Научная статья на тему 'Понятие товарного знака как средства индивидулизации'

Понятие товарного знака как средства индивидулизации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2673
422
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОВАРНЫЙ ЗНАК / ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ПОД ТОВАРНЫМ ЗНАКОМ ТРАДИЦИОННО ПОНИМАЕТСЯ УСЛОВНОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ / ЗНАК ОБСЛУЖИВАНИЯ. ЗНАК ОБСЛУЖИВАНИЯ ЭТО ОБОЗНАЧЕНИЕ / СЛУЖАЩЕЕ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ВЫПОЛНЯЕМЫХ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ ЛИБО ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ РАБОТ ИЛИ ОКАЗЫВАЕМЫХ ИМИ УСЛУГ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Панкова М. Н.

A trade mark is interpreted as an agreed symbol, which is stamped on a product, its package or an attached documentation and is free concerning the product, id est it is not an essential designation, a generally accepted term or a descriptive notion for the latter. A legal definition of a trade mark changed four times during last twenty years, however clarification were not substantial. If earlier when defining of a trade mark an accent was made on the abilities of a definition to distinguish goods of one legal entity from similar goods of other legal or physical entities, nowdays a lawmaker indicated only the fact that a trade mark is a symbol used for individualization of goods belonging to legal entities or individual businessmen (p.1 article 1477 Civil Code of Russian Federation). A formulation of a notion of a «trade mark» should be concretized in Civil Code of Russian Federation with an appropriate limitation from a «sign of service». That is why changes are suggested to be introduced into the Civil Code of the article 1477, in its new edition: «1. A trade mark is a way to individualize goods of legal entities or individual businessmen, consisting of symbols (signs or combination of signs) which in consequence with the legislation of Russian Federation can be registered as marks. 2. A sign of service is a symbol used for individualization of operations undertaken by legal entities or individual businessmen or services rendered by them. 3. The rules of the present Code concerning trade marks are correspondingly applied to service signs».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Symbol of a Trade Mark as a Way of Individualization

A trade mark is interpreted as an agreed symbol, which is stamped on a product, its package or an attached documentation and is free concerning the product, id est it is not an essential designation, a generally accepted term or a descriptive notion for the latter. A legal definition of a trade mark changed four times during last twenty years, however clarification were not substantial. If earlier when defining of a trade mark an accent was made on the abilities of a definition to distinguish goods of one legal entity from similar goods of other legal or physical entities, nowdays a lawmaker indicated only the fact that a trade mark is a symbol used for individualization of goods belonging to legal entities or individual businessmen (p.1 article 1477 Civil Code of Russian Federation). A formulation of a notion of a «trade mark» should be concretized in Civil Code of Russian Federation with an appropriate limitation from a «sign of service». That is why changes are suggested to be introduced into the Civil Code of the article 1477, in its new edition: «1. A trade mark is a way to individualize goods of legal entities or individual businessmen, consisting of symbols (signs or combination of signs) which in consequence with the legislation of Russian Federation can be registered as marks. 2. A sign of service is a symbol used for individualization of operations undertaken by legal entities or individual businessmen or services rendered by them. 3. The rules of the present Code concerning trade marks are correspondingly applied to service signs».

Текст научной работы на тему «Понятие товарного знака как средства индивидулизации»

Так как стороны прибегают к заключению кредитного договора на иных условиях в силу изменившихся обстоятельств, связанный с осуществлением ими предпринимательской деятельности, именно условия кредитного договора отвечают потребностям сторон на соответствующий момент времени, поэтому, по нашему мнению, в такой ситуации применяться должны условия кредитного договора.

В нормативных актах не указывается, является ли заключение кредитных договоров обязанностью сторон.

Считаю, что следует дополнить главу 42 ГК РФ статьей 8192, в которой должны содержаться определение специального генерального (рамочного) соглашения об открытии кредитной линии как организационного договора и его существенные условия. Необходимо также закрепить в ст. 8192 правовую норму о соотношении условий специального генерального (рамочного) соглашения об открытии кредитной линии и отдельного кредитного договора.

М.Н. Панкова

ПОНЯТИЕ ТОВАРНОГО ЗНАКА КАК СРЕДСТВА ИНДИВИДУЛИЗАЦИИ

Ключевые слова: товарный знак, Гражданский кодекс Российской Федерации. Под товарным знаком традиционно понимается условное обозначение, знак обслуживания. Знак обслуживания — это обозначение, служащее для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг.

M.N. Pankova .The Symbol of a Trade Mark as a Way oflndividualization

A trade mark is interpreted as an agreed symbol, which is stamped on a product, its package or an attached documentation and is free concerning the product, id est it is not an essential designation, a generally accepted term or a descriptive notion for the latter.

A legal definition of a trade mark changed four times during last twenty years, however clarification were not substantial. If earlier when defining of a trade mark an accent was made on the abilities of a definition to distinguish goods of one legal entity from similar goods of other legal or physical entities, nowdays a lawmaker indicated only the fact that a trade mark is a symbol used for individualization of goods belonging to legal entities or individual businessmen (p.1 article 1477 Civil Code of Russian Federation).

A formulation of a notion of a «trade mark» should be concretized in Civil Code of Russian Federation with an appropriate limitation from a «sign of service». That is

* Аспирантка кафедры гражданского и сейменого права Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина. [pankovmariy1986@yandex.ru]

why changes are suggested to be introduced into the Civil Code of the article 1477, in its new edition: «1. A trade mark is a way to individualize goods of legal entities or individual businessmen, consisting of symbols (signs or combination of signs) which in consequence with the legislation of Russian Federation can be registered as marks. 2. A sign of service is a symbol used for individualization of operations undertaken by legal entities or individual businessmen or services rendered by them. 3. The rules of the present Code concerning trade marks are correspondingly applied to service signs».

Задачи исследования в данной статье сводятся к установлению сущностных признаков товарного знака как средства индивидуализации и определению понятия товарного знака, отвечающего как потребностям правового регулирования, так и правоприменительной практики, а также выявлению его функций и критериев охраноспособности.

Результаты творческой и интеллектуальной деятельности, права на которые предоставлены лицам национальным законодательством и международными договорами, называют объектами интеллектуальной собственности 1, следовательно, они представляют собой результаты творческой и интеллектуальной деятельности, которым предоставлена правовая охрана. Объектами интеллектуальной собственности являются не любые результаты интеллектуальной деятельности, а только те из них, на которые распространяется действие соответствующих правовых норм.

Товарные знаки, являясь маркетинговыми обозначениями, имеют своим предназначением индивидуализацию товаров и, соответственно, являются средствами такой индивидуализации. Иногда в качестве синонима товарного знака используется понятие бренд. Но это утверждение является неверным. Бренд (англ. brand — жечь, выжигать клеймо, тавро) — это символическое воплощение комплекса информации, связанного с определённым продуктом или услугой, торговая марка со сложившимся имиджем. Слово «бренд» происходит от английского слова burn, которое означает ожог, клеймо. Бренд может представлять собой известным продукт или услугу, товарный знак, мнения клиентов о продукте или услуге. Таким образом, бренд не является синонимом товарного знака. Товарный знак часто и является основополагающей составляющей понятия бренда. В частности, ведущий американский специалист-маркетолог П. Дойл описывает бренд как «совокупность, состоящую из продукта, который удовлетворяет функциональным потребностям потребителей, так и из дополнительной ценно-

1В ст. 1225 ГК РФ под интеллектуальной собственностью понимается список результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации, которым предоставляется правовая защита. Статья 1226 ГК РФ определяет термин «интеллектуальные права» как права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации).

сти, побуждающей покупателей чувствовать большое удовлетворение по поводу того, что данный бренд обладает более высоким качеством и больше подходит им, чем аналогичные бренды, предлагаемые конкурентами»1. Так, например в Америке на первом месте стоят упаковка и слоган, а в европейских странах большее значение придается свойству бренда, его сущности, которая демонстрируется в рекламе. В странах развитой рыночной экономики бренды защищены со стороны законодательства значительно сильнее, чем просто товарные знаки. С точки зрения охраноспособности, в практике индустриально развитых государств основное разграничение проходит по критерию известности, узнаваемости. В российском законодательстве такое разграничение проходит по факту регистрации обозначения.

В самом общем виде средство индивидуализации может быть представлено неким символом, который служит целям ориентирования в окружающей обстановке и принятия того или иного решения. Указанный символ является носителем образной информации о производителе конкретного товара либо о самом предлагаемом товаре 2.

Теорией знаков (символов) занимается семиотика — наука о знаках и знаковых системах (естественных и искусственных языков)3. Согласно представлениям, сложившимся в предметной области данной науки 4, все знаки условно делятся на натуральные (естественные)5, образные 6 и конвенциалъные 7. По своей природе средства индивидуализации относятся к числу образных знаков, поскольку не являются частью того, что они обозначают.

1 Котлер Ф. Основы маркетинга. М., 1991. С. 526.

2 См.: Городов О.А. Право на средства индивидуализации: товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования, коммерческие обозначения. М., 2006.

3 Семиотика (симеология) — наука, которая выделилась из общей лингвистики и начала изучать свойства знаков и знаковых систем. Одним из аспектов изучения знаков в семиотике стала семантика, изучающая также значение единиц языка (см.: Большая советская энциклопедия. Т. 23. М., 1976. С. 222—223, 236—237). Семиотика подразделяется на семантику (науку о смыслах), прагматику (науку о значениях знаков) и синтактику (науку о знакоформах). Троичная природа любого знака, собственно знак, его смысл и значение, открытая и обоснованная в свое время Г. Фреге, как ни в какой другой науке, традиционно применяется в праве, но без специального указания на это (см.: Казанцев Н.М. Институты финансового права // Журнал российского права. 2005. № 9).

4 См.: Агеев В.Н. Семиотика. М., 2002. С. 55—56.

5 Натуральные знаки имеют естественное происхождение и выступают в виде явлений природы (гром, молния), следы зверей, отдельные предметы, служащие ориентирами, и т.п. Для натуральных знаков характерны: а) тесная связь между предметом (явлением), выступающим в роли обозначающего знака, и свойствами тех предметов и явлений, на которые он указывает; б) обозначение реально существующей совокупности вещей или явлений природы.

6 Образные знаки не являются частью того, что они обозначают, хотя внешняя схожесть знака с обозначаемым им предметом остается. Напр., нарисованные на вывеске расческа и ножницы указывают на характер заведения любому человеку, независимо от того, на каком языке он говорит. На образных знаках построены танцевальное и прикладное искусство, театр мимики и т.п.

7 Конвенциальные знаки являются наиболее представительной группой знаков. На их основе строятся естественные и формальные языки и системы записи, например шахматные нотации, цветовые коды, нотная звукозапись.

Согласно классификации, предложенной Ч. Пирсом, все знаки делятся на три группы 1: 1) тонические знаки, т.е. имеющие сходство с обозначаемым объектом 2; 2) конвенциальные (условные) знаки, которые не имеют ничего общего с обозначаемым объектом 3; 3) индексальные знаки, которые связаны с обозначаемым объектом по смежности, т.е. не будучи похожими на обозначенный объект, они тем не менее вызывают определенные ассоциации с ним 4. Согласно данной классификации знаков возможно отнесение средств индивидуализации к индексальным знакам.

В зависимости от того, может служить тот или иной символ ориентиром при выборе производителя товаров или услуг либо при выборе самого товара или услуги, различают: 1) средства, индивидуализирующие участников гражданского оборота 5; 2) средства, индивидуализирующие продукцию (товары). Использование средств индивидуализации продукции с точки зрения идентификации последней является правом, но не обязанностью лиц, ее производящих.

Средства индивидуализации по своей природе являются идеальными, как и любая абстрактная знаковая система. В то же время как символы замещаемых (индивидуализируемых) ими объектов они воплощаются в материальных носителях, доступных восприятию человека. Термин «знак» означает предмет, который выступает как представитель другого предмета. Поэтому товарный знак являлся знаком товара. Товарный знак как обозначение, которое получило правовую охрану, уже признан товарным знаком 6.

Можно выделить определенные сущностные признаки товарного знака как средства индивидуализации. Товарный знак является результатом интеллектуальной деятельности, на который установлено исключительное право;

— является условным символическим обозначением;

— является образным и индексальным знаком, воплощенным в материальных носителях, доступных восприятию человека;

— является средством индивидуализации продукции (товаров);

— размещается на самом товаре или продукции, на упаковке или сопроводительной документации;

— предназначен исключительно для коммерческого использования в предпринимательской деятельности;

— обладает срочным характером охраны и использования;

1 См.: Агеев В.Н. Семиотика. М., 2002. С. 46—47; Пирс Ч. Начала прагматизма / пер. с англ.

В.В. Кирющенко, М.В. Колопотина. СПб., 2000. С. 219—225.

2 Например, портрет или фотография человека.

3 Например, большинство слов любого разговорного языка.

4 Примерами индексального знака могут служить некоторые дорожные знаки, например, знак, показывающий сужение дороги.

5 К средствам, индивидуализирующим участников гражданского оборота, отнесены фирменные наименования и коммерческие обозначения.

6 См.: Гаврилов Э.П. Комментарий к гл. 69, 70, 71, 76 ч. 4 ГК РФ. М., 2008.

— способен быть предметом сделки (передаваться другим лицам по лицензионному договору);

— теряет свою экономическую и правовую сущность в отрыве от товара.

Как объект правовой охраны товарный знак должен обладать рядом

юридически значимых признаков, получающих отражение в его легальном определении.

На протяжении всего периода развития законодательства о средствах индивидуализации продукции в доктрине и нормативных правовых актах существовали различные подходы к определению товарного знака 1.

Так, Г.Ф. Шершеневич отмечал, что «под именем товарного знака понимается тот знак, которым торговец отличает свои товары в отличие от товаров других лиц»2. С.И. Раевич рассматривал товарные знаки в качестве постоянных знаков, являющихся «все же чем-то извне прикрепленным, приданным товару, но отнюдь не составляющим часть его самого»3. И.Э. Мамиофа считал, что «товарным знаком является отражение в общественном сознании объективно существующей установленной связи между специфическими потребительскими свойствами товара определенного рода и характерной внешней чертой этого товара или его упаковки»4. В.М. Сергеев определял товарный знак как «обозначение, используемое в установленном порядке для маркировки определенных видов товаров с целью их рекламы и отличия от однородных товаров других предприятий»5.

По мнению С.П. Гришаева, товарный знак представляет собой условное символическое обозначение, размещаемое на самих товарах или продукции, на упаковке или сопроводительной документации 6.

Ю. Сокольников в книге «Товарный знак и логотипы» определяет товарный знак как любое графическое изображение слова, символа, понятия или события 7.

Итак, общим у всех авторов является понимание товарного знака как условного обозначения, которое помещается на выпускаемой продукции, ее упаковке или сопроводительной документации и является произвольным по отношению к данной продукции, то есть товарный знак не выступа-

1 См.: Закурдаев О.Ю. Формирование понятия «товарный знак» в российском законодательстве // Законодательство и экономика. 2006. № 11.

2 Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. М., 1995. С. 264.

3 Раевич С.И. Исключительные права. Право на товарные знаки, промышленные образцы, изобретения, авторское право. Л., 1926. С. 15.

4 Мамиофа И.Э. Понятие и определение товарного знака // Практика изобретательской и патентно-лицензионной работы. Л., 1981. С. 9.

5 Сергеев В.М. Экспертиза товарных знаков. Л., 1984. С. 10.

6 См.: Гаврилов Э.П., Городов О.А., Гришаев С.П. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (постатейный). Часть четвертая. М., 2009.

7 См.: Сокольников Ю. Товарный знак и логотипы. М., 2009. С. 13.

ет для последней в качестве необходимого названия, общепринятого термина или описательного понятия. Иными словами, товарный знак представляет собой своего рода символ, который предназначен для индивидуализации продукции конкретных производителей и ее отличия от аналогичной продукции других товаропроизводителей 1.

Э.П. Гаврилов подчёркивает, что товарный знак представляет собой наиболее широко распространенное и самое важное средство индивидуализации 2 товаров, работ и услуг 3. Товарный знак является в то же время средством индивидуализации участников гражданского оборота, в основном — коммерческого. Индивидуализировать — значит выделять, отделять от подобных, сходных товаров. В этом заключается основная функция товарного знака.

Некоторые специалисты полагают, что сформулированное в п. 1 ст. 1477 ГК РФ определение товарного знака в полной мере относится и к знаку обслуживания 4. Вместе с тем определения совпадать не могут. При этом одно и то же обозначение может быть зарегистрировано и в качестве товарного знака, и в качестве знака обслуживания 5. По мнению В.В. Орловой, товарные знаки предназначены для маркировки продукции, товаров, а знаки обслуживания — для индивидуализации услуг. Н.М. Добрыдин указывает, что товарные знаки и знаки обслуживания приравниваются, в правовом режиме предусмотрены равные условия защиты или охраны товарного знака и знака обслуживания 6.

Следует отметить, что товарный знак, являясь средством индивидуализации товара, не предназначен (хотя это и не исключается) для индивидуализации ни производителя товара, ни обладателя права на товарный знак, которые зачастую не известны потребителям, либо наименования которых не имеют для потребителей определяющего значения. «Доверие», как правило, оказывается самому товару, его репутации 7.

Различный смысл понятию товарного знака придавался и нормами законодательства.

1 См.: Гражданское право: учебник / под ред. А.П. Сергеева. В 3 т. Т. 3. М., 2010.

2 Индивидуализировать — значит выделять, отделять от подобных, сходных товаров. В этом заключается основная функция товарного знака.

3 См.: Гаврилов Э.П. Комментарий к гл. 69, 70, 71, 76 ч. 4 ГК РФ. М., 2008.

4 См.: Комментарий к части четвертой ГК РФ (постатейный) / под ред. Ю.А. Дмитриева, А.А. Молчанова. М., 2008; Комментарий к части четвертой ГК РФ (постатейный) / под общ. ред. Е.А. Моргуновой. М., 2010.

5 См.: Комментарий к ГК РФ. Части 3, 4 ГК РФ / под ред. Т.Е. Абовой, М.М. Богуславского, А.Г. Светланова. 2-е изд., перераб. и доп. В 2 т. Т. 2. М., 2009.

6 См.: Добрыдин Н.М. Содержание права на товарный знак в соответствии с российским законодательством: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. С. 26.

7 См.: Алексеев С.С., Васильев А.С., Голофаев В.В., Гонгало Б.М. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический). Части 1, 2, 3, 4 / под ред. С.А. Степанова. 2-е изд., перераб. и доп. М.; Екатеринбург, 2010.

В российском законодательств существовали различные определения товарного знака, что, в свою очередь, влияло и на определение сущностных характеристик товарного знака.

Так, согласно п. 1 Положения о товарных знаках 1962 г. товарным знаком признавалось оригинально оформленное художественное изображение (оригинальные названия и слова, отдельные сочетания букв, цифр, виньетки, различные виды упаковки, художественные композиции и рисунки в сочетании с буквами, цифрами, словами или без них и т.п.), служащее отличием товаров и услуг одного предприятия от однородных товаров и услуг другого предприятия и для их рекламы 1.

В соответствии с п. 13 Положения о товарных знаках 1974 г. товарный знак определялся как зарегистрированное в установленном порядке обозначение, служащее для отличия товаров одних предприятий от однородных товаров других предприятий 2.

Легальное определение товарного знака за последние 20 лет претерпевало изменения 4 раза, однако уточнения не носили существенного характера. В соответствии со ст. 1 Закона СССР от 3 июля 1991 г. № 2293-1 «О товарных знаках и знаках обслуживания»3 товарный знак и знак обслуживания (далее — товарный знак) — это обозначения, способные соответственно отличать товары и услуги одних юридических лиц или граждан от однородных товаров и услуг (далее — товары) других юридических лиц или граждан. Согласно ст. 1 Закона РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»4, товарный знак и знак обслуживания — это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических и физических лиц. В новой редакции указанного закона в 2002 г. понятие было уточнено (ст. 1): товарный знак и знак обслуживания (далее — товарный знак) — обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг (далее — товары) юридических или физических лиц 5.

1 См.: Положение о товарных знаках (утверждено Комитетом по делам изобретений и открытий 23 июля 1962 г.) // Вопросы изобретательства. 1967. № 10. С. 44—47.

2 См.: Положение о товарных знаках (утверждено Госкомизобретений СССР от 8 января 1974 г.) // Сборник нормативных актов по изобретательству и рационализации. М., 1983.

С. 232; БНА СССР. 1980. № 12.

3 Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1991. № 30. Ст. 864.

4 Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 42. Ст. 2322 (признан утратившим силу с 1 января 2008 г. в связи с введением в действие части четвертой ГК РФ).

5 Федеральный закон от 11 декабря 2002 г. № 166-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров"» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 50. Ст. 4927.

Если прежде при определении товарного знака акцент делался на способности обозначения отличать товары одних юридических или физических лиц от однородных товаров других юридических или физических лиц, то в настоящее время законодатель ограничивается указанием на то, что товарный знак является обозначением, служащим для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей (ч. 1 ст. 1477 ГК РФ). Новыми в этом определении, как указывает А.П. Сергеев, являются следующие моменты: во-первых, отграничения товарных знаков от знаков обслуживания, предназначенных для индивидуализации работ и услуг (цель которого, правда, неясна; видимо, во имя чистоты юридической конструкции); во-вторых, указания на то, что обладателем исключительных прав на товарный знак может быть не любое физическое лицо, а лишь индивидуальный предприниматель 1.

Из приведенного определения следуют объективные признаки товарного знака — его инструментальный и служебный характер.

Инструментальный характер знака проявляется в том, что он представляет собой некое средство, инструмент, с помощью которого можно вызвать представление об обозначаемом им объекте.

Служебный характер знака проявляется в том, что он как условное обозначение может использоваться для индивидуализации поименованных в законе объектов (товаров).

Для того чтобы стать объектом правовой охраны, товарный знак, помимо объективных признаков, должен отвечать условиям регистрации. ГК РФ не раскрывает таких условий, но применяет юридический прием фиксации этих признаков в негативной форме (ст. 1483).

Следует отметить, что в п. 1 ст. 15 Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС)2 (Россия в Соглашении не участвует) содержится определение товарного знака: «Любое обозначение или любое сочетание обозначений, с помощью которых можно отличить товары или услуги одного предприятия от товаров или услуг другого предприятия, могут представлять собой товарный знак. Такие обозначения, в частности слова, включая личные наименования, цифры, буквы, изобразительные элементы и сочетание цветов, так же, как любое сочетание таких обозначений, могут подлежать регистрации в качестве товарных знаков».

1 См.: Сергеев А.П. Правовая охрана товарных знаков // Корпоративный юрист. 2007. № 2.

2 См.: Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights (TRIPS) (Принято на Уругвайском раунде многосторонних торговых переговоров ВТО 15 апреля 1994 г. Соглашение является элементом всемирной торговой системы и имеет обязательную силу для всех членов ВТО. Российская Федерация членом ВТО не является) // Всемирная торговая организация: документы и комментарии / под ред. С.А. Смирнова. М., 2001.

Сингапурский Договор о законах по товарным знакам 2006 г. под товарными знаками понимает знаки, относящиеся к товарам (товарные знаки), состоящим из обозначений, которые в соответствии с законодательством страны могут быть зарегистрированы в качестве знаков 1. Представляется, что при его принятии ГК РФ следовало учесть определение, закрепленное в Договоре, согласие на обязательность которого для РФ было выражено при подписании. Из Сингапурского договора прямо не следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта. Однако в силу указания п. 2 ст. 7 ГК РФ в настоящее время на территории РФ действует приведенное определение, а не норма п. 1 ст. 1477 ГК РФ. Ссылка в определении на «законодательство страны» касается процедур регистрации товарных знаков.

Представляется, что российское законодательство вполне может воспринять опыт зарубежных государств, связывающих товарный знак исключительно с каким-либо продуктом, предназначенным для продажи. В случае, когда товарный знак используется в отношении услуг чаще, чем в отношении товаров, товарный знак может быть назван знаком обслуживания, как это происходит в США 2. В Законе о товарных знаках США даются различные определения понятий «товарный знак» и «знак обслуживания»3. «Товарный знак» означает слово, наименование, символ, обозначение или их комбинацию, используемые лицом, или, в том случае, когда лицо имеет честные намерения использовать его в торговом обороте и ходатайствует о регистрации в Основном реестре, для идентификации и отличия его товаров, включая единственный в своем роде продукт, от товаров, производимых или продаваемых другими лицами, и обозначения источника происхождения товаров, даже если этот источник не является известным. «Знак обслуживания» означает слово, наименование, символ, обозначение или комбинацию, используемые лицом, или, в том случае, когда лицо имеет честные намерения использовать его в торговом обороте и ходатайствует о регистрации в Основном Реестре для идентификации и отличия его услуг, включая и уникальные услуги, от услуг других лиц, а также для обозначения источника происхождения услуг, даже если такой источник не является известным.

1 Сингапурский Договор о законах по товарным знакам (Сингапур, 27 марта 2006 г.). Договор подписан от имени Российской Федерации в Женеве 26 марта 2007 г., ратифицирован Федеральным законом от 23 мая 2009 г. № 98-ФЗ. Договор вступил в силу 16 марта 2009 г., для Российской Федерации 18 декабря 2009 г. Текст Договора опубликован в Собрании законодательства РФ. 2010. № 23. Ст. 2801.

2 См.: Пикалова В.В., Розанова Е.И. Intellectual Property Law: translating and interpreting. М., 2010. P. 58.

3 См.: Евдокимова М.В. Совершенствование российского законодательства по товарным знакам с учетом законодательства США и практики его применения: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 34.

Формулировка понятия «товарный знак» должна быть конкретизирована в ГК РФ с соответствующим отграничением от «знака обслуживания». Так, О.Ю. Закурдаев предложил следующую правовую модель: «Товарный знак — это определенное обозначение, охраняемое нормами права и применяемое в качестве средства отграничения товаров юридических и физических лиц от аналогичных товаров других производителей»1.

Предлагаемое определение сводится к следующему: товарный знак — это средство индивидуализации продукции (товаров) юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, состоящее из обозначений (знака или сочетания знаков), которые в соответствии с законодательством РФ могут быть зарегистрированы в качестве знаков. В этой связи предлагается внести изменения в ст. 1477 ГК РФ, изложив ее в новой редакции: «1. Товарный знак — это средство индивидуализации продукции (товаров) юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, состоящее из обозначений (знака или сочетания знаков), которые в соответствии с законодательством РФ могут быть зарегистрированы в качестве знаков. 2. Знак обслуживания

— это обозначение, служащее для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг. 3. Правила настоящего Кодекса о товарных знаках соответственно применяются к знакам обслуживания».

Для удобства восприятия приводится таблица, в которой указаны действующая и предлагаемая редакция ст. 1477 ГК РФ.

Действующая редакция

Предлагаемая редакция

1. На товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (статья 1481).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Правила настоящего Кодекса о товарных знаках соответственно применяются к знакам обслуживания, то есть к обозначениям, служащим для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг.

1. Товарный знак — это средство индивидуализации продукции (товаров) юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, состоящее из обозначений (знака или сочетания знаков), которые в соответствии с законодательством РФ могут быть зарегистрированы в качестве знаков.

2. Знак обслуживания — это обозначение, служащее для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг.

3. Правила настоящего Кодекса о товарных знаках соответственно применяются к знакам обслуживания.

1 Закурдаев О.Ю. Формирование понятия «товарный знак» в российском законодательстве // Законодательство и экономика. 2006. № 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.