О. В. Галустян, Л. А. Радченко, М. А. Плешаков, Г. С. Пальчикова
УДК:378.2
ПОНЯТИЯ КОМПЕТЕНЦИИ И КОМПЕТЕНТНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ
Р недрение компетентностного подхода в систему высшего образования направлено не только на повышение качества учебного труда будущих специалистов, но и на обновление содержания образования. Важно отметить, что на государственном уровне происходит переход от знаниевой парадигмы в образовательном процессе, существовавшей на протяжении нескольких столетий, к компетент-ностной. Компетентностный подход обусловливает переориентацию образовательного процесса с трансляции знаний и формирования умений и навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, предполагающих развитие потенциала и способностей будущего специалиста к профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики, насыщенного информационно-коммуникационного пространства.
Анализ методологии программы "Tuning Educational Structures in Europe" - «Настройка образовательных структур в Европе» - позволил прийти к выводу, что введение компе-тентностного подхода в образовательный процесс высшей школы ставит вопрос о необходимости разработки новой системы обучения, ориентированной на сформированность компетенций будущего специалиста. Компе-тентностный подход представляет собой совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.
Таким образом, необходимо обратиться и проанализировать такие понятия, как «ком-
20/<?/2-
петентность», «компетенция» и «компетентный специалист». Анализ научных публикаций за последние годы показал, что к понятиям «компетенция» и «компетентность» прибегают многие авторы. Более того, было защищено большое количество диссертационных исследований по педагогике, в которых авторы в качестве ключевых понятий рассматривают «компетенцию», «компетентность» и «компетентностный подход» в целом. Проанализировав труды по данной проблематике, можно сказать, что не существует единой трактовки этих понятий.
Приведем различные определения понятий «компетентность», «компетенция» и «компетентный специалист» учеными, занимающимися вопросами компетентностного подхода в образовании. Под «компетентностью» в целом понимается совокупность отдельных компетенций студентов. Согласно Ю. Колеру, «компетенция» означает особенность, заключающуюся в знаниях, понимании и действиях [16, с. 8]. Э. Г. Азимов и А. Н. Щукин рассматривают компетенцию как «совокупность знаний, навыков, умений, формируемых в процессе обучения той или иной дисциплины, а также способность к выполнению какой-либо деятельности на основе приобретенных знаний, умений, навыков» [1, с. 107]. Они трактуют компетентность как «свойства, качества личности, определяющие ее способность к выполнению деятельности на основе приобретенных знаний и сформированных навыков и умений» [1, с. 107]. В диссертационном исследовании «Развитие иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности студентов технического вуза» А. С. Андриенко отмечает, что, «несмотря на широкое использование понятий «компетентность/компетенция» в научной литературе, их специфика содержательно точно не определена, поэтому вопрос о разграничении названных терминов все еще остается актуальным» [2, с. 4-5]. При этом А. С. Андриенко ссылается на мнение И. А. Зимней, которая, в свою очередь, рассматривает «компетенцию как основу (базу) для дальнейшего формирования и развития компетентности, тем самым
разграничивая данные понятия» [2, с. 4-5]. Отметим, что в последнее время ученые провели исследования, в которых большое внимание было уделено проблемам компетентности.
С. Б. Серякова определяет компетентность как интегральную характеристику, сложное личностное образование, основанное на ценностях, обеспечивающее профессионально-личностное развитие и саморазвитие специалиста, формирование субъектной позиции, опыта профессионально ориентированной деятельности, в основании которой лежат фундаментальные знания и приобретенный практический опыт [8, с. 123]. По ее мнению, компетентность может проявляться «только в деятельности и <...> проверить ее можно только в деятельности. На этом основано разведение понятий «компетенция» - как «потенциальная» составляющая компетентности, и «компетентность» как интегральная характеристика, проявляющаяся в реальной деятельности» [8, с. 123]. Определение, данное С. Б. Серяковой, представляется ценным для нашей работы, поскольку профессиональная подготовка компетентного специалиста в высшей школе также предполагает субъектно-объектные отношения в диаде преподаватель-студент.
А. В. Хуторской рассматривает компетенцию как «совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним», а компетентность - как «владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [9, с. 8]. Исходя из вышесказанного, мы делаем вывод, что компетенция подразумевает знания, умения, опыт, совокупность ценностей, личностных и профессиональных качеств. Под компетентностью мы будем понимать совокупность разнообразных компетенций будущего специалиста. Компетентность предполагает комплексную реализацию всех групп компетенций на практике.
Л. О. Филатова рассматривает основные положения компетентностного подхода к образовательной деятельности в целом. Ее идеи мы считаем возможным применить к профессиональной подготовке компетентного специалиста: «компетентность будущего специалиста должна объединять в себе интеллектуальную и навыковую составляющие <...> включать в себя когнитивную, операционально-технологическую, мотивационную, этическую, социальную и поведенческую составляющие, что предполагает систему личностных ценностных ориентаций и результаты контроля сформированности компетенций; компетентность будущего специалиста предполагает готовность и способность мобилизации сформированных компетенций в определенной ситуации своей профессиональной деятельности; компетентность будущего специалиста должна формироваться в процессе контроля сформированности его компетенций; компетентность будущего специалиста является понятием процессуальным, т. е. компетентность должна проявляться и формироваться в активной деятельности; компетентность будущего специалиста должна быть нацелена на конечный результат» [10, с. 10-11].
Следующим базовым понятием в рамках компетентностного подхода является «компетентный специалист». Следует отметить, что в педагогике высшей школы нет единой трактовки данного понятия. Важно также упомянуть, что существует такое понятие, как «высококвалифицированный специалист». Это понятие отражено в государственном документе Федеральный закон от 23.12.2010 № 385-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В соответствии с вышеуказанной статьей, высококвалифицированным специалистом является гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности.
Нами было изучено более 300 работ, входящих в российскую базу научных публикаций е-НЬгагу, в названиях которых присутствует понятие «компетентный специалист».
Авторы в своих работах, ссылаясь на таких авторитетных ученых, как И. А. Зимняя, Дж. Равен, Ю. Г. Татур, А. В. Хуторской, дают полную характеристику таким понятиям, как «компетентность» и «компетенция», избегая при этом определения «компетентный специалист». Обратимся к тем немногочисленным работам, в которых авторы предприняли попытку дать определение «компетентному специалисту». Так, Н. А. Дмитриенко, характеризуя компетентного специалиста, основным его качеством определяет «способность личности осуществлять сложные виды профессиональной деятельности» [7, с. 84]. При этом она дает характеристики компетентного специалиста: «способность строить паритетный (равноправный) диалог, прогнозировать коммуникативную ситуацию, отстаивать точку зрения и т. д.» [7, с. 84]. Н. В. Цегельная и Е. В. Дрюк отмечают, что основной характеристикой компетентного специалиста является обладание творческим потенциалом [11, с. 142]. Отечественные и зарубежные авторы (Э. И. Августи, Э. Армстронг, О. В. Галустян, Н. В. Горбунова, Р. Гроен-волд, С. В. Ревуэльта, М. Р. Нейра-Пинейро, Б. Сьерра-Арисмендиарриета, М. Перес-Фер-ра, И. Тосункуоглу) рассматривают отдельно такие понятия, как «компетентность», «специалист» [3-6; 12-15; 17]. Вышесказанное свидетельствует о том, что компетентный специалист должен обладать не только определенным набором профессионально значимых качеств, но и определенными личностными качествами. Рассмотрев вышеперечисленные понятия, мы пришли к выводу, что компетентный специалист - это профессионал, обладающий совокупностью компетенций, направленных на достижение высоких результатов в профессиональной деятельности. Основными качествами компетентного специалиста являются готовность и спосо-ность самостоятельно решать профессиональные задачи, направленность на личностное развитие и самоактуализацию, способность к самостоятельному поиску информации по специальности, самостоятельность в принятии профессиональных задач, готовность к
сотрудничеству и работе в команде, способность и готовность к мобильности, рефлексивность, адаптивность к существующей действительности, выполнение своих профессиональных обязанностей на высоком уровне, готовность к саморазвитию, способность эффективно выполнять профессиональные задачи.
Анализ научных работ позволил нам подытожить, что целью компетентностного подхода в современном образовании является формирование компетенций высокого уровня у будущих специалистов, которые, в свою очередь, явятся компетентными специалистами в своей будущей профессиональной деятельности. Под компетентным специалистом мы понимаем профессионала, обладающего совокупностью компетенций, направленных на достижение высоких результатов в личностной и профессиональной деятельности, основными качествами которого являются готовность и способность самостоятельно решать профессиональные задачи, направленность на личностное и профессиональное развитие и самоактуализацию, готовность к сотрудничеству и работе в команде, способность и готовность к личностной и профессиональной мобильности, рефлексивность.
Следует отметить, что формирование отдельных компетенций и компетентности будущего специалиста в целом является приоритетной задачей высшего образования в Российской Федерации.
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются понятия «компетенция», «компетентность» и «компетентный специалист» в современной педагогике. Отмечается, что целью компетентностного подхода в современном образовании является формирование компетенций высокого уровня у будущих специалистов. Авторы приходят к выводу, что компетентный специалист обладает совокупностью компетенций, направленных на достижение высоких результатов в личностной и профессиональной деятельности.
Ключевые слова: компетенция, компетентность, компетентный специалист, высшая школа
SUMMARY
The article discusses such concepts as "competency" "competence" and "competent specialist" within the field of contemporary pedagogy. It is noted that the purpose of the competence approach of modern education is the formation of high-level competencies among the future specialists. The authors conclude that a competent specialist possesses a set of competencies aimed at the achieving of high-level results in personal and professional activities.
Key words: competency, competence, competent specialist, higher school
ЛИТЕРАТУРА
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Идательство ИКАР, 2009. - 448 с.
2. Андриенко А. С. Развитие иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности студентов технического вуза (на основе кредитно-модульной технологии обучения): автореф. дисс. ... канд. пед. наук. -Ростов-на/Д., 2007. - 27 с.
3. Горбунова Н. В. Педагогическое образование через призму компетентностного подхода // Ученые записки Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. -2016. - Т. 2 (68). - № 2. - С. 51-59.
4. Галустян О. В. Реализация личност-но-ориентированного подхода в условиях контроля учебных достижений студентов // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - Белгород, 2011. - Т. 11. - № 18 (113). - С. 242-248.
5. Галустян О.В. Система полифункционального контроля профессиональной подготовки компетентного специалиста в высшей школе: дисс. ... д-ра пед. наук. - Воронеж, 2016. - 432 с.
6. Галустян О. В. Современные образовательные технологии в организации учебного процесса // Информатизация образования и науки. - М., 2013. - № 3 (19). - С. 24-34.
7. Дмитриенко Н. А. Формирование компетентного специалиста в процессе обучения
иноязычному общению [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2012. - Т. 2. -№ 1. - С. 83-85. - URL: http://www.moluch. ru/archive/36/4175/ (дата обращения: 15.02.2019).
8. Серякова С. Б. Компетентгосный подход в образовании: от теории к практике // Информация и образование: границы коммуникаций. - Горно-Алтайск, 2011. - № 3 (11). -С. 121-125.
9. Хуторской А. В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов // Вестник Института образования человека. - М., 2011. - № 1. - С. 1-13.
10. Филатова Л. О. Компетентностный подход к построению содержания обучения как фактор развития преемственности школьного и вузовского образования // Дополнительное образование. - М., 2005. - № 7. -С. 9-11.
11. Цегельная Н. В, Дрюк. Е. В. Подготовка компетентного специалиста в системе среднего профессионального образования // Мир науки, культуры, образования. - Горно-Алтайск, 2014. - № 4 (47). - С. 141-144.
12. Avgousti M. I. Intercultural communicative competence and online exchanges: a systematic review // Computer Assisted Language Learning. - 2018. - Т. 31. - № 8. - pp. 819-853.
13. Groenewold R., Armstrong E. The Effects of Enactment on Communicative Competence in Aphasic Casual Conversation: a Functional Linguistic Perspective // International Journal of Language & Communication Disorders. -2018. - Т. 53. - № 4. - pp. 836-851.
14. Valle Revuelta S. Aspectos de la competencia comunicativa que se pueden trabajar con programas televisivos // Tonos Digital. -2018. - Т. 35.
15. Rosario Neira-Pineiro M. Communicative competence in the Degree in Early Childhood Education and the Degree in Primary Education Teacher. A proposal of achievement criteria as a tool for its analysis and assessment // Revista complutense de educacion. - 2018. -Т. 29. - №. 3. - pp. 881-898.
16. Kohler J. Europäische Qualifikationsrahmen und seine Bedeutung für die Einzelstaat-
lichen Studiensysteme: European Qualifications Framework for Lifelong Learning (EFQ-LLL) -Qualifications Framework for the European Higher Education Area (QF - EHEA) // Qualität in Studium und Lehre. - Stuttgart, 2008. - S. 126.
17. Tosuncuoglu I. Intercultural Communicative Competence Awareness of Turkish Students and Instructors at University Level // International Journal of Higher Education. - 2019. -^ 8. - № 1.
/íííJÍÍX
О. А. Милькевич, Г. Н. Скударёва
УДК 37
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ
КОМПЕТЕНТНОСТЬ
СТУДЕНТОВ
И РЕЗУЛЬТАТЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
По
I онимание связи между результатом обучения выпускника вуза и его готовностью и направленностью на обеспечение результатов общего образования в профессиональной деятельности подчеркивает актуальность и практическую значимость проводимого исследования. В последних документах, отражающих в том числе задачи в сфере образования (Указ президента РФ от 07.05.2018 г. «О стратегических целях и задачах развития Российской Федерации на период 2018-2024 гг.», Национальные проект «Образование» на 2018-2024 гг.), обозначена цель - обеспечение вхождения российской системы общего образования в десятку мировых лидеров. Подобная цель подчеркивает зависимость резуль-