Научная статья на тему 'Понятия габаритного и негабаритного груза в транспортной логистике'

Понятия габаритного и негабаритного груза в транспортной логистике Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
11704
423
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕГАБАРИТНЫЙ ГРУЗ / ГАБАРИТНЫЙ ГРУЗ / КРУПНОТОННАЖНЫЙ ГРУЗ / ЛОГИСТИКА / ТРАНСПОРТИРОВКА / ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Куликова Алена Анатольевна

В статье анализируются понятия габаритного и негабаритного груза, представлена разница между данными понятиями в зависимости от весовых, габаритных и размерных параметров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятия габаритного и негабаритного груза в транспортной логистике»

ПОНЯТИЯ ГАБАРИТНОГО И НЕГАБАРИТНОГО ГРУЗА В ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКЕ Куликова А.А.

Куликова Алена Анатольевна — студент, кафедра международного транспортного менеджмента и управления цепями поставок, Институт международных транспортных коммуникаций Российский университет транспорта (МИИТ), г. Москва

Аннотация: в статье анализируются понятия габаритного и негабаритного груза, представлена разница между данными понятиями в зависимости от весовых, габаритных и размерных параметров.

Ключевые слова: негабаритный груз, габаритный груз, крупнотоннажный груз, логистика, транспортировка, транспортные средства.

В транспортной логистике при осуществлении процесса транспортировки груза различаются такие понятия, как «габаритный» и «негабаритный» груз.

Габаритный груз - это груз, который всей своей частью помещается в габариты погрузки (платформа, полугвагон, транспортер) и не выходит за пределы габарита погрузки с учетом креплений и упаковки в условиях нахождения на горизонтальном участке пути [1].

Следовательно, погруженный на открытый универсальный подвижной состав (платформ, полувагон, транспортер) груз является габаритным, если он ни одной своей частью, с учетом упаковки и крепления, не выходит за пределы габарита погрузки.

Транспортировка груза может усложняться в зависимости от того, обладает ли груз стандартными параметрами по весу, объему, размерам и габаритам при осуществлении его транспортировки. В случае же, если груз обладает нестандартными параметрами по весу, габариту, размерам, такой вид груза носит название крупнотоннажного, негабаритного груза.

Крупнотоннажный груз - это негабаритный и сверхнегабаритный груз, размеры, габариты и вес которых отличаются от стандартных, нормативно заданных.

Негабаритный груз - это достаточно громоздкий или тяжелый предмет, который в силу своих технически заданных параметров и специфических особенностей невозможно перевести закрытым дорожным транспортом или закрытым контейнером, т.е. стандартными видами транспорта [2].

Официальной формулировкой негабаритного груза, используемой в регулирующих документах и инструкциях, - «крупногабаритный и/или тяжеловесный груз». В профессиональной логистической сфере и транспортных компаниях, для подобных грузов применяется определение «негабаритный груз».

Впервые в России понятие «негабаритный груз» появилось в начале 70-х годов, во времена развития промышленных отраслей экономки. За это время были построены крупнейшие объекты промышленно-энергетического комплекса СССР: Атоммаш, Курейская, Саяно-Шушенская, Сахалинская и другие ГЭС, АЭС, нефте- и газопроводы Западной Сибири, первые нефтехимические комбинаты.

Данные промышленные комплексы и в то время и по сегодняшний день нуждаются в услугах по доставке крупногабаритных и тяжеловесных грузов, технологического оборудования крупной и цельной единичной мощности [3].

Во времена СССР была создана комиссия по всестороннему исследованию проблем транспорта негабаритных грузов большой массы.

Итогом создания комиссии стало создание специализированной автоколонны «Спецтяжавтотранс» с созданием в стране единой системы перевозок негабаритных грузов большой массы, её организационной, нормативно-правовой, технологической основами.

В настоящее время, критериями оценки негабаритности груза выступают его габаритные параметры - длина, ширина, высота.

Груз, превышающий параметры по длине - 20,0 метра, по ширине - более 2,5 метра, по высоте -более 4,0 метра - является негабаритным грузом [4].

Транспортировка негабаритных грузов с помощью железнодорожного, авиатранспорта - это дорогостоящий и затруднительный процесс, обладающий своими специфическими сложностями и трудоемкостью. В настоящее время, особенную популярность приобретают автомобильные перевозки негабаритного груза, являющиеся наиболее доступным и экономичным способом транспортировки негабаритного груза.

Кроме того, негабаритные и сверхгабаритные грузы по своей сущности относятся к нестандартным грузам, к которым относятся следующие:

- нестандартные и тяжелые металлические конструкции;

- оборудование для энергетической промышленности;

- оборудование для нефтедобывающей промышленности, буровые вышки, газотурбинные двигатели;

- транспортные средства и строительное оборудование, используемое во время строительства дорог;

- производственное оборудование: станки, автоматические линии;

- трубопрокатная продукция;

- листовые металлы, металлический профиль;

- горнодобывающая техника;

- строительные материалы, в том числе строительные плиты;

- железобетонные конструкции;

- яхты и катера и др. [5].

Доставка крупногабаритного груза относится к нестандартной, специфической категории доставок, обладает определёнными существенными различиями и отличается от стандартных перевозок особенной сложностью транспортировки.

Как правило, крупнотоннажные грузы не входят в стандартные габариты вагонов, контейнеров или полуприцепов. К тяжёлым и нестандартным грузам можно отнести громоздкие и большие по массе предметы, у которых нестандартная высота, длина, ширина (габариты).

Негабаритный груз (в пер. с англ. - «Oversize cargo») - это такой груз, весогабаритные параметры которого превышают допустимые нормы при транспортировке по размерам, установленным нормам и правилам дорожного движения [6].

Следовательно, негабаритный размер груза - это такой размер груза, который невозможно поместить в стандартное транспортное средство. Такой вид груза превышает один из параметров разрешенной максимальной массы подвижного состава и/или осевой нагрузки, что зафиксировано в нормативно-правовой документации [7].

Критериями, по которым груз идентифицируется как негабаритный, являются его ширина, длина и высота. Таким образом, если перевозимый груз, установленный на подвижной состав, превышает по длине 20 метров, по ширине 2,5 метра, по высоте 4,0 метра, то он автоматически попадает под категорию негабаритных. Масса негабаритного груза превышает 38 тонн [8].

При транспортировке груза негабаритным считается груз, который, в случае его размещения на открытом подвижном составе, находящемся на прямом горизонтальном участке пути (при совпадении в одной вертикальной плоскости продольных осей вагона и пути), превышает пределы габарита погрузки.

При проверке вписывания груза в габарит погрузки необходимо исходить из того, что груз, погруженный на вагон с расчетной высотой пола от уровня головки рельса, составляет 1300 мм.

Список литературы

1. Логистика и управление цепями поставок. Теория и практика // Основы логистики: учебник, под ред. Б.А. Аникина и Т.А. Родкиной. М.: Проспект, 2016. С. 344.

2. Щербаков В.В. Логистика и управление цепями поставок // Учебник для академического бакалавриата. М.: Издательство Юрайт, 2017. С. 582.

3. Диамидов А.С. Развитие перевозок негабаритных грузов большой массы // Итоги науки и техники, 2014. № 23. С. 54.

4. Терентьев А.В. Грузовые перевозки: учебно-методический комплекс (информационные ресурсы дисциплины: учебное пособие). А.В. Терентьев.СПб.: Изд-воСЗТУ, 2015. С. 164.

5. АмировМ.А. Единая транспортная система. М.: КноРус медиа, 2017. С. 671.

6. Тяпухин А.П. Логистика / А.П. Тяпухин. М.: Юрайт, 2015. С. 576.

7. Лукинский В.С. Логистика и управление цепями поставок // В.С. Лукинский, В.В. Лукинский, Н.Г. Плетнева. М.: Юрайт, 2016. С. 360.

8. Терентьев А.В. Грузовые перевозки: учебно-методический комплекс (информационные ресурсы дисциплины: учебное пособие) // А.В. Терентьев. СПб.: Изд-во СЗТУ, 2015. С. 164.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.