Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ ТЕРМИНА «ГРУППОВАЯ РАБОТА» НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ'

ПОНЯТИЕ ТЕРМИНА «ГРУППОВАЯ РАБОТА» НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
326
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
групповая форма обучения / коллективная форма / математика / урок / group form of education / collective form / mathematics / lesson

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сурина Язгуль Юлбарсовна, Михайлов Павел Никонович

В данной статье рассматриваются групповые формы работы на уроках математики. Даются методические рекомендации, которых должен придерживаться учитель при работе в коллективной форме деятельности. Также вы можете увидеть выводы о коллективных формах работы на уроке математики по стандартам ФГОС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF THE TERM "GROUP WORK" IN MATHEMATICS LESSONS

This article discusses the group forms of work in mathematics lessons. Methodological recommendations are given, which should be followed by the teacher when working in a collective form of activity. You can also see the conclusions about the collective forms of work in the math lesson according to the standards of the Federal State Educational Standard.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ ТЕРМИНА «ГРУППОВАЯ РАБОТА» НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»

Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №6/2021

ПОНЯТИЕ ТЕРМИНА «ГРУППОВАЯ РАБОТА» НА УРОКАХ

МАТЕМАТИКИ

THE CONCEPT OF THE TERM "GROUP WORK" IN MATHEMATICS

LESSONS

УДК 004

Сурина Язгуль Юлбарсовна, студентка. Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета. Россия, г. Стерлитамак Михайлов Павел Никонович, профессор, доктор физико-математических наук. Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета. Россия, г. Стерлитамак

Surina Y.U. yazikasurina@mail .ru Mikhailov P.N. mihaylovpn@mail. ru

Аннотация

В данной статье рассматриваются групповые формы работы на уроках математики. Даются методические рекомендации, которых должен придерживаться учитель при работе в коллективной форме деятельности. Также вы можете увидеть выводы о коллективных формах работы на уроке математики по стандартам ФГОС.

Annotation

This article discusses the group forms of work in mathematics lessons. Methodological recommendations are given, which should be followed by the teacher when working in a collective form of activity. You can also see the conclusions about the collective forms of work in the math lesson according to the standards of the Federal State Educational Standard.

Ключевые слова: групповая форма обучения, коллективная форма, математика, урок.

Keywords: group form of education, collective form, mathematics, lesson.

На сегодняшний день преподаватели в школах чаще всего используют групповую форму работы. Плюс такой формы заключается в том, что ученики лучше понимают новый материал. Помимо этого, такая форма деятельности повышает умение общаться друг с другом.

Групповая форма работы - это форма, которая организовывает деятельность учащихся в группах от 3 до 5 человек для совместной работы.

Использование групповой формы деятельности улучшает взаимоотношения не только учащихся друг с другом, но о отношения между учителем и учениками. Конфликтных ситуаций в классе становится меньше, а уроки при коллективной форме - еще интереснее.

Коллективная форма работы может применяться как одна задача для всех, так и индивидуально для каждого. Очень ошибочное мнение у учащихся, что эта форма легче по выполнению целей. Но главным здесь является то, что учитель сам должен изучить материал, чтобы он был не очень легким для учеников. Трудными задания быть тоже не должны. Учитель всегда должен быть готов прийти на помощь в случае возникновении трудностей.

При планировании проведения урока в группах, нужно учитывать особенности класса: их отношения друг с другом, уровень знаний по конкретной теме и предмету в целом. Для этого очень удобно использовать различные методы деления на группы. Группы могут быть как постоянные, так и временные и включать учащихся одного уровня знаний или же разного.

Если в классе дружеская обстановка, то можно использовать метод разделения путем жеребьевки. Есть еще некоторые виды групповой формы работы:

1. Разделение на постоянные группы. Другими словами, учащиеся не меняются в группах.

2. Разделение на временные группы для выполнения какой-либо определенной задачи.

3. Здесь может быть как временные так и постоянные группы. Особенность заключается в том, что у учащихся одинаковый уровень знаний и одинаковые возможности.

4. Разделение учащихся на группы, чтобы выполнить лишь какой-то определенный фрагмент урока.

Изучение научно-методической литературы по использованию различных форм работы на уроках математики и анализ собственного опыта позволяет сформулировать некоторые необходимые условия для успешного их применения в виде рекомендаций:

1. Сначала нужно обучить групповой работе. Учителю нужно выделить определенное время на некоторых уроках. Если не соблюдать это условие, то метод групповой работы будет неэффективен. Для лучшей организации коллективной формы на уроке учеников нужно познакомить с этой формой. Такую работу следует проделать, когда ребята только учатся сотрудничеству. Важным правилом является то, что правила работы желательно формировать самим учащимся, нежели учителю. Правила будут формироваться само собой по пути изучений тем, применяя жизненный опыт в коллективной работе.

2. Организация групповой формы урока - совсем не простой этап. Важно, чтобы учитель был готов к такой работе с учениками. Немаловажен тот факт, что нужно учитывать взаимоотношения учеников в классе. Желательным в данном пункте является не связывать детей в одной группе, если те состоят не в лучших взаимоотношениях. Лучше организовать деятельность в группах так, чтобы учащиеся смогли разрешить конфликт между собой.

3. Важно не упустить момента уделить время комплектованию групп. Если не продумать этот момент, можно столкнуться с тем, что некоторые

учащиеся могут ничем не заниматься, пользуясь результатами труда более сильных одноклассников и не получить развитие. Состав групп и сами группы в целом не должны меняться очень часто, но при этом оставлять неизменным на долгое время тоже не стоит.

4. В любом классе всегда найдутся учащиеся, которые хотят работать индивидуально. Им надо создать условия для этого. Поэтому для реализации групповой формы в классе имеет важное значение знание учителем психологических особенностей учащихся.

Такие рекомендации для групповой формы работы дают более дополнительный эффект в обучении школьников. Этот эффект может быть достигнут только в том случае, если в группах существуют отношения сотрудничества. Содержание заданий желательно делать проблемным, дающим возможность высказать различные точки зрения.

На уроках математики можно использовать групповую форму работы в двух направлениях: развивать устную речь у учащихся и уметь применять знания в письменной форме. Для развития первого направления нужны такие задания, ггде условие будет проговариваться вслух.

Не нужно требовать полной тишины при проведении коллективной формы обучения. Группы должны совещаться и высказывать свое мнение, тогда и урок будет намного эффективнее. Важно лишь, чтобы уровень шума не превышал допустимого.

Еще один немаловажный факт, что когда группам даешь одно и то же задание, то у них развивается дух конкурентности. Учащиеся больше стремятся получить результат, а также есть некий интерес в коллективной форме обучения.

Таким образом, применение коллективной формы работы на уроках пробуждает интерес учащихся к получению знаний. Помогают такие формы еще и в укреплении дружеских отношений в классе.

В результате ребенок мотивирован не только учиться, но и общаться, добиваться успехов в совместной работе, взаимодействовать не только с

учителем, но и с одноклассниками. Несомненно, форма коллективной работы является одним из основных условий формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что существует множество различных условий для формирования коммуникативных универсальных учебных действий. При работе в этой области необходимо развивать способность учащихся выражать свои мысли, управлять собой в процессе взаимодействия и осуществлять продуктивное сотрудничество с другими людьми.

Литература

1. Вороницына Е.О. Диалог как средство организации учебной деятельности [Текст] / Е.О. Вороницына / Начальная школа. М.: Издательский дом «Первое сентября». - 2011. - 128с.

2. Геометрия и геометрическое образование. Сборник трудов Международной научной конференции. - 2012. - 198 с.

3. Герасимова, О.В. Групповая работа на уроке как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий школьников [Текст] / О.В. Герасимова // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - 218с.

4. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. - М.: Просвещение, 1991. -192 с.

5. Зайкин М.И. Исследование организационной структуры учебного процесса по математике в классах с малой наполняемостью: Дисс .. .докт. пед. наук. - М.; 1994. - 347 с.

6. Золотова А.В. Коллективная работа на уроках // Начальная школа. - 1989. - № 10. С. 34-35.

7. Калинина, И.Г. Формирование коммуникативного компонента УУД на уроках математики в сельской малокомплектной школе [Текст] / И.Г. Калинина / Педагогическая лаборатория. - 2017.

8. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников / Под ред. И.Б. Первина. - М.: Педагогика, 1985. -144 с.

9. Колмогоров А.Н., Абрамов А.М. и др. Алгебра и начала анализа: Учебник для 10-11 классов средней школы / Под ред. А.Н. Колмогорова. - 2-е изд.

- М.: Просвещение, 1991. - 320 с.

Literature

1. Voronitsyna E. O. Dialog as a means of organizing educational activities [Text] / E. O. Voronitsyna / Elementary school. Moscow: Publishing House "First of September". - 2011. - 128s.

2. Geometry and geometric education. Collection of proceedings of the International Scientific Conference. - 2012. - 198 p.

3. Gerasimova, O. V. Group work at the lesson as a means of developing communicative universal educational actions of schoolchildren [Text] / O. V. Gerasimova / / Elementary school plus before and after. - 2011. - 218s.

4. Dyachenko V. K. Cooperation in training. - Moscow: Prosveshchenie, 1991. -192 p.

5. Zaikin M. I. Research of the organizational structure of the educational process in mathematics in classes with low occupancy: Diss ... doctor of pedagogical sciences. - M.; 1994. - 347 p.

6. Zolotova A.V. Kollektivnaya rabota na urokakh / / Nachalnaya shkola. - 1989.

- No. 10. pp. 34-35.

7. Kalinina, I. G. Formirovanie kommunikativnogo component UUD na urokakh matematiki v sel'skoi malokomplektnoy shkole [The formation of the communicative component of UUD at the lessons of mathematics in a rural small-scale school] / I. G. Kalinina / Pedagogical laboratory. - 2017.

8. Collective educational and cognitive activity of schoolchildren / Ed. by I. B. Pervin - - M.: Pedagogika, 1985. -144 p.

9. Kolmogorov A. N., Abramov A.M., et al. Algebra and the beginning of analysis: A textbook for grades 10-11 of secondary school / Ed. by A. N. Kolmogorov. - 2nd ed. - Moscow: Prosveshchenie, 1991. - 320 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.