Научная статья на тему 'Понятие «Здоровье» и проблема профессиональной подготовки лиц с детским церебральным параличом'

Понятие «Здоровье» и проблема профессиональной подготовки лиц с детским церебральным параличом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие «Здоровье» и проблема профессиональной подготовки лиц с детским церебральным параличом»

сти, кесарево сечение у рожениц являются факторами риска развития СДВГ. Данный факт ещё раз указывает на необходимость тщательного наблюдения за беременной женщиной и своевременной коррекции возникающих нарушений в период беременности и оптимального родоразрешения.

И.В.Тимофеева

ПОНЯТИЕ «ЗДОРОВЬЕ» И ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Екатеринбургский филиал Уральского Государственного университета физической культуры, Екатеринбург

Понятие «здоровье человека» эволюционировало в сознании людей от наиболее простой формы - физические кондиции индивида (наличие или отсутствие болезни) - до современного понимания, включающего в себя триединство физических, психических и социальных составляющих здоровья. Любое ограничение или нарушение здоровья у индивида ассоциируется в сознании людей с наличием инвалидности. В последние годы данная проблема в России становится все более актуальной. В первую очередь это связано с тем, что количество инвалидов от года к году неуклонно растет, в том числе увеличивается контингент детей-инвалидов при явном демографическом кризисе. Кроме того, в России особенно остро встают и требуют своего разрешения вопросы социальной защищенности инвалидов, так как большинство из них по объективным причинам оказались среди малообеспеченной и невостребованной части населения. Ограничения, обусловленные состоянием здоровья, довольно часто, не позволяют им утвердиться в качестве полноправных граждан общества. Смысловым центром нового взгляда стала социальная модель инвалидности, которая рассматривает проблемы инвалидности как результат отношения общества к их особым потребностям. Согласно социальной модели, инвалидность является социальной проблемой. При этом ограниченные возможности - это не «часть человека», не его вина. Человек может стараться ослабить последствия своего недуга, но ощущение ограниченности возможностей вызвано у него не самим недугом, а наличием физических, юридических, отношенческих барьеров, созданных обществом.

Согласно социальной модели, человек с инвалидностью должен быть равноправным субъектом общественных отношений, которому общество должно предоставить равные права, равные возможности, равную ответственность и свободный выбор с учетом его особых потребностей. При этом человек с инвалидностью должен иметь возможности интегрироваться в общество на своих собственных условиях, а не быть вынужденным приспосабливаться к правилам мира «здоровых людей».

Основной целью реабилитации лиц, перенесенных длительное заболевания, является не только восстановление здоровья, но и последующее социальное и профессиональное их восстановление. Успешность такой реабилитации оказывается в большей зависимости от личности пациента, его психического состояния. Адаптация инвалидов с последствиями церебрального паралича имеет как социальное, так и психологическое значение. Психологическая адаптация способствует адекватному реагированию человека на происходящие события. Социальное значение психологической адаптации заключается в обеспечении максимально возможной интеграции молодых инвалидов с последствиями ДЦП в жизнь общества.

В связи с демократизацией и формированием открытого образования в современной России особенно остро встала задача обучения и воспитания различных категорий детей, имеющих ограничения жизнедеятельности. Поэтому не случайно в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года серьезное внимание обращено на детей с особыми образовательными потребностями. Система высшего образования позволяет реализовать не только функцию профессиональной подготовки, но и включения студента в активную жизнедеятельность. Анализ проблемной научно-методической литературы свидетельствует о том, что в последние годы отмечается рост количества студентов, имеющих серьезные отклонения в состоянии здоровья Выбор образовательного учреждения нелегко дается любому студенту. Абитуриентам-инвалидам этот выбор дается куда труднее: необходимо решить проблему мобильности, технических средств обучения. По статистике 70 % студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) - это инвалиды с детским церебральным параличом (ДЦП).

Известно, что у 86 % выпускников с 14 до 18 лет с ДЦП нарушения высших психических функций полностью не компенсируются и оказывают существенное влияние на возможность профессионального обучения и социальной адаптации. Л.С. Выготский отмечал, что человек с биологическим дефектом от рождения не ощущает его как таковой, а только социальные последствия дефекта. Оптимальная общая организация внутривузовской среды развития и саморазвития студента является первоосновой и оценкой эффективности всей системы педагогического обеспечения. Для молодых людей с последствиями ДЦП исключительно важно с самого начала войти в атмосферу здорового образа жизни, включиться в организацию, формирующую четкие представления о профессиональной перспективе студента и способах ее реализации; позитивное отношение студента к себе, к своей деятельности, к окружающим людям; стимулирующую процессы саморазвития личности студента.

В связи с этим особое значение приобретает работа по более эффективному вхождению студента в процесс высшего образования по принципу равенства с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого студента. Це-

лью социально-педагогического обеспечения студентов с последствиями ДЦП является системное развитие в процессе высшего профессионального обучения целостной системы учебно важных, необходимых и значимых качеств становления социально-психологической зрелости личности студента от статуса абитуриента до статуса начинающего специалиста. Оптимальная общая организация внутривузовской среды развития и саморазвития студента является первоосновой и оценкой эффективности всей системы педагогического обеспечения. Для молодых людей с последствиями ДЦП исключительно важно с самого начала войти в атмосферу здорового образа жизни, включиться в организацию: формирующую четкие представления о профессиональной перспективе студента и способах ее реализации; формирующую позитивное отношение студента к себе, к своей деятельности, к окружающим людям; стимулирующую процессы саморазвития личности студента.

Основным психологическим условием для адекватной адаптации и профессионально-личностного развития студента-инвалида в вузе может стать система психологического сопровождения, направленная на создание возможностей для успешного обучения и подготовки студента-инвалида к будущей профессии, развития коммуникативного и личностного потенциала студента на всем протяжении обучения (от поступления в вуз до трудоустройства). Современный этап развития профессионального образования инвалидов характеризуется увеличением квалификационных требований к будущему специалисту. Профессиональное образование инвалидов должно не только давать определенный набор знаний и умений, но и готовить к решению реальных жизненных задач и выполнению обязательных социальных функций, т.е. формировать социальные, личностные, профессиональные компетентности, которые, к сожалению, не учитывают индивидуальных особенностей людей с ограниченными возможностями большинством ВУЗов, средних специальных учебных заведений.

С.Н. Турищев, Г.Н. Энгельгардт

ПРИМЕНЕНИЕ ФИТОАРОМАТЕРАПИИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ

Московская Медицинская Академия им. И.М. Сеченова, Москва

Фитоароматерапия - метод, получивший широкое распространение в России и в мире. Положительное психологическое действие эфирных масел отмечают многие исследователи. Особую актуальность приобретает вопрос о применении фитоароматерапии для профилактики психосоматических расстройств.

Эмоциональные напряжения и стрессы сопровождаются глубокими сдвигами во многих функциональных системах организма. При этом первичные, за-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.