понятия «член семьи» и «бывший член семьи» в жилищном и семейном законодательстве
М. Н. Рахвалова - доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин юридического факультета Новосибирского государственного технического университета, кандидат юридических наук
В действующем жилищном законодательстве различаются такие категории титульных пользователей жилых помещений, как члены и бывшие члены семьи собственника жилого помещения, члены и бывшие члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, а также по договору найма специализированного жилого помещения, члены и бывшие члены семьи членов жилищных кооперативов.
Члены семьи собственника имеют равное с ним право пользования жилым помещением, а дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи - и равные с собственником обязанности, а также несут солидарную с ним ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования жилым помещением (ст. 31 ЖК РФ). Право пользования жилым помещением может быть сохранено и за бывшим членом семьи собственника. Аналогичные правила предусмотрены законом в отношении членов и бывших членов семьи нанимателя по договору социального найма. Определенные права предоставлены также членам семьи нанимателей специализированных жилых помещений (ст. 103 ЖК РФ) и чле-
нам жилищных кооперативов (ст. 131 ЖК РФ). В связи с этим представляется важным определить правовое положение каждой категории титульных пользователей жилых помещений, которое может существенно отличаться в зависимости от того, к какой категории тот или иной гражданин может быть отнесен, кто может быть назван членом семьи, кто - бывшим членом семьи, а кто вообще должен быть отнесен к какой-либо иной категории пользователей жилых помещений.
Если в отношении членов и бывших членов семьи собственника жилого помещения и нанимателя по договору социального найма круг данных пользователей хоть как-то определен, то кого следует относить к членам семьи нанимателя специализированного жилого помещения и члена кооператива, законодатель вообще умалчивает.
Если в ГК РФ (ст. 292) законодатель не конкретизирует, кого следует отнести к членам семьи собственника жилого помещения, то согласно ст. 30 ЖК РФ к таковым могут быть отнесены две группы граждан, последняя, в свою очередь, подразделяется на три подгруппы.
Вестник Омского юридического института. 2010. № 2 (13)
К первой группе безоговорочно относятся супруг, дети и родители собственника. В данном случае законодатель предлагает не выяснять наличие признаков, выработанных доктриной семейного права и свидетельствующих о наличии семьи. Для признания одного физического лица супругом другого достаточно факта брака, зарегистрированного по правилам Семейного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 22 октября 1997 г. «Об актах гражданского состояния». Этими же актами необходимо руководствоваться и при решении вопроса о том, кого следует признавать детьми и родителями собственника. ребенок является членом семьи собственника в тех случаях, когда в соответствии с семейно-брачным законодательством между собственником и ребенком существуют правовые отношения отца и сына (дочери). Юридические отношения отцовства со всеми вытекающими последствиями, в том числе и в области жилищного права, возникают: 1) если ребенок рожден в зарегистрированном браке; 2) если лицо, не вступившее в брак с матерью ребенка, признало себя его отцом. К жилищным правам родителей и детей приравниваются права усыновителей и усыновленных. Для признания одного лица родителем другого необходимо свидетельство о регистрации брака его родителей или решение суда об усыновлении ребенка.
В случае расторжения брака бывший супруг автоматически становится бывшим членом семьи, и применительно к жилищным правоотношениям наличие других признаков, характеризующих семью, суды, как правило, не выясняют. При этом не рассматривается ситуация, когда после расторжения брака супруги продолжают проживать вместе и иногда даже ведут общее хозяйство.
Кроме того, в Семейном кодексе рФ проигнорирован тот факт, что большой процент граждан проживает в так называемом фактическом браке. С точки зрения семейного законодательства они не являются членами одной семьи, не возникает семейных правоотношений. Не являются они членами семьи первой группы и применительно к жилищным правоотношениям, но существует объективная необходимость «отразить варианты жилищно-правового статуса лица, вселенного на жилплощадь сожителя»1. Представляется, что их можно отнести к категории иных лиц, которые могут быть признаны в судебном порядке членами семьи собственника (или нанимателя по договору социального найма) при условии совместного проживания с ним и ведения общего хо-
зяйства. Основанием прекращения членства в семье должно признаваться отпадение названных условий.
Проблемы превращения в бывших членов семьи детей собственника достаточно подробно исследовались в литературе, имеется богатая судебная практика, и сделан вывод, что осуществление родительских прав не должно вступать в противоречие с интересами детей (п. 1 ст. 65 Семейного кодекса). Поскольку права ребенка и обязанности его родителей сохраняются и после расторжения брака родителей ребенка, то лишение ребенка права пользования жилым помещением, принадлежащим одному из родителей, влечет нарушение прав ребенка, а освобождение судом одного из родителей от исполнения обязанностей по обеспечению несовершеннолетнего ребенка жилым помещением противоречит Семейному кодексу2.
Открытым является вопрос о возможности отнесения к бывшим членам семьи совершеннолетних детей. Учитывая, что в данном случае родство как правовая связь прекращено быть не может (т. е. с точки зрения семейного права ребенок не может стать бывшим членом семьи), то при решении вопроса о прекращении права пользования жилым помещением могли бы иметь значение следующие обстоятельства: раздельное проживание с родителями, отсутствие общего хозяйства, неисполнение алиментных обязательств по отношению к родителям и т. п.3
Ко второй группе отнесены, во-первых, другие родственники, во-вторых, нетрудоспособные иждивенцы и, в-третьих, в исключительных случаях иные граждане. Они могут быть признаны членами семьи собственника при условии, что вселены им в качестве членов своей семьи (п. 1 ст. 31 ЖК РФ). Данное положение вызывает ряд вопросов.
В частности, какими критериями необходимо руководствоваться при решении вопроса о том, в каком качестве был вселен тот или иной гражданин, учитывая отсутствие в российском законодательстве дефиниции понятия семьи?4
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации, членами семьи собственника могут быть признаны другие родственники, независимо от степени родства. ГК РФ (ст.ст. 1142-1145) применительно к наследованию по закону называет около 10 категорий родственников. Судя по тексту, речь идет о родственниках именно собственника. Членами семьи собственника, согласно пункту 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной
1 Мананкова Р. П. Фактические брачные отношения: правовая природа и последствия // Правовые проблемы укрепления российской государственности : сб. ст. Ч. 42 / Б. Л. Хаскельберг, В. М. Лебедев, Г. Л. Осокина. Томск : Изд-во ТГУ, 2009. С. 67.
2 См.: Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 29 декабря 2009 г. № 36-В09-8 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2010. № 6.
3 См.: Савельева Н. М. О правовом положении бывших членов семьи собственника жилого помещения. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
4 См.: Мананкова Р. П. Пояснительная записка к концепции проекта нового Семейного кодекса Российской Федерации. Томск : Изд-во ТГУ, 2008. С. 8-13.
практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», могут быть признаны нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника так и членов его семьи (круг лиц, подпадающих под категорию «нетрудоспособные иждивенцы», достаточно широк и определяется в соответствии с ФЗ РФ от 17 декабря 2001 г. № 173-Ф3 «О трудовой пенсии в Российской Федерации»).
В ст. 31 ЖК РФ речь идет о том, что именно собственнику предоставлено право вселять указанных лиц в занимаемое жилое помещение, и именно как членов своей семьи. Согласно пункту 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», помимо наличия самого факта вселения в жилое помещение, имеет значение волеизъявление собственника относительно оснований вселения возможного члена семьи, «а именно вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи». Основанием вселения в данном случае являются именно семейные отношения, которые характеризуются взаимным уважением, заботой, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства, что возможно лишь в период совместного проживания. Однако на момент вселения они объективно не могут существовать.
Вселение по иным основаниям, например, на основании договора безвозмездного пользования, сразу же позволит отнести вселяемого к такой категории титульных пользователей жилых помещений, как наниматели. Представляется, что не является определяющим обстоятельством и наличие последующей регистрации в данном жилом помещении вселившегося.
Применительно к договорам коммерческого и социального найма ГК РФ не содержит дефиниции понятия «член семьи», употребляя термин «граждане, постоянно проживающие совместно с нанимателем» (ст. 677 ГК РФ), и только в ст. 672 ГК РФ упоминает члена семьи нанимателя по договору социального найма как потенциального нанимателя. В ЖК РФ применительно к социальному найму законода-
тель закрепил право нанимателя на вселение в занимаемое помещение любых граждан в качестве членов своей семьи. При этом состав семьи нанимателя определен иначе, нежели состав семьи собственника. К членам семьи нанимателя относятся его супруг, дети и родители. Для признания в качестве таковых других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, помимо условия вселения их в качестве членов семьи, необходимо также ведение общего хозяйства с собственником. В исключительных случаях членами семьи нанимателя могут быть признаны и иные лица. Причем признание их таковыми производится в судебном порядке. Потребуется и внесение изменений в договор социального найма с целью указания в данном договоре нового члена семьи нанимателя.
К другим родственникам могут быть отнесены любые родственники как самого нанимателя, так и членов его семьи (напомним, применительно к собственнику речь шла лишь о его родственниках). что касается иждивенцев, то, наоборот, вселяемые могут находиться на иждивении лишь нанимателя (опять же, в отличие от вселяемых собственником лиц, которые могут быть иждивенцами как самого собственника, так и членов его семьи).
Подводя итог, отметим, что одной из задач современной науки и законодателя является обеспечение качества законодательства, которое удовлетворяло бы потребностям общества на современном этапе его развития. Необходимо устранить дублирование норм ГК РФ, ЖК РФ и Семейного кодекса РФ, закрепив в Семейном кодексе РФ в качестве легальных дефиниций понятия «семья» и «член семьи», выработанные с учетом всех достижений юриспруденции, социологии, истории, философии, медицины, экономики; противоречия постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14, являющегося официальным источником толкования норм ЖК РФ, а также противоречия названного постановления и ЖК РФ; выработать критерии классификации титульных пользователей жилых помещений, определив жилищно-правовое положение каждой из категорий титульных пользователей с учетом этих критериев.