Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ «СВЯТОСТИ» ПО ПЯТИКНИЖИЮ'

ПОНЯТИЕ «СВЯТОСТИ» ПО ПЯТИКНИЖИЮ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
838
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Библия / Пятикнижие / святость / святость Бога / Богоизбранный народ / the Bible / the Pentateuch / holiness / holiness of God / the chosen people

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ларин Алексей Игоревич

Автор излагает особенности понимания термина «святость» в Законоположительных книгах Ветхого Завета. В жизни христианина понятие «святости» не имеет четких границ и очертаний, «святость» зачастую считают аналогом безгрешности или совершенства. В этой связи возникает необходимость раскрытия словесного и смыслового понимания святости. Для полного освящения понятия «святости» следует выяснить происхождение термина, первоначальное значение и использование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF HOLINESS IN THE PENTATEUCH

The author describes the peculiarities of understanding the term "holiness" in the Books of Law of the Old Testament. In the life of a Christian, the concept of "holiness" has no clear boundaries and outlines, "holiness" is often considered an analogue of sinlessness or perfection. In this regard, there is a need to reveal a verbal and semantic understanding of holiness. In order to fully clarify the concept of holiness, the origin of the term, its original meaning and use should be clarified.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ «СВЯТОСТИ» ПО ПЯТИКНИЖИЮ»

БИБЛЕИСТИКА

УДК 221(8.03) ТРУДЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

DOI: 10.24411/2309-5164-2020-10401

Диакон Алексей Игоревич Ларин,

магистрант Санкт-Петербургской духовной академии, преподаватель Ярославской духовной семинарии E-mail: Studierende44@yandex.ru

ПОНЯТИЕ «СВЯТОСТИ» ПО ПЯТИКНИЖИЮ

Автор излагает особенности понимания термина «святость» в Законополо-жительных книгах Ветхого Завета. В жизни христианина понятие «святости» не имеет четких границ и очертаний, «святость» зачастую считают аналогом безгрешности или совершенства. В этой связи возникает необходимость раскрытия словесного и смыслового понимания святости. Для полного освящения понятия «святости» следует выяснить происхождение термина, первоначальное значение и использование.

Ключевые слова: Библия, Пятикнижие, святость, святость Бога, Богоизбранный народ.

Цитирование: Ларин А.И. Понятие «святости» по Пятикнижию // Ипатьевский вестник. — 2020. — № 4. — С. 11-18.

Понятие «святости» является одним из фундаментальных понятий иудаизма, христианства, ислама, буддизма, индуизма. В христианском вероучении понятие «святость» применяется как в отношении человека, так и в отношении Бога, Церкви, и всего того что так или иначе посвящено Богу. Термин «святость» был сформулирован уже в ветхозаветное время, что свидетельствует о важности данного понятия для христиан.

Актуальность темы обусловлена тем, что жизни христианина понятие «святости» не имеет четких границ и очертаний, «святость» зачастую считают аналогом безгрешности или совершенства. В этой связи возникает необходимость раскрытия словесного и смыслового понимания святости. Для полного освящения понятия «святости» следует выяснить происхождение термина, первоначальное значение и использование. Для этого стоит обратиться к Пятикнижию, в котором изложены основы ветхозаветной религии.

Диакон Алексей Ларин

Целью работы является раскрытие понятия «святости» и общий контекст анализа в Законоположительных книгах Ветхого Завета. В соответствии с поставленной целью задачами работы являются:

• исследовать происхождение и этимологию термина;

• рассмотреть в каком контексте термин «святость» используется в Пятикнижии;

• раскрыть учение о святости, изложенное в Пятикнижии.

Структура работы выстраивается в соответствии с поставленной целью

и задачами, состоит из введения, основной части и заключения. В конце работы приведен список использованных источников и литературы. Работа носит

обзорный характер и принципы историко-религиозного анализа.

* * *

«Святость» происхождение понятия. Предположительно древнеславянское слово «святой» произошло от индоевропейской языковой группы. Согласно лингвистическому анализу который провел В.Н. Торопов, слово берет свое начало от термина которое означает цвести и возрастать. По мнению лингвиста Торопова В.Н. первоначальное значение святости применялось к возрастанию духовному1. Но уже в древнерусской традиции «святость» употребляется как производная от слова «свет» как антипод «тьмы». Исследователь приводит варианты образования слов связанных с солнечной энергией и пробуждением, «утро», «рассвет»2.

В настоящее время смысл понятия адаптирован в значительной мере при переводе Священного писания на языки славянской группы. В ветхозаветное время «святое» переводит древнееврейское «кадош»3 (wnp, qados) отделенный, лишенный всякого порока и изъяна. Святость является одним их атрибутов Бога. Согласно богословскому словарю: «Ветхозаветное понятие святости содержит в себе идею отделения от мира»4 и сопричастности Богу. «Отделенное для Бога» именно в таком виде употребляется понятие «святости» в Законоположительных книгах Ветхого Завета. Именно в таком виде встречается первое упоминание «святости» в Писании Ветхого Завета: «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2:3). Данное употребление применимо к категории времени. Употребление «святости» применимое к категории материи встречается в момент явления Бога Моисею, этот момент описывается в книге Исхода: «И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх. 3:5). Следующая категория применима уже к самому человеку

1 Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре.— М., 1995.— С. 443.

2 Историко-этимологический словарь современного русского языка: В 2 т./ П.Я. Черных.— 3. изд., стер.— М.: Рус. яз., 1999.— С. 24.

3 Библейская Энциклопедия Брокгауза // Азбука веры [Электронный ресурс].—URL: https://azbyka. m/otechnik/Spravochniki/Wblejskaja-entsiklopedija-brokgauza/3660 (дата обращения: 2019-09-20).

4 Богословско-литургический словарь // Азбука веры [Электронный ресурс] — URL: https:// azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_Bogosluzhenie/bogoslovsko-liturgichesky-slovar/267 (дата обращения: 2019-09-20).

и другим творениям с указанием отделить начаток всего живого в «пользу» Бога: «Не медли [приносить Мне] начатки от гумна твоего и от точила твоего; отдавай Мне первенца из сынов твоих» (Исх. 22:29).

Дошедший до нас смысл понятия был сформирован во время перевода Священного Писания на языки славянской группы. Ветхозаветный вариант использования слова «святой» «кадош» (^пр)1, разграничивал и подчеркивал внемирнойсть и отделенность Божественного. Слово «кадош» — святой — буквально обозначает на иврите «отдельный». Есть несколько взглядов трактовки и переводов смыслового контекста данного понятия. Автор многих талмудических исследований Адин Штейнзальц, пишет: «Святое, таким образом, — это отстранённое, неприкосновенное и вместе с тем непостижимое; его нельзя понять или даже определить, насколько оно отличается от всего остального...свя-тое выше любых определений и само слово "святость" указывает на отдалённость и отстранённость от всех других имён и обозначений»2, «Имя "кодош" применимо только лишь ко «Святому Богу» несходному ни с чем и безмерно от всего отдалённому, трансцендентному»3

Согласно выписки из справочника библейских терминов: «В Новом Завете термин "святое" соответствует трем древнегреческим прилагательным: 1ерод (иерос), ауюд (агиос) и 05105 (осиос). ауюд обозначает святость самого Бога, а также предназначенный Богу, очищенный для этого; 1£род означает священный, принадлежащий Богу и связано с понятиями храм (1ероу) и священник (1ереад). Одюд применяется как нравственная характеристика людей, означает морально чистый, преданный и переводится также как благочестивый»4

В процессе религиозной жизни иудейского общества сформировалось представление о святости как о результате обрядовой стороны. Данного взгляда придерживаются составители справочника библейских понятий: «предметов, действий, местности и лиц, связанных со служением Богу или посвященные Богу, которые тем самым приобретают святость».5 Из этого следует, что святость имеет производный вид и не является «святостью Бога», а святостью приобретенной посредством служения Богу. Это не «кадош», а «пуришим»

(й->упз,) — не «совершенно иное», а отделенное, обособленное, праведное6.

* * *

«Святость» Творца и творения. Основная идея Ветхого Завета проявляется в Пятикнижие в контексте непостижимой святости Бога и греховности человека.

1 Богословско-литургический словарь // Азбука веры [Электронный ресурс].— URL: https:// azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_Bogosluzhenie/bogoslovsko-liturgichesky-slovar/267 (дата обращения: 2019-09-20).

2 Эвен-Исраэль (Штейнзальц) Адин. Роза о тринадцати лепестках / пер. с англ. Розеноер Шло-мо. — М.: Книжники, 2016.— С. 34.

3 Там же.— С. 36.

4 Ключевые понятия Библии в тексте Нового Завета. Словарь-справочник.— СПб: Изд-во «Гер-меневт», 1996.— С. 127-128.

5 Эвен-Исраэль (Штейнзальц) Адин. Роза о тринадцати лепестках / пер. с англ. Розеноер Шло-мо.— М.: Книжники, 2016.— С. 71-72.

6 Каценельсон Л.И. Фарисеи // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. СПб., 1907. 82 Т. и 4 доп.— С. 86.

Ветхий Завет уазывает на: «необходимость покаяния».1 Наиболее точно это отразил в своем труде Иехуда ха-Леви (ум. 1145) в книге «Сефер Хузари»2, которую одинаково используют в своих трудах последователи кабалистической традиции и хасиды. Бог свят, в этой связи свободен от всей материи, Господь взаимодействует со своими творениями но ни коим образом не зависитот материи и творений. «Святость» — сила и энергия которая исходит на избранное Богом в своем непостижимом промысле. Во первых, на богоизбранный народ, на то наречие на котором говорит тот народ, на места особого присутствия Бога и Храм. Человек стремящийся к «святости» по Ветхому Завету должен отрешиться земного пренебречь скверным и нечистым, но в тоже самое время не должен уходить от повседневной жизни с ее требованиями и потребностями. Основным атрибутом святого человека является непричастность ко греху и предосудительному поведению, добрые дела и нравственная чистота. Наши современники и русские богословы, такие, как протоиерей Олег Давыденков трактуют это под другим углом: «Святость как свойство Божие означает, что Бог в Своих стремлениях определяется и руководствуется представлениями об одном высочайшем добре. Так как Бог чист от греха и не может согрешить, то Он любит в творениях добро и ненавидит зло»3. По мнению другого, не менее выдающегося теолога протоиерея Геннадия Егорова: «Особенность Ветхозаветного Откровения в том, что святость, отделенность поставляется в связь со святостью Божией. И в первую очередь это показывает, что Бог, будучи абсолютным Духом, будучи Творцом, отделенный от всей твари и чуждый всякого греха и всего греховного, имеет полноту нравственного совершенства. И всякая святость человеческая является откликом и приобщением к этой святости Божией. И в библейском употреблении понятие святости приобретает именно значение нравственного совершенства».4 Святость Бога распространяется не только на, Самого Бога но и на Его «атрибуты». Как и все древние народы, народ израильский поддерживал теорию о прямой зависимости имени е его носителе. В этой связи мы множество раз встречаем в Ветхом Завете указание о недопустимости использования имени Бога в повседневной жизни (в суе) свидетельствует книга Исхода: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исх. 20:7). Основываясь на данном указании Имя Бога знали немногие, только избранные — священники. Священник так же не мог злоупотреблять именем Бога и согласно второй книге Пятикнижия произносил его только раз в год: «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам» (Исх. 3:14). По мнению архимандрита Иануария (Ивлева): «В оригинале Имя Божие

1 Священное Писание Ветхого Завета (Моисеево Пятикнижие). Под редакцией прот. В. Иванова. - М.: Издательство Московского института духовной культуры, 2006. - С. 146.

2 Иехуда Галеви, перевод на русский: Голда Липш (с ивритского перевода И. Эвен Шмуэля). Ку-зари. араб. Китаб ал-хиджджа в-ад-далил фи наср ад-дин аз-залил / Герман Брановер. — Иерусалим: Шамир, 1980.— 336 с.

3 Давыденков О., прот. Догматическое богословие: Учебное пособие. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. — С. 117.

4 Егоров Г., иер. Священное Писание Ветхого Завета. Часть первая. Книги законоположитель-ные и учительные.— М.: Изд-во ПСТГУ, 2004.— С. 55.

(в Исх. 3:14 звучит как «Эхье ашер эхье») означает одновременно как присутствие и покровительство Божие, так и Его абсолютную свободу и суверенность»1.

Учитывая последнее утверждение, возможно сделать вывод, что полной и независимой святостью обладает только сам Господь, и не кто из других творений. Святость творения подразумевает не личную непогрешимость, а дар благодати Божией. Первоисточником святости является сам Господь, то что он по Своей воле освящает является святым не по своим личным заслугам а по снисхождению Бога. Сопричастником святости Божией становится все посвященное Ему или избранное Им по своему величайшему произволению. Автор книги приводит слова Бога: «ибо Я — Господь Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я [Господь, Бог ваш] свят; и не оскверняйте душ ваших каким-либо животным, ползающим по земле,» (Лев. 11:44). а так же: «объяви всему обществу сынов Израилевых и скажи им: святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш.» (Лев. 19:2). Уже первые христиане задавались этим вопросом, святитель Кирилл Иерусалимский предлагает следующее толкование этому отрывку, говоря: «поистине един Свят, Кто по естествусвят. И мы святы, но не по естеству, а по причастию, подвигу и молитве».2

Святость источника — Бога в самом начале рассматривалась как отличное и суверенное понятие. Понимание святости в Пятикнижие подразумевает под собой все, что так или иначе соприкасается с областью Божественного или посвящено Богу. Протоиерей Олег Давыденко пишет: «Поэтому свято также и имя Божие, и слово Божие, закон, храм Божий, а также люди, всецело посвятившие себя служению Богу и творящие Его волю».3

Атрибутами святости обладает сам богоизбранный народ. Израильтяне были избраны из основной и многочисленной массы народностей населяющих Землю. Это засвидетельствовано в книге Исхода: «итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым.» (Исх. 19:5,6).

Отталкиваясь от вышеизложенного, казалось бы что весь народ израильский является святым, но Господь из среды «святого» народа выделяет отдельное колено, которое наделяет правом священства. Священники являют собой связующее звено межу Богом и человечеством. В этой связи к ним предъявляются более строгие требования относительно морально нравственного состояния и обрядовой дисциплины. Автор говорит о том, что: «Они должны быть святы Богу своему и не должны бесчестить имени Бога своего, ибо они приносят жертвы Господу, хлеб Богу своему, и потому должны быть святы» (Лев. 21:6). Но и среди отдельно выделенного колена священников отдельно выделяются первосвященники. Первосвященники имели особую

1 Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Библейский взгляд на святость Бога и святость людей// Синодальная комиссия по канонизации святых [Электронный ресурс].— URL: http:// kanonkom.ru/docs/arhimandrit-iannuariy-ivliev-bibleyskiy-vzglyad-na-svyatost-boga-isvyatost-lyudey.html (дата обращения: 20.09.2019).

2 Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводствен-ные.— М.: Благовест, 2010.— С. 348

3 Давыденков О., прот. Указ. соч.— С. 118.

одежду и другие отличительные знаки, такие как золотая пластина с надписью. Это указание можно найти в книге Исхода: «И сделай полированную дощечку из чистого золота, и вырежь на ней, как вырезывают на печати: «Святыня Господня» (Исх. 28:36).

Кроме всего вышеперечисленного святым могло быть территория или место освященное особым присутствием Бога. Место, связанное с каким либо религиозным действием или обрядом. Более подробно об этом узнаем со слов пророка Моисея: «И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх. 3:5).

Время, событие или какой либо хронологический промежуток, так или иначе касающийся категории Божественного, считается святым и освященным. Во второй книге Пятикнижия мы видим особое выделение времени и дат: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх. 20:8-11).

Особое место выделяют для предметов, используемых при богослужении, одежда священнослужителей левитов, ритуальные сосуды, одежда и другие предметы вспомогательного назначения.

Понятие «святости» подробно раскрывается в книге Левит, она посвящена прежде всего рассмотрению вопросов Богослужения и взаимоотношения человека с Богом в Ветхозаветное время. е. Книга Левит приводит критерии святости и освященности. Главная идея книги- святость: «Закон святости» (Лев. 17,1-26,46). Отдельное внимание уделяется вопросам чистоты веры и обрядовой чистоты. Поэтому большинство предписаний оканчиваются фразой «Я Господь», что подчеркивает их основание в святости Бога. Протоиерей Александр Мень, в своем труде по исагогике: «Святость в данном контексте означает отделение ветхозаветной Церкви от языческого мира и ее бытие как удела Божия ("святой" значит обособленный, принадлежащий Богу). Святость вы-ражатся не только в культе, но и в соблюдении нравственных заповедей, основанных на Декалоге»1.

* * *

Ветхозаветная модель взаимоотношений человека с Богом напрямую связана с пониманием и трактовкой «святости». Особенностью Пятикнижия и содержащегося в нем Божественного Откровения, является то, что святость творения неразрывно связана со святостью Творца. Бог, будучи совершенным, отделен всякого греха и нечистоты, содержит в себе всю полноту святости и нравственного совершенства. Святость творения является отблеском святости Бога, и действием его благодати освящается человек. Ветхозаветное понятие святости раскрывается в учении пророка Моисея. Заложенный в Торе Божественный Закон был усвоен богоизбранным народом не сразу и не в полном

1 Мень Александр, прот. Исагогика. — М.: Фонд имени Александра Меня, 2000.— С. 222-223. 16

объеме, это касается и понимания святости. Потребовалось несколько столетий, десятки пророков, плен и избавление, чтобы донести слова Бога до народа израильского. Ценности основные были вытеснены ценностями второстепенными, святость как сопричастность божественному отошла на второй план. Нравственная чистота, обрядовые указания и внешняя часть богообщения утеряла связь с внутренней первопричиной и конечной целью обожения.

Святость достигается посредством двух составляющих: удаление от греха и следованием Заповедям Божиим в сочетании с действием Благодати Божией. Святость в ветхом завете понимается как отделенность от земного несовершенства, посвященность Богу. Стремление удалится от запрешенного и приблизится к Богу через соблюдение предписаний и нравственной дисциплины. Люди которые выбрали путь исполнения заповедей Божиих выделены отдельно: «И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» (Быт. 5:24). Еще более распространенным является такое выражение — «ходить путями Божьими»: «Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его» (Пс. 127:1), так как спасение, блаженство, мир достижимы только на путях Бога. Как понимается в Библии путь Божий? Об этом сказано словами Иисуса Христа: «Я есмь путь и истина и жизнь...» (Ин. 12:6). Святость — это не просто безгрешность, а следование заповедям Бога: «Бойся Господа и удаляйся от зла» (Притчи 3:7).

Это проблема актуальна и в настоявшее время. Господь неоднократно возвращает наше внимание к основной цели нашего бытия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Осипов А.И. «Нужна ли святость человеку?».— М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2015.— 160 с.

2. Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Библейский взгляд на святость Бога и святость людей (Электронный ресурс) // Синодальная комиссия по канонизации святых [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://kanonkom.ru/docs/arhimandrit-iannuariy-ivliev-bibleyskiy-vzglyad-na-svyatost-boga-isvyatost-lyudey.html (дата обращения: 2019-09-20).

3. Библейская Энциклопедия Брокгауза [Электронный ресурс].— Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/biblejskaja-entsiklopedya brokgauza/3660 (дата обращения 2019-09-20).

4. Давыденков О., прот. Догматическое богословие: Учебное пособие.— М.: Изд-во ПСТГУ, 2013.— 622 с.

5. Мень Александр, прот. Исагогика.—М.: Фонд имени Александра Меня, 2000.— 361 с.

6. Егоров Г., иер. Священное Писание Ветхого Завета. Часть первая. Книги законо-положительные и учительные.—М.: Изд-во ПСТГУ, 2004.— 140 с.

7. Историко-этимологический словарь современного русского языка.— М.: Русский язык, 1999.— Т. 2.— 560 с.

8. Ключевые понятия Библии в тексте Нового Завета. Словарь-справочник / Гел-лей Г. — СПб.: Герменевт, 1996.— 192 с.

9. Лурье В.М. Введение в критическую агиографию.— СПб.: Axioma, 2009.— 238 с.

10. Свешников В.В. Очерки христианской этики / Протоиерей Владислав Свешников.— М.: Лепта Книга, 2010.— 780 с.

11. Священное Писание Ветхого Завета (Моисеево Пятикнижие). Под редакцией прот. В. Иванова.— М.: Издательство Московского института духовной культуры, 2006.— 224 с.

12. Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре.— М., 1995.— 873 с.

Larin Alexey Igorevich, Master's student of the St. Petersburg Theological Academ, teacher of the Yaroslavl theological seminary E-mail: Studierende44@yandex.ru

THE CONCEPT OF HOLINESS IN THE PENTATEUCH

The author describes the peculiarities of understanding the term "holiness" in the Books of Law of the Old Testament. In the life of a Christian, the concept of "holiness" has no clear boundaries and outlines, "holiness" is often considered an analogue of sinlessness or perfection. In this regard, there is a need to reveal a verbal and semantic understanding of holiness. In order to fully clarify the concept of holiness, the origin of the term, its original meaning and use should be clarified. Key words: the Bible, the Pentateuch, holiness, holiness of God, the chosen people. Citation: Larin A.I. The concept of holiness in the Pentateuch //. Ipatievsky vest-nik.—2020.—№ 4.—Р. 11-18.

REFERENCES

1. Osipov A.I. «Nuzhna li svyatost' cheloveku?».— M.: Izdatel'stvo Moskovskoy Patri-arkhii Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi, 2015.— 160 s.

2. Arkhimandrit Iannuariy (Ivliyev). Bibleyskiy vzglyad na svyatost' Boga i svyatost' lyudey (Elektronnyy resurs) // Sinodal'naya komissiya po kanonizatsii svyatykh [Elektronnyy resurs].— Rezhim dostupa: http://kanonkom.ru/docs/arhimandrit-iannuariy-ivliev-bibleyskiy-vzglyad-na-svyatost-boga-isvyatost-lyudey.html (data obrashcheniya: 2019-09-20).

3. Bibleyskaya Entsiklopediya Brokgauza [Elektronnyy resurs].— Rezhim dostupa: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/biblejskaja-entsiklopedya brokgauza/3660 (data obrashcheniya 2019-09-20).

4. Davydenkov O., prot. Dogmaticheskoye bogosloviye: Uchebnoye posobiye. — M.: Izd-vo PSTGU, 2013.— 622 s.

5. Men' Aleksandr, prot. Isagogika.—M.: Fond imeni Aleksandra Menya, 2000.— 361 s.

6. Yegorov G., iyer. Svyashchennoye Pisaniye Vetkhogo Zaveta. Chast' pervaya. Knigi zakonopolozhitel'nyye i uchitel'nyye.—M.: Izd-vo PSTGU, 2004.— 140 s.

7. Istoriko-etimologicheskiy slovar' sovremennogo russkogo yazyka.— M.: Russkiy yazyk, 1999.— T. 2.— 560 s.

8. Klyuchevyye ponyatiya Biblii v tekste Novogo Zaveta. Slovar'-spravochnik / Gelley G.— SPb.: Germenevt, 1996.— 192 s.

9. Lur'ye V.M. Vvedeniye v kriticheskuyu agiografiyu.— SPb.: Axioma, 2009.— 238 s.

10. Sveshnikov V.V. Ocherki khristianskoy etiki / Protoiyerey Vladislav Sveshnikov.— M.: Lepta Kniga, 2010.— 780 s.

11. Svyashchennoye Pisaniye Vetkhogo Zaveta (Moiseyevo Pyatiknizhiye). Pod redaktsiyey prot. V. Ivanova.— M.: Izdatel'stvo Moskovskogo instituta dukhovnoy kul'tury, 2006.— 224 s.

12. Toporov V.N. Svyatost' i svyatyye v russkoy dukhovnoy kul'ture.— M., 1995.— 873 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.