ПОНЯТИЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ Созыкина М.С.
Созыкина Мария Сергеевна - аспирант, кафедра информационных систем, факультет информатики и вычислительной техники, Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова, Главный специалист-эксперт, Министерство по физической культуре, спорту и молодежной политике Удмуртской Республики, г. Ижевск
Аннотация: в статье анализируется цифровая экономика России, рассматривается система реализации программы цифровой экономики в стране, целью которой является формирование полноценной цифровой среды, приводятся аспекты «Стратегии развития информационного общества РФ на 2017-2030 годы». Ключевые слова: цифровая экономика, информационно-коммуникационные технологии, трансформационные эффекты, индикаторы цифровой экономики, инновации, экономический рост, глобальное информационное пространство, интернет.
Термин «цифровая экономика» бурно ворвался в нашу жизнь. Эта тема стала предметом многочисленных разноплановых обсуждений в органах государственной власти, экспертном сообществе и в обществе в целом. Старт этому процессу был дан на Давосском форуме, выступая на котором президент форума профессор К. Шваб предупредил о грядущем глобальном социальном кризисе. По его мнению, развитие технологий в ближайшие годы оставит без работы десятки миллионов человек. Четвертая промышленная революция - это смешение технологий физического, цифрового и биологического мира, которое создает новые возможности и воздействует на политические, социальные и экономические системы [1 ].
Этим летом российское правительство утвердило систему реализации программы цифровой экономики в стране, целью которой является формирование полноценной цифровой среды. По мнению властей, именно «цифровизация» экономики позволит России решить вопрос глобальной конкурентоспособности и национальной безопасности. О том, что такое цифровая экономика, расскажем в этой статье.
На протяжении всего существования человечества общество развивалось. Общеизвестно, что в своем развитии оно прошло три этапа: аграрный с преобладанием сельского хозяйства и ручного труда, индустриальный с доминированием промышленности и постиндустриальный. Все развитые страны уже перешли в третье состояние, которое характеризуется доминированием в экономике сферы услуг и появлением информационных технологий и компьютеров, что повлекло за собой значительное облегчение жизни людей-жителей этих стран. Другими словами, мы стали жить в обществе потребления.
Однако общество не стоит на месте, его дальнейшее развитие и все большее доминирование сферы услуг над производством привели к тому, что ключевую роль в этом движении стали играть информационные технологии и сфера 1Т, которые значительно упрощают сам механизм получения человеком какой-либо услуги.
Появление Интернета и снижение стоимости доступа в глобальную сеть стали настоящей информационной (цифровой) революцией, которая изменила нашу жизнь в целом, и экономику в частности.
Сам термин «цифровая экономика» (digitaleconomy) впервые был употреблен сравнительно недавно, в 1995 году, американским ученым из Массачусетского университета Николасом Негропонте для разъяснения коллегам преимуществ новой экономики в сравнении со старой в связи с интенсивным развитием информационно -коммуникационных технологий.
В утвержденной в России «Стратегии развития информационного общества РФ на 2017-2030 годы» дано следующее определение цифровой экономики: «Цифровая экономика - это хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг».
Другими словами, цифровая экономика - это деятельность, непосредственно связанная с развитием цифровых компьютерных технологий, в которую входят и сервисы по предоставлению онлайн-услуг, и электронные платежи, и интернет-торговля, и краудфандинг и прочее. Обычно главными элементами цифровой экономики называют электронную коммерцию, интернет-банкинг, электронные платежи, интернет-рекламу, а также интернет-игры.
Благодаря развитию и внедрение информационных технологий в нашу жизнь сегодня во многих случаях мы можем обходиться без посредника. Например, если мы хотим есть, но не желаем готовить, мы можем оформить в интернете доставку еды на дом, если нам нужно перевести другу деньги, нам незачем идти в отделение кредитной организации - мы можем сделать перевод через мобильный банк, если нам нужно зарегистрировать транспортное средство, мы тоже можем сделать это онлайн -через портал Госуслуг. Это и многое другое мы можем делать только благодаря тому, что у нас есть компьютер и выход в интернет [2].
Плюсы цифровой экономики.
Цифровая экономика, а именно возникновение новых возможностей, безусловно, позитивным образом отражается на жизни человека.
Благодаря развитию цифровых технологий, потребитель может быстрее получать необходимые ему услуги, экономить, покупая продукты в интернет-магазинах по более низким ценам. Так, электронная версия книги обойдется вам в разы дешевле, чем ее печатный аналог, на оптовой закупке в интернете, договорившись с другими потребителями, вы сэкономите больше, чем делая покупки в оффлайновых торговых точках. В конце концов, потребитель даже может начать свое дело онлайн, стать предпринимателем, не выходя из дома.
К другим плюсам развития цифровой экономики Всемирный банк в своем обзоре 2016 года «Цифровые дивиденды»относит:
• рост производительности труда;
• повышение конкурентоспособности компаний;
• снижение издержек производства;
• создание новых рабочих мест;
• преодоление бедности и социального неравенства.
И это всего лишь несколько примеров того, как цифровая экономика положительно влияет на нашу жизнь, давая множество возможностей рядовому пользователю, и тем самым расширяя возможности самого рынка.
Риски цифровой экономики.
Внедрение в жизнь «цифры» и электронной коммерции тем не менее несет для человечества и ряд минусов, среди которых
• риск киберугроз, связанный с проблемой защиты персональных данных (частично проблема мошенничества может решаться внедрением так называемой цифровой грамотности);
• «цифровое рабство» (использование данных о миллионах людей для управления их поведением);
• рост безработицы на рынке труда, поскольку будет возрастать риск исчезновения некоторых профессий и даже отраслей (например, многие эксперты всерьез полагают, что банковская система в течение ближайших десяти лет исчезнет). Это станет возможным вследствие дальнейшего распространения информационных технологий и ее продуктов, как-то: магазинов с электронными кассами, ботов, обслуживающих клиентов, беспилотных автомобилей и прочего);
• «цифровой разрыв» (разрыв в цифровом образовании, в условиях доступа к цифровым услугам и продуктам, и, как следствие, разрыв в уровне благосостояния людей, находящихся в одной стране или в разных странах) [3].
Главные цифровые экономики мира.
Согласно данным исследования Digital Evolution Index 2017, проведенного компанией Mastercard совместно со Школой права и дипломатии им. Флетчера при университете Тафтса, у России есть неплохие перспективы занять лидирующие позиции в рейтинге развития цифровой экономики. По мнению экспертов, несмотря на относительно низкий общий уровень дигитализации, наша страна демонстрируют устойчивые темпы роста и находится на пике цифрового развития, привлекая тем самым инвесторов в экономику.
Пока же в рейтинге цифровых экономик мира Россия занимает 39-е место, соседствуя с Китаем, Индией, Малайзией и Филиппинами.
«Цифровыми» странами-лидерами на сегодняшний день являются Норвегия, Швеция и Швейцария. В топ-10 входят США, Великобритания, Дания, Финляндия, Сингапур, Южная Корея и Гонконг.
Список литературы
1. Алексеев И.В. Информационное обеспечение системы управления франчайзинговыми предприятиями / И.В. Алексеев, Е.В. Рибокене // Экономические и гуманитарные науки, 2015. № 1 (276). С. 105-110.
2. Брайан А. Вторая экономика. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.obs.ru/article/1887/ (дата обращения: 14.12.2016).
3. Калужский М.Л. Маркетинговые сети в электронной коммерции: институциональный подход / М.Л. Калужский. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2014. 402 с.