, психологии и педагогики. Ситуация рубежа XX-XXI вв. в российской гуманитарной науке, вообще, и педагогической, в частности, во многом характеризуется свободой исследовательского поиска. Его направленность определяется потребностями в новых эффективных образовательных концепциях, призванных, с одной стороны, адекватно «отвечать» на «вызов» современности, с другой - соответствующих духовно-нравственным, историко-культурным и национальным особенностям уклада жизни русского народа, судьба которого всегда вызывала тревогу у безусловных авторитетов России» [4].

Сегодня реалии современного образования в провинции подводят педагогов-исследователей к необходимости изучения его методологических основ с целью выявления и анализа основных образовательных традиций провинции, как основного механизма преемственности.

Литература:

1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 "Об образовании» в Российской Федерации.

2. Белозерцее, Е.П. Образование: как изучать и понимать (тезисы к фундаментальной теме): научное издание / Е.П. Бе-лозерцев, В.Я. Барышников. - ВГПУ - Воронеж, 2010. -78 с.

3. Белозерцее, Е.П. Образование: историко-культурный феномен: Курс лекций. СПб.: Изд-во Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2004. - 704 с.

4. Белозерцее, Е.П. ВУЗ между историей и культурой/ Е.П. Белозерцев//Берегиня-777-Сова. - 2012. - №1 (12). -С.127-134.

5. Груздее, М.В. Проектирование муниципальных образовательных систем российской провинции: автореферат (13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования), 2004 г.

6. Инюшкин, Н.М. Провинциальная культура: взгляд изнутри. - Пенза, 2004, с. 16-29; 37-50.

7. Каганский, В.Л. Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство: Сб. статей. - М., 2001. - С. 78.

8. Леоноеа, O.A. Региональное образовательное пространство: принципы формирования и прогнозирования развития: автореферат (13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования), - 2008. - URL:http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-regionalnoe-obrazovatelnoe-prostranstvo.

9. Ожегое, СИ. Словарь русского языка. - М., 1990. - С. 604.

10. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пид-касистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. -640 с.

11. Пиксаное, Н.К. Областные культурные гнезда. - М. - Л., 1928. - С. 19.

12. Сайко, Е.А. Российская провинция как социокультурный феномен: автореферат (24.00.02- Историческая культурология), - 1997. - URL: http://cheloveknauka.com/rossiyskaya-provintsiya-kak-sotsiokulturnyy-fenomen13.

13. Кутьее, В.О. Образование в провинции: проблемы, подходы, решения// http://www.portalus.ru/modules/shkola/ rus_readme.php?subaction=showfull&id=1191424517

63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.