Научная статья на тему 'Понятие «Ценностное отношение к деловой переписке»'

Понятие «Ценностное отношение к деловой переписке» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
524
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузьмина Н. Н.

В статье обосновывается актуальность воспитания у студентов ценностного отношения к деловой переписке, рассматриваются структура и сущность ценностного отношения студентов к деловой переписке, дается определение понятий «деловое письмо», «ценностное отношение к деловой переписке».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кузьмина Н. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие «Ценностное отношение к деловой переписке»»

ББК Ч 481.352 + Ч 481.355 + Ю 717.7 УДК 378.15:316.752

ПОНЯТИЕ «ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕЛОВОЙ ПЕРЕПИСКЕ»

Н.Н. Кузьмина ЮУрГУ

В статье обосновывается актуальность воспитания у студентов ценностного отношения к деловой переписке, рассматриваются структура и сущность ценностного отношения студентов к деловой переписке, дается определение понятий «деловое письмо»* «ценностное отношение к деловой переписке».

Изменение социально-экономических ориентиров в обществе выдвинуло новые предметно-профессиональные и культурные требования к личности специалиста, к созданию предпосылок для качественных изменений в трудовой деятельности людей. Сегодня экономика требует конкурентоспособных специалистов, обладающих высокой адаптационной и профессиональной мобильностью. Для профессиональной деятельности культура письменного делового общения имеет особое значение, т.к. содержание профессий «человек — человек» связано с потребностями людей в совместной деятельности, предполагающей установление и развитие контактов, обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, объективного восприятия и понимания другого человека. Понятная, эффективная переписка составляет важную часть ведения эффективного бизнеса и может способствовать продвижению хороших отношений.

Интересы развития общества можно учесть и воплотить в жизнь при помощи куль-турно-ориентированного образования, в контексте культуры общения. Вне культуры общения интересы воспроизводства, развития и совершенствования кадрового потенциала общества не могут быть реализованы в полной мере. Одной из важных прикладных задач современной профессиональной педагогики является разработка и внедрение в практику педагогических средств, способствующих воспитанию ценностного отношения к деловой переписке.

Письменное общение является частью культуры профессионально-делового общения и занимает место в системе общей куль-

туры, профессиональной культуры личности. Особенностью культуры общения является то, что она может входить составным компонентом в общую культуру личности и в то же время является значимой характеристикой специалиста, работающего в любой сфере деятельности. При этом культура профессионального общения является неотъемлемым компонентом профессиональной культуры.

Профессиональное общение всегда является деловым, но не всякое деловое общение может быть профессионально-деловым, общение является профессионально-деловым только тогда, когда оба субъекта общения имеют профессиональные интересы и компетентность. Деловое общение, как объясняет С.И. Ожегов, - это «общение, относящееся к общественной, служебной деятельности, к работе» [7, с. 136]. В деловой сфере человек проводит значительную часть своей жизни. Здесь он играет целый ряд специфических ролей: специалиста, руководителя, подчиненного, коллеги, представителя фирмы и т.д. Каждая роль исполняется в определенной ситуации, в определенных условиях.

В каких бы психологических формах ни проявлялось общение, - это деловое общение, если его определяющим содержанием является социально-значимая совместная деятельность [9]. Межсубъектное общение возможно только в ситуациях сотрудничества и сотворчества.

Следует также добавить, что основная задача или функция делового общения - продуктивное сотрудничество. Партнер в деловом общении всегда выступает как представитель некоторой социальной категории и личность значимая, для субъекта, общающихся

людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела, профессионализм. Для делового общения характерна уважительнодоброжелательная манера.

Можно сделать вывод, что культура профессионально-делового общения представляет собой систему социально значимых личностных качеств, интересов, убеждений, норм деятельное™ и поведения, ценностей специалиста, реализуемых в коммуникативной деятельности субъектов как партнеров, направленной на решение профессиональных задач. В письменном общении специалист полностью реализует свою культуру профессионально-делового общения.

Деловое письменное общение - это в большинстве случаев общение посредством документов. Под деловыми письмами

О.Я. Гойхман подразумевает «обобщенное название различных по содержанию документов, которые служат средством общения между учреждениями, частыми лицами в процессе социальной, управленческой и производственной деятельности» [3, с. 108].

На основании проанализированных источников [2, 13, 14 и др.] можно выделить общие, характерные для всех документов признаки: 1) вещественность (материальный носитель); 2) информативность (наличие смыслового содержания - информации); 3) знако-востъ (в виде текста, звукозаписи и т.д.); 4) возможность идентификации с помощью реквизитов; 5) целенаправленность; 6) предназначенность для передачи во времени и пространстве.

Документы в деятельности менеджера представляют собой часть информационной системы предприятия, целями которой является обеспечение информацией руководства для принятия решений и планирования деятельности, помощь в оперативном управлении и контроле, оценка результатов деятельности предприятия. Существуют различные классификации деловых документов, нас интересует именно деловая переписка. По тематическому признаку проводится в достаточной мере условное разделение корреспонденции на деловую и коммерческую.

Коммерческие письма составляются при заключении и выполнении коммерческой сделки от имени юридических лиц. Коммерческие письма часто имеют правовую силу. Коммерческая переписка решает вопросы сбыта продукции (услуг) и снабжения. К чисто коммерческим видам деловой корреспон-

денции относятся: письма-запросы, предложения (оферта), письма-рекламации и ответы на виды писем.

Деловые письма решают правовые проблемы, а также вопросы экономических отношений корреспондентов. Многообразие форм и тематических разновидностей деловых писем отражает многообразие рассматриваемых в них вопросов - от коротких сообщений, расписок, приглашений до многостраничных протоколов.

При оформлении деловых писем следует соблюдать ряд требований, чтобы произвести должное впечатление. Проанализировав различные источники [8, 13, 15, 17 и др.], помимо общих признаков можно выделить ряд признаков, характерных для деловых писем: -лаконичность (длина);

-структурность или логичность (порядок и последовательность);

-наличие официально-деловой речи (сталь и язык);

-смысловая точность/правильность (четкость и ясность).

Таким образом, деловое письмо мы будем рассматривать как документ, отраженный на материальном носителе информации в виде текста, звукозаписи и т.д. с реквизитами, обладающий характерными признаками (лаконичность, структурность или логичность, наличие официально-деловой речи, смысловая точность/правильность), который предназначен для передачи во времени и пространстве, и служит средством общения между учреждениями и частными лицами в процессе социальной, управленческой и производственной деятельности.

Наше исследование обращено к проблемам воспитания ценностного отношения к деловой переписке, теснейшим образом связанного с самоопределением профессиональным. Основу профессионального самоопределения составляют профессионально целесообразные общечеловеческие ценности, в том числе и ценность делового письменного общения.

Рассмотрим второе ключевое понятие нашего исследования - «ценность». Ценности являются предметом изучения философии, психологии, социологии, а также других че-ловековедческих наук. Содержание понятия «ценность» не имеет единого толкования, т.к. является предметом изучения разных наук, а также вследствие различных подходов исследователей к определению данного понятия.

Рассмотрев ценности с позиций психологии, аксеологии и социологии, необходимо отметить, что прослеживается ряд сходных признаков: образование ядра структуры человеческой личности; взаимосвязь с деятельностью; полезность (В .А. Багинин, А.Г. Ковалев); значимость (А.Г. Ковалев); удовлетворение потребностей людей (А.Г. Ковалев,

В.П. Тугаринов); духовность (А.Г. Здраво-мыслов); образование сознания (В.Н. Сага-товский, И.О. Нарский) [1,4, 5, 6, 10, 16].

Говоря о соотношении ценности и ценностной ориентации, можно сделать вывод, что ценностные ориентации - это основания для оценок субъектом действительности и для ориентации в ней. Основания могут существовать как вне человека, так и внутри него как часть направленности личности. Направленность личности - это целеустремленность студента, внутренний стержень человека, отражающий доминирующие мотивы, в то время как ценность включает в себя непосредственную оценку.

Рассматривая функции ценностей в жизнедеятельности и считая профессиональную деятельность одной из важнейших составляющих жизнедеятельности, можно сделать вывод о том, что ценности в жизни специалиста играют немаловажную роль: личные ценности влияют на процесс и результат профессиональной деятельности. Многие исследователи изучали связь профессиональной деятельности с ценностями. Деловое письменное общение является общечеловеческой профессиональней ценностью, а понятие «ценностное отношение к деловой переписке» является стороной сформированных ценностных ориентаций студентов.

Категория отношения, являясь одной из основных в психологической науке наряду с такими, как «отражение», «деятельность», «общение», выполняет гносеологическую функцию при разработке проблем характера, мотивов, установок, ценностных ориентаций и многих других, которыми занимались известные психологи Б.Г. Ананьев, В.Н. Мяси-щев, Г.М. Андреева, Г.А. Ковалев, ЯЛ. Коло-минский.

Человек, проявляя отношение к окружению, проявляет также и свои сущностные свойства (явление антропосинергизма) [11]. Отношение специалиста как человека в данном случае к деловой переписке включает в себя сущностные свойства, а мотивационным ядром являются ценностные ориентации. В

связи с этим можно сделать вывод о том, что отношение к деловой переписке - это сторона ценностных ориентаций, которые выступают как основания для оценок субъектом (специалистом) своей профессиональной деятельности, в частности, деловой переписки.

Воспитание ценностного отношения к деловой переписке происходит в процессе обучения, где студенты присваивают образованность в выбранной сфере дальнейшей деятельности. Сообразно с этим ценностное отношение к деловой переписке может быть представлено исходя из категории «образованность». Глубокое исследование категории образованности представлено в работах Г.Н. Серикова. Под образованностью он понимает «...некоторое свойство, приобретаемое человеком в процессе образования, которое выражает определенную меру овладения (усвоения, освоения) им какой-то (специальным образом организованной) частью социального опыта (достижений мировой культуры), а также способность пользоваться им (усвоенным опытом) в своей жизнедеятельности» [12, с. 104]. К обобщенным характеристикам образованности человека отнесены осведомленность, сознательность, действенность, умелость. Рассмотрим ценностное отношение к деловой переписке, взяв за основу модель образованности, предложенную Г.Н. Сериковым. Автор также выделяет когнитивную и созидательную деятельности, как особый вид образовательной деятельности человека. Рисунок дает представление о компонентах ценностного отношения к деловой переписке.

На основании вышесказанного можно выделить компоненты ценностного отношения к деловой переписке', когнитивный (осведомленность, сознательность), мотивационный (действенность), созидательный (умелость).

Когнитивный компонент включает осведомленность и сознательность. Осведомленность означает, что будущие специалисты осведомлены о социальных профессиональных ценностях, куда входит и деловая переписка.

Студенты имеют представления, каковы ценностные аспекты деятельности менеджера и как важна деловая переписка для результативности в их деятельности. Она (осведомленность) проявляется в способности воспроизвести учебный материал с учетом деловой переписки. Если другие составляющие отсутствуют при наличии одной только осведомленности, это означает, что личные ценности

СОЗИДАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ Умелость

Опора на осознанные ценности при ведении деловой переписки

МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ Действенность

Потребность в деловой переписке, активность при ведении деловой переписки, проявление ценностного отношения

КОГНИТИВНЫИ КОМПОНЕНТ

Осведомленность

о социальных ценностях, включая ценность деловой переписки

Сознательность

Осознание ценности деловой переписки, наличие личных ценностей

Компоненты ценностного отношения к деловой переписке

не совпадают с социальными профессиональными ценностями студентов.

Сознательность означает, что студенты осознают ценность деловой переписки для своей деятельности и могут аргументировать эту позицию. Студенты могут выполнять задания и упражнения, основанные на осведомленности. Наличие этого уровня образованности показывает сближение между личными и социальными ценностями.

Мотивационный компонент включает действенность. Если у студентов есть потребность в деловой переписке, они способны активно проявлять свою позицию, отстаивать свои убеждения, а главное - поступать в соответствии с этими позициями, это означает, что социальные ценности приняты студентами как свои, т.е. проявляется ценностное отношение к деловой переписке. В данном случае мотивационный компонент располагается в центре, поскольку отношение непосредственно связано с действенностью.

Созидательный компонент включает умелость, которая характеризуется тесной корреляцией личных ценностей студента с социальными профессиональными ценно-

стями, студент опирается на осознанные ценности при ведении деловой переписки.

Таким образом, под ценностным отношением к деловой переписке мы будем понимать сторону сложившихся ценностных ориентаций, выражающих ценностное отношение личности к деловой переписке, которое включает когнитивный, мотивационный и созидательный компоненты, соотносимые с профессиональной образованностью студента.

Литература

1. Багинин, В.А. Духовная культура личности/В.А. Багинин. -М.: Наука, 1986. - 231 с.

2. Бачило, ИЛ. Информационное право /ИЛ. Бачило. -М.: Юринформцентр, 2001. -103 с.

3. Гойхман, О.Я. Основы речевой коммуникации: учебник для вузов / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина; под ред. О.Я. Гойхмана. - М.: ИНФРА, 1997.-272 с.

4. Здравомыслов, А.Г. Потребности, интересы, ценности / А.Г. Здравомыслов. - М.: Педагогика, 1986. - 246 с.

5. Ковалев, А.Г. Развитие личности в онтогенезе / А.Г. Ковалев. - М.: МГУ, 1973. -ИЗ с.

6. Нарский, ИС. Диалектическое противоречие и логика познания /КС. Нарский. -М.: Наука, 1969. -164 с.

7. Ожегов, С. К Словарь русскою языка / С.И Ожегов. - М.: Русский язык, 1987. -

С. 136.

8. Психология и этика делового общения: учебник для вузов /подред. проф. В.Н. Лавриненко. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2002. - 415 с.

9. Ребус, М.Б. Психология делового общения: учебное пособие для студентов гуманитарных вузов / М.Б. Ребус. - Ставрополь, 1996.-209 с.

10. Сагатовский, В.Н. Нравственная жизнь человека: искания, позиции, поступки / В.Н Сагатовский. - М.: Мысль, 1982. - 295 с.

11. Сериков, Г.Н. Здоровьесбережение в гуманном образовании /Г.Н. Сериков, С.Г. Сериков. - Екатеринбург - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999.-242 с.

12. Сериков, Г.Н. О гуманно ориентированном подходе к образованию / Г.Н. Сериков // Педагогические и управленческие условия непрерывного образования студентов: материалы областной науч.-практ. конф. 24-25 мая 1999 г. - Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 1999. - С. 12-18.

13. Сериков, Г.Н. Образование: аспекты системного отражения /Г.Н. Сериков. - Курган: Зауралье, 1997. - 464 с.

14. Советский энциклопедический словарь / под ред. А.М. Прохорова. - М.: Советская энциклопедия, 1989. - С. 407.

15. Спивак, В.А. Этика делового общения: текст лекций / В.А. Спивак. - СПб.: Изд-во СПб УЭФ, 1996. -102 с.

16. Тугаринов, В.П. Избранные философские труды / В.П. Тугаринов. - Л.: ЛГУ, 1988. - 344 с.

17. Ashley, A. Commercial Correspondence / A. Ashley. - Oxford University Press, 2005. - 304p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.