ПОНЯТИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье анализируются существующие на сегодняшний день в российской доктрине международного частного права понятия «внешнеэкономическая деятельность», проводится анализ становления системы нормативно-правовых актов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность, а также формулируется понятие «внешнеэкономическая деятельность».
Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, договор купли-продажи, внешнеторговая деятельность, внешнеэкономические отношения, международная торговля.
Современное экономическое сотрудничество характеризуется ускорением и широтой развития международных коммерческих отношений. Интернационализация производства и рост экономической взаимозависимости экономик различных государств сопровождается развитием и изменениями экономического и юридического характера договорных отношений. Вследствие глобально-экономических изменений изменились и внешнеэкономические отношения отдельных государств в целом и в мировом сообществе.
Легальное закрепление юридических понятий имеет важное значение, поскольку это непосредственно связано с установлением его содержания, а, следовательно, влияет как на его правовое использование, так и правоприменение норм. При анализе системы правового регулирования внешнеэкономических отношений необходимо выделить, во-первых, терминологическую особенность такой деятельности и, во-вторых, ряд общих положений, характеризующих источники правового регулирования таких отношений. На это обращают внимание специалисты в области международного частного права1.
Становление рыночных отношений в России в течение последних лет показало необходимость кардинального изменения экономических отношений не только между их субъектами внутри государства, но и в сфере внешнеэкономической деятельности. В первую очередь это связано с тем, что ни одно государство не может полноценно развиваться без внешнеэкономических связей. Начало принципиально новых правовых мер регулирования внешнеэкономической деятельности было положено в начале 90-х годов прошлого столетия. При этом были использованы мировой и отечественный опыт.
На рубеже 80-90-х годов прошлого века в России на смену государственной плановой экономики пришла экономика многосекторная, с широким спектром форм - государственной, частной, муниципальной, акционерной, смешанной и других форм экономики. Указом Президента РФ 1991г. «О либерализации внешнеэкономической деятельности» была отменена государственная монополия на ведение ВЭД2. В соответствии с Указом, ВЭД было разрешено заниматься всем предпринимателям, зарегистрированным в качестве таковых. Кроме того, в качестве средств расчета по внешнеэкономической деятельности было разрешено использовать иностранную валюту.
Отношение, как юристов, так и экономистов нельзя назвать однозначно положительным. Указ был отменен в 1995г. с принятием Закона РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». На конец 2001 года доминирующей формой собственности являлась частная (47,9 %), затем государственная и муниципальная (37,4 %), смешанная российско-иностранная (13,9 %), собственность общественных и религиозных организаций (0,8 %)3. Отказ от государственной монополии на внешнеэкономическую деятельность, доступ к ней предприятий различных форм собственности, поставили на повестку дня вопрос об адекватном правовом регулировании этих процессов.
С учетом такого распределения внешнеэкономического сектора экономики представляется важным закрепить на законодательном уровне систему официальной поддержки участия мелкого и среднего бизнеса во внешнеэкономической деятельности. Приоритетом может служить внешнеторговая деятельность, связанная с развитием информационных технологий, инновационными программами, а также деятельность в сфере образования и услуг -то есть та внешнеэкономическая сфера, в которой могут себя реализовать все субъекты внешнеэкономической деятельности.
В современном мире экономику трудно ограничить пределами одного государства. Сегодня каждый субъект государственного управления понимает, что международная торговля, международное разделение труда несут в себе взаимные выгоды. Внешнеэкономические связи государств вырастают из взаимозависимости национальных экономик, основанной на системе международного разделения труда, то есть специализации государств на производстве отдельных видов продукции для удовлетворения потребностей мирового рынка. Целесообразность международного разделения труда обусловлена сосредоточением производства определенного товара в экономике отдельных стран с целью последующей выгодной их продажи на мировом рынке и удовлетворения тем самым потребностей других стран, создающих спрос на этот продукт.
Экономическое сотрудничество, включающее в себя разделение труда, приносит государствам выгоды. Разделение труда создает мировой рынок, его понятие экономисты определяют как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом национальных рынков отдельных государств, участвующих в международном разделении труда, в международной торговле и других формах экономических отношений.
Развитие международной торговли обусловлено целесообразностью международного разделения труда, которое предполагает сосредоточение производства определенных продуктов в экономике отдельных стран с целью последующей выгодной их продажи на мировом рынке и удовлетворения тем самым потребностей других стран, создающих спрос на этот продукт4.
Экономические отношения между государствами не ограничиваются внешней торговлей или товарообменом - это и движение капитала, валютные отношения, миграция рабочей силы, научно-технический обмен. Традиционной областью международного сотрудничества остается торговля товарами, услугами.
Как писал в свое время Г.М. Вельяминов, по мере усложнения экономических связей от торговли как бы «отпочковываются» отдельные ее разновидности, в основе которых лежит коммерческий интерес партнеров. Например, в области международного обмена интеллектуальной собственностью товаром являются авторские, патентные права, уступка которых, по существу, является их куплей-продажей5.
Понятие внешнеэкономической деятельности тесным образом связано с международными экономическими (торговыми) отношениями, поэтому это понятие устоялось в международном торговом обороте. В России понятию внешней торговли, как одному из главных направлений внешнеэкономической деятельности, было дано толкование в ст.2 Федерального Закона РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» 1995 г. -«внешнеторговая деятельность - это предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность)». В числе других видов внешнеэкономической деятельности в Законе были названы: международное инвестиционное сотрудничество, производственная кооперация, валютные и финансово-кредитные операции (ст.13)6.
В Федеральном Законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» 2004г. дано следующее определение: внешнеторговая деятельность определена как предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность). По сравнению с Законом 1995г. здесь добавлены результаты интеллектуальной деятельности. Таким образом, можно констатировать, что законодатель до сих пор не закрепил на законодательном уровне понятие «внешнеэкономической деятельности», больше уделяя внимания понятию «внешнеторговая деятельность». Неопределенность в дефинициях тех или иных понятий создает не вполне благоприятные условия для осуществления, развития трансграничных отношений, порождает необходимость в принятии новых нормативных актов, однако при этом не всегда удается избежать коллизий в их иерархии.
Вместе с тем, следует отметить особенность российского законодательства. Как говорится в преамбуле Федеральных Законов 1995г. и 2004г. отношения России с иностранными государствами в области внешнеэкономической деятельности строятся на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права и обязательств, вытекающих из международных договоров РФ.
Без международных договоров как многосторонних, так и двусторонних невозможно эффективное регулирование внешнеэкономической деятельности конкретного государства. Без международных договоров невозможно осуществление внешнеэкономической деятельности отдельного государства, его хозяйствующих субъектов. Международные договоры, заключаемые го-
сударством, направлены на регулирование отношений любых субъектов внешнеэкономической деятельности. Это часть правотворческой деятельности государства и ее нельзя в строгом смысле понятия внешнеэкономической деятельности назвать таковой. В то же время государство как субъект частных отношений осуществляет и внешнеэкономическую деятельность наравне с другими хозяйствующими субъектами.
Исходя из необходимости международного торгового сотрудничества, правовое регулирование внешнеэкономической деятельности основывается на нормах международного экономического права и национальном законодательстве конкретного государства.
Нельзя не признать, что на внешнеэкономическую деятельность качественное влияние оказывает глобализация экономических процессов в мире. Именно глобализация как процесс формирования единого мирового рынка товаров и услуг, капиталов, информации и технологий, рабочей силы в конце XX в. стимулирует основную тенденцию развития международного экономического сотрудничества7. Этот процесс оказался исключительно противоречивым. Развитие новых информационных технологий и интернета ослабило роль отдельных государств, их правовых систем и придает новое звучание транснациональным корпорациям как центрам принятия управленческих решений8.
Некоторые авторы ограничивают понятие внешнеэкономической деятельности связями между организациями различных стран по осуществлению товарных, финансовых, инвестиционных, информационных потоков через границу. Другие - участниками внешнеэкономической деятельности называют кроме организаций, физических лиц и государство.
В связи с таким различным подходом к одному и тому же понятию, прежде всего, следует остановиться на самом понятии внешнеэкономической деятельности. Так, по мнению И.В. Ершовой под внешнеэкономической деятельностью понимается внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, валютные и финансово-кредитные операции, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них9. Как следует из определения, внешнеторговая деятельность является одним из видов внешнеэкономической деятельности.
Как пишет Н.И. Диденко, внешнеэкономическая деятельность осуществляется на уровне фирм и предприятий, которые пользуются полной самостоятельностью в выборе иностранного партнера, номенклатуры товаров и услуг для заключения внешнеторговой сделки, в определении цены и стоимости контракта, объема и сроков поставки. Следовательно, внешнеэкономическая деятельность представляет собой совокупность производственнохозяйственных, организационно-экономических и коммерческих функций фирм и предприятий10.
Согласно В.В. Гущину и Ю.А. Дмитриеву внешнеэкономическая деятельность — это вид межгосударственного сотрудничества, и в этом качестве
она рассматривается как деятельность государств по развитию сотрудничества в области торговли, экономики, науки, культуры, туризма11.
A.A. Минаев предлагает свое определение внешнеэкономической деятельности, определяя ее как «совокупность взаимоотношений между резидентами и нерезидентами в сфере межгосударственного перемещения товаров, работ, услуг (в том числе иностранного туризма), интеллектуальной собственности, а также инвестиционного сотрудничества денежно-кредитных операций и иных видов деятельности»12.
На уровне теоретических разработок единого подхода к определению внешнеэкономической деятельности нет. Как нам представляется, нельзя согласиться с теми авторами, которые считают, что понятие внешнеэкономической деятельности будет различным в зависимости от того, кто является ее субъектом - государство, физические или юридические лица13. Бесспорно, деятельность государства по оформлению экономического сотрудничества с другими государствами - это уровень публичных отношений, в то время как деятельность физических и юридических лиц во внешнеэкономической деятельности - это частноправовые отношения.
Сравнение приведенных определений понятия внешнеэкономической деятельности свидетельствует о том, что попытка определять ее в зависимости от участников такой деятельности значительно сужает понятие внешнеэкономической деятельности. Представляется, что внешнеэкономическую деятельность можно определить как предпринимательскую деятельность трансграничного характера. Конечно, нельзя абстрагироваться от того, что, несмотря на предпринимательский характер ВЭД, государство регулирует этот вид деятельности как своих собственных хозяйствующих субъектов, так и иностранных участников на своей территории.
В правовой литературе под государственным регулированием внешнеэкономической деятельности понимается совокупность функций органов государственной власти и управления в области развития внешнеэкономических связей. Любое государство оставляет за собой основные рычаги управления этим сектором экономики. Одним из важнейших инструментов регулирования внешнеэкономической деятельности в условиях рынка является разработка, постоянное обновление и развитие правовой базы внешнеэкономических отношений России с зарубежными странами, направленной на обеспечение условий для осуществления равноправного торгово-экономического сотрудничества с международными экономическими организациями, объединениями, союзами и интеграционными группировками.
Необходимо отметить, что внешнеэкономическая деятельность конкретного государства является составной частью более широкого понятия -международные экономические отношения. В то же время каждый из объектов внешнеэкономической деятельности требует отдельного регулирования, является предметом контрактов и международных договоров между государствами или их хозяйствующими субъектами.
1 Федосеева ГЮ. Международное частное право. М.: Издательство БЕК, 2002. С.33; Международное частное право/Под ред. Марышевой Н.И. М.: Юристъ, 2004. С. 227; Ерпылева НЮ. Международные коммерческие контракты: актуальные проблемы правового регулирования//Международное публичное и частное право. 2001. №3. С. 25-26.
2 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. -
1991. № 47.
3 Социальная стратификация российского общества. М., 2002. С.6.
4 Богуславский М.М. Международное экономическое право. - М., 1986. - С.51.
5 Вельяминов Г.М. Международное экономическое право. М., 1994. С. 87.
6 ФЗ РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» 1995 г/ Собрание законодательства Российской Федерации от 16 октября 1995 г., N 42, ст. 3923.
7 См.: Шумилов В.М. Международное экономическое право в контексте глобализации мировой экономики. Автореф. дис....канд.юрид.наук. М., 2001. С.3-4.
8 Бляхман Л.С. Россия и Содружество независимых государств: уроки первого десятилетия. Спб, 2001. С. 110.
9 Ершова И.В. Предпринимательское право. Учебник.: Изд-ие 4-е перераб.и доп. М.: Юриспруденция, 2006. С.428.
10 Диденко Н.И. Основы внешнеэкономической деятельности в РФ. Изд. 2-ое пере-раб.и доп. М.: Издательский дом «Питер», 2004. С. 8.
11 Гущин В.В., Дмитриев Ю.А. Российское предпринимательское право. М.: ЭКСМО, 2005. С.438.
12 Минаев А.А. Правовое регулирование внешнеторговых сделок юридических лиц. Автореферат на соискание уч.степени канд.юрид.наук М., 2006. С. 8-9.
13 Артемов Н.М., Ашмарина Е.М., Ячменев ГГ. Финансово-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации. М., 2004. С.16.