Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ РОЗЫСКНОЙ РАБОТЫ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ФСИН РОССИИ И ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ЕЁ ОРГАНИЗАЦИИ'

ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ РОЗЫСКНОЙ РАБОТЫ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ФСИН РОССИИ И ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ЕЁ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
921
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОПЕРАТИВНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ФСИН РОССИИ / ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / INVESTIGATIONAL-SEARCH ACTIVITY / SEARCH STAFF OF FPES OF RUSSIA / LEGAL REGLAMENTATION OF SEARCH ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бакунчев Андрей Геннадьевич

В статье рассматриваются понятие, сущность розыскной работы оперативных подразделений ФСИН России, проблемы организации оперативно-розыскной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concept, essence of investigation of the staff of corrective institutions of FPES of Russia and its organizational problems

The concept, essence of investigation in corrective institutions of FPES of Russia and its organizational problems are considered in the article.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ РОЗЫСКНОЙ РАБОТЫ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ФСИН РОССИИ И ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ЕЁ ОРГАНИЗАЦИИ»

УДК 343.102

А. Г. Бакунчев

ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ РОЗЫСКНОЙ РАБОТЫ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ФСИН РОССИИ И ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ЕЁ ОРГАНИЗАЦИИ

A. G. Bakunchev

CONCEPT, ESSENCE OF INVESTIGATION OF THE STAFF OF CORRECTIVE INSTITUTIONS OF FPES OF RUSSIA AND ITS ORGANIZATIONAL PROBLEMS

В статье рассматриваются понятие, сущность розыскной работы оперативных подразделений ФСИН России, проблемы организации оперативно-розыскной деятельности.

The concept, essence of investigation in corrective institutions of FPES of Russia and its organizational problems are considered in the article.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, оперативные подразделения ФСИН России, правовая регламентация оперативно-розыскной деятельности.

Key words: investigational-search activity, search staff of FPES of Russia, legal reglamentation of search activity.

С зарождением теории оперативно-розыскной деятельности понятие и сущность розыска становятся предметом исследований в этой области научных знаний. Первую кандидатскую диссертацию по проблемам розыскной работы в 1963 году защитил В. А. Лукашов, который, выступая против расширительного толкования понятия розыска, ограничивал его содержание поиском уже известных правоохранительным органам объектов: совершивших побег осуждённых, скрывшихся преступников, без вести пропавших лиц и иных категорий разыскиваемых. Такой подход к понятию розыскной работы в настоящее время прочно закрепился в оперативно-розыскной теории.

В теории оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД), а также в практической деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, под розыскной работой (розыском) оперативных подразделений ФСИН понимается базирующаяся на законах (в первую очередь - уголовно-процессуальном, уголовно-исполнительном и оперативно-розыскном) и отдельных подзаконных нормативных актах комплексная система оперативно-розыскных, уголовно-процессуальных, административно-правовых и иных мероприятий, осуществляемых в рамках особого делопроизводства (дела оперативного учёта) уполномоченными на то законом субъектами и направленных на установление местонахождения подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осуждённых, совершивших побег и уклоняющихся от отбывания наказания в виде лишения свободы, выявление и устранение причин и условий, способствующих длительному укрывательству.

Розыскная работа является самостоятельным направлением деятельности оперативных подразделений ФСИН России. Ей присущ ряд характерных отличительных признаков: нормативно-правовой характер, комплексность применяемых средств и методов, взаимодействие с другими субъектами розыскной работы, в том числе иностранных государств, и некоторые другие.

Правовой характер розыскной работы заключается в том, что она основывается на нормах права и детально регламентируется нормативными актами как законодательного, так и подзаконного уровня.

К числу законодательных актов, составляющих правовую основу розыскной работы, следует в первую очередь отнести федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности». В данном законе розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, включён в круг основных задач всей ОРД, определён перечень допустимых к применению в процессе розыска оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ), закреплены основания и условия их проведения, регламентированы другие аспекты розыскной работы.

Важным элементом правовой основы является уголовно-процессуальное законодательство, в котором закреплены основания для розыска скрывшихся от следствия и суда подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, определены основные полномочия субъектов розыска (ст. 210, 238 и 253 УПК РФ).

В ст. 84 Уголовно-исполнительного кодекса РФ задача по розыску осуждённых, совершивших побег или уклоняющихся от отбывания лишения свободы, включена в перечень основных задач оперативно-розыскной деятельности в ИУ.

К нормативным актам подзаконного уровня относятся ведомственные приказы и инструкции, регламентирующие вопросы организации и тактики розыскной работы.

В соответствии с этими нормативными правовыми актами, в зависимости от территориальных границ осуществления ОРМ розыск делится на четыре основных вида: местный, федеральный, межгосударственный и международный. Применение того или иного вида розыска зависит от наличия соответствующих правовых оснований и соблюдения определённых процедурных требований.

Местный розыск - это вид розыска, проводимого в основном в пределах одного субъекта РФ (комплекс оперативно-розыскных, поисковых, информационно-справочных и иных действий), направленный на обнаружение разыскиваемого лица, при котором сигнальная система оперативно-справочных учетов ИЦ и адресных бюро используется локально1. Он начинается после проведения первоначальной проверки. При этом не исключается возможность проведения отдельных ОРМ за пределами территориальной юрисдикции инициатора розыска им самим либо по его письменному заданию оперативными подразделениями других правоохранительных органов.

Основным нормативным актом, регулирующем организацию местного, федерального и международного розыска, является Инструкция об организации и тактике розыскной работы органов внутренних дел.

В соответствии с этой инструкцией, в случае, когда меры местного розыска исчерпаны, а его цель не достигнута, объявляется федеральный розыск.

Федеральный розыск — это вид розыска (комплекс оперативно-розыскных, поисковых, информационно-справочных и иных действий, направленный на обнаружение разыскиваемого лица), при котором используется сигнальная

1 В данном случае розыскные карточки на лицо помещаются в оперативно-справочную картотеку ИЦ адресного бюро МВД, УВД по месту объявления розыска и в ГИЦ МВД РФ. В необходимых случаях по ходатайству инициатора розыска указанные карточки могут помещаться в оперативно-справочные картотеки и адресные бюро в регионах вероятного появления разыскиваемого.

система всех оперативно-справочных учетов ИЦ и адресных бюро, МВД, УВД регионов, входящих в Российскую Федерацию (централизованно).

Привлечённые к уголовной ответственности лица, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, побег из мест лишения свободы и предварительного заключения или из-под стражи, а также вооружённые огнестрельным оружием либо имеющие при себе вещества, применение которых может привести к гибели людей или причинить вред их здоровью, объявляются в федеральный розыск немедленно, после принятия процессуального решения о производстве розыска. Обвиняемые, совершившие преступления небольшой и средней тяжести, объявляются в федеральный розыск по истечении трёх месяцев с начала местного розыска.

При наличии информации о выезде разыскиваемых обвиняемых, осуждённых и лиц, пропавших без вести, за пределы Российской Федерации, федеральный розыск объявляется незамедлительно одновременно с международным розыском.

Межгосударственный розыск - это вид розыска, направленный на обнаружение разыскиваемых лиц, находящихся за пределами государства (инициатора розыска), на территории государств - участников СНГ, при котором используется сигнальная система всех оперативно-справочных учётов ИЦ и адресных бюро министерств внутренних дел стран Содружества. Межгосударственный розыск осуществляется на основаниях и в порядке, предусмотренных Инструкцией о едином порядке осуществления межгосударственного розыска лиц, утверждённых решением Совета министров внутренних дел государств - участников СНГ в ред. от 7 сентября 2007 года.

В соответствии с указанием МВД России «Об объявлении Инструкции о едином порядке осуществлении межгосударственного розыска лиц» межгосударственный розыск на территории РФ аналогичен системе федерального розыска, но не подменяет собой международный розыск.

В соответствии с Инструкцией о едином порядке осуществлении межгосударственного розыска лиц, субъектами межгосударственного розыска являются МВД стран Содружества, осуществляющие взаимодействие через свои центральные аппараты. Однако при наличии конкретной информации о местонахождении лица возможно направление поручения в конкретный территориальный или линейный ОВД.

По общему правилу каналы Интерпола при межгосударственном розыске не используются, однако при наличии конкретных данных о местонахождении лиц как на территории стран Содружества, так и дальнего зарубежья розыск осуществляется в соответствии с Уставом Интерпола и национальным законодательством.

Для объявления лица в межгосударственный розыск выносится специальное постановление, которое через ИЦ МВД направляется в Межгосударственный информационный банк (МИБ), который создан в ГИАЦ. В свою очередь МИБ передает сведения в ИЦ МВД всех стран Содружества для размещения в своих оперативно-справочных картотеках.

Межгосударственный розыск объявляется при условии, что в отношении разыскиваемого избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. На территории РФ межгосударственный розыск объявляется одновременно с федеральным без вынесения специального постановления.

Международный розыск — это вид розыска (комплекс оперативно-розыскных и информационно-справочных мероприятий), направленный на обнаружение разыскиваемых лиц, проводимых в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и правоохранительными органами зарубежных стран через посредничество национальных бюро Интерпола.

Международный розыск состоит в проведении комплекса оперативно-розыскных и информационно-справочных мероприятий компетентных органов государства-участника розыска и запрашиваемых зарубежных стран, направленный на обнаружение, арест и выдачу (экстрадицию) разыскиваемых лиц, проводимых на территории каждого из участвующих в розыске государств в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также международными договорами, заключёнными между этими странами и национальным законодательством.

Технология информационной работы по линии Интерпола определена в согласованной с Генеральной прокуратурой Российской Федерации межведомственной Инструкции об организации информационного обеспечения сотрудничества правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации по линии, утверждённой совместным приказом МВД РФ № 786, Минюста РФ № 310, ФСБ РФ № 470, ФСО РФ № 454, ФСКН РФ № 333, ФТС РФ № 971 от 06.10.2006 (в ред. от 22 сентября 2009 г.).

В соответствии с межведомственной Инструкцией субъектами оперативно-розыскного сотрудничества по линии Интерпола являются:

- органы внутренних дел Российской Федерации (далее - ОВД);

- органы Федеральной службы безопасности;

- таможенные органы Российской Федерации;

- территориальные органы ФСИН;

- оперативное управление ФСО;

- главные судебные приставы субъектов Российской Федерации, их заместители;

- территориальные органы Государственной противопожарной службы;

- органы ФСКН РФ.

Одним из основных субъектов розыскной работы выступают оперативные подразделения ФСИН. Осуждённые, уклоняющиеся от отбывания наказания в виде лишения свободы или совершившие побег из мест лишения свободы, объявляются в международный розыск при условии, что они осуждены к наказанию в виде лишения свободы на срок не менее четырёх месяцев.

На оперативные подразделения ФСИН России возложены задачи по розыску лиц, совершивших побег из учреждений УИС и уклоняющихся от отбывания наказаний в виде лишения свободы, оказанию содействия при проведении первоначальных ОРМ в отношении лиц, скрывающихся от контроля уголовно-исполнительных инспекций (в 2008 году было установлено более 350). В соответствии с указаниями директора ФСИН России проводятся постоянные проверки по имеющимся учётам МВД РФ с целью установления лиц, находящихся в федеральном, межгосударственном и международном розыске и отбывающих наказание под чужими установочными данными.

Постоянно осуществляется взаимодействие с другими правоохранительными органами, в том числе иностранных государств: исполняются запросы и розыскные задания по установлению местонахождения лиц, числящихся в межгосударственном розыске (в 2008 году установлено 16 лиц, находящихся в розыске МВД Республики Беларусь).

Таким образом, круг субъектов розыскной работы достаточно широк и требует чёткого взаимодействия и координации их действий.

В качестве примера можно привести взаимодействие оперативных подразделений ФСИН и ОВД по розыску лиц, совершивших побег, которое выражается в:

- совместном планировании розыскных мероприятий на случай побега. Взаимодействие на данном направлении регламентирует совместный приказ МВД и МЮ РФ от 19.07.2002 г. «О совершенствовании работы по розыску лиц, совершивших побег из учреждения УИС, лиц, уклоняющихся от отбытия наказания в виде лишения свободы». В приказе определено положение о передаче в отделы розыска ФСИН розыскных дел, в отношении лиц, совершивших побег из учреждений УИС, или уклоняющихся от наказания в виде лишения свободы. До этого розыскные дела вели розыскные подразделения ОВД. Такое распределение обязанностей позволяет без дублирования этой работы эффективно вести розыск. За истекший период количество находящихся в розыске удалось сократить вдвое;

- совместном осуществлении розыскных мероприятий в районе места побега. Розыскные подразделения ОВД обязаны заводить дубликаты розыскных дел по розыску осуждённых за особо тяжкие преступления, а также вызвавших большой общественной резонанс, если на территории их оперативного обслуживания будут установлены связи бежавшего. Основанием для заведения дубликата розыскного дела будут материалы органов ФСИН России;

- осуществлении оперативно-розыскной деятельности в порядке, установленном действующим законодательством при объявлении разыскиваемого в федеральный или международный розыск. Согласно положениям приказа при объявлении федерального розыска осуждённых используются возможности ГИЦ МВД. Статистические карточки на заведённые розыскные дела и лиц, объявленных в розыск, направляются в ИЦ УВД. Через филиалы НЦБ Интерпола (структурное подразделение МВД РФ) осуществляются запросы об установлении местонахождения осуждённого на территории иностранных государств. Кроме этого, на оперативные подразделения ОВД возлагается организация комплекса ОРМ в отношении разысканных осуждённых по месту задержания с целью установления фактов совершения преступлений в розыске, а также возможного получения информации в отношении других лиц, скрывшихся от правоохранительных органов.

С целью выявления имеющихся проблем при организации розыскной деятельности оперативными подразделениями ФСИН на кафедре уголовного права и уголовного процесса Томского филиала Кузбасского института ФСИН России в период с 2008 по 2011 гг. проводилось научное исследование. В ходе него было осуществлено анкетирование сотрудников подразделений розыска из разных регионов России. В анкетировании приняло участие 79 %

респондентов с высшим образованием и 21 % со средним техническим образованием. Около 55 % имеют стаж оперативной работы свыше 2-х лет.

Анализ анкет показал следующее. При проведении розыскных мероприятий 49 % опрашиваемых взаимодействуют с оперативно-техническими подразделениями ФСИН, 48 % - с подразделениями полиции ОВД и лишь 3 % - с оперативно-поисковыми подразделениями. В основном проводятся оперативно-технические мероприятия (ПТП - 30 %, КПО - 18 %). Из оперативно-поисковых мероприятий проводятся в основном оперативные установки - 29 %, скрытое наблюдение собственными силами - 18 %. Разведывательный поиск осуществляется лишь 5 % опрашиваемых. Здесь явно просматриваются пробелы в использовании сил вспомогательных подразделений. Сотрудники подразделений розыска в основном стараются работать личным сыском, что не всегда оправдано. В течение года около 50 % опрашиваемых исполняют более 10 розыскных заданий, около 30 % опрашиваемых исполняют менее 5 розыскных заданий, около 15 % опрашиваемых исполняют от 5 до 10 розыскных заданий. При исполнении розыскных заданий в 60 % случаев задерживается лицо. Только 49 % опрашиваемых получают при выезде на задержание табельное оружие, из них только половина делает это постоянно. За некоторыми сотрудниками до сих пор не закреплено табельное оружие. Никто из опрашиваемых не получает перед задержанием бронежилет. Это, на наш взгляд, существенно влияет на обеспечение личной безопасности сотрудников и в конечном итоге - на результаты розыскной работы. На вопрос «Как Вы оцениваете эффективность Вашей оперативной работы по розыску (по пятибалльной системе)?» была выставлена средняя оценка 3,2. В ходе опроса установлено, что в основном занятия по ОРД в рамках служебной подготовки проводятся в подразделениях один раз в месяц. Но лишь в 40 % случаев они сопровождаются анализом конкретных ситуаций по розыску, а в 60 % ограничиваются лишь изучением ведомственных нормативных правовых актов. В среднем 1-2 сотрудника подразделения были поощрены в течение года за получение информации, способствующей розыску, что явно недостаточно, на наш взгляд, хотя стоит согласиться с тем, что делать это нужно дифференцированно. В вопросе «Какие проблемы возникают при розыске?» опрашиваемые отметили следующее: отсутствие автотранспорта, недостаточное количество выделяемых ГСМ, проблемы с командировочными, отсутствие документов прикрытия, недостаточное взаимодействие с ОВД (особенно с оперативно-поисковыми подразделениями), недостаточное информационное обеспечение (отсутствие собственных баз данных, недостаточная оперативность проверок по базам МВД), несовершенство нормативного правового регулирования и др.

На наш взгляд, решение выявленных проблем может способствовать повышению эффективности розыска лиц, совершивших побег или уклоняющихся от отбывания наказания в виде лишения свободы и, как следствие, решению одной из задач, стоящих перед оперативными подразделениями ФСИН России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.