Научная статья на тему 'Понятия незаконной миграции и нелегальной миграции в нормативных правовых актах Российской Федерации'

Понятия незаконной миграции и нелегальной миграции в нормативных правовых актах Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4882
509
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЗАКОННАЯ МИГРАЦИЯ / НЕЛЕГАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ / СУБЪЕКТЫ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ / ILLEGAL MIGRATION / ILLEGAL MIGRATION AGENTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смашникова Татьяна Борисовна

Исследуются особенности толкования и применения правовых понятий «незаконная миграция» и «нелегальная миграция» в нормах миграционного законодательства и научных публикациях; предлагается авторское определение указанных понятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The features of the interpretation and application of legal concepts of "illegal immigration" and "illegal immigration" in the rules of immigration laws and scientifi c publications, invited the author's defi nition of these concepts.

Текст научной работы на тему «Понятия незаконной миграции и нелегальной миграции в нормативных правовых актах Российской Федерации»

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 19(234). Право. Вып. 28. С. 50-53.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

Т. Б. Смашникова

ПОНЯТИЯ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ И НЕЛЕГАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ В НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Исследуются особенности толкования и применения правовых понятий «незаконная миграция» и «нелегальная миграция» в нормах миграционного законодательства и научных публикациях; предлагается авторское определение указанных понятий.

Ключевые слова: незаконная миграция, нелегальная миграция, субъекты незаконной миграции.

В современных условиях легальная и нелегальная миграция населения в ее законных и незаконных формах приобрела как для международного сообщества, так и для Российской Федерации социально значимый и опасный характер. Являясь в основном вынужденной, массовая миграция существенно обостряет социальную, демографическую и криминальную обстановку в стране, негативно влияет на межнациональные и межэтнические отношения, авторитет органов государственной власти.

Применяемый в миграционном законодательстве Российской Федерации понятийный аппарат требует совершенствования и уточнения. Отсутствие законодательно закрепленных определений (понятий) и единой, унифицированной классификации правовых категорий влечет за собой применение различных по смысловой нагрузке юридических терминов при описании одних и тех же правовых явлений, и, как следствие, возникновение проблемы, связанной с пониманием нормативных правовых актов и разработкой новых методов и механизмов правового воздействия к одинаковым по своим признакам правонарушениям.

В основе большинства существующих определений миграции лежит понимание этого явления как определенного вида перемещения, движения населения, а мигрант определяется как лицо, совершающее такое перемещение. Миграция может осуществляться несколькими способами: 1) въезд в страну и дальнейшее пребывание в ней мигрант осуществляет в соответствии с требованиями миграционного законодательства; 2) мигрант нарушает требования миграционного законодательства страны пребывания; 3) мигрант осуществляет прибытие в страну, пребывание в ней, трудовую деятельность,

выезд из нее с нарушением действующих миграционных норм и правил.

В настоящее время в России большое распространение получила незаконная (нелегальная) миграция. Если термин «незаконная миграция», т. е. нарушающая нормы действующего законодательства, входит в систему законодательных понятий, то термин «нелегальная миграция» в нем не определен. В прямом понимании прилагательное «нелегальный» в разных источниках и словарях трактуется как конспиративный, подпольный, не разрешенный законом или существующий вопреки закону, живущий под чужим именем и т. д.

Одна из первых российских классификаций категорий мигрантов была закреплена в Федеральной миграционной программе, утвержденной Указом Президента РФ от 9 августа 1994 г. № 1668, в соответствии с которой в миграционном потоке выделялось шесть категорий субъектов миграции, включая субъектов незаконной миграции1.

В Федеральной миграционной программе на 1998-2000 годы незаконная миграция была определена как въезд в Российскую Федерацию, пребывание в ней и выезд с ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок въезда, пребывания, транзитного проезда и выезда иностранных граждан, а также произвольное изменение ими своего правового положения в период нахождения на территории Российской Федерации2.

Понятия «незаконная миграция» и «незаконный мигрант» содержатся в Концепции сотрудничества государств — участников Содружества Независимых Государств в противодействии

незаконной миграции, одобренной решением Совета глав государств СНГ от 16 сентября 2004 г.:

незаконная миграция представляет собой перемещение на территорию государства — участника СНГ, пребывание, перемещение с его территории граждан государств — участников СНГ, третьих государств и лиц без гражданства с нарушением законодательства данного государства;

незаконный мигрант — гражданин государства — участника СНГ, третьего государства или лицо без гражданства, нарушившее правила въезда, выезда, пребывания или транзитного проезда через территорию государства — участника СНГ3.

По мнению автора, приведенные определения требуют более четкой формулировки с использованием соединительного союза «и» при необходимости указания на совокупность деяний и разделительного союза «или», если для отнесения лица к какой-либо категории мигрантов достаточно совершения им одного противоправного деяния. При необходимости в определении можно использовать сочетание союзов «и», «или».

В сложившейся практике органов Федеральной миграционной службы Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, в научных и популярных статьях к незаконным мигрантам относят лиц, совершивших хотя бы одно из перечисленных в приведенных определениях правонарушений.

А. П. Баранов отмечает, что субъектами незаконной миграции на территории Российской Федерации целесообразно считать иностранных граждан и лиц без гражданства: 1) находящихся на территории Российской Федерации и нарушивших правила въезда в Российскую Федерацию, т. е. требования ст. 26 и 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»; 2) нарушивших правила пребывания на территории Российской Федерации, т. е. находящихся в Российской Федерации по истечении сроков действия разрешения на временное проживание, вида на жительство, визы или при превышении 90 суток пребывания в Российской Федерации при безвизовом порядке въезда4.

В некоторых нормативных актах встречаются термины «нелегальная миграция» и «нелегальный мигрант», однако в них не приведены определения указанных понятий. Так, в приказе

Федеральной миграционной службы Российской Федерации от 6 мая 2009 г. № 111 раздел 6 приложения 2 называется: «Осуществление контроля и надзора в сфере миграции, противодействие нелегальной миграции»5. Один из пунктов прилагаемого протокола к решению Комиссии Таможенного союза от 18 августа 2010 г. № 367 «О ходе выполнения Плана действий по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» сформулирован: «О проекте Соглашения о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств»6.

Российские ученые-правоведы в своих публикациях зачастую в качестве синонимов используют термины «незаконная миграция» и «нелегальная миграция», подразумевая под ними одни и те же правовые явления — правонарушения иностранных граждан и лиц без гражданства: въезд в Российскую Федерацию, пребывание на ее территории, произвольное изменение своего статуса и выезд из России с нарушениями действующего миграционного законодательства.

В. А. Смирнова указывает на серьезность проблемы незаконной миграции, которая, по ее мнению, связана, во-первых, со сложностью определения количественных параметров явления; во-вторых, с неоднозначностью и разноплановостью вызываемых ею последствий; в-третьих, с концептуальной непроработанностью проблемы нелегальной миграции в условиях реструктуризации мировой экономики7.

Другие авторы считают, что «нелегальные мигранты — люди, которые незаконно пересекают границу, а также люди, законно пересекающие границу, но которые затем становятся нелегальными мигрантами (например, не имеют регистрации в уполномоченных государственных органах, нарушают сроки действия визы, или их цели пребывания и занятия не соответствуют заявленным при въезде в страну). Стать нелегальным мигрантом человек может несколькими способами. Первый — нелегально пересечь границу. Второй способ — приехать легально, но не зарегистрироваться или просрочить визу. Третий способ — приехать на учебу, а заниматься торговлей»8.

По мнению И. С. Курилова, незаконный или нелегальный мигрант — это лицо, которое в силу объективных экономических, политических, национальных, религиозных или иных

причин покидает страну своей гражданской принадлежности (постоянного жительства) и пытается по действительным или недействительным документам проследовать на жительство в государство, имеющее более благоприятные условия существования для этого лица, без разрешения официальных органов этого государства. Указанное лицо при этом может нарушать или не нарушать правила въезда, пребывания, передвижения, установленные законодательством го-сударства9.

Некоторые правоведы, точку зрения которых поддерживает автор настоящей статьи, относят к нелегальной миграции специфические группы мигрантов, умышленно нарушающих закон и тем самым дающих себе отчет в совершении преступных деяний.

Т. Птицина называет нелегалами лиц, которые находятся в стране незаконно: въехали в Российскую Федерацию вопреки законодательству, без виз, документов, по подложным документам, с нарушением порядка въезда. К данной категории она относит граждан третьих стран, также въехавших в страну вопреки установленным в законодательстве правилам или нарушивших сроки пребывания, за исключением тех, кто ищет в России политического убежища и кому произвольно, без законных оснований, отказано в допуске к процедурам определенного статуса10.

А. И. Алешкова отстаивает позицию, согласно которой недопустимо относить к категории «нелегальный мигрант» иммигрантов, живущих без регистрации по месту жительства. Отсутствие своевременной регистрации означает лишь нарушение порядка пребывания в стране, причем только тогда, когда присутствует элемент вины в действиях лица, т. е. иммигрант сам по каким-либо причинам уклоняется от регистрации11.

А. В. Топилин под нелегальной миграцией понимает въезд граждан одной страны в другую с целью их нелегального трудоустройства и относит к нелегальным мигрантам следующие группы лиц: первая группа — лица, въезжающие в страны СНГ нелегально (без документов, по поддельным, чужим документам), а также иностранцы, у которых объявленная цель въезда не соответствует их подлинным намерениям; вторая группа — иностранные граждане, обучавшиеся в странах СНГ или работавшие по трудовым контрактам и после завершения сроков учебы или работы не пожелавшие вернуться на родину; третья группа — транзитные

мигранты, намеревающиеся выехать в одну из стран Запада в целях получения там работы или статуса беженца; четвертая группа — беженцы, которые уклоняются от выезда из страны после получения отказа в предоставлении убежища12.

Миграционное законодательство США к концу XX в. сформировало четкие критерии определения понятия «нелегальные мигранты». К ним, в частности, относятся: лица, незаконно пересекшие государственную границу США, без прохождения пограничного и иммиграционного контроля; лица, въехавшие на территорию США законно, однако оставшиеся на ней сверх установленного срока; лица, въехавшие на территорию страны по поддельным документам или другим неустановленным способом13.

Если проанализировать участие Российской Федерации в международном правотворчестве, регулирующем миграционные процессы, то можно отметить в основном единообразное использование термина «незаконная миграция» в таких документах, как: распоряжение Правительства РФ от 22 декабря 2009 г. № 2031-р «О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Южная Осетия

о сотрудничестве в борьбе с незаконной миграцией»; Соглашение между Федеральной миграционной службой Российской Федерации и Государственной пограничной охраной Латвийской Республики о сотрудничестве в области борьбы с незаконной миграцией (2009 г.); Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о сотрудничестве в борьбе с незаконной миграцией (2008 г.); Решение о Программе сотрудничества государств — участников Содружества Независимых Государств в противодействии незаконной миграции на 2009-2011 годы; Решение об Отчете Совместной комиссии государств — участников Соглашения о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией от

6 марта 1998 г. (2008 г.).

Вместе с тем в предварительном издании резолюции Парламентской Ассамблеи Совета Европы 1509 (2006 г.) «О правах нелегальных мигрантов» отмечается, что Ассамблея предпочитает использовать термин «нелегальный мигрант», а не такие термины, как «незаконный мигрант» или «мигрант без документов». Одна

из причин этого заключается в том, что этот термин все шире используют международные организации, занимающиеся вопросами миграции14.

Мы согласны с мнением А. Н. Сандугей и А. Л. Юркова о том, что не следует придавать единому явлению различное смысловое содержание и наиболее верным из терминов «нелегальный мигрант» и «незаконный мигрант» будет последний15.

Для того чтобы определить вид правового явления или статус мигранта, необходимо выработать критерии их отнесения к категории незаконных. Законодательное закрепление понятий «незаконная миграция» и «незаконный мигрант» приведет к четкому определению миграционных явлений, единообразному применению этих терминов органами государственной власти и учеными, исключению различных трактовок одного и того же явления.

Мы считаем, что в российском уголовном законодательстве следует закрепить и такие правовые понятия, как «нелегальная миграция» и «нелегальный мигрант». При этом понятие нелегальной миграции можно определить как нелегальный (тайный) самостоятельный въезд лица в государство и (или) организация нелегального въезда мигрантов; деятельность преступных сообществ мигрантов и (или) осуществление противозаконной, преступной деятельности мигрантами независимо от законности нахождения их в государстве пребывания (проживания) и т. д. К «нелегальным мигрантам» можно отнести лиц, умышленно нарушающих миграционное законодательство — въезжающих в государство по фальшивым документам, находящихся на территории России с целью осуществления преступной деятельности.

Часть 1 ст. 27 Конституции РФ определяет взаимоотношения государства и гражданина, в ней, в частности, говорится: «Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывании и жительства». То есть в статье речь идет о лицах, законно находящихся на территории России. Поэтому при разработке нормативных правовых актов, правовых категорий, определяющих статус мигранта в Российской Федерации, необходимо придерживаться правовой терминологии, используемой в Основном Законе государства, т. е. применять такое понятие, как «незаконный мигрант».

Примечания

1 Собрание законодательства РФ. 1994. № 18. Ст. 2065.

2 Постановление Правительства РФ « О Федеральной миграционной программе на 1998-2000 годы» от 10 ноября 1997 г. № 1414 // Рос. газ. 1997. 27 ноября.

3 Решение Совета глав государств СНГ «О Концепции сотрудничества государств — участников Содружества Независимых Государств в противодействии незаконной миграции» от 16 сентября 2004 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.minsk.by

4 См.: Баранов, А. П. К вопросу о субъектах незаконной миграции // Миграц. право. 2010. № 2. С. 2.

5 Приказ Федеральной миграционной службы «О внесении изменений в приказ ФМС России от 29 января 2007 г. № 19» от 6 мая 2009 г. № 111 // Справ. правовая система «Гарант».

6 Решение Комиссии Таможенного союза «О ходе выполнения Плана действий по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» от 18 августа 2010 г. № 367 // Справ. правовая система «Гарант».

7 См.: Смирнова, В. А. Нелегальная миграция как угроза национальной безопасности Российской Федерации // Миграц. право. 2009. № 1.

8 Рыбаковский, Л. Л. Практическая демография / Л. Л. Рыбаковский, В. Н. Архангельский, С. В. Рязанцев, А. Е. Иванова. М., 2005. С. 180.

9 См.: Курилов, И.С. Актуальные проблемы «незаконной миграции» и охрана государственной границы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.flm.su

10 См.: Птицина, Т. Не заноза — надежда // Юрид. вестн. 2002. № 13.

11 См.: Алешкова, А. И. Право на свободу передвижения и законодательство Российской Федерации: актуальные проблемы теории и практики // Государство и право. 2006. № 3.

12 См.: Топилин, А. В. Нелегальная миграция: масштаб и социально-экономические последствия // Использование иностранной рабочей силы в России (материалы круглого стола). М., 2005. С. 44.

13 См.: Крастелев, Р. Е. Эволюция иммиграционного законодательства США на рубеже XIX-XX вв. в контексте нелегальной иммиграции // Миграц. право. 2010. № 2.

14 Парламентская ассамблея Совета Европы. Предварительное издание. Резолюция 1509 (2006) «О правах нелегальных мигрантов» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.coe.int

15 См.: Сандугей, А. Н. К вопросу о понятии «незаконная миграция» в российском праве // Администрат. и муницип. право. 2008. № 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.