Савоськина А.М.
Оренбургский государственный педагогический университет E-mail: [email protected]
ПОНЯТИЕ «ЦЕННОСТЬ» В РАБОТАХ М. ХАЙДЕГГЕРА И Ф. НИЦШЕ
В данной статье рассматривается проблема понимания смысла понятия «ценность», который оно приобрело к середине XX века после работ Хайдеггера, посвященных Ницше. Автором статьи проведен обзор эволюции определения понятия ценностей. Проанализирован вклад Ницше в развитие аксиологической мысли. Рассмотрена позиция Хайдеггера относительно роли Ницше в изменении понимания понятия ценностей. Выделяются и описываются основные понятия философии Ницше, и рассматривается место ценностей среди них. Раскрываются основные особенности понятия «ценности» в философии Ницше с точки зрения Хайдеггера.
Ключевые слова: ценности, воля к власти, полагание ценностей, оценка, возращение того же самого.
Первые попытки сформулироватьопреде-ления ценностей осуществлялись еще в древности, но на протяжении веков они представляли собой переформулированные понятия истины. Речь о ценностях шла всегда, но «философия ценностей» как наука появилась лишь в конце XIX века, когда уже существовали довольно четкие определения понятия ценностей. Возникновение аксиологии именно в этот период вполне закономерно.С одной стороны, была создана существенная теоретическая база в период ранней аксиологической мысли. С другой стороны, Кьеркегор, Шелер, Шопенгауэр, Ницше, Дильтей и другие философы того времени, совершили антропологический переворот, повернув проблемный вектор исследований в сторону человека, сделав акцент на ценность самого человека.Возникло понимание особенной значимости человеческой жизни. Открылся взгляд на человека как свободного создания, где особую роль играют ценности или их отсутствие.
На сегодняшний день существует многооп-ределений ценностей, большинство из которых ориентируется на то, что ценностью объявляется предмет некоторого желания, стремления и т. п., т. е. объект, значимый для человека или группы лиц. Так, в словаре философии науки, под ценностью понимаются значимые универсальные цели и идеалы (нормы, стандарты) как человеческой деятельности в целом (Истина, Добро, Красота, Справедливость, Польза и др.), так и различных видов (ценности науки, экономики, морали, политики [5].
Особая роль в развитии учения о ценностях принадлежит Ницше. Под его влиянием стало меняться отношение к ценностям, т. к. в его
работахоткрывается принципиально новый взгляд на ценности.
По мнению Хайдеггера, именно благодаря Ницше, академическая философия конца XIX - начала XX вв. становится «философией ценностей» и «феноменологией ценностей», а сами ценности предстают как «вещи в себе», которые упорядочиваются в «системы», создают «этику ценностей»[2, с. 41].Вместе с этим и другие философы данного времени заострили свое внимание на ценностях, совершили попытку выяснить, что это такое. Одним из первых, кто дал явное определение ценности, был теоретик австрийской экономической школы И. фон Визер, автор монографии «О происхождении и основной истории экономической ценности» (1884), где написал, что «ценность - есть человеческий интерес, который мыслится как состояние благ» [4, с. 36].
Датский философ начала XX века, Г. Гёф-фтинг, под ценностью подразумевает способность вещи или непосредственно удовлетворять какую-нибудь потребность, или доставить средство такого удовлетворения [4, с. 41].
Интересно определение Ф. Кирхнера, он называет ценностью - способность вещей становиться для людей благами, достойными стремления» [4, с. 45].
Существенный вклад в развитие аксиологии принадлежит М. Шелеру и Риккерту, которые под ценностью видят «материальные качества, находящиеся в определенном соотношении друг с другом, в соответствии со шкалой «више» и «ниже» - и это независимо от той формы сущего, в которую они вступают» [4, с. 46].
В данной статье мы обращаемся, прежде всего, к Мартину Хайдеггеру, для того, чтобы
разобраться почему по мнению Хайдеггера, «философия ценностей» начинается именно с Ницше и почему Хайдеггер видит его ключевой фигурой в истории ценностей. Хайдеггер позволяет по-новому взглянуть на философию Ницше, увидеть в нем философа, разобраться с багажом ценной информации, которые таились в его трудах.
Посмотрим, какое место занимают ценности в философии Ницше и что под ними понимается, по мнению Хайдеггера.
Хайдеггер пишет: «В размышлениях Ницше впервые в вопросе о переоценке, речь заходит о бытии как ценности, а метафизика, между этим, становится размышлением о ней» [2, с. 30]. Но при этом, ценностное, становится заменой метафизического. В тоже время метафизика - это такое пространство исторического совершения, в котором судьбою становится то, что сверхчувственный мир, идеи, Бог, нравственный закон, авторитет разума, прогресс, счастье большинства, культура, цивилизация утрачивают присущую им силу созидания и начинают ничтожествовать [3, с. 149].
В работах Ницше существенное место отводится вопросам о ценностях, особенно об их взаимосвязи с нигилизмом. Ведь под «нигилизмом» он понимает «исторический процесс», в ходе которого само «сущее» утрачивает свою ценность и смысл [2, с. 28]. В этом процессе ключевое место занимают ценности, их полагание, обесценивание, переоценка и новополагание. Особенно важен сам принцип полагания ценностей, при котором все начинает оцениваться по-новому.При этом исчезновение прежних целей и обесценивание прежних ценностей воспринимается как возможность для их переоценки. При изменении отношения к ведущим ценностям, нигилизм ставит задачу - утвердить новые ценности.
В процессе «переоценки ценностей», «место» прежних ценностей, занимают другие, но при утрачивании силы ценностей, для них «место» тоже исчезает а, следовательно, изменяются вид и направление утверждения новых ценностей, а также определение их сущности [2, с. 30]. Причем под «прежними ценностями» изначально, Ницше понимает высшие ценности - Бога, сверхчувственный мир, и именно это определяет мир, как истинно сущий и определяющий идеалы и цели. Хайдеггер отмечает, что под ценностями
так же понимается: красота, как истинное, то есть сущее в действительности; благое, в чем повсюду все дело; прекрасное, то есть порядок и единство сущего в целом. Однако высшие ценности начинают обесцениваться уже в следствие того, что люди постепенно осознают: идеальный мир не осуществим, его никогда не удастся осуществить в пределах мира реального [3, с. 150]. Этот момент очень важен в осмыслении причин такой «переоценки ценностей».
Кроме того, в понимании Ницше, эта «переоценка» представляет собой изменение прежнего принципа утверждения этих ценностей и «взращивание» потребностей в новых ценностях. Помимо этого, исчезает потребность в ценностях прежнего вида, находящихся в области сверхчувственного. Потому что уже не так важно сверхчувственное, как безусловное господство «власти» над Землей [2, с. 33]. Это возможно благодаря воспитанию и упразднению прежней истории путем переписывания ее основных черт [2, с. 30]. Получается, для воспитания «сверхчеловека» необходимо осознание единственно важной ценностикоторая действует в нем - «воля к власти». Поскольку изменяются черты истории и сам исторический процесс, можно опираться на другие ценности, применимые в изменившихся условиях.
По мнению Хайдеггера, понимание того, что мыслит Ницше под словом «ценность», -означает, обрести ключ к уразумению его метафизики [3, с. 152].
Анализируя философию Ницше, Хайдеггер отмечает, что сущность ценности покоится в том, что она - точка зрения. Ценность подразумевает то, что схватывается смотрящим оком. Ценность - это точка глаза, точка глаза для такого смотрения, которое что-то усматривает или, как мы говорим, на что-то рассчитывает, а при этом должно считаться и с иным. Ценность - ценность, пока она признается и значима. Точка глаза задает взгляд на нечто, которому должно следовать [3, с. 153].
Вместе с ценностями как точками зрения, согласно Ницше, полагаются «условия сохранения, возрастания». (Н.: ценности по сущности своей - точки зрения, а потому одновременно всегда и условия сохранения и условия возрастания) [3, с. 153].При полагании ценностей, всегда должны одновременно схватываться взором оба условия («сохранения, возраста-
ния») - так, чтобы всегда оставаться едиными и взаимосвязанными. Например, в ситуации когда происходит оценивание, если нечто признается ценным, то одновременно возникают «условия сохранения, возрастания». Если представить, что возникло только условие сохранения, а возрастания не происходит, то это нечто оцениваемое не представляет никакой ценности. С «условиями сохранения, возрастания» связан и процесс обесценивания, когда прекращается возрастание, невозможно и сохранение а, следовательно, утрачиваются и ценности.
Для Ницше, единственная ценность - воля к власти, а к высшей ее форме, относится «сверхчеловек» [2, с. 34].Новые ценности может полагать только «власть», она же сохраняет их значимость и решает вопрос о возможном оправдании полагания. Учитывая, что всё сущее - есть воля к власти, то «имеет» ценность и «есть» ценность - то, что власть совершает в своей сущности [2, с. 32]. То есть, когда человек оставляет позади себя все прежние ценности и полностью позволяет своей воле к власти действовать, изменяя его, он становится «сверхчеловеком». И именно это делает его причастным к сущему в целом, к действительности, к «жизни». Кроме того, «сверхчеловек» переносит оправдание всяческих прав и полагание всяческих ценностей в сферу властвования чистой власти [2, с. 34], в отличие от человека, у которого раньше (до того как прежние ценности утратили свою силу) права и ценности были связаны с Богом и Божьими законами.
Под влиянием работ Ницше понятие ценности в философии стало расхожим. Хайдеггер приводит такой пример, когда мы говорим: «жизненные ценности» народа, «культ ценностей» нации, высшие ценности человечества и подобном, ценности равны материальным благам. В свою очередь, «благо» - сущее, которое имеет определенную «ценность», это нечто, в чем «ценность» опредмечивается, т. е. предстает как ценностный предмет. Но тогда он задается вопросами, «Что такое ценность?» и где проходит грань между ценностью и благом [2, с. 40]? Опираясь на мнение Ницше, Хайдеггер считает, что ценность - нечто значащее, и только значимое - есть ценность [2, с. 40]. В свою очередь, значимость понимается как способ бытия ценности. Ценности существуют только тогда, когда происходит оценивание,когда чему-то одному отдается пред-
почтение перед другим, или напротив, не отдается [2, с. 41]. Что-либо оценивать, т. е. удерживать что-либо как ценное, значит направлять себя в соответствии с ним [2, с. 41], как бы включаться в «оцениваемое» бытие.
Хайдеггер замечает, что если ценность существует, то вопрос о ней и ее сущности кроется в вопросах о бытии. В тоже время сущность ценностей, находится во внутренней взаимосвязи с сущностью цели, т. к. направление себя «в соответствии» уже определило в себе «цель».
При этом Хайдеггер приходит к выводу, что существует внутренняя взаимосвязь «Ценности», «цели» и «основания» [2, с. 40-41]. И рассуждая об истории становления понятия ценности замечает, что до Новейшего времени ценностей как таковых не существовало, поэтому с помощью понятия «ценности» мы не сможем постичь, например историю греков в ее подлинной сути» [2, с. 42]. Из этого становится понятнее, что сам Хайдеггер видит «ценность» «во власти» или четкую взаимосвязь между ними.
По мнению Ницше, человеку необходима возможность верить в свою собственную «ценность» для самоутверждения. Эта возможность представляется, если «воля к власти» действует через человека, и он оказывается вовлеченным в оцениваемое бытие [2, с. 58]. Он отмечает, что переоценка всех прежних ценностей должна совершаться и утверждаться на основании максимальной осознанности своего собственного сознания ценностной сущности и утверждения прежних ценностей [2, с. 75].
Необходимо отметить,что по мнению Ницше, мы привносим в «мир» некую ценность, с помощью категорий: «цели», «единства» и «бытия». Соответственно, после «изъятия их из мира», он кажется «о-бес-цененным» [2, с. 61]. Тем самым он поднимает одну из серьезнейших проблем человечества, как происходят механизмы «оценивания» и «обесценивания». Он приходит к выводу, о том, что придать миру ценность, могут лишь ценности применимые к нему, в случае если они не применимы, мы обесцениваем мир [2, с. 76]. Если изменился мир как таковой, и в нем главное место заняла «воля к власти», то и прежние ценности уже не актуальны. И чтобы мир не казался «о-бес-цененным» необходимо полагание новых ценностей.
Ницше считает, что ценности имеют свою причину в «механизме господства», а господ-
ство - бытие во власти власти.Он соотносит ценности с «волей к власти», они зависят от этой Воли, как подлинной сущности «власти».
Ценности и их изменение соотносятся с ростом власти того, кто эти ценности утверждает [2, с. 87]. «Ценности» - условия, с которыми власть должна считаться [2, с. 89].
В философии Ницше, ценности являются условиемсохранения и возрастания жизни, при чем «сохранение» и «возрастание» мыслятся им как неразрывно связанные, поскольку если «возрастание» прекращается, то жизнь начинает деградировать [3, с. 155].Так же и«власть»,ос-танавливаясь на любой из ступеней этого возрастания - становится безвластием.
Обращаясь к философии Ницше важно понимать пять основных положений, на основании которых строится его метафизика: «нигилизм», «воля к власти», «сверхчеловек», «вечное возращение того же самого», «переоценка всех прежних ценностей». Внутри этого круга взаимосвязанных понятий,мы ищем ответ, что же такое «ценности».
Под «волей к власти» Ницше обозначает область, из которой исходит и куда возвращается полагание новых ценностей [2, с. 31]. Кроме этого, Ницше выделяет центры воли к власти, в которых происходит становление жизни. В качестве таких центров Ницше подразумевает образования, осуществляющие господство: искусство, государство, религию, науку, общество. В связи с этим Ницше обозначает ценностью точку зрения увеличения или убывания относительно функции господствования этих центров [3, с. 155].
В роли «Сверхчеловека» выступает человечество или отдельный человек, в котором полностью царит «воля к власти».
Под «нигилизмом» понимается процесс переоценки всех ценностей.
И соответственно «переоценка всех прежних ценностей» представляет собой отказ от имеющихся ценностей, ввиду их несоответствия действительности, полагание и утверждение новых ценностей, которые применимы к миру.
«Вечное возращение того же самого»подра-зумевает повторение всего пройденного в жизни бесконечное множество раз. Поскольку повторяться будет всё, как хорошее, так и плохое совершенное в жизни, возникает необходимость задуматься, прежде чем совершить поступок, что-то сказать. В связи с этим, возникает особое
отношение к ценностям и в процессе жизни мы понимаем, чтопостоянно возвращаемся все к тем же истинам.
Поставив в один ряд все эти ключевые понятия в мышлении Ницше, мы действительно замечаем, они взаимосвязаны и взаимозависимы между собой. Без «воли к власти» не возможен «нигилизм» с присущей ему «переоценкой всех прежних ценностей», немыслим «сверхчеловек». Вне «сверхчеловека», «переоценки ценностей» и «нигилизма» утрачивается смысл «воли к власти».
Непосредственно ценность, по словам Ницше, есть «точка зрения условий сохранения, возрастания, что касается сложных образований с относительной длительностью жизни в пределах становления» [3, с. 154].Между тем, ценности, в этой цепочке, имеют место в каждом из понятий. Ни одно из них не раскрывается без понимания ценностей. И соответственно, через эти понятия можно понять, что же подразумевается под ценностями. Ницше смог найти именно такие ключевые моменты, которые позволяют проникнуть в сущность ценностей.
Философия Ницше оказала существенное влияние на ход развития философии ценностей в дальнейшем. Большая роль в этом принадлежит именно Хайдеггеру, т. к. он открыл те способы подхода к Ницше, которые определили и способы постижения его текстов - и более опосредованно определили его образ в философии, науке и в жизни [1, с. 133].
Подходы к пониманию ценностей всегда менялись, но с точки зрения Хайдеггера, поворотный момент произошел именно благодаря Ницше. Потому что Ницше предлагает совершенно новый подход, вскрывая проблему изменений ценностей, находя связь с течением истории (dieGeschichte). Он попытался осмыслить не просто «что такое ценности», но и как они существуют. Представил всю западноевропейскую историю как процесс полагания ценностей. Хайдеггер видит Ницше ключевой фигурой в истории ценностей, поскольку до него ценности рассматривались совершенно с другой стороны. Ницше создал целую систему, внутри которой становится понятно, как существуют ценности и что они собой представляют. В связи с этим, с философии Ницше, начинается новый этап в развитии аксиологической мысли.
14.04.2014
Список литературы:
1 Михайлов, А.В. Предисловие к публикации / А.В. Михайлов // Вопросы философии №7, 1990. - С. 133-143.
2. Хайдеггер, М. Ницше том II / М. Хайдеггер ; под ред. Каменев В.М., Марков Б.В. и др. Спб.: «Владимир Даль», 2007. - 458 с.
3. Хайдеггер, М. Слова Ницше «Бог мертв» / М. Хайдеггер // Вопросы философии №7, 1990. - С. 143-176.
4. Шохин, В.К. Философия ценностей и ранняя аксиологическая мысль: Монография / В.К. Шохин - М.: Изд-во РУДН, 2006. - 457 с.
5. Философия науки: словарь основных терминов [Электронный ресурс] / Под ред. Лебедева С. А. - М.: Академический проспект, 2004. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/1350/
Сведения об авторе:
Савоськина Анастасия Михайловна, аспирантка кафедры философии, культурологии и религиоведения Оренбургского государственного педагогического университета
460014 г.Оренбург, ул.Советская, 19, тел. (3532) 331040, e-mail: [email protected]