Научная статья на тему 'Понятия и показатели ценности и стоимости предприятия'

Понятия и показатели ценности и стоимости предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1011
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ БАЗА / БИЗНЕС-ОБЪЕКТ / СПРАВЕДЛИВАЯ РЫНОЧНАЯ СТОИМОСТЬ / VALUE OF ENTERPRISE / INDUSTRIAL BASE / BUSINESS OBJECT / FAIR MARKET VALUE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ревуцкий Леопольд Давыдович

Рассмотрены понятия и показатели ценности и стоимости предприятий. Предложено различать понятия и показатели общей (нормативной и фактической) и обменной ценности этих объектов, ценность и стоимость производственной базы и полную ценность и стоимость предприятия. Указаны рекомендуемые методы определения величины предложенных показателей, в числе которых в качестве основного можно признать оценку справедливой рыночной стоимости бизнес-объекта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTS AND INDICATORS OF VALUE AND COST OF THE ENTERPRISE

Concepts and indicators of value and cost of the enterprises are considered. It is offered to distinguish concepts and indicators of the general (standard and actual) and exchange value of these objects, value and cost of industrial base both full value and enterprise cost. Recommended methods of definition of size of the offered indicators in which number as the core it is possible to recognize valuation of fair market cost of business object is specified.

Текст научной работы на тему «Понятия и показатели ценности и стоимости предприятия»

Понятия и показатели ценности и стоимости предприятий

Л.Д. Ревуцкий

старший научный сотрудник, кандидат технических наук (г. Москва) Ревуцкий Леопольд Давыдович, rev_ld@mail.ru

Прежде всего следует разобраться с термином «предприятие», особенно когда речь идет о его ценности и стоимости. Одним и тем же словом «предприятие» часто называют производственную (производственнотехническую) базу, имущественно-земельный (земельно-имущественный) комплекс, а также имущественно-земельный и инфраструктурный комплексы бизнес-объекта. Как правило, самостоятельную ценность и стоимость имеют как производственная база, так и земельный участок, а также инфраструктура предприятия (если она есть), которые в сумме характеризуют его общую (полную, комплексную, консолидированную) ценность и стоимость.

В настоящей статье термин «предприятие» используется только для обозначения его производственной, товаропроизводящей и доходоприносящей базы. Понятия и показатели ценности и стоимости земельного участка и инфраструктуры предприятия, методические подходы и конкретные методы их определения в этом материале не рассматриваются.

Представляется целесообразным в терминологическом плане различать ценность и стоимость предприятия как ценность и стоимость его доходопроизводительной базы и полную либо комплексную ценность и стоимость предприятия, когда имеется в виду весь комплекс входящих в него экономически значимых компонентов (в основном земельного участка и инфраструктуры).

Разъяснение сути понятий и показателей ценности применительно к таким сравнительно редким на рынке и специфическим товарам, как предприятие, в устной речи, прессе и специальной литературе, если не считать теоретически и терминологически неточного упоминания о том, что стоимость

предприятия есть мера его ценности (какой именно ценности?), автору этих строк не встречалось. Такой факт может оказаться случайностью и отнюдь не означает, что для оценки предприятий без понятия ценности, как особой социально-экономической категории - одной из их важнейших социально-экономических характеристик любого общественно значимого товара, в теории и практике оценочной деятельности можно обойтись. Более того, понятия и показатели ценности предприятия давно уже введены в науку и практику экономического анализа их производственной и коммерческой деятельности, но под другими названиями.

Судя по современным экономическим словарям по экономике, известные теоретики экономической науки уже сотни лет назад разобрались в том, что такое ценность товара, и различали так называемую общую ценность товара и ценность товара при обмене (при продаже-покупке, а также конкретно для предприятий при других возможных формах смены собственника: слияние и поглощение, выделение автономных участков, раздел имущества).

В отношении предприятия его общую ценность как специфического штучного товара целесообразно называть общей социально-экономической (или общественной, общенародной, народнохозяйственной, государственной, национальной, транснациональной, общемировой и т. п.) ценностью. При этом под общей социально-экономической ценностью предприятия понимается полезность его продукции, работ и (или) услуг (далее по тексту - продукции) для потребителей: покупателей этих товаров в родном отечестве и за его рубежами, а также для всего общества и государства в целом. В свою очередь, под полезностью предпри-

ятия понимается вся гамма предоставляемых потребителям материальных, моральных и социальных благ - номенклатура и ассортимент, как правило, нормативные годовые объемы производства и продаж, а также ценовые характеристики выпускаемой им пользующейся спросом товарной продукции. Полезность предприятия для общества и государства характеризуется преимущественно показателями его социального потенциала (трудоустройственным, инвестиционным, зарплатным, налогоплатежным и природоохранным потенциалом). Финансово-экономические показатели социального потенциала предприятий являются производными от соответствующих стоимостных показателей их общей ценности.

Из сказанного следует, что единицами измерения общей социально-экономической ценности предприятия и ее частных показателей являются как натурально-вещественные, так и стоимостные единицы измерения объемов производимой товарной продукции обычно за отчетный годовой период календарного времени. Интегральные показатели общей социально-экономической ценности предприятия - это показатели дохода, который может быть получен этим предприятием в нормальных условиях организации труда и производства продукции: общей его величины и по структурным составляющим общего дохода, включая прибыль до и после вычета налогов и процентов.

Объективно требуется различать системы показателей фактической и нормированной (нормативной, потенциальной, ресурсной) общей социально-экономической ценности предприятий. В существующих сегодня терминах различают фактический и нормативный объемы выпускаемой предприятием товарной продукции в установленных номенклатуре и ассортименте. В монографиях автора [1, 2] показатели нормативной общей социально-экономической ценности предприятия названы показателями его народнохозяйственного потенциала, который состоит из трех групп показателей: показателей производственного, производительного и социального потенциала рас-

сматриваемого производственного объекта. Методы определения этих показателей подробно изложены в упомянутых публикациях.

Показатели фактической общей социально-экономической ценности не могут рассматриваться в качестве научно обоснованной, фундаментальной экономической характеристики предприятия, так как обычно они не соответствуют его реальным производственным, производительным и социальным возможностям и полностью зависят от уровня профессионализма управляющей им команды, который может быть разным: низким, средним или высоким (низкий уровень профессионализма команды - достаточно частое явление, а высокий - чрезвычайно редкое). По этой причине показатели фактической социально-экономической ценности предприятий не могут быть использованы для определения их рыночной стоимости. Получаемые на их базе оценки этой стоимости в большинстве случаев будут необоснованно заниженными, а иногда и близкими к нулевым.

Значения показателей фактической общей социально-экономической ценности предприятий могут иметь нулевую или отрицательную величину в зависимости от того, в каком состоянии находятся предприятия, как долго не работают либо работают с длительными перерывами.

Показатели нормативной общей социально-экономической ценности предприятий по своей физической сущности и методам определения являются объективными, экономически справедливыми паспортными характеристиками бизнес-объектов. Рационализированная система этих показателей представляет собой достаточно полный экономический и социальный портрет предприятия. При наличии такой системы у управленческой команды предприятия появляется возможность наладить высокоэффективное стратегическое и тактическое управление его маркетинговой, производственной и коммерческой деятельностью. Как будет показано далее, любой показатель группы стоимостных показателей нормативной общей социально-экономической ценности (производительного по-

тенциала, потенциальной продуктивности) предприятий может быть использован для расчета справедливых оценок их рыночной стоимости.

По публикациям [1 и 2] известно, что в стоимостную группу нормативных показателей общей ценности (производительного потенциала или потенциальной продуктивности) предприятий входят 5-6 показателей, измеряемых в тысячах рублей либо в тысячах условных денежных единиц (у. д. е.):

• потенциальный годовой валовой объем производства продукции;

• потенциальный годовой объем производства товарной продукции;

• потенциальный годовой объем производства условно-чистой продукции (добавленной стоимости), характеризующий экономический потенциал предприятия;

• потенциальный годовой объем производства чистой продукции (чистого дохода);

• потенциальная годовая прибыль до вычета налогов и процентов;

• потенциальная годовая чистая прибыль - нормативная прибыль после вычета налогов и процентов.

Следует еще раз подчеркнуть, что все перечисленные показатели относятся только к доходоприносящим активам, к производственной базе предприятия.

Итак, на основании изложенного можно сделать весьма принципиальный и нетривиальный вывод: объективная, единственно правильная характеристика общей социально-экономической ценности и полезности предприятия - не фактические, а лишь нормативные значения показателей этой ценности. Важной особенностью такой ценности предприятий является то обстоятельство, что она характеризуется не одним единственным показателем, а комплексной системой соответствующих взаимосвязанных натурально-вещественных и стоимостных нормативных показателей.

Величина показателей нормативной общей социально-экономической ценности предприятий ни при каких условиях не может быть нулевой или отрицательной. В крайнем случае она может быть равной

ликвидационной и утилизационной ценности - нормативной выручке от ликвидации предприятия и утилизации всего, что от него осталось.

Ценность товара при обмене применительно к предприятию целесообразно для краткости называть его обменной (более точно обменной рыночной либо обменной рыночно-экономической) ценностью.

Обменная ценность предприятия - это экономически справедливая денежная мера его рыночной стоимости, определяемая на момент возможной или ожидаемой смены владельца-собственника этого объекта (купля-продажа, слияние или поглощение, раздел имущества и т. д.). Отсюда следует, что обменная ценность - стоимость предприятия - зависит от момента ее определения, то есть от текущей рыночной конъюнктуры, текущей стоимости привлечения и инфляции денежных средств, текущего уровня оплаты труда работников предприятия и рентабельности производства продукции, лимита срочности смены владельца и ряда других факторов.

Справедливая рыночная стоимость предприятия является денежной мерой его обменной ценности, устанавливаемой с учетом перспектив дальнейшего существования, специализации и экономического развития этого предприятия на момент оценки такой ценности. Справедливой эта стоимость называется также потому, что определяют ее не по фактическим, а по нормативным значениям стоимостеобразующих показателей с учетом наиболее важных разнонаправленных факторов влияния на величину оцениваемой стоимости. Следует особо отметить, что при таком понимании справедливости конкретной оценки стоимости предприятия психологический аспект восприятия или же невосприятия ее покупателем как таковой отходит на второй план, то есть не является решающим.

Нетрудно заметить, что в отличие от натурально-вещественных и стоимостных единиц измерения показателей общей ценности предприятия, показатель его обменной ценности измеряется только в денежных единицах. При этом обменная ценность предприятия характеризуется

одним единственным стоимостным показателем, а не системой соответствующих показателей.

Для определения обменной ценности доходопроизводящей базы (структуры) предприятия целесообразно использовать метод прямой капитализации его нормативного чистого дохода Днч с последующей коррекцией полученного результата путем учета объективно существующих стоимостепонижающих и стоимостеповышающих факторов. Напомним, что нормативный чистый доход предприятия является одним из приведенных шести нормативных стоимостных показателей его общей социально-экономической ценности.

Таким образом, обменная ценность Цоп (оценка рыночной стоимости Срп) предприятия определенным образом зависит от показателей его общей нормативной ценности. Она прямо пропорциональна величине любого из этих показателей при соответствующих значениях коэффициентов пропорциональности:

(1)

Ц = С = Д х М х К =

~>оп рп ^нч чд п

= П х к х м х к ,

оцл пер чд п

где Мчд - стоимостной (капитализацион

ный) мультипликатор значения показателя Днч для пересчета его в величину показателя Срп. Показатель Мчд представляет собой обратную величину текущей ставки капитализации денежных доходов, равной усредненной текущей максимальной безрисковой ставке банковского процента по долгосрочным вкладам - депозитам, доли ед. (в настоящее время величина такой ставки -

0,12 Мчд = 8,33);

Кп - поправочный коэффициент, учитывающий совокупное влияние объективно существующих стоимостепонижающих и стоимостеповышающих факторов на номинальную величину произведения Днч * Мчд;

П - любой из стоимостных показателей

оцл

общей нормативной ценности предприятия, за исключением показателя Днч;

Кпер - коэффициент пересчета значения показателя Поцл в величину показателя Днч.

Показатели Днч, Поцл и Цоп (Срп) измеряются в тысячах рублей либо в тысячах условных денежных единиц.

Развернутая формула для определения величины показателя обменной ценности Цоп или, что то же самое, оценки справедливой рыночной стоимости предприятия Срп выглядит следующим образом:

ц = С = Н * Ч * Р * Ф * К *

^оп рп и

* (1 - АКи/Ки) * (1 - Кр) * К * Д * (2)

* Кпер * Мчд * (1 - И) - Ан *

* К (1 - А * К / А * К ) - О - С - З

'он У' и "ои' лн 'он/ ^ф ^вп ^нз’

где Н - число наименований структурных рабочих мест (СРМ) предприятия для выполнения основных работ по производству продукции, работ и (или) услуг;

Ч - среднее число СРМ для выполнения основных работ производства (СРМо) одного и того же наименования;

Р - средневзвешенное число персональных рабочих мест основных производственных рабочих на одном СРМо предприятия;

Ф - средневзвешенный нормативный годовой фонд рабочего времени одного СРМо при двухсменном или иных нормативных режимах его использования, час.;

Ки - средневзвешенное нормативное значение коэффициента эффективности и спользования рабочего врем ени н а СРМо предприятия, доли ед.;

АКи - средневзвешенное значение параметра изменения (снижения) величины коэффициента Ки в результате учета физического износа предприятия, следствием которого является, в частности, увеличение затрат рабочего времени на контроль качества выполняемых работ, наладку и переналадку технологического оборудования, ремонт производственных помещений и коммуникаций и т. д., доли ед.;

К

средневзвешенное значение нор-

мативного коэффициента резервирования производственной мощности СРМо предприятия для обеспечения его устойчивой, бесперебойной работы в любых производственных ситуациях, доли ед.;

Кэ - средневзвешенное значение коэффициента, характеризующего уровень совершенства техники, технологии и организации производства работ, выполняемых на СРМо предприятия (с помощью этого коэффициента учитывают масштаб производства и осуществляют трансформацию -

пересчет затрат труда из человеко-часов в нормо-часы), доли ед.;

Д - удельная нормативная валовая до-ходопроизводительность предприятия в расчете на один нормо-час затрат труда его основных производственных рабочих, тыс. р./нормо-ч;

К и М - обозначение этих элементов

пер чд

рассматриваемой формулы для определения величины Цоп (Срп) приведены в формуле 1;

И - показатель экономического износа

э

предприятия, доли ед.;

Ан - общая сумма амортизационных средств предприятия, начисленных на момент определения показателя Цоп (С ), тыс. р.;

Аи - сумма амортизационных средств предприятия, использованных по прямому назначению к моменту определения показателя Цоп (Срп), тыс. р.;

Кон и Кои - соответственно коэффициенты осовременивания сумм амортизационных средств Ан и Аи;

Оф - общая сумма фактически существующих и отложенных финансовых обязательств предприятия, тыс. р.;

С - сметная стоимость восстановления

вп

утраченной части производственного потенциала предприятия, тыс. р.;

Знз - сметные затраты на обеспечение нормализации производственной загрузки (уровня экономического развития) предприятия с учетом расходов, необходимых на соответствующую профессиональную переподготовку - повышение квалификации участников его управленческой команды.

Приведенная развернутая формула для определения величины Цоп = Срп состоит из четырех слагаемых, первое из которых представляет мультиплицированный нормативный чистый доход предприятия, а остальные позволяют уточнить эту величину путем учета самых важных стоимостепонижающих (а возможно, и стоимостеповышающих) факторов, если они оказывают на нее существенное влияние. Как уже указывалось, нормативный чистый доход Днч является одним из стоимостных показателей общей социально-экономической ценности

предприятия. Значение этого показателя определяется перемножением показателя производственного потенциала (нормативной производственной мощности) предприятия на Д * Кпер. При определении величины производственного потенциала предприятия учитываются его реальные физический и экономический износы соответственно через АКи / Ки и Иэ. Параметр АКи определяют методом прямого хронометража основных выполняемых на СРМо работ, результаты которого сравнивают с действующими нормами времени на эти работы, либо методом экспертных оценок. Метод расчета величины Иэ указан в публикации [3].

Данные о количестве СРМо на предприятии получают по технологической планировке индивидуального или типового проекта рассматриваемого объекта либо по соответствующим отчетным сведениям. Не исключается прямой счет СРМо оцениваемого предприятия. Для определения величины показателя Р используют карты научной организации труда, которые должны быть на каждом СРМо предприятия. Нормативные значения показателей Ф, К , К ,

ир

и Кэ заимствуют из общероссийских норм технологического проектирования предприятий соответствующего типа, а также из соответствующих отраслевых методических рекомендаций, разработанных с учетом действующей директивной и нормативнотехнической документации.

При определении значений показателя Д и коэффициента Кпер пользуются соответствующими данными экономической и бухгалтерской отчетности предприятия либо результатами специального управленческого либо производственного учета.

Второе слагаемое формулы (2) представляет собой сумму начисленных за определенный период календарного времени осовремененных амортизационно-реновационных отчислений, не использованных на предприятии по прямому назначению. Таким периодом считается срок эксплуатации предприятия последним собственником с момента приобретения и до момента оценки его общей и обменной ценности с той или иной целью. Длительность этого

периода обычно измеряют числом полных отчетных лет в соответствии с принятой учетной политикой предприятия. Неиспользованные на предприятии по назначению амортизационные отчисления можно трактовать по-разному:

• как дополнительную, не планируемую, не облагаемую налогом прибыль - сверхприбыль, используемую владельцем по своему усмотрению, например на пополнение оборотных средств, приобретение ценных бумаг, «проедание» и т. д.;

• как компенсационный возврат части капитальных вложений собственника на приобретение предприятия;

• как своеобразный амортизационный износ стоимости предприятия в связи с тем, что некоторая часть накопленных денежных средств на плановый ремонт и реновацию производственных основных фондов этого объекта волей случая несправедливо достается тому, кто таким ремонтом и реновацией указанных фондов не занимался и заниматься не будет. Устранять накопленный с возрастом естественный физический износ предприятия, менять списанное по завершении срока полезного использования и по техническому состоянию технологическое оборудование за свой счет придется уже новому владельцу, если прежний собственник своевременно не выполнял эту работу.

Совершенно очевидно, что по отражаемому экономическому явлению второе слагаемое является стоимостепонижающим элементом рассматриваемой формулы. При Ан * Кон = Аи * Кои это слагаемое превращается в нуль.

Третий элемент формулы (2) показывает сумму фактически имеющихся и отложенных финансовых обязательств предприятия на момент определения показателей его ценности и стоимости. Под отложенными финансовыми обязательствами понимаются не выполненные предприятием к моменту продажи предписанные ему и согласованные с ним обязательства, связанные, например, с охраной окружающей среды,

техникой производственной и пожарной безопасности, назревшим ремонтом коммуникаций и объектов социальной инфраструктуры, если они имеются, и т. д. Метод определения величины показателя Оф подробно рассмотрен в статье [4]. Как правило, для Оф характерна стоимостепонижающая тенденция, но в отдельных случаях величина этого показателя может иметь нулевое и даже отрицательное значение, если дебиторская задолженность перед предприятием превышает его кредиторскую задолженность.

Включение в формулу (2) четвертого элемента Свп небесспорно. Однако определенная логика здесь есть. Таким образом предпринята попытка как-то учесть и компенсировать новому владельцу предприятия затраты на устранение организационного износа купленного объекта. Износ такого вида не предусмотрен действующими нормами, стандартами и правилами эксплуатации предприятий. С одной стороны, показатель Свп может рассматриваться в качестве меры экономического наказания бывшего владельца и управленческой команды предприятия за допущенную бесхозяйственность, а с другой стороны - как одна из возможных мер профилактики, предупреждения проявлений халатного отношения к собственному бизнесу тех, кто его контролирует и за него отвечает.

Частичная утрата производственного потенциала предприятия обычно происходит в результате преждевременной ликвидации того или иного количества СРМо. Причиной этого явления могут служить колебания спроса на выпускаемую продукцию, временная нехватка оборотных средств, неудовлетворительная работа маркетологов предприятия, дефицит рабочей силы и т. д. Сначала приходят в негодность, своевременно не восстанавливаются, списываются и утилизируются технологическое оборудование и организационно-техническая оснастка отдельных рабочих мест, появляются приметы дезорганизации производства. Затем вместо того, чтобы заняться решением вопросов диверсификации производства продукции на освободившихся рабочих местах, либо в крайних случаях вместо того, чтобы сдать

их во временную аренду, руководство и менеджмент предприятия предпочитают не замечать допущенную по их вине частичную потерю народнохозяйственного потенциала, общей социально-экономической ценности и соответствующее снижение рыночной стоимости своего бизнес-объекта.

Если покупатель предприятия окажется более рачительным хозяином, чем продавец, ему придется устранять очевидные недостатки в работе предшественника, в частности, нести затраты на восстановление экономически неоправданно преждевременно ликвидированных СРМо. Справедливость требует, чтобы хоть часть этих затрат производилась за счет бывшего неэффективного собственника. Такую часть затрат и должна отражать величина Свп, которая складывается из сметных расходов на приобретение выбракованного раньше положенного срока технологического оборудования, изготовление оснастки для пустующих рабочих мест, а также соответствующих затрат на демонтажно-монтажные и транспортные расходы. Для каждого конкретного оцениваемого предприятия величина показателя Свп также будет конкретной и однозначно стоимостепонижающей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основания для появления в формуле (2) последнего члена Ззп те же, что и для показателя С . Оба этих показателя отражают

вп

факт существенного влияния качества управления предприятием, уровня профессионализма управления результативностью и эффективностью его производственной деятельности на величину рыночной стоимости такого объекта.

Здесь уместно вспомнить, что современный выдающийся, самый успешный инвестор и один из богатейших людей планеты Уоррен Баффет покупал и покупает только те компании, которые отличаются высоким уровнем менеджмента. Это позволяет ему не укреплять, не менять, не переучивать управленческие команды приобретенных предприятий, избегая тем самым рисков снижения доходов производства и существенных затрат, обычно сопровождающих такие мероприятия.

Со временем было бы целесообразно ввести в формулу (2) показатель, характе-

ризующий влияние на величину Срп неосязаемых нематериальных активов, в настоящее время не учитывающихся системой бухгалтерского учета и отчетности предприятия. Проблема в том, как это влияние оценивать количественно.

Полную обменную ценность предприятия определяют путем суммирования обменных ценностей его отдельных экономических компонентов: доходоприносящей (товаропроизводящей) базы, земельного участка и инфраструктуры, если таковая имеется. Метод определения первого компонента полной обменной стоимости предприятия рассмотрен нами достаточно обстоятельно.

Обменная ценность земельного участка предприятия может быть равной его текущей рыночной стоимости, если он принадлежит предприятию на правах земельной собственности, то есть выкуплен у прежнего владельца, либо текущей рыночной стоимости права на аренду - бессрочное либо временное владение и пользование этим участком за соответствующую периодическую арендную плату арендодателю, в роли которого обычно выступают государство и власть на местах. Сумму платы за право аренды земельного участка предприятия целесообразно распределять пропорционально фактическим срокам его аренды предшествующими владельцами и новым собственником оцениваемого бизнес-объекта с учетом полного срока аренды, как правило, равным 49 годам. В качестве основных стоимостеобразующих параметров земельных участков предприятий могут быть использованы кадастровая стоимость этих участков, величина арендной платы или уплачиваемый земельный налог.

Объекты инфраструктуры обычно оценивают общепринятыми методами затратного, сравнительного и при возможности доходного подхода к решению задач массовых оценок подобного рода.

При определении рыночной стоимости предприятия как единого целого сумму образующих ее элементов рано или поздно научатся корректировать путем введения к ней коэффициента, учитывающего синергетический эффект их объединения. Со временем, по мере осознания, что при-

меняемый сегодня метод остатка для этой цели не пригоден, будут разработаны рациональные методы расчета такого коэффициента.

В заключение важно отметить, что приведенные в этой статье соображения и утверждения относятся только к тем предприятиям, которые до и после смены собственника были и останутся действующими по своему прямому назначению либо по другим, близким к основному профилю направлениям. Во всех других случаях возможность и целесообразность применения тех или иных методов доходного подхода для определения показателей общей ценности и оценок рыночной стоимости предприятий требуют соответствующих обоснований.

И банальная, но многозначащая мысль, упоминание которой лишний раз никому не навредит, а пользу кому-то принести может. Продавать дорогостоящее имущество, к которому относятся средние и крупные предприятия, а также земельные участки в периоды высокой инфляции денежных средств, финансовых кризисов, рецессии, экономически невыгодно, если предварительно тщательно не продуманы вопросы, куда и когда будет направлен вырученный за них капитал и какую прибыль он должен принести с учетом объективно существующих рисков. Продолжительная задержка с рентабельным размещением полученного капитала ничего, кроме ощутимых убытков, бывшему владельцу предприятия, не принесет. В такие периоды при отсутствии выгодных вариантов замены собственного имущества другим, более ценным и более прибыльным, целесообразно переждать, воздержаться от продажи предприятий, уделив самое серьезное внимание решению повседневных задач повышения результативности, эффективности и рентабельности их производственной и коммерческой деятельности. При нормализации инфляционных процессов в России, после окончания

финансового кризиса и в нашей стране, и во всем мире к вопросу продажи имеющейся производственной собственности всегда можно вернуться.

В свою очередь, и покупатель предприятия также должен твердо знать, что делать с приобретением, как его эффективно эксплуатировать и развивать, чтобы не прогореть, не остаться при своих, а прилично заработать на сделанной покупке.

Резюме

Фундаментальным ценностеобразующим, стоимостеобразующим и ценообразующим параметром производственнотехнической базы предприятия в общем случае является его доходопроизводительный потенциал и, в частности, потенциальный чистый доход или потенциальная чистая прибыль до вычета налогов и процентов, скорректированные с учетом объективно действующих и наиболее значимых стоимостепонижающих и стоимостеповышающих факторов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ревуцкий Л. Д. Потенциал и стоимость предприятия. М. : Перспектива, 1997. 128 с.

2. Ревуцкий Л. Д. Производственная мощность, продуктивность и экономическая активность предприятия. Оценка, управленческий учет и контроль. М. : Перспектива, 2002. 240 с.

3. Ревуцкий Л. Д. Учет финансовых обязательств и организационно-технического состояния предприятия при определении его рыночной стоимости и цены прекращения торга при продаже // Вопросы оценки. 2005. № 2. С. 46-50.

4. Ревуцкий Л. Д. Экономический износ предприятия и методы его определения // Имущественные отношения в Российской федерации. 2006. № 3. С. 90-93.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.