Научные сообщения
Ю.В. Серегин
ПОНЯТИЯ БЕЗОПАСНОСТИ, ЗАЩИТЫ, ОХРАНЫ, АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ ОБЪЕКТОВ
CONCEPTS OF SAFETY, SAFEGUARD, PROTECTION, ANTI-TERRORIST SECURITY OF SITES
В статье представлен сравнительный анализ понятийного аппарата в области безопасности и антитеррористической защищённости объектов. Предложены понятия «безопасность объекта», «охрана объекта», «защита объекта» «обеспечение антитеррористической защищённости объекта».
The article represents the analysis, including a comparative one, of definitions in the sphere of safety and anti-terrorist security of sites. Such concepts as «site safety», «site protection», «site safeguard», «providing anti-terrorist site security» are suggested.
В свое время Хосе Ортега-и-Гассет писал, что, понятия — это рабочие инструменты человека и служат для того, чтобы пояснить его положение в «этой бездонной и архисмутной реальности» [25].
Грамотное толкование понятийного аппарата позволяет повысить информативность правовых норм, исключить двоякость понимания тех или иных явлений (процессов), что, соответственно, имеет прямое влияние на правоприменение.
Полагаем целесообразным разобрать схожие, а во многих научных публикациях и нормативных документах аналогично трактуемые основные понятия, используемые в области безопасности и антитеррористической защищённости объектов: безопасность, охрана, защита, терроризм, обеспечение антитеррористической защищённости объектов — путем проведения сравнительного анализа.
Безопасность чаще всего рассматривается как состояние или положение материального объекта, когда для него нет опасности (угрозы). Под безопасностью понимается способность процесса, явления или предмета сохранять свои основные характеристики и параметры при патогенных разрушениях, воздействующих со стороны других процессов, явлений или предметов. В данном случае речь в большей степени идет о свойствах, проявляющихся в связях с другими процессами, явлениями и предметами.
Безопасность — это и неотъемлемое свойство любой системы, которое отражается в таких признаках как целостность, относительная самостоятельность и устойчивость. Отсутствие каждого из этих признаков ведет к разрушению системы, что порождает необходимость их защиты от негативной деятельности людей и разрушительных природных воздействий.
Социальные системы отличает то, что за сохранение своей безопасности человек, как существо разумное, имеет возможность бороться сознательно. Доктор философских наук А.В. Опалев [27] дает определение безопасности через так называемый «деятельностный» подход — безопасна та социальная система, которая обладает возможностью самосохранения на основе развития. Опасностью для социальной системы является лишь то, что сдерживает или прекращает её развитие.
246
Вестник Воронежского института МВД России №3 / 2015
Если за меру возможности опасности взять категорию риска, то безопасность можно охарактеризовать как состояние, в котором либо риск вовсе отсутствует, либо риск проявившейся угрозы равен нулю. Но поскольку такого состояния не бывает, то известная степень опасности или риска присутствует всегда, даже когда у нас есть ощущение или иллюзия полной безопасности. То есть речь может идти либо об идеальной ситуации, к которой нужно стремиться, но которая практически недостижима, либо придется признать не абсолютность, а относительность категории безопасности, предполагающей реальное и постоянное существование риска и опасности.
Определить же степень риска помогают накопленный опыт, знания, умения и навыки по выявлению и восприятию угроз в системе существующих ценностей, стандартов, нормативных требований.
Некоторые специалисты рассматривают безопасность как систему гарантий, обеспечивающих защиту и устойчивое развитие основных ценностей как внутреннего свойства системы в условиях существующего риска.
Наиболее полная классификация понятийного аппарата безопасности, как в российской, так и в зарубежной научной литературе, была произведена доктором юридических наук С.З. Павленко [26]. К первой группе он относит определения, которые характеризуют безопасность как состояние защищённости интересов личности, общества и государства; ко второй — те, которые определяют безопасность через отсутствие опасности; к третьей — определения, где безопасность является свойством системы; к четвёртой — понятия, характеризующие безопасность как специфическую деятельность государственных органов; к пятой — дефиниции, обозначающие безопасность как определённое состояние.
Существуют разные точки зрения на безопасность как социальное явление, но все они укладываются в классификацию, разработанную С.З. Павленко.
В большинстве современных определений безопасность трактуется также с точки зрения охранительной парадигмы — как состояние защищённости от опасностей. Эта позиция закреплена в Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года [14] и во многих научных разработках. В принципе, такой подход логичен. Сама этимология слова «безопасность» предполагает противодействие опасности, защищённость от неё.
В настоящее время некоторые исследователи этой области склоняются к так называемой «натуралистической» концепции обеспечения безопасности. Суть её сводится к тому, что при фиксации состояния опасности объектами посягательства традиционно считаются предметные образования — люди, их имущество, результаты их жизнедеятельности, производственные процессы, а также социальные системы: государство, общество, цивилизация. Источниками опасности в этом случае выступают опасные процессы, объективно присущие окружающему миру и зарождающиеся в нём. Следствием этого является концепция защиты объектов от посягательства извне.
К сожалению, Федеральный закон «О безопасности» [9] не содержит понятийного аппарата, его заменяют отсылки к Стратегии национальной безопасности РФ, где раскрываются основные понятия в области национальной безопасности.
Согласно принятым в России взглядам, под безопасностью понимается состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и
247
Научные сообщения
государства от внутренних и внешних угроз [3]. Жизненно важные интересы понимаются как совокупность потребностей, удовлетворение которых надёжно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. Угроза безопасности — как совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Как видно из приведённых определений, термин «безопасность» также трактуется через отсутствие изменений. Но статичность сама по себе не предусматривает движения, развития, а, следовательно, социальная система не может адекватно реагировать на вновь возникающие опасности.
Поэтому безопасной является только та социальная система, которая обладает возможностью самосохранения на основе развития. Данное положение не означает, что системе не угрожают опасности. Напротив, только при наличии опасностей система может развиваться. Речь идёт о том, что опасностью для социальной системы является лишь то, что сдерживает или прекращает её развитие.
В Энергетической стратегии России на период до 2030 года [16] энергетическая безопасность определена как «состояние защищённости страны, её граждан, общества, государства и экономики от угроз надежному топливо- и энергообеспечению».
Не входя в противоречие с существующим пониманием безопасности, а развивая его с учетом конкретной, реальной обстановки сегодняшнего дня, следует заметить, что безопасность имеет не только прошлое и настоящее, но и будущее. В связи с этим содержание безопасности должно включать активную роль субъекта по ее обеспечению через целевую установку, направленную на достижение соответствующего варианта защищённости в зависимости от реальных и потенциальных угроз. При этом должна включаться саморегулирующаяся система объекта, который испытывает разрушающее воздействие со стороны угроз.
В Федеральном законе «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» [10] безопасность представлена как состояние защищённости от актов незаконного вмешательства. При этом акт незаконного вмешательства определен законом как противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт или покушение на его совершение, угрожающее безопасному функционированию объекта, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, повреждение или уничтожение имущества либо создавшее угрозу наступления таких последствий. Эти определения заимствованы из Федерального закона «О транспортной безопасности» [8].
Если объединить и упростить изложенное, то безопасность объекта — это состояние защищённости от действия (бездействия), угрожающего безопасности объекта, создающего угрозу вреда жизни и здоровью людей, а также имуществу. При этом законодатель почему-то уточнил, что противоправное действие (бездействие) включает в себя и террористический акт или покушение на его совершение, что в уточнении не нуждается.
Соглашаясь с мнением В.П. Зимонина [21] о том, что к определению безопасности следует подходить комплексно, с отражением различных уровней в области жизни и деятельности как человека, так и общества, необходимо понимать, что безопасному функционированию объекта угрожают не только противоправные действия (бездействие), но и угрозы природного и техногенного характера (пожаров, наводнений, зем-
248
Вестник Воронежского института МВД России №3 / 2015
летрясений, аварий и др.), нарушения требований производственных процессов, информационной защищённости.
Определение безопасности объекта наиболее коротко и в то же время ёмко по содержанию дал А.Г. Елагин: безопасность объекта — состояние защищённости объекта от различных угроз, при котором созданы условия для его нормального функционирования и строгого соблюдения на нём установленных режимов [20].
Полагаем возможным, сжав изложенное выше определение, трактовать безопасность объекта как состояние защищённости от потенциальных угроз нарушения его стабильного функционирования.
Акцент в данном определении необходимо делать на защищённости именно от потенциальных угроз нарушения стабильного функционирования объекта, поскольку наличие потенциальной угрозы, как явления, которое при стечении ряда обстоятельств в определенное время может причинить вред функционированию объекта, дает основание для применения мер, направленных на минимизацию факторов, способствующих возникновению такой ситуации (т.е. мер безопасности).
Понятия «защита» и «охрана» повсеместно используются в нормативных правовых актах министерств и ведомств Российской Федерации, однако в них они не толкуются. Постараемся устранить этот недостаток.
Формирование понятия «охрана» произведем посредством исследования содержания нормативных правовых актов, содержащих указанную терминологию. На основе исследования сформулируем указанное определение применительно к деятельности, осуществляемой в целях обеспечения состояния защищённости охраняемых объектов.
В законодательстве термин «охрана» определяется как комплекс (совокупность) соответствующих мероприятий.
Например, в Федеральном законе «О государственной охране» [6] под государственной охраной понимается функция федеральных органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативнорозыскных, технических и иных мер.
Федеральный закон «О ведомственной охране» [7] предлагает только определение ведомственной охраны как организованной структуры (организации) — совокупности создаваемых имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными органами исполнительной власти и организациями органов управления сил и средств, предназначенных для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств.
Аналогично Положение о Федеральной службе охраны РФ [13] содержит только определение федеральной службы охраны.
Федеральный закон «О государственной границе Российской Федерации» [4] определяет охрану государственной границы как составную часть защиты государства, входящую в систему мер безопасности Российской Федерации.
Словарь русского языка С.И. Ожегова [23] дает понятие «охрана» от слова «охранять» что означает «оберегать, относиться бережно, стеречь», термин «защита» буквально означает «охранять, оградить от посягательств, от враждебных действий, от опасности». Согласно словарю русского языка Г.П. Князькова [28], под «охраной» понимаются действия, призванные «ограждать, защищать кого-либо, что-либо от чьих-либо посягательств». В толковом словаре под редакцией Д.Н. Ушакова [29] слово
249
Научные сообщения
«охранять» является синонимом слов «защищать», «оборонять». Т.е. применительно к области безопасности объектов понятия «защита» и «охрана» имеют схожие значения.
В.Н. Бутылин [19] определяет охрану как взаимосвязанные меры, осуществляемые государственными органами и общественными организациями, направленные на предупреждение нарушений прав, устранение причин, их порождающих, и способствующие нормальному процессу реализации личностью своих прав и свобод, а защиту — как принудительный (в отношении обязанного лица) способ осуществления права, применяемый в установленном законом порядке компетентными органами в целях восстановления нарушенного права. Здесь В.Н. Бутылин разграничивает рассматриваемые понятия по времени их применения. Так, «охрана» нацелена на предупреждение нарушений прав, в то время как «защита» — на восстановление нарушенного права.
Отчасти стоит согласиться с предложенными различиями указанных понятий, одновременно полагая, что термин «защита» — шире приведенного определения, так как целью защиты является не только восстановление нарушенного права, но и пресечение совершаемого нарушения права.
Наиболее близко теме исследования понятие «охрана», определенное ранее — деятельность, осуществляемая в целях обеспечения состояния защищённости охраняемых объектов от противоправных посягательств.
В ряде законодательных актов и подзаконных нормативных правовых актов существует понятие физической защиты объекта.
Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» [5] определяет физическую защиту объектов атомной энергетики как единую систему планирования, координации, контроля и реализации комплекса технических и организационных мер, направленных на предотвращение несанкционированного проникновения на территорию, несанкционированного доступа к ядерным материалам и радиоактивным веществам, предотвращение их хищения или порчи; своевременное обнаружение и пресечение любых посягательств на целостность и сохранность ядерных материалов и радиоактивных веществ, своевременное обнаружение и пресечение диверсионных и террористических актов, угрожающих безопасности ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения.
Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов» [ 16] дает сжатое определение физической защиты как деятельности в области использования атомной энергии, осуществляемой в целях предотвращения диверсий и хищений в отношении ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения, которое более подходит к определению «охрана».
Требования к системам физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов [17] определяют систему физической защиты, которая состоит из персонала физической защиты, осуществляемых им организационно-технических мероприятий, действий и комплекса инженерно-технических средств физической защиты.
Федеральный закон «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» [10] дает более емкое определение физической защиты как совокупности направленных на предотвращение актов незаконного вмешательства организационных, административных и правовых мер, инженерно-технических средств охраны и дей-
250
Вестник Воронежского института МВД России №3 / 2015
ствий подразделений охраны, имеющих в своем распоряжении гражданское, служебное оружие и специальные средства.
Полагаем возможным предложить следующие определения охраны и защиты объекта:
охрана объекта — деятельность компетентных органов (организаций), осуществляемая в целях обеспечения состояния защищённости охраняемого объекта, направленная на предупреждение (профилактику) противоправных посягательств в отношении него;
защита объекта — способ осуществления права, применяемый в установленном законом порядке в целях обеспечения состояния защищённости объекта, направленный на пресечение (предотвращение) противоправных посягательств в отношении него, а также восстановление нарушенных посягательством прав.
В самом широком смысле антитеррористическая защита — это защита, оберегание, охрана чего-либо от терроризма. Терроризм — явление социальное, поэтому для наполнения понятия содержанием разберём его с точки зрения современной юридической науки.
Проблема терроризма изучается с различных позиций, поскольку данное явление многогранно и интенсивно развивается.
Слово «террор» произошло от латинского «terror», что означает ужас, страх, однако в русском языке «террор» определяется как устрашение противника с помощью физического насилия, вплоть до уничтожения, а терроризм — как практика террора [24]. Терроризм неразрывно связан с насилием. Именно насилие, как стержень данного явления, составляет его особую опасность.
В словаре С.И. Ожегова читаем: «Террор — физическое насилие, вплоть до физического уничтожения, по отношению к политическим противникам. Терроризировать: 1. Устрашить (-шать) террором, насилиями. Запугать (-угивать) чем-нибудь, держа в состоянии постоянного страха. Терроризировать всех своим поведением. Террорист — участник или сторонник актов индивидуального террора» [22].
Федеральный закон «О противодействии терроризму» определяет терроризм как идеологию насилия и практику воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий [12].
Анализ понятийного аппарата названного федерального закона, его положений позволяет сделать вывод, что основной и наиболее опасной формой проявления терроризма является террористический акт. Посредством совершения террористического акта (или угрозы его совершения) террористы воздействуют на принятие решения как органами государственной власти, так и органами местного самоуправления, а также международными организациями.
Объективная сторона террористического акта выражается в совершении действий, угрожающих гибелью человека или причинением значительного имущественного ущерба, в целях влияния на деятельность органов власти.
В Уголовном кодексе РФ (ч. 1 ст. 205) террористический акт определяется как совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного
251
Научные сообщения
ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях [2].
Террористический акт проявляется вовне в результате воздействия на материальные, а не идеальные объекты. Поэтому объектом антитеррористической защиты всегда будет исключительно материальный объект.
Следует отметить, что рост числа объектов, которые могут привлечь к себе террористов для выполнения поставленных задач, а также распространения террористического воздействия на случайных лиц ведет к повышению общественной опасности терроризма.
Чтобы разобраться, что составляет содержание понятия «антитеррористическая защищённость», целесообразно соотнести его с другими, законодательно закреплёнными понятиями в области противодействия терроризму. Сравнение поможет наполнить содержанием исследуемое понятие. Также анализ определит нормативную правовую базу антитеррористической защищённости на момент исследования.
На основе данного анализа сделаем вывод о том, что составляет содержание понятия «обеспечение антитеррористической защищённости объекта».
Как ранее было отмечено, террористический акт реализуется через воздействие на материальный объект. Таким образом, если террористическая деятельность направлена на реализацию террористического акта на конкретном объекте, то результат деятельности компетентных органов по недопущению этого составляет обеспечение антитеррористической защищённости.
Если конкретный объект террористического акта его организаторами не определён, то деятельность компетентных органов по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию террористического акта будет составлять борьбу с терроризмом, но не обеспечение антитеррористической защищённости объекта.
Рассматривая проблему «от объекта», можно констатировать, что объекты антитеррористической защищённости могут быть очень разнообразными, непохожими. Соответственно, системы мер обеспечения антитеррористической защищённости разных объектов также будут не идентичными. Конкретные меры планируются и реализуются исходя из особенностей и интересов конкретного объекта.
Например, перечень мер по обеспечению внутриобъектового и пропускного режима на объектах также будет разным. Это обусловлено многими характеристиками: расположением, площадью, численностью персонала, квалификацией субъектов охраны, оснащённостью инженерно-техническими средствами защиты, досмотровым и охранным оборудованием и т.д.
Изначально терроризм был персонифицирован и направлен на конкретный объект или человека. В настоящее время важным стало именно количество жертв. Поэтому в качестве объектов террористических актов стали избираться либо места массового скопления людей, либо особо опасные объекты, нарушение деятельности которых либо их разрушение может привести к массовой гибели людей вследствие катастрофы природного или техногенного характера.
Насильственные действия террористов зачастую направлены не столько против официальных представителей государства, сколько против случайных жертв, т.е. невинных людей.
252
Вестник Воронежского института МВД России №3 / 2015
Таким образом, «антитеррористическая защищённость» основана на так называемой «натуралистической» концепции обеспечения безопасности. Она имеет своей целью защиту от террористического акта исключительно материального объекта.
В Федеральном законе «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» [10] антитеррористическая защищённость объекта топливноэнергетического комплекса понимается как состояние защищённости здания, строения, сооружения или иного объекта топливно-энергетического комплекса, препятствующее совершению на нем террористического акта, а её обеспечение как реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на обеспечение безопасности объектов топливноэнергетического комплекса.
При этом, исходя из ранее разобранного определения безопасности, закон в данном случае приравнивает «безопасность» и «антитеррористическую защищённость». Поскольку термин «безопасность» значительно шире термина «антитеррористическая защищённость», приведенное в законе определение вступает в противоречие с иным понятийным аппаратом и требует переработки.
Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антитеррористической защищённости объектов» [11], предусматривающим расширение правомочий Правительства РФ в сфере противодействия терроризму, Федеральный закон «О противодействии терроризму» в 2013 году дополнен понятием «антитеррористическая защищённость объекта» — это состояние защищённости здания, строения, сооружения или иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
В Своде правил СП 132.13330.2011 [18] под антитеррористической
защищённостью объекта понимается состояние здания (сооружения), при котором обеспечивается безопасность его функционирования посредством применения инженерно-технических и режимных мер, направленных на предотвращение совершения террористического акта. При этом в качестве обеспечения антитеррористической защищённости обозначена реализация совокупности проектных решений, организационно-технических и специальных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности здания (сооружения) с целью предотвращения совершения террористического акта и (или) минимизации его последствий.
Учитывая вышеизложенное, предлагаем следующее определение обеспечение антитеррористической защищённости объекта — это деятельность компетентных органов (организаций) в целях создания условий стабильного функционирования объекта, направленная на минимизацию угроз совершения в отношении него террористического акта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Конституция Российской Федерации: (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2014. — №31. — Ст. 4398.
253
Научные сообщения
2. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 №64-ФЗ (ред. от 31.12.2014 с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2015) // СЗ РФ. — 1996. — №25. — Ст. 2954.
3. О безопасности: Закон Российской Федерации от 05.03.1992 № 2446-1 (утратил силу).
4. О государственной границе Российской Федерации: Федеральный закон от 01.04.1993 №4730-1 // Российская газета. — 1993. — 4 мая.
5. Об использовании атомной энергии: Федеральный закон от 21.11.1995 №170-ФЗ // СЗ РФ. — 1995. — № 48, ст. 4552.
6. О государственной охране: Федеральный закон от 27.05.1996 №57-ФЗ // СЗ РФ, 27.05.1996, № 22, ст. 2594.
7. О ведомственной охране: Федеральный закон от 14.04.1999 № 77-ФЗ // СЗ РФ. — 1999. — № 16. — Ст. 1935.
8. О транспортной безопасности: Федеральный закон от 09.02.2007 №16-ФЗ // СЗ РФ. — 2007. — № 7. — Ст. 837.
9. О безопасности: Федеральный закон от 28.12.2010 №390-ФЗ // СЗ РФ. — 2011. — № 1. — Ст. 2.
10. О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса: Федеральный закон от 21.07.2011 №256-ФЗ // СЗ РФ. — 2011. — № 30 (ч.1). — Ст. 4604.
11. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антитеррористической защищённости объектов: Федеральный закон от 23.07.2013 №208-ФЗ // СЗ РФ. — 2013. — № 30 (часть I). — Ст. 4041.
12. О противодействии терроризму: Федеральный закон от 06.03.2006 №35-ФЗ // СЗ РФ. — 2006. — №11. — Ст. 1146.
13. Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации: Указ Президента РФ от 07.08.2004 №1013 // СЗ РФ. — 2004. — № 32. — Ст. 3314.
14. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12.05.2009 №537 // СЗ РФ. — 2009, № 20. — Ст. 2444.
15. Об утверждении правил физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов: Постановление Правительства РФ от 19.07.2007 №456 // СЗ РФ. — 2007. — № 31. — Ст. 4081.
16. Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 №1715-р // СЗ РФ. — 2009. — № 48. — Ст. 5836.
17. Об утверждении и введении в действие федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Требования к системам физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов»: Постановление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 27.12.2007 №7.
18. Об утверждении Свода правил «Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования»: приказ Минре-гиона России от 05.07.2011, № 320 // Администратор образования. — 2011. — № 18.
19. Бутылин В.Н. Институт государственно-правовой охраны конституционных прав и свобод граждан // Право и власть. — 2002. — №2.
254
Вестник Воронежского института МВД России №3 / 2015
20. Елагин А.Г., Казаков А.Я. Управление деятельностью по обеспечению безопасности. — М.: Академия управления МВД России, 2010. — С. 304.
21. Зимонин В.П. Приоритеты российской безопасности // Геомилитаризм, геополитика, безопасности. — 2003. — № 8. — С. 53.
22. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. 16-е изд. — М.: Русский язык. — 1984. — С. 84.
23. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. — изд. 21-е.
— М., 1989.
24. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. — М., 1992.
— С. 824.
25. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. — М.: АСТ, 2002. — С. 123.
26. Павленко С.З. Безопасность российского государства как политическая проблема: дис. ... д-ра юрид. наук. — М.,1998. — С. 94—99.
27. Правовая основа обеспечения национальной безопасности / под ред. А.В. Опалева. — М.: Юнити-Дана, 2004. — С. 14.
28. Словарь русского языка. Т. 2 / под ред. Г.П. Князькова, Т.Н. Половцева, М.Н. Судоплатова. М.: Акад. наук СССР — Ин-т рус. яз., 1958.
29. Толковый словарь русского языка: в 4 т. под ред. Д.Н. Ушакова. — М., 1935—1940.
REFERENCES
1. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii: (prinyata vsenarodnyim golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennyih Zakonami RF o popravkah k Konstitutsii RF ot 30.12.2008 #6-FKZ, ot 30.12.2008 #7-FKZ, ot 05.02.2014 #2-FKZ, ot 21.07.2014 #11-FKZ) // SZ RF. — 2014. — #31. — St. 4398.
2. Ugolovnyiy kodeks Rossiyskoy Federatsii: Federalnyiy zakon ot 13.06.1996 #64-FZ (red. ot 31.12.2014 s izm. i dop., vstup. v silu s 11.01.2015) // SZ RF. — 1996. — #25. — St. 2954.
3. O bezopasnosti: Zakon Rossiyskoy Federatsii ot 05.03.1992 # 2446-1 (utratil silu).
4. O gosudarstvennoy granitse Rossiyskoy Federatsii: Federalnyiy zakon ot 01.04.1993 #4730-1 // Rossiyskaya gazeta. — 1993. — 4 maya.
5. Ob ispolzovanii atomnoy energii: Federalnyiy zakon ot 21.11.1995 #170-FZ // SZ RF. — 1995. — # 48, st. 4552.
6. O gosudarstvennoy ohrane: Federalnyiy zakon ot 27.05.1996 #57-FZ // SZ RF, 27.05.1996, # 22, st. 2594.
7. O vedomstvennoy ohrane: Federalnyiy zakon ot 14.04.1999 # 77-FZ // SZ RF. — 1999. — # 16. — St. 1935.
8. O transportnoy bezopasnosti: Federalnyiy zakon ot 09.02.2007 #16-FZ // SZ RF. — 2007. — # 7. — St. 837.
9. O bezopasnosti: Federalnyiy zakon ot 28.12.2010 #390-FZ // SZ RF. — 2011. — # 1. — St. 2.
10. O bezopasnosti ob'ektov toplivno-energeticheskogo kompleksa: Federalnyiy zakon ot 21.07.2011 #256-FZ // SZ RF. — 2011. — # 30 (ch.1). — St. 4604.
255
Научные сообщения
11. O vnesenii izmeneniy v otdelnyie zakonodatelnyie aktyi Rossiyskoy Federatsii po voprosam antiterroristicheskoy zaschischYonnosti ob'ektov: Federalnyiy zakon ot 23.07.2013 #208-FZ // SZ RF. — 2013. — # 30 (chast I). — St. 4041.
12. O protivodeystvii terrorizmu: Federalnyiy zakon ot 06.03.2006 #35-FZ // SZ RF.
— 2006. — #11. — St. 1146.
13. Voprosyi Federalnoy sluzhbyi ohranyi Rossiyskoy Federatsii: Ukaz Prezidenta RF ot 07.08.2004 #1013 // SZ RF. — 2004. — # 32. — St. 3314.
14. O strategii natsionalnoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii do 2020 goda: Ukaz Prezidenta RF ot 12.05.2009 #537 // SZ RF. — 2009, # 20. — St. 2444.
15. Ob utverzhdenii pravil fizicheskoy zaschityi yadernyih materialov, yadernyih usta-novok i punktov hraneniya yadernyih materialov: Postanovlenie Pravitelstva RF ot 19.07.2007 #456 // SZ RF. — 2007. — # 31. — St. 4081.
16. Ob Energeticheskoy strategii Rossii na period do 2030 goda: Rasporyazhenie Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 13.11.2009 #1715-r // SZ RF. — 2009. — # 48. — St. 5836.
17. Ob utverzhdenii i vvedenii v deystvie federalnyih norm i pravil v oblasti ispol-zovaniya atomnoy energii «Trebovaniya k sistemam fizicheskoy zaschityi yadernyih materialov, yadernyih ustanovok i punktov hraneniya yadernyih materialov»: Postanovlenie Federalnoy sluzhbyi po ekologicheskomu, tehnologicheskomu i atomnomu nadzoru ot 27.12.2007 #7.
18. Ob utverzhdenii Svoda pravil «Obespechenie antiterroristicheskoy zaschischennos-ti zdaniy i sooruzheniy. Obschie trebovaniya proektirovaniya»: prikaz Minregiona Rossii ot 05.07.2011, # 320 // Administrator obrazovaniya. — 2011. — # 18.
19. Butyilin V.N. Institut gosudarstvenno-pravovoy ohranyi konstitutsionnyih prav i svobod grazhdan // Pravo i vlast. — 2002. — #2.
20. Elagin A.G., Kazakov A.Ya. Upravlenie deyatelnostyu po obespecheniyu bezopasnosti. — M.: Akademiya upravleniya MVD Rossii, 2010. — S. 304.
21. Zimonin V.P. Prioritetyi rossiyskoy bezopasnosti // Geomilitarizm, geopolitika, bezopasnosti. — 2003. — # 8. — S. 53.
22. Ozhegov S.I. Slovar russkogo yazyika / pod red. N.Yu. Shvedovoy. 16-e izd. — M.: Russkiy yazyik. — 1984. — S. 84.
23. Ozhegov S.I. Slovar russkogo yazyika / pod red. N.Yu. Shvedovoy. — izd. 21-e.
— M., 1989.
24. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyiy slovar russkogo yazyika. — M., 1992.
— S. 824.
25. Ortegа-i-Gasset H. Vosstanie mass. — M.: AST, 2002. — S. 123.
26. Pavlenko S.Z. Bezopasnost rossiyskogo gosudarstva kak politicheskaya problema: dis. ... d-ra yurid. nauk. — M.,1998. — S. 94—99.
27. Pravovaya osnova obespecheniya natsionalnoy bezopasnosti / pod red. A.V. Opa-leva. — M.: Yuniti-Dana, 2004. — S. 14.
28. Slovar russkogo yazyika. T. 2 / pod red. G.P. Knyazkova, T.N. Polovtseva, M.N. Sudoplatova. M.: Akad. nauk SSSR — In-t rus. yaz., 1958.
29. Tolkovyiy slovar russkogo yazyika: v 4 t. pod red. D.N. Ushakova. — M., 1935—
1940.
256
Вестник Воронежского института МВД России №3 / 2015
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Серегин Юрий Владимирович. Начальник отдела организационно-методического обеспечения строевых подразделений вневедомственной охраны полиции управления организации охраны имущества и объектов.
Главное управление вневедомственной охраны Министерства внутренних дел России.
E-mail: [email protected]
Россия, 125047, г. Москва, ул. Бутырский вал, 7, стр. 2. Тел. 8 (495) 667-14-21.
Seregin Yuriy Vladimirovich. Head of Department of Organizational and Methodological Providing of Police Extradepartmental Security Service Units, Administration of Organizing of Property Protection and Objects.
Main Directorate of Extradepartmental Protection of the Ministry of the Interior of Russia.
E-mail: [email protected]
Work address: Russia, 125047, Moscow, Butyrskij Val St., 7/ 2. Tel. 8 (495) 667 14 21.
Ключевые слова: объект; охрана объекта; защита объекта; физическая защита объекта; антитеррористическая защищённость объекта; обеспечение антитеррористической защищённости объекта.
Key words: site; site protection; site safeguard; physical site safeguard; anti-terrorist site security; providing anti-terrorist site security.
УДК 343.8
257