Использованные источники:
1.Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 19Э-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» // СЗ РФ. 2010. № 31. Ст. 4162.
2.Горшенев В.М. Теория юридического процесса. Харьков, 1985.
3.Лазарев Б.М. Понятие и виды управленческих процедур. Их роль в механизме государственного управления // Управленческие процедуры / Под ред. Б.М. Лазарева. М. 1988.
4.Ланг П.П. Правовая процедура как элемент юридического процесса // Вопросы экономики и права. 2013. № 4. С. 63-66.
5.Панова И.В. Юридический процесс. Саратов, 1998.
6.Протасов В.Н. Юридическая процедура. М. 1991.
7.Сорокин В.Д. Правовое регулирование: предмет, метод, процесс // Правоведение. 2000. № 4. С. 45.
8.Старилов Ю.Н. Административный процесс в системе современных научных представлений об административной юстиции // Государство и право. 2004. № 6. С. 7.
9.Шергин А.П. Административно-юрисдикционный процесс как вид юридического процесса // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2015. № 8. С. 141.
Мелькина А.А. студент
Самарский государственный экономический университет
Россия, Самарская обл., г. Самара ПОНЯТИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Юридический процесс - это нормативно установленные формы упорядочивания юридической деятельности. Это порядок осуществления деятельности следственных, административных, судебных органов. Близким ему по значению является термин процедура официально установленный порядок при обсуждении, ведении какого-либо дела. Большой вклад в создание учения о юридическом процессе как особой системе обеспечения режима законности внес В. М. Горшенев. Он различал юридический процесс как комплексную систему органически взаимосвязанных правовых форм деятельности уполномоченных органов государства, должностных лиц, а также заинтересованных в разрешении различных юридических дел иных субъектов права [1, с. 15].
Важнейшие особенности юридического процесса заключаются в том, что он урегулирован процессуальными нормами, а направлен на реализацию норм материального права. Поэтому чтобы понять, что такое юридический процесс, каковы его место и назначение в правовой практике, необходимо помнить, что роль материальных и процессуальных норм в правовом регулировании различна. Нормы материального права определяют
субъективные права, юридические обязанности, юридическую ответственность граждан и организаций, т. е. составляют основное содержание права. Существенными признаками права, как уже отмечалось, являются его обеспеченность возможностью государственного принуждения, связь с государством. Это означает, что органы государства активно включаются в деятельность, направленную на реализацию права, на проведение его в жизнь. Подобная разнообразная деятельность и обозначается термином юридический процесс.
П.П. Ланг отмечая, что отсутствие в ученой среде единого сложившегося понимания категории «юридический процесс, предлагает понимать под ним «регламентированную нормами права последовательную деятельность различных субъектов общественных правоотношений, направленную на достижение конкретного юридически значимого результата, стадийное развитие правовых явлений, состояний, изменений». [2, с. 63-64].
Б.М. Лазарев отмечает, что юридические процедуры определяют стадии юридического процесса, их цели, последовательность и временные рамки, конкретные действия на каждой стадии, основания совершения и взаимосвязь этих действий, способы их оформления и фиксации [5].
Юридический процесс - это урегулированный процессуальными нормами порядок деятельности компетентных государственных органов, состоящий в подготовке, принятии и документальном закреплении юридических решений общего или индивидуального характера.
По характеру принимаемых решений юридический процесс может быть правотворческим и правоприменительным.
Результат правотворческого процесса - нормативные правовые акты. Процедуры принятия нормативных актов и степень урегулированности этих процедур процессуальными нормами существенно различаются в зависимости от органа правотворчества. Особую значимость имеет законодательный процесс, а потому со стадии законодательной инициативы и до вступления закона в силу он регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, регламентами Государственной Думы и Совета Федерации.
Результат правоприменительного процесса -- принятие индивидуального юридического решения по рассматриваемому делу или вопросу. Процедуры принятия правоприменительных решений многообразны. Они более просты для органов и должностных лиц исполнительно-распорядительной власти (указ Президента РФ о назначении на должность министра, приказ руководителя о приеме работника на работу и т. п.). Наиболее сложны процедуры принятия актов юрисдикционных органов, правоприменительный процесс в которых в зависимости от характера принимаемого решения подразделяется на следующие виды:
1) производство по установлению фактов, имеющих юридическое значение. Такая процедура предусмотрена, например, нормами Гражданского процессуального кодекса (ст. 247-251);
2) процесс рассмотрения споров (например, разрешение экономических споров регулируется Арбитражным процессуальным кодексом РФ);
3) процесс определения мер юридической ответственности (КоАП РФ, УПК РФ).
П.П. Ланг довольно точно подмечает, что процесс и процедура являются родственными, но не тождественными понятиями, а именно процесс - это совокупность последовательных действий, а процедура - это порядок следования указанных действий, т.е. внутренняя форма процесса [2, с. 64].
Разновидностью социального процесса считает юридический процесс И.В. Панова, понимая под последним нормативно установленной формой упорядочения юридической деятельности и правовых документов, которые включают в себя судебные процессы и правовые процедуры [3, с. 22].
В.Д. Сорокин определяет юридический процесс как фундаментальную юридическую категорию, обладающую общими свойствами, независимо от прилагательного, которым сопровождается существительное «процесс» [4, с. 45].
В частном юридическом процессе участники гражданских правоотношений могут самостоятельно устанавливать правовые процедуры. К примеру, в брачном договоре супруги могут самостоятельно определить процедуру раздела совместно нажитого имущества при расторжении брака.
Правовая процедура носит структурный характер и состоит из последовательно сменяющих друг друга актов поведения правового характера.
Являясь гарантией соблюдения прав и законных интересов участников общественных отношений, правовая процедура направлена на достижение определенного правового результата, целью которой является реализация норм материального права.
Рассмотренные выше признаки правовой процедуры позволяют сформулировать следующее определение: Правовая процедура, являясь структурным элементом юридического процесса, представляет собой нормативно-установленный порядок осуществления последовательных юридически значимых действий, направленный на реализацию норма материального права и охраняемый от нарушений правовыми санкциями.
Еще одна разновидность юридического процесса -праворазъяснительный. В ходе праворазъяснительной деятельности издаются специфические юридические решения -- интерпретационные правовые акты, которые отличаются как от нормативных, так и от правоприменительных актов. Вместе с тем законодатель пока не выделяет
особой процедуры принятия актов официального толкования и, следовательно, не считает такую деятельность особым видом юридического процесса.
Специфические особенности имеет также производство по исполнению правоприменительных решений: судебных приговоров, решений по гражданским делам, постановлений об административном аресте и других решений о применении мер государственного принуждения. Подобную правоисполнительную деятельность государственных органов следует рассматривать как особую разновидность правоприменительного процесса.
Виды юридического процесса различаются также по отраслевому признаку. В системе российского права есть две процессуальные отрасли: гражданское процессуальное и уголовно-процессуальное право, регулирующие соответственно гражданское судопроизводство и предварительное расследование и судопроизводство по уголовным делам. Существует также производство по административным делам, связанным с применением мер юридической ответственности, мер пресечения, предупредительных и иных мер государственного принуждения.
В отечественной юридической науке высказано мнение о том, что формируется новая отрасль - административное процессуальное право. С этим следует согласиться, если учесть, что совершенствование процессуального законодательства укрепляет правовые основы деятельности должностных лиц и органов Российского государства, способствует формированию административной юрисдикции. Таким образом, по отраслевому признаку выделяются гражданский, уголовный и административный процесс. Разновидностью гражданского процесса является арбитражный процесс.
Использованные источники
1.Горшенев В.М. Теория юридического процесса. Харьков, 1985.
2.Ланг П.П. Правовая процедура как элемент юридического процесса // Вопросы экономики и права. 2013. № 4. С. 63-66.
3.Панова И.В. Юридический процесс. Саратов, 1998.
4.Сорокин В.Д. Правовое регулирование: предмет, метод, процесс // Правоведение. 2000. № 4. С. 45.
5.Лазарев Б.М. Понятие и виды управленческих процедур. Их роль в механизме государственного управления // Управленческие процедуры / Под ред. Б.М. Лазарева. М. 1988.