Научная статья на тему 'Понятие «Толерантность» в экологии и социологии'

Понятие «Толерантность» в экологии и социологии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1520
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ОПРЕДЕЛЕНИЯ / КЛАССИФИКАЦИЯ / АССИМИЛИРУЮЩАЯ СПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Островский Н.В.

В статье рассмотрены различные определения понятия «толерантность» и подходы к классификации данного явления. Показано, что классическое понятие толерантности в социологии и в экологии сходны и означают устойчивость по отношению к внешним воздействиям. Приемлемый тип толерантного поведения зависит от интенсивности внешних воздействий. Если социальный объект находится в зоне допустимых воздействий, то они может позволить себе практическое уважение «чуждого». Если объект попадает в зону угнетения, то он должен принять защитные меры. В противном случае он потеряет свою идентичность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие «Толерантность» в экологии и социологии»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 07/2017 ISSN 2410-700Х

аспирантов и студентов «Проблемы массовой коммуникации: новые подходы», 31 октября 2014 г. Ч. 2. -Воронеж. - С. 19-20.

4. Минбалев А.В. Понятие и признаки рекламы как особого вида информации и объекта информационных отношений [Текст]/А.В. Минбалев //Вестник Южно-Уральского государственного университета. - № 18. -2010. - С.85-89.

5. Соколова Е.А. Специфика гендерных стереотипов в региональной прессе[Текст]/Е.А. Соколова//Современные исследования социальных проблем. - 2011. - № 2. - С. 220-224.

6. Соколова Е.А. Образ успешной женщины в информационном пространстве современной России[Текст]/Е.А. Соколова//INTERNATЮNAL JOURNAL OF APPLIED AND FUNDAMENTAL RESEARCH. - 2012. - № 2. - С. 114-117.

7. Соколова Е. А. Гендерные стереотипы в современных СМИ как инструмент коммуникации[Текст] / Е. А. Соколова // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. — 2013. — № 1 (110). — С. 71-77.

8. Федосеева В.А. Влияние СМИ на формирование моделей маскулинности и феминности [электронный ресурс] /В.А. Федосеева // Сетевое научное издание «Медицина и образование в Сибири». - 2013. - № 2. -режим доступа: http://ngmu.ru/cozo/mos/article/text_full.php?id=948

9. Федеральный закон № 38-Ф3 от 13.03.2006 г. (действующая редакция 2016 г.) «О рекламе» [электронный ресурс]//Официальный правовой портал Консультант Плюс. - режим доступа: http: //www .consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58968/

© Амурская О.И., 2017

УДК 316.4

Н.В. Островский

канд. техн. наук, ветеран труда г. Кирово-Чепецк, РФ E-mail: ecol34@list.ru

ПОНЯТИЕ «ТОЛЕРАНТНОСТЬ» В ЭКОЛОГИИ И СОЦИОЛОГИИ

Аннотация

В статье рассмотрены различные определения понятия «толерантность» и подходы к классификации данного явления. Показано, что классическое понятие толерантности в социологии и в экологии сходны и означают устойчивость по отношению к внешним воздействиям. Приемлемый тип толерантного поведения зависит от интенсивности внешних воздействий. Если социальный объект находится в зоне допустимых воздействий, то они может позволить себе практическое уважение «чуждого». Если объект попадает в зону угнетения, то он должен принять защитные меры. В противном случае он потеряет свою идентичность.

Ключевые слова

Ключевые слова: толерантность, определения, классификация, ассимилирующая способность.

В Советском энциклопедическом словаре 1983 г. издания приводится три определения термина «толерантность»:

1) в иммунологии - состояние организма, при котором он не способен синтезировать антитела в ответ на введение определённого антигена при сохранении иммунной реактивности к другим антигенам;

2) в экологии - способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды;

3) в социологии - терпимость к чужим мнениям, вероисповеданию, поведению.

В социологии существует множество трактовок понятия «толерантность». Академик В.А. Лектроский

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 07/2017 ISSN 2410-700Х_

выделяет из них следующие [1]:

- Толерантность как синоним терпимости.

- Толерантность как безразличие. Это толкование считается классическим и связано с именами Бейля и Локка. Терпимость в данном случае обосновывается тем, что различия во взглядах, не относящихся к вопросам истины и основных моральных, правовых, политических норм, индеферентны к основным ценностям цивилизации и не препятствуют нормальному общению.

- Толерантность как невозможность взаимопонимания. В данном случае толерантность выступает как уважением к другому, которого я, вместе с тем, не могу понимать и с которым не могу взаимодействовать.

- Толерантность как снисхождение: моя система ценностей лучше, но я допускаю существование других систем.

Характеристика определения толерантности в Преамбуле Устава ООН звучит следующим образом: «проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи» [2].

В 1995 г. ЮНЕСКО приняло декларацию принципов толерантности, в котором дано более развёрнутое его определение. Причём в официальном переводе на сайте ООН использовано слово «терпимость» [3]:

«Терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Терпимость — это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Терпимость — это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.

Терпимость - это не уступка, снисхождение или потворство. Терпимость - это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах терпимость не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, терпимость должны проявлять отдельные люди, группы и государства.

Терпимость - это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Терпимость - это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека.

Проявление терпимости, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.»

Толерантность может иметь различные формы [4]: личная, общественная (отражённая в морали, нравах, общественной психологии, сознании), государственная (отражённая в законодательстве, политической практике).

В ряде социологических исследований феномен толерантности рассматривается с позиций отношения социальной группы или индивидуума к какому-либо явлению. Например, О.М. Коморникова выделяет следующие типы толерантного отношения молодёжи к мигрантам [5]:

- крайне интолерантный тип поведения - категорическое неприятие, отторжение мигрантов;

- умеренно интолерантный - допускающий присутствие мигрантов, но при определённых условиях;

- умеренно толерантный - допускающий присутствие мигрантов, при этом негативно оцениваются их отдельные представители, но не социокультурные характеристики в целом;

- толерантный - характеризуется лояльным отношением к чужой социокультурной группе.

В исследовании В.М. Соколова выделены следующие уровни отношения к толерантности [6]:

- активное отторжение, требование репрессивных мер;

- осуждение, требование активной борьбы;

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 07/2017 ISSN 2410-700Х_

- безразличное отношение к «чуждому»;

- неприятие «чуждого», но уважительное отношение к нему и его носителям;

- практическое уважение «чуждого», борьба против его отторжения обществом.

Как было указано выше, в экологии12 под толерантность понимается способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды. Одним из представлений результата взаимодействия живого организма с окружающей средой является так называемая «кривая толерантности».

Рисунок - Зависимость жизненного потенциала от интенсивности фактора воздействия.

Например, для человека оптимальной является температура внутренних органов 36,6°С; максимально допустимая температура - 43°С, минимально допустимая - 25°С. За этими границами человек гибнет. Соответственно комфортной является температура окружающей среды 21-23°С, зона допустимых отклонений определяется граничными температурами 17 и 26°С, опасные зоны - температурами 0 и 40°С. Температуры внешней среды <0°С и >40°С являются чрезвычайно опасными [7].

Различные особенности организма позволяют значительно изменить допустимый температурный диапазон. Но главное заключается в следующем: толерантное животное терпимо к условиям окружающей среды потому, что его организм способен переносить эти условия.

О том, что интенсивность какого-либо воздействия превышает допустимые пределы, животному сообщают органы чувств. Мы испытываем боль, когда из зоны нормальной жизнедеятельности переходим в зону угнетения.

В нейрофизиологии есть такое понятие как «порог болевого восприятия». Если он низок, человек ощущает дискомфорт, даже когда ему ничего не угрожает. Если он высок, то человек может пропустить переход из зоны нормальной жизнедеятельности в зону угнетения и получить ущерб своему здоровью.

Наиболее распространённая трактовка термина «толерантность» напоминает «порог болевого восприятия». Причём утверждается, что чем этот порог выше, тем лучше. Но такая трактовка разительно отличается от классического определения толерантности по Бейлю и Локку, которые считали толерантным, т.е. устойчивым, то общество, в котором вопросы истины и основные моральные, правовые и политических нормы не подвержены эрозии. Т.е. более толерантным является общество, которое способно выдержать воздействие «чуждого», не изменив существенно свои традиции.

Устойчивость объекта по отношению к внешним воздействиям может обеспечиваться различными типами поведения.

Это может быть активное отторжение и подавление чуждых проявлений. Такое поведение рассматривается как нетолерантное. Также встречается термин «деструктивная толерантность», который охватывает такие личностные и общественные проявления как экстремизм, фанатизм, фундаментализм, аутодеструктивное поведение и т.п. [8]

12 Экология - наука, изучающая взаимодействие живых организмов между собой и с окружающей средой.

105

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 07/2017 ISSN 2410-700Х_

Это может быть пассивное отчуждение, в т.ч. девиантное поведение [9], когда человек рассматривая окружающую его социальную среду как чуждую, уходит в себя, переставая воспринимать исходящие из неё импульсы. Такое поведение можно рассматривать как толерантное в трактовке толерантности как безразличия.

Наконец это может быть ассимиляция внешних воздействий. В экологии именно способность к ассимиляции определяет устойчивость экологической системы, а для объектов, подверженных антропогенному воздействию вводится понятие «хозяйственной ёмкости биосферы», которая определяется как предельно допустимое антропогенное воздействие на биосферу, превышение которого переводит её в возмущенное состояние и со временем должно вызвать в ней необратимые деградационные процессы [10].

В качестве толерантного культурного объекта можно привести русский язык, который за свою тысячелетнюю историю был подвержен множеству внешних воздействий. Это двухсотлетнее татарское владычество, «французская мода» аристократии, немецкая техническая экспансия, большевистская рационализация языка, всемирное распространение английского языка. Тем не менее, русский язык сохранил свою структуру и особенности. Важно отметить, что в русском язык вошло не мало слов, которые, при переводе с иностранных языков имеют вполне определённые синонимы. Но, став частью русского языка, они приобрели собственные, специфические значения. Например, английское tolerance мы переведём, в зависимости от контекста как терпение, терпимость или как толерантность.

Русский язык является одним из столпов русской культуры, которая также оказалась вполне толерантной во взаимодействии с культурами народов, входивших состав Российской империи, Советского Союза и Российской Федерации. В работе [11] подчёркивается, что Российская империя принимала народы такими, какие они есть, а не стремилась трансформировать их или уничтожить. Союз Советских Социалистических Республик создавался на принципе права наций на самоопределение, сформулированном В.И. Лениным перед началом Первой мировой Войны [12]. Современная Российская Федерации предоставила своим гражданам широкие права и возможности, в том, что касается культурного строительства и самоидентификации [13]. При этом результаты переписи населения, проведённой в 2010 г., показали, что почти 78% населения страны считают себя русскими [14], хотя очевидно, что доля генетически русских значительно меньше.

Таким образом, проведённый выше анализ показал, что классическое понятие толерантности в социологии и в экологии сходны и означают устойчивость по отношению к внешним воздействиям. В экологии наличие внешних воздействий рассматривается как аксиома. Понятие толерантности в философии было введено в Западной Европе в эпоху Просвещения, в процессе либерализации общественной жизни, Приемлемый тип толерантного поведения зависит от интенсивности внешних воздействий. Если человек, социальная группа или общество в целом находятся в зоне комфорта или в зоне допустимых воздействий (см. рисунок), то они могут позволить себе практическое уважение «чуждого» и борьбу против его отторжения обществом. Если социальный объект попадает в зону угнетения, то он должен принять защитные меры. В противном случае он потеряет свою идентичность.

Список использованной литературы

1. Лакторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме. // Вопросы философии, 1997, № 11, с. 4654.

2. Устав Организации Объединённых наций. Принят в Сан-Франциско (США) 26.06.1945. - Доступ из справочно-информационной системы «Консультант-плюс».

3. Декларация принципов терпимости (Принята резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года). // Официальный Интернет-сайт ООН. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/toleranc (02.01.2017).

4. Толерантность. / Под общ. ред. М.П. Мчедлова. - М.: Республика, 2004. - 416 с., с. 9.

5. Коморникова О.М. Типы толерантного отношения молодёжи к мигрантам.// Социологические исследования, 2010, № 8, с. 133-135.

6. Соколов В.М. Толерантность: состояние и тенденции.// Социологические исследования, 2003, № 8, с. 5463.

7. Белов С.В., Симакова Е.Н. Ноксология: учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2012. - 429 с., с. 39.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 07/2017 ISSN 2410-700Х_

8. Клейберг Ю.А. Толерантность и деструктивная толерантность: понятие, подходы, типология, характеристика. //Общество и право, 2012, № 4 (41), с. 329-334.

9. Девиантное поведение. // Интернет-сайт «Википедия». URL: <<https://m.wikipedia.org/w/mdex.php?title=Девиантное_поведение&oЫid=86086065>> (15.07.2017).

10. Данилов-Данильян В.И. Устойчивое развитие - будущее Российской Федерации//Россия на пути к устойчивому развитию. М.: 1996, с. 164.

11. Гугасари Е.С., Федоренко С.П. Этническая толерантность как фактор обеспечения национальной безопасности Российской Империи XIX - начале XX веков. // Философия права, 2012, № 3 (52), с. 93-97.

12. Ленин В.И. О праве наций на самоопределение. // Просвещение, 1914, №№ 4-6. / Цитируется по: Библиотека газеты «Революция» [электронный ресурс]. URL: http://revolucia.ru/pravonac.htm (09.07.2017).

13. ФЗ «О национально-культурной автономии» от 17.06.1996, № 74-ФЗ, в ред. от 04.11.2014. - Доступ из справочно-информационной системы «Кодекс».

14. Российский статистический ежегодник 2014: статистический сборник. М.: Росстат, 2014. - 693 с., с. 7678.

© Островский Н.В., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.