Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ГРАЖДАН ДОСТУПНОСТЬЮ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ'

ПОНЯТИЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ГРАЖДАН ДОСТУПНОСТЬЮ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
32
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ / МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩИ / ДОСТУПНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / ОКАЗАНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / НАСЕЛЕНИЕ / SATISFACTION / MEDICAL CARE / AVAILABILITY OF MEDICAL CARE / POPULATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Козлова О.А.

В данной статье рассмотрено понятие удовлетворенности, которое является важной особенностью в оказании медицинской помощи. Ведь в настоящее время большинство граждан не удовлетворено качеством и доступностью медицинской помощи. Поэтому важно отметить, что понимается под удовлетворенностью в целом и как она влияет на медицинскую помощь. Также необходимо выделить понятие доступности медицинской помощи и ее разновидности. Ведь доступность медицинской помощи является важным условием при оказании медицинской помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Козлова О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF CITIZENS ' SATISFACTION WITH AVAILABILITY OF MEDICAL CARE

This article discusses the concept of satisfaction, which is an important feature in the provision of medical care. After all, the majority of citizens are not satisfied with the quality and availability of medical care. It is therefore important to note what is meant by satisfaction in General and how it affects health care. It is also necessary to highlight the concept of access to health care and its varieties. After all, the availability of medical care is an important condition for the provision of medical care.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ГРАЖДАН ДОСТУПНОСТЬЮ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ»

УДК 61

Козлова О.А. студент магистратуры Уральский институт управления - филиал РАНХиГС

Россия, г. Екатеринбург ПОНЯТИЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ГРАЖДАН ДОСТУПНОСТЬЮ

МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Аннотация: В данной статье рассмотрено понятие удовлетворенности, которое является важной особенностью в оказании медицинской помощи. Ведь в настоящее время большинство граждан не удовлетворено качеством и доступностью медицинской помощи. Поэтому важно отметить, что понимается под удовлетворенностью в целом и как она влияет на медицинскую помощь. Также необходимо выделить понятие доступности медицинской помощи и ее разновидности. Ведь доступность медицинской помощи является важным условием при оказании медицинской помощи.

Ключевые слова: удовлетворенность, медицинская помощи, доступность медицинской помощи, оказание медицинской помощи, население.

Kozlova O.A. undergraduate

Ural Institute of management - branch of Ranepa

Yekaterinburg city THE CONCEPT OF CITIZENS ' SATISFACTION WITH AVAILABILITY OF MEDICAL CARE

Abstract: This article discusses the concept of satisfaction, which is an important feature in the provision of medical care. After all, the majority of citizens are not satisfied with the quality and availability of medical care. It is therefore important to note what is meant by satisfaction in General and how it affects health care. It is also necessary to highlight the concept of access to health care and its varieties. After all, the availability of medical care is an important condition for the provision of medical care.

Key words: satisfaction, medical care, availability of medical care, medical care, population.

Удовлетворенность - это состояние удовольствия, когда полученный результат либо совпадает с ожиданием, либо превосходит его.

В настоящее время повышение уровня удовлетворенности доступностью медицинской помощью пациентов является актуальной задачей в деятельности здравоохранения на всех его уровнях.

Более того, удовлетворенность качества и доступности медицинской помощи граждан - это одна из наиболее значимых и сложных решаемых проблем в здравоохранении. По определению Всемирной организации здравоохранения «гарантией качества медицинской помощи является

обеспечение каждому больному того комплекса диагностической и терапевтической помощи, который привел бы к оптимальным для здоровья этого пациента результатам в соответствии с уровнем медицинской науки». 61

Доступность медицинской помощи - это свободный доступ пациента к медицинской организации вне зависимости от географических, экономических, социальных, культурных, организационных или языковых барьеров. 62

Доступность медицинской помощи обусловлена сбалансированностью необходимых объемов медицинской помощи населению с возможностями государства, медицинскими и финансовыми ресурсами страны; наличием и уровнем квалификации медицинских кадров; наличием на территориях необходимых медицинских технологий; возможностью свободного выбора пациентом лечащего врача и медицинской организации; имеющимися транспортными возможностями; уровнем общественного образования по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики заболеваний. 63

Согласно статье 10 Федерального закона от 21.11.2011 № 323 доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются:

1) организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения;

2) наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации;

3) возможностью выбора медицинской организации и врача в соответствии с настоящим Федеральным законом;

4) применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи;

5) предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

6) установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения;

7) транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;

8) возможностью беспрепятственного и бесплатного использования медицинским работником средств связи или транспортных средств для перевозки пациента в ближайшую медицинскую организацию в случаях,

61 Абрамова С.В., Боженко Д.П., Пинкус Т.М., М.А. Степчук Доступность медицинской помощи на этапах ее оказания

62 Богдан И.В. Некоторые аспекты реформы здравоохранения в России. - М. : Науч. эксперт, 2015. - 39 с. -(Труды Центра / Центр проблемного анализа и государственного управления проектирования ; вып. 29).

63 Кочкина Н.Н. Доступность и качество медицинской помощи в оценках населения // Государственное и муниципальное управление 2015. № 1 С. 23-29.

угрожающих его жизни и здоровью;

9) оснащением медицинских организаций оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья;

10) применением телемедицинских технологий. 64

Также важно отметить разновидность доступности медицинской помощи:

-территориальная доступность;

-доступность первичной медико-санитарной помощи (амбулаторная, профилактическая, неотложная форма, в связи с заболеваниями);

-доступность специализированной медицинской помощи;

-доступность экстренной медицинской помощи.

Территориальная доступность подразумевает оказание медицинской помощи в городском поселении, а именно в поликлиниках, которые существуют в медицинских организациях и в сельской местности, т.е. обеспечение население фельдшерско-акушерскими пунктами.

Однако в территориальной доступности имеются свои недостатки при оказании медицинской помощи гражданам, что выражается в длительном ожидании очереди граждан на прием к врачу. Ведь в настоящее время большинство граждан подают жалоба в медицинские учреждения на низкий уровень доступности медицинской помощи связанный с длительным ожиданием приема к врачу.

Ведь большинство населения - это работники, которые вынуждены подстраиваться под время работы врача, получая талон в назначенное время и дату, но, придя на прием к врачу наблюдается большая очередь, что вызывает негативное поведение у пациентов и снижает уровень удовлетворенности граждан доступностью медицинской помощи, что в свою очередь влияет на развитие медицинской помощи и ее качество.

В настоящее время существует проект «Бережливая поликлиника». Цель настоящего проекта - повышение доступности поликлиник, уменьшение очередей и времени ожидания приема, сокращение объема бумажной работы врачей и проявление достаточного внимания к пациенту. По данному проекту работает 99 поликлиник в 37 регионах. Данный проект направлен на то, чтобы пациент чувствовал себя комфортно и получал медицинскую помощь быстрее. 65

Проект «Бережливая поликлиника» направлена на удовлетворенность граждан доступностью медицинской помощью, с учетом сокращения времени ожидания приема врача и нахождения в очереди, т.е. данный проект систематизирует время приема врача и ожидание пациентов для

64 Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21 ноября 2011 № 323 (в ред. от 13 августа 2018). В данном виде опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

65 Российская газета https://rg.ru/2017/08/09/proekt-berezhlivaia-poliklinika-k-vrachu-budut-popadat-bez-ocheredi.html

предоставления качественных медицинских услуг.

Также важно отметить, что данный проект подразумевает масштабное расширение профилактических мероприятий, среди которых ведущая роль принадлежит диспансеризации населения, повышающей доступность для него диагностических исследований, профилактики и содействующей росту качества медицинской помощи путем внедрения новых медицинских технологий, а для повышения доступности медицинской помощи должно быть применение новых информационных технологий, и прежде всего внедрение системы электронной записи пациентов на прием к врачам.

Таким образом, с помощью наибольшей реализации настоящего проекта и внедрением его в работу на региональном уровне, то уровень удовлетворенности граждан доступности медицинской помощи повысится и сократиться объем ожидания в очереди на прием к врачу. Ведь к этому стремятся не только граждане, а также государство и медицинские организации. Также данный проект улучшит показатель доступности медицинской помощи для граждан, что в свою очередь повысит и качество медицинской помощи.

Использованные источники:

1. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21 ноября 2011 № 323 (в ред. от 13 августа 2018). В данном виде опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Богдан И.В. Некоторые аспекты реформы здравоохранения в России. - М. : Науч. эксперт, 2015. - 39 с. - (Труды Центра / Центр проблемного анализа и государственного управления проектирования ; вып. 29).

3. Кочкина Н.Н. Доступность и качество медицинской помощи в оценках населения // Государственное и муниципальное управление 2015. № 1 С. 2329.

4. Российская газета https://rg.ru/2017/08/09/proekt-berezhlivaia-poliklinika-k-vrachu-budut-popadat-bez-ocheredi.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.