УДК 711.553.12/656.211
ПОНЯТИЯ ГОРОДСКОЙ МУЛЬТИМОДАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
© С.А. Рабиевская
Раскрыто понятие «мультимодальные улицы». Введено понятие: livablecity, com-pletestreet, multimodalstreet. Выделено понятие современной городской улицы, отражен новый подход к проектированию городских улиц, при котором улицы спланированы и спроектированы для обеспечения доступного, безопасного, комфортного и удобного передвижения всех пользователей уличного пространства не зависимо от их возраста, физиологических особенностей, достатка и выбираемого вида передвижения. Ключевые слова: мобильность; городская инфраструктура; городское пространство; улично-дорожная сеть; мультимодальные улицы.
TERMS OF URBAN MULTIMODAL INFRASTRUCTURE © S.A. Rabievskaia
The concept of a multimodal street is articulated. We introduced the concept: livablecity, completestreet, multimodalstreet. We singled out the concept of a modern city street, reflected the new approach to the design o city streets when the streets are planned and projected to provide accessible, safe, comfortable and convenient movement of all the users of street space independent on their age, physiological peculiarities, prosperity and the chosen type of transport.
Key words: mobility; city infrastructure; city space, street and road net; multimodal
streets.
Мобильность - возможность перемещаться в пространстве из точки А в точку Б. Мобильность обеспечивается уровнем развития транспортной системы города, частью которой является улично-дорожная сеть (далее УДС). Оценивая мобильность в границах одного города или его района, мы рассматриваем городскую мобильность на короткие расстояния.
Перечень пользователей УДС достаточно широк: автомобилисты, пассажиры общественного транспорта, велосипедисты, пешеходы, включая маломобильные группы населения (дети, пожилые люди и инвалиды). Последние две группы следует выделять как группы, к требованиям обеспечения безопасности и комфорта которых следует предъявлять повышенное внимание.
Далее рассмотрим улицы с точки зрения классификации. На сегодняшний момент в России принята функциональная система, охватывающая только функционал УДС, согласно иерархии, и не учитывающая особенности прилегающей к улице застройки и характера использования земельных участков [1].
На наш взгляд, главный аспект, регулирующий и направляющий развитие УДС, обеспечивающий мобильность, транспортную доступность и уровень обслуживания потребителей этой УДС - приоритетность видов движения. Правильная расстановка приоритета является инструментом, регулирующим экономические, экологические, социальные и эстетические аспекты проектирования. На данный момент в России на практике существует следующая иерархия: личный автотранспорт, грузовой автотранспорт, общественный транспорт, пешеходы, велосипедисты. С развитием автомобилизации такая расстановки приоритетов была принята повсеместно во всем мире. Однако наступает критический момент, когда имеющиеся и потенциальные возможности УДС не могут обслужить все растущее число пользователей личного автотранспорта и грузового транспорта. В середине
80-х годов во многих странах Европы, США, Арабских Эмиратах, Азии была принята новая парадигма расстановки приоритетов, призванная изменить ситуацию. Новая парадигма основана на политике: пешеход первый (pedestrianfirstpolicy). При этом расстановка приоритетов выглядит так: пешеход, велосипедист, городской общественный транспорт, грузовой автотранспорт, личный автотранспорт [7, 8, 9].
На современные принципы проектирования улично-дорожной сети городов оказывает сильное влияние концепция LivableCity (комфортного или удобного для жизни города), основанная непосредственно на положениях устойчивого развития и получившая в последние годы широкое признание[2].
Важнейшими признаками города, отвечающего требованиям рассматриваемой концепции, являются:
• качественные условия проживания, включая экологические;
• предоставление условий для развития личности (разнообразие мест приложения труда, образование, культура, спорт, разнообразие форм досуга и т.д);
• возможности применения инноваций в бизнесе и производстве;
• высокое качество управления развитием города и его систем, включая применение интеллектуальных технологий;
• участие населения в управлении городом.
Применительно к проектированию и развитию транспортных систем городов концепция акцентирует внимание на развитии общественного транспорта и так называемой «зеленой мобильности» ^геептоЫШу - пешеходное и велосипедное движение).
Концепция комфортного города инициировала появление целого ряда понятий современного градостроительства, которые не нашли еще должного признания в Российской Федерации, как в градостроительной теории, так и в практической реализации:
• livableneighborhood- комфортный (удобный для проживания) район;
• transitorienteddevelopment- развитие (планировка) ориентированная на общественный транспорт;
• sustainablestreets- сбалансированные улицы;
• completestreets- «совершенные» улицы;
• livablestreets- комфортные (удобные для всех пользователей уличного пространства) улицы;
• contextsensitivedesign - контекстуальное проектирование (т.е. проектирование, ориентированное на сохранение пригородной среды, культурного, исторического и архитектурного наследия).
Концепции комфортного (удобного для жизни) города и сбалансированной транспортной системы вызвали революционные изменения в понимании функционального назначения городских улиц. Улицы не только предоставляют коммуникации для передвижения по городу, но и играют серьёзную роль в общественной жизни городских поселений и городских общин (рис. 1). Новый подход к проектированию улиц исходит из принципа, что улицы одновременно являются и общественными пространствами и транспортными коммуникациями. Это воплотилось, прежде всего, в таких понятиях современного градостроительства как:
• LivableStreets- комфортные (или в буквальном смысле «удобные для жизни»)
улицы;
• CompleteStreets- «совершенные» (сбалансированные) улицы.
Главная идея LivableStreets и CompleteStreets заключается в обеспечении баланса интересов всех пользователей уличного пространства: пешеходов, велосипедистов, пассажиров общественного пассажирского транспорта, водителей индивидуального транспорта, в сочетании с высоким качеством архитектурно-ландшафтного дизайна улиц (рис. 2).
Рис. 1. Сравнение уличной схемы современного города с клеткой живого организма Источник: http://www.chem.msu.su/rus/teaching/kolman/336.htm
Рис. 2. LivableStreet - комфортная (удобная для проживания) улица. Источник: http://la.streetsblog.org/2013/01/22/cd-11-livable-streets-candidates-forum-tonight
Согласно этому новому подходу улицы могут рассматриваться как целые экосистемы, в которых созданные человеком элементы городского ландшафта взаимодействуют с природными. В частности, это послужило основой для проектирования «зеленых улиц» (greenstreets), на которых применяется экологический водоотвод, - применения очищающих дренажей вместо ливневой канализации (рис. 3).
Понятие CompleteStreets отражает понимание функционального назначения улиц, которые перестают быть только коммуникациями автомобильного транспорта, поэтому CompleteStreets часто рассматриваются как синоним мультимодальных улиц.
Понятие мультимодальностивытекает из сочетания разных видов движения и их приоритетности. Это позволяет сформулировать следующее определение. Мультимодаль-ная улица - участок улично-дорожной сети, обеспечивающий возможность движения всех имеющихся видов транспорта, а также включающий комфортное и безопасное пешеходное пространство. Основная функция мультимодальной улица - обеспечить вариативность способа перемещений, при этом сохраняя приоритетность и обеспечивая надлежа-щийуровень сервиса для каждого из пользователя УДС [6] (рис. 4).
Рис. 3. «Зеленые улицы» - пример экологического водоотвода - применение очищающих дренажей вместо ливневой канализации) Источник: http://hpigreen.com/tag/green-streets/
Рис. 4. Пример проектирования мультимодальнойулицы Источник: AbuDhabiUrbanStreetDesign, version 1.1, 2012
Концепции «completestreets» и «multimodalstreets» представляют новый подход к проектированию городских улиц, при котором улицы спланированы и спроектированы для обеспечения доступного, безопасного, комфортного и удобного передвижения всех пользователей уличного пространства не зависимо от их возраста, физиологических особенностей, достатка и выбираемого вида передвижения: ходьба пешком, езда на велосипеде, использование общественного транспорта и передвижение на личном автомобиле или доставка товаров в магазин[3].
Преимущества данных концепции находят свое отражения в следующих аспектах городской жизни:
• повышении безопасности движения, снижении смертности пешеходов, в частности, детей,
• улучшении здоровья населения (за счет снижения поездок на личном автомобиле, перехода от углеродного топлива к более экологически чистым видам энергии - элекроав-томобили, увеличение поездок на велосипеде и прогулок пешком);
• улучшении экологии города;
• способствовании развитию экономики города/поселения;
Все это позволяет утверждать, что в современном понимании улицы функционально отличаются от городских дорог и являются:
• мультимодальными коммуникациями, обслуживающими разных пользователей (иерархия значимости: пешеходы, велосипедисты, общественный пассажирский транспорт);
• многофункциональной инфраструктурой;
• частью общественных пространств города.
Такой вывод подтверждается анализом публикаций последних двух десятилетий. Например, специалисты профильного «Комитета по городским территориям» Всемирной дорожной ассоциации (PIARC), обобщив современные классификации городских улиц и дорог многих стран, значительно расширили перечень функций, к числу которых отнесли [10,11]:
• транспортные функции:
функции транзитного движения - пропуск потоков между разными районами города (внутригородской транзит) и внешних транзитных потоков;
функции обеспечения доступности городских территорий - транспортное обслуживание городских районов (движение в районы и из них);
• функции формирования городской среды - формирование городского ландшафта, условия размещения застройки, ориентация;
• социальные функции - проживание, работа, совершение покупок, отдых, передвижение пешком и т.д.;
• экологические функции - городской микроклимат, воздушная циркуляция и качество воздуха, состояние фауны и флоры, рекреация;
• экономические функции - влияние на экономическую ситуацию в городе.
Основные идеи концепций «LivableStreets», «CompleteStreets» и «Multimodalstreets»
нашли свое применение во многих руководствах и нормативах, например, AbuDhabiUrbanStreetDesign - методические рекомендации по проектированию УДС и ОДД в Объединенных Арабских Эмиратах.
Статья поступила 29.04.2015 г.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Девятов М., Полякова Е.С. Функциональная классификация улиц и дорог местного значения в крупных городах // Вестник ВолгГАСУ. Сер.: Стр-во и архит. 2012. Вып. 26 (45). Стр. 77-85.
2. Михайлов А.Ю., Головных И.М. Тенденции развития классификаций городских улиц и дорог // Вестник ИрГТУ. 2004. № 3 (19). С. 124-127.
3. Михайлов А.Ю., Головных И.М. Современные тенденции проектирования и реконструкции улично-дорожных сетей городов. Новосибирск : Наука, 2004. 267 с.
4. СниП 2.07.01-89. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. М.: Госстрой России, ГУЦ ЦПП, 2002.
5. Abu Dhabi Urban Street Design, version 1.1, 2012.
6. Charlotte's Urban Street Design Guidelines: a Context-Sensitive Decision-Making Method. Charlotte Department of Transportation//2nd Urban Street Symposium, Anaheim, California. 2003.Стр. 2-3.
7. Complete street Chicago, Design Guidelines.DepartmentofTransportation, 2013.Стр.
13-15.
8. Highway System Classification (Function Classification). Technical Report 5. Statewide transportation system plan. Idaho, 2009.Стр. 5-11.
9. (6)Street development standards. Roadway standards and Master thoroughfare plane. FortWorth. March 10, 2009. Стр. 3-6.
10. PIARC: The urban road network design. / Reference : 10.04.B, Routes/ Roads 1991. P. 45-84.
11. PIARC : Urban road design and architecture / Reference : 10.08.B, Routes/Roads special issue 11-1995. P. 51-126.
12. Кольман Я., Рем К.-Г. Наглядная биохимия / Пер. с нем. М.: Мир, 2000. 469 с., ил. URL.: http://www.chem.msu.su/rus/teaching/kolman/336.htm (дата обращения: 02.12.2014).
13. Green Infrastructure Design. Deaderick Street Discussed at StormCon 2010. URL.:http://hpigreen.com/tag/green-streets/ (дата обращения 02.02.2015).
Информация об авторе
Рабиевская Софья Александровна, магистрант, группа ЛМБм-14-1, тел. 8-95011-47-479, e-mail: rabievskaya@gmail.com, Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Information about the author
Rabievskaia S.A., candidate for a master's degree, tel.: 8-950-11-47-479, e-mail: ra-bievskaya@gmail.com, Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
УДК72:712.7:738.8
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЕРАМИКИ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ
© С.Ю. Сидорова, Е.В. Пуляевская
Городское пространство должно быть наполнено знаково-символическим и предметно-пространственным содержанием, мелкой пластикой, скульптурой и т. п. Данная статья посвящена проблеме наполнения пространства малыми архитектурными формами в т. ч. городской керамикой. В статье представлен поисковый анализ наполнения городской среды элементами керамики - российский и международный опыт.
Ключевые слова: архитектура, садово-парковое искусство, качество городской среды, малые архитектурные формы, керамика.
METHODS AND WAYS OF CERAMIC USE IN THE CITY AREA © S.Iu. Sidorova, E.V. Puliaevskaia
City space must be filled with sign symbolic and subject-spatial content, small statuary, sculpture and so on. This article is dedicated to the problem concerning the space fulfillment