Научная статья на тему 'Понятие трансфертных цен, их особенности'

Понятие трансфертных цен, их особенности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1223
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
трансфертная цена / трансфертное ценообразование / транснациональные корпорации / прибыль / издержки. / transfer price / transfer pricing / transnational corporations / profit / costs.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А. С. Бутузова

В статье рассматривается понятие «трансфертная цена», исторические этапы в развитии трансфертного ценообразования, отличия трансфертной цены от рыночной цены, цели и задачи применения трансфертных цен предприятиями. Особое внимание уделяется изучению применения трансфертных цен транснациональными корпорациями, получения преимуществ корпораций в данном случае. Были приведены примеры компаний, применяющих трансфертные цены в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF TRANSFER PRICES, THEIR PECULIARITIES

The article discusses the concept of "transfer price", historical stages in the development of transfer pricing, the difference between the transfer price and the market price, the goals and objectives of the use of transfer prices by enterprises. Particular attention is paid to the study of the use of transfer prices by multinational corporations, the benefits of corporations in this case. Examples of companies currently applying transfer prices were given.

Текст научной работы на тему «Понятие трансфертных цен, их особенности»

ПОНЯТИЕ ТРАНСФЕРТНЫХ ЦЕН, ИХ ОСОБЕННОСТИ А.С. Бутузова, магистрант

Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королёва (Россия, г. Самара)

DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10361

Аннотация. В статье рассматривается понятие «трансфертная цена», исторические этапы в развитии трансфертного ценообразования, отличия трансфертной цены от рыночной цены, цели и задачи применения трансфертных цен предприятиями. Особое внимание уделяется изучению применения трансфертных цен транснациональными корпорациями, получения преимуществ корпораций в данном случае. Были приведены примеры компаний, применяющих трансфертные цены в настоящее время.

Ключевые слова: трансфертная цена, трансфертное ценообразование, транснациональные корпорации, прибыль, издержки.

В настоящее время на закрытых рынках распространено применение трансфертных цен. Трансфертные цены в узком смысле представляют собой внутрифирменные цены, применяющиеся внутри какого - либо конкретного предприятия, в случае осуществления сделок по реализации продукции или обмену услугами между подразделениями предприятия или филиалами корпорации. А в широком смысле данные цены представляют собой цены, которые определены не рыночным путем в целях снижения налоговой нагрузки и подлежащие применению по отношению к ним налогового контроля со стороны налоговых органов [1, 2].

Конец XIX века начало XX века является первым этапом в развитии трансфертного ценообразования. В данном историческом периоде впервые стали рассматривать в составе предприятий структурные единицы, способствующие возникновению потребностей в формировании внутренних (трансфертных) цен. Появление трансфертной цены стало возможным благодаря разделению труда и появлению первых мануфактур. В конце XIX века в Англии впервые стали применяться трансфертные цены в отдельных отраслях, в целях осуществления контрольных и учетных функций. А в России к периоду становления трансфертных цен относится 1930 год. Однако в 1930 году в России только осу-

ществляется ведение простого учета внутренних (трансфертных) цен, а термин «трансфертные цены» в данный период не применяется в российской практике [3].

Для определения отличия трансфертных цен от рыночных цен необходимо знать цену поставки товара от одного подразделения предприятия до другого подразделения и цену поставки того же товара независимым покупателям. Следовательно, использование трансфертной цены может оказывать влияние на такие показатели деятельности предприятий, как издержки, цена, прибыль. Трансфертные цены являются фактором, который определяет конкурентоспособность товара, и в большинстве случаев представляют собой коммерческую тайну.

Главной целью применения трансфертных цен является осуществление процесса минимизации налогообложения внутрифирменных расчетов и сумм таможенных платежей, а также накопление прибыли в структурах сбыта, которые зарегистрированы в зонах, где применяется льготное налогообложение. Так в данном случае, например, осуществляется поставка производственными компаниями продукции по трансфертной цене, которая имеет значение ниже значения рыночной цены, родственным сбытовым компаниям, которые зарегистрированы в оффшорной зоне. А сбытовые компании в свою очередь осу-

ществляют операции по реализации данных товаров по рыночной цене и получают при этом сверхприбыль, которая не облагается налогами [4].

Общей целью применения трансфертных цен является оказание влияния на результаты показателей подразделений компании, занятых производством продукции, увеличение сумм получаемой прибыли подразделениями предприятия, приводящее к увеличению суммы получаемой прибыли предприятия в целом. Для достижения данной цели необходимо выполнение целой системы частных целей:

1) предоставление информации, необходимой для разработки и принятия менеджерами решений, являющихся экономически обоснованными, системой трансфертного ценообразования. Решения будут являться экономически обоснованными в том случае, если они направлены не только на увеличение прибыли какого - либо подразделения предприятия, но и на увеличение прибыли предприятия в целом;

2) предоставление информации системой трансфертного ценообразования, необходимой для оценивания работы менеджеров и экономических показателей деятельности подразделений компании;

3) применение трансфертных цен должно быть направлено на обеспечение целенаправленного перемещения части полученной прибыли между подразделениями предприятия, соответствующее интересам предприятия в целом;

4) обеспечение гарантии автономности деятельности подразделений компании, компенсации их издержек системой трансфертного ценообразования.

Задачи, решаемые на предприятии в результате применения трансфертных цен:

- обеспечение процесса регулирования объема спроса и предложения на продукцию подразделений предприятия, а также регулирование количества ресурсов, которые необходимы для производства данной продукции;

- разработка способов повышения эффективности деятельности подразделений предприятия, направленных на обеспечение роста прибыли предприятия в целом;

- определение показателей эффективности деятельности подразделений предприятия в целях разработки дальнейших направлений их развития, реструктуризации;

- разработка инструментов, мотивирующих руководителей подразделений предприятия.

В настоящее время широкое распространение получило применение трансфертных цен транснациональными корпорациями. К преимуществам, которые приобретают транснациональные корпорации, в случае использования трансфертных цен, в первую очередь, относятся благотворное влияние на совместную деятельность зависящих друг от друга материнской и дочерней компаний, повышение эффективности их деятельности.

В качестве примеров мировых компаний, применяющих трансфертные цены, можно привести такие компании, как General Motors, General Electric, IBM, Toyota Motors и другие.

Таким образом, в ходе изучения особенностей применения трансфертных цен было выяснено, что для достижения общей цели, заключающей в увеличении сумм получаемой прибыли компаниями, в результате использования данных цен необходимо поэтапное выполнение целой сис-

темы частных целей.

Библиографический список

1. Лазарева Е.А. Международный опыт трансфертного ценообразования // XI Прохо-ровские чтения, посвящённые 85-летию Волжского государственного университета водного транспорта. - 2016. - С. 101-104.

2. Латыпова Э.А. Механизм трансфертного ценообразования в интегрированных структурах // Сельские территории: проблемы и перспективы устойчивого развития. -2017. - С. 101-105.

3. ГоряшинаД.Е., Колесникова В.В. Исторические аспекты развития трансфертного ценообразования // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. - 2014. -№37. - С. 162-167.

4. Соя-Серко А.А. Трансфертное ценообразование: на что нужно обратить внимание аудиторам? // Наука, образование и культура. - 2018. - № 1 (25). - С. 56-58.

THE CONCEPT OF TRANSFER PRICES, THEIR PECULIARITIES A.S. Butuzova, graduate student

Samara national research university named after academician S. P. Korolev (Russia, Samara)

Abstract. The article discusses the concept of "transfer price", historical stages in the development of transfer pricing, the difference between the transfer price and the market price, the goals and objectives of the use of transfer prices by enterprises. Particular attention is paid to the study of the use of transfer prices by multinational corporations, the benefits of corporations in this case. Examples of companies currently applying transfer prices were given.

Keywords: transfer price, transfer pricing, transnational corporations, profit, costs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.