Научная статья на тему 'Понятие, сущность и содержание правового института недропользования в Российской Федерации'

Понятие, сущность и содержание правового института недропользования в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
недра / полезные ископаемые / недропользование / пользование недрами / участки недр / subsoil / minerals / subsoil use / subsoil use / subsoil areas

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Руслан Эдгарович Арамян

В научной статье раскрывается правовая природа института недропользования, определяются терминологические особенности понятий «владение», «пользование» и «распоряжение» по отношению к участкам недр. Отмечается, что правовая категория «недропользование» («пользование недрами», «пользование участками недр») включает не только полномочие пользования, но в той или иной степени содержит полный комплекс правомочий, в том числе полномочие владения и распоряжения. На основе осуществленного правового анализа сформулированы рекомендации по совершенствованию нормативных предписаний действующего законодательства о недрах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept, essence and content of the legal institute of subsoil use in the Russian Federation

The scientific article reveals the legal nature of the subsoil use institute, defines the terminological features of the concepts of «ownership», «use» and «disposal» in relation to subsoil areas. It is noted that the legal category of «subsoil use» («use of subsoil», «use of subsoil areas») includes not only the authority to use, but also, to one degree or another, contain a full range of powers, including the authority to own and dispose. Based on the legal analysis, recommendations are formulated to improve the regulatory requirements of the current legislation on subsoil.

Текст научной работы на тему «Понятие, сущность и содержание правового института недропользования в Российской Федерации»

Закон и право. 2024. № 10. С. 46-54.

Law and legislation. 2024;(10):46-54.

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ

Научная статья

УДК 342

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-10-46-54 NIION: 1997-0063-10/24-498

EDN: https://elibrary.ru/CRTMXY MOSURED: 77/27-001-2024-10-698

Понятие, сущность и содержание правового института недропользования в Российской Федерации

Руслан Эдгарович Арамян

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия, westsunn@mail.ru

Аннотация. В научной статье раскрывается правовая природа института недропользования, определяются терминологические особенности понятий «владение», «пользование» и «распоряжение» по отношению к участкам недр. Отмечается, что правовая категория «недропользование» («пользование недрами», «пользование участками недр») включает не только полномочие пользования, но в той или иной степени содержит полный комплекс правомочий, в том числе полномочие владения и распоряжения. На основе осуществленного правового анализа сформулированы рекомендации по совершенствованию нормативных предписаний действующего законодательства о недрах.

Ключевые слова: недра, полезные ископаемые, недропользование, пользование недрами, участки недр.

Для цитирования: Арамян Р.Э. Понятие, сущность и содержание правового института недропользования в Российской Федерации // Закон и право. 2024. № 10. С. 46—54. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-10-46-54 EDN: https://elibrary.ru/CRTMXY

PUBLIC LAW (STATE-LEGAL) SCIENCES

Original article

The concept, essence and content of the legal institute of subsoil use in the Russian Federation

Ruslan E. Aramyan

Russian Presidential Academy of National Economy and Public

Administration, Moscow, Russia, westsunn@mail.ru

Abstract. The scientific article reveals the legal nature of the subsoil use institute, defines the terminological features of the concepts of «ownership», «use» and «disposal» in relation to subsoil areas. It is noted that the legal category of «subsoil use» («use of subsoil», «use of subsoil areas») includes not only the authority to use, but also, to one degree or another, contain a full range of powers, including the authority to own and dispose. Based on the legal analysis, recommendations are formulated to improve the regulatory requirements of the current legislation on subsoil.

Keywords: subsoil, minerals, subsoil use, subsoil use, subsoil areas.

For citation: Aramyan R.E. The concept, essence and content

of the legal institute of subsoil use in the Russian Federation // Law and legislation. 2024;(10):46—54. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-10-46-54 EDN: https://elibrary.ru/CRTMXY

© Арамян Р.Э. М., 2024.

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2024

Я правоотношениях, возникающих при эксплуатации подземных ресурсов, основ--■»^■ной является правовая категория «недра». Однако следует отметить, что в Конституции Российской Федерации ее прямое определение отсутствует. Единственное упоминание «недр» содержится в конституционных положениях о том, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся «вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами» (п. «в» ч. 1 ст. 72).

Закон Российской Федерации «О недрах» от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 (далее — Закон о недрах) [4] устанавливает, что «недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения». Такое определение устанавливает не только пространственные границы недр, но и подчеркивает их значимость как объекта права, требующего особого регулирования. Современные технологии позволяют проникать на значительные расстояния от земной коры, открывают новые возможности добычи редких минералов и освоения геотермальной энергии.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ относит недра к числу объектов, требующих особой охраны и защиты от негативного влияния, вызванного хозяйственной или иной деятельностью человека [3]. Наряду с другими природными объектами и ресурсами, такими, как атмосферный воздух, воды, почвы, растительный и животный мир, недра рассматриваются как неотъемлемая часть окружающей среды, подлежащая сохранению от загрязнения, истощения, деградации, порчи и уничтожения.

В юридической доктрине также осуществляется изучение правовой природы и признаков понятий «недра» и «недропользование».

Н.И. Леснова отмечает, что без однозначного понимания этих терминов «создать эффективную законодательную систему, способную регулировать сложные, возникающие при использовании подземных ресурсов, отношения — невозможно» [14, с. 279]. Необходима разработка эффективных правовых основ лицензирования, контроля и надзора за деятельностью в сфере недропользования, а также оснований ответственности за нарушение установленных норм и правил.

И.А. Угольков, исходя из многообразия форм использования подземных ресурсов, подчеркивает их практическую значимость, функциональную ценность и предлагает следующее определение: «недра представляют собой часть природной среды, расположенную ниже слоя почвы, а при его отсутствии — ниже поверхности земли и дна водоемов и водотоков, простирающуюся до глубин, доступных для геологического исследования и промышленного, научного, культурного и иных видов освоения человеком» [16, с. 165].

Дефиницию, сформированную на основе объединения ресурсного и структурного подходов, предлагает В.Б. Ибрагимов: «недра — это компонент природной среды, находящийся в подземном пространстве, состоящий из земной коры, мантии и ядра Земли, содержащий полезные ископаемые, энергетические и другие ресурсы» [11, с. 20]. Также исследователь отмечает, что недра являются природным ресурсом. Обозначенный подход, полагаем, наиболее полно включает существенные признаки определяемого понятия.

При этом недра не следует отождествлять с понятием полезных ископаемых. Вторые являются имеющими промышленную ценность природными веществами, которые существуют в твердой, жидкой (за исключением воды) или газообразной формах, но не исчерпывают полного содержания, составляют лишь часть недр. Данное обстоятельство важно учитывать при планировании добычи полезных ископаемых. Такая деятельность потенциально может оказать воздействие и на другие компоненты недр — геологические формации, минералы, подземные воды, газовые и нефтяные месторождения, геотермальные ресурсы.

В зависимости от распространенности и ценности полезные ископаемые классифицируются на две основные подгруппы, каждая из которых имеет свои особенности применения. К первой относятся общераспространенные, характеризующиеся широкой доступностью и распространенностью практически во всех регионах страны полезные ископаемые (песок, гравий, глина, мел). Вторая группа полезных ископаемых представлена теми из них, которые встречаются значительно реже и обладают высокой экономической и стратегической ценностью (железная руда, нефть, природный газ, уголь).

Уникальными физическими и химическими свойствами обладают драгоценные и радиоактивные металлы (золото, платина, уран). Понимание различий между обозначенными катего-

ЬДМ & ЬБ^БЬДТЮМ • 10-2024

риями полезных ископаемых имеет важное значение для формирования государственной политики в сфере недропользования, позволяет устанавливать приоритеты в разработке месторождений, регулировать экспортно-импортные операции и обеспечивать национальную безопасность.

В соответствии с положениями Федерального закона «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ он охватывает морское дно и его недра в подводных районах, которые располагаются за пределами территориального моря страны [5]. Простирается на всем протяжении естественного продолжения сухопутной территории Российской Федерации до внешней границы подводной окраины материка, которая включает не только поверхность континентального шельфа, но и его недра, а также склон и подъем.

В границах территории Российской Федерации недра, включая подземное пространство и содержащиеся в них полезные ископаемые, энергетические и другие ресурсы, являются исключительной собственностью государства. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы могут, согласно условиям выданных лицензий, находиться в различных формах собственности — федеральной государственной, собственности субъектов Федерации, муниципальной или частной собственности.

Для надежного обеспечения государственных нужд Российской Федерации стратегически важными и дефицитными видами ресурсов недр, наличие которых оказывает прямое влияние на национальную безопасность страны и укрепляет основы ее суверенитета, отдельные участки недр, включая содержащие месторождения полезных ископаемых, могут быть наделены статусом объектов федерального значения. Такое решение принимается на основании совместных постановлений федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Целевое использование недр регламентируется ст. 6 Закона о недрах. В соответствии с данной нормой они могут использоваться для целей как связанных, так и не связанных с добычей полезных ископаемых.

К первому случаю относятся геологическое изучение, разведка и непосредственная добыча минеральных ресурсов.

Ко второму — использование недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений (строительство метрополитена, создание

подземных хранилищ для газа или нефти, сооружение тоннелей, подземных парковок). Также к этому виду использования относятся научные исследования, направленные на изучение геологического строения Земли, сейсмические наблюдения и другие виды деятельности, не предполагающие извлечение минеральных ресурсов.

В научном сообществе термин «недропользование» интерпретируется по-разному, что отражает сложность данного понятия.

С. А. Дзейтов определяет его как «деятельность недропользователей, осуществляемую ими согласно условиям полученной лицензии или заключенного соглашения о разделе продукции» [10, с. 56]. Этапами ее реализации является весь комплекс действий — начиная от получения разрешения на освоение определенных участков недр и заканчивая непосредственной добычей и переработкой ресурсов.

Согласно точке зрения С.В. Гудкова, недропользование представляет собой «деятельность пользователя недр, которая предусмотрена законом, осуществляется на территории Российской Федерации или на территориях, находящихся под ее юрисдикцией, направлена на использование полезных свойств конкретного участка недр в соответствии с целевым назначением вида недропользования» [9, с. 123]. Цели такой деятельности могут включать изучение, разведку, добычу или иное использование ресурсов, содержащихся в недрах, включая полезные ископаемые.

Ряд исследователей предпочитают рассматривать термин «недропользование» с учетом отдельных видов пользования недрами, обозначенных в Законе о недрах.

Так, Д. Г. Храмов предлагает понимать под недропользованием «процесс установления юридической природы права пользования недрами и поиск баланса между частноправовыми и публично-правовыми элементами в регулировании данной сферы правоотношений» [17, с. 11].

В частности, при заключении соглашений о разделе продукции между государством и иностранными компаниями, инвестирующими разработку крупных месторождений нефти и газа, важно установить такие правовые условия, которые обеспечат и привлечение необходимых средств, и защиту национальных интересов.

Исследования, проводимые И.И. Павловым, посвящены детальному анализу понятий и элементов правового режима использования недр в целях геологического изучения и добычи нефти и газа. Однако автором не приводится определения самого термина «недропользование» [15,

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2024

с. 17]. Очевидно, что отсутствие общепринятой дефиниции одного из основных понятий исследуемых правоотношений осложняет изучение, систематизацию и интерпретацию регламентирующих их правовых норм.

Е.Ф. Гладун, указывая на проблему неоднозначности в понимании прав и обязанностей субъектов, участвующих в освоении подземных ресурсов, оперирует термином «в сфере (области) недропользования», но при этом не останавливается на его сущностном определении [8, с. 18].

В образовательной литературе, посвященной правовым основам недропользования, данное понятие трактуется как осознанная и целенаправленная деятельность человека в области изучения и эксплуатации земных недр [13, с. 178]. Она предполагает применение физических и интеллектуальных способностей с целью получения определенных материальных благ и удовлетворения общественных потребностей. В частности, геологическое изучение недр требует от специалиста не только глубоких знаний в области геологии и геофизики, но и умения применять современные технологии для анализа полученных данных. Соответственно, недропользование является не просто техническим процессом, но и комплексным социально-правовым феноменом, включающим юридические, экономические, экологические, национальные аспекты.

Согласно положениям Национального стандарта Российской Федерации термин «недропользование» охватывает выполнение работ, которые соответствуют выданной лицензии на право геологического изучения недр, добычи полезных ископаемых, использования и захоронения производственных отходов, а также строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых [6]. Соответственно, недропользование включает разнообразные виды и формы деятельности, направленной на рациональное освоение подземного пространства в интересах общества и государства.

В соответствии со ст. 130 ГК РФ участки недр отнесены к объектам недвижимости — это особый вид имущества, обладающий специфическими характеристиками и требующий особого правового режима [2]. Земельный участок и расположенное под ним подземное пространство рассматриваются как юридически обособленные объекты, недра отделены от поверхности земли и не могут быть предметом частной собственности. Владение участком не означает возникновения безусловного права на добычу полезных ис-

копаемых этого земельного надела, для этого необходимо разрешение уполномоченных органов.

Согласно ч. 1 ст. 1.2 Закона о недрах они являются собственностью государства, устанавливающего порядок их освоения и предотвращающего таким образом возможные негативные последствия их использования.

Несмотря на то что отдельные из правомочий, составляющих содержание права собственности — владение, пользование, распоряжение, могут быть переданы и другим титульным субъектам правоотношений, в частности арендаторам, все же их совокупность в полном объеме остается исключительно у собственника (п. 1 ст. 209 ГК РФ).

Правомочие владения подразумевает фактическое обладание вещью, предоставляет обладателю возможность непосредственного воздействия на нее. Однако применительно к недрам правомочия владения ими реализуются особым образом.

В соответствии с ч. 4 ст. 7 Закона о недрах они не могут быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, залога или отчуждения иным способом. В связи с этим следует утверждать, что недра исключены из гражданского оборота в качестве объектов собственности.

Правомочие пользования означает возможность извлечения полезных свойств, эксплуатации имущества в соответствии с его назначением. В процессе недропользования это выражается в возможности проведения геологического изучения недр, добычи полезных ископаемых, строительстве и эксплуатации подземных сооружений. Однако такие права предоставляются только на основе лицензий и регулируются государством.

Пользователь недр, которому предоставлен горный отвод, обладает исключительным правом на осуществление пользования недрами в пределах установленных границ и в соответствии с условиями выданной лицензии. Специфика таких правоотношений выражена в том, что недра остаются в государственной собственности, однако пользователь получает определенные права на их эксплуатацию и использование. Выражено это может быть в извлечении прибыли от реализации добытых полезных ископаемых, проведении исследовательских работ, направленных на изучение геологического строения участка.

Правомочие распоряжения подразумевает возможность определять юридическую судьбу вещи, совершать с ней сделки, изменять ее со-

ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 10-2024

стояние или назначение. В отношении недр это правомочие также ограничено законодательством — они не могут быть отчуждены или заложены, а права на их использование предоставляются государством на определенных условиях.

Е.И. Куртынова подчеркивает, что «участки недр не могут быть предметом гражданско-правовых сделок, таких, как купля-продажа, дарение, наследование, вклад в уставный капитал, залог или иное отчуждение» [12, с. 32]. Обусловлен такой подход стратегической важностью недр для государства и общества в целом, а также необходимостью обеспечения национальной безопасности и рационального использования природных ресурсов. Однако права пользования недрами, предоставленные субъектам на основании лицензий или иных правовых оснований, могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой это допускается федеральными законами.

Положения ст. 17.1 Закона о недрах предусматривают возможность передачи права пользования недрами и переоформления соответствующих лицензий. Несмотря на то что законодательством установлен исчерпывающий перечень случаев, в которых допускается такой переход и переоформление — при реорганизации или создании нового юридического лица, банкротстве, изменении наименования юридического лица — пользователя недр, следует обратить внимание на присутствие определенного элемента диспо-зитивности в регулировании возникающих при этом правоотношений.

Проявляется она в том, что согласно п. 1 ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица может осуществляться по решению его учредителей (участников) или органа, уполномоченного на то учредительными документами. Следовательно, можно предположить, что переход права пользования участками недр и переоформление лицензии на недропользование, связанные с вышеуказанными изменениями, также осуществляются по инициативе и желанию этих лиц.

Учитывая, что лицензия выступает в качестве официального документа, подтверждающего законное право ее обладателя на использование конкретного участка недр в строго определенных географических границах, и принимая во внимание, что это право неразрывно связано с данным участком, можно сделать вывод, что при передаче права пользования реализуется одна из форм права распоряжения этим участком [7, с. 11].

При этом переход права пользования недрами от одного субъекта к другому не просто из-

меняет пользователя, но и отражает осуществление государством своих полномочий по управлению и распределению природных ресурсов. Государство, являясь собственником недр, посредством механизма выдачи и переоформления лицензий контролирует доступ к этим ресурсам и их рациональное использование.

В практической деятельности основная цель применения положений ст. 17.1 Закона о недрах связана с необходимостью передачи права пользования недрами. Предположительно, при истощении одного месторождения предприятие может принять решение о передаче права пользования недрами другому юридическому лицу, которое обладает технологиями и ресурсами для более инновационной разработки участка. Такой переход права пользования недрами позволяет оптимизировать использование природных ресурсов, обеспечивая их рациональное и комплексное освоение.

Особый интерес представляет анализ того, как реализуются правомочия владения, пользования и распоряжения при осуществлении деятельности на участке недр, обладающем статусом горного отвода.

На начальном этапе освоения такого участка происходит процесс его обустройства и подготовки к эксплуатации. В этот период проводится уточнение параметрических характеристик горного массива, необходимых для дальнейшей разработки участка и строительства объектов, связанных с недропользованием.

С точки зрения ранее представленного определения и в свете нормы ч. 4 ст. 7 Закона о недрах на данном этапе речь идет преимущественно о владении участком недр. Недропользователь получает возможность фактического обладания участком, проводит исследования и подготовительные работы, но не извлекает из недр их полезные свойства.

После завершения этапа обустройства участка недр или месторождения полезного ископаемого начинается процесс извлечения полезных свойств, т.е. непосредственная добыча полезных ископаемых — данный этап возможно определить как пользование участком недр.

Также важно отметить, что в процессе технологического воздействия на участок недр происходит частичная деструктуризация горного массива. При разработке месторождения полезного ископаемого это выражается в потреблении залежи, т.е. в уменьшении запасов данного ресурса.

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2024

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 23 Закона о недрах одним из основных требований рационального использования и охраны недр является обеспечение наиболее полного извлечения запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов. В частности, при разработке угольного место -рождения недропользователь обязан не только добывать уголь, но и учитывать наличие сопутствующих полезных ископаемых, метана.

Реализация в процессе недропользования правомочий владения и пользования связана с технологическими и экологическими особенностями данной деятельности. Осуществляя добычу полезных ископаемых, недропользователь должен соблюдать принцип устойчивого развития, минимизировать негативные последствия для экосистемы и обеспечивать безопасность производственных процессов. Кроме того, законодательство обязывает недропользователей проводить рекультивацию земель после завершения добычи. Территория, на которой велась добыча, должна быть восстановлена до состояния, пригодного для последующего использования.

На завершающем этапе эксплуатации участка недр, когда возникает необходимость ликвидации или консервации горных выработок и горного предприятия в целом, особую роль играет правомочие владения участком недр. О непосредственном пользовании недрами в данном случае можно говорить лишь в том случае, когда субъект предпринимательской деятельности осуществляет мониторинг, сбор и анализ геологической информации об участке недр.

Таким образом, осуществленное исследование позволило сформулировать следующие выводы и предложения.

1. Использование терминов «недропользование», «пользование недрами» и «пользование участками недр» должно отражать реальное содержание правовых отношений в сфере недропользования, включающее не только право пользования, но и элементы владения и распоряжения.

При осуществлении недропользования субъект получает не просто возможность извлекать полезные свойства из недр, но и приобретает определенный уровень контроля и управления участком, что приближает его к правомочиям владения и в некоторых случаях распоряжения. Сужение же таких правомочий может привести к определенным нежелательным последствиям. В частности, если недропользователь будет считаться лишь пользователем без элементов владе-

ния, его возможности по обеспечению безопасности на участке могут быть ограничены.

В связи с этим при разработке и применении законодательства о недрах необходимо учитывать нормы ст. 209 ГК РФ, которые устанавливают, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Устанавливая, что государство остается исключительным собственником недр, их пользователю также надлежит предоставлять определенные права, которые по своей природе включают элементы всех трех правомочий. В целом такой подход позволит обеспечить правовую определенность, предотвратить возможные споры и обеспечить устойчивое развитие отрасли в интересах общества и государства.

2. На различных этапах освоения недр правомочия владения и пользования проявляются по-разному, но в совокупности обеспечивают законность и эффективность деятельности. Разрешенное недропользование представляет собой совокупность не только правомочий, но обязанностей, а также условий, закрепленных в лицензионном соглашении на пользование недрами.

3. В целях совершенствования законодательства Российской Федерации в области недропользования необходимо уделить особое внимание более точному и корректному использованию юридической терминологии. Тщательная проработка правовых понятий способствует однозначному толкованию норм закона и их эффективному применению на практике, что особенно актуально в сфере недропользования, где правовые отношения отличаются сложностью и многообразием.

Статья 6 Закона Российской Федерации «О недрах» от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 устанавливает конкретные виды пользования недрами. Данный перечень носит закрытый характер, что означает невозможность его расширительного толкования и добавления новых видов недропользования без внесения изменений в закон.

В связи с этим представляется целесообразным обеспечить четкую и однозначную привязку каждого конкретного вида использования недр к соответствующему наименованию лицензии.

В частности, если законодательство предусматривает такие виды пользования, как геологическое изучение, разведка и добыча полезных ископаемых, то в наименовании лицензии должно быть ясно указано, какой именно вид деятельности разрешен данному недропользователю.

Такое решение будет способствовать нивелированию правовых коллизий, обеспечит еди-

ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 10-2024

нообразие практики выдачи лицензий на пользование недрами, позволит недропользователям точно понимать объем своих прав и обязанностей.

4. С позиции юридической техники предлагаем следующую редакцию ч. 1 ст. 6 Закона о недрах:

«Недра предоставляются в пользование в соответствии:

1) с правом на региональное геологическое изучение, включающее региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;

2) с правом геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

3) с лицензией на разведку и добычу полезных ископаемых, в том числе добычу полезных ископаемых и полезных компонентов из отходов недропользования, в том числе из вскрышных и вмещающих горных пород, использование отходов недропользования, в том числе вскрышных и вмещающих горных пород, пользователями недр, размещение в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, размещение в пластах горных пород вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей, размещение в пластах горных пород подземных вод после извлечения из них полезных компонентов пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу подземных вод или геологическое изучение, разведку и добычу подземных вод;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3.1) с правом разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудно-извлекаемых полезных ископаемых;

4) с правом строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе подзем-

ных сооружений для захоронения радиоактивных отходов (пунктов захоронения), отходов производства и потребления I — V классов опасности (объектов захоронения отходов);

5) с правом образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздорови-тельное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);

6) с правом сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов».

5. Учитывая рассмотренные рекомендации, представляется также обоснованным в Закон о недрах ввести так называемые дефинитивные нормы — те, которые содержат определение юридических понятий или явлений. Целесообразным видится их помещение в главу 1, в статью 1 «Основные понятия», с изложением содержания терминов, наиболее распространенных для правоотношений, связанных с недропользованием.

В новой статье следует раскрыть понятия, которые на практике вызывают наибольшее количество споров, а также создают трудности при юридико-познавательном уяснении содержания применяемой нормы.

Список источников

1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://www.pravo.gov.ru, 06.10.2022

2. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // http:// www.consultant.ru/

3. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 08.08.2024, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024) // http://www.consultant.ru/

4. Закон РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 23951 (ред. от 08.08.2024, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024) // http://www.consultant.ru/

5. Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30.11.1995 № 187-ФЗ (ред. от 19.10.2023) // http:// www.consultant.ru/

6. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 8.6452008 «Государственная система обеспечения единства измерений. Метрологическое обеспечение работ по геологическому изучению, ис-

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2024

пользованию и охране недр в Российской Федерации. Основные положения» (утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.10.2008 № 259-ст) // URL.: https://base.garant.ru/ (Дата обращения: 05.09.2024)

7. Баранов В.А. Существенные условия лицензии на пользование недрами как правовая категория // Совр. юрист. 2020. № 2 (31). С. 11-20.

8. Гладун Е.Ф. Разграничение компетенции в области недропользования в федеративном государстве (конституционно-правовое исследование на материалах России, США и Канады): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2004. 24 с.

9. Гудков С.В. Правовое обеспечение государственного регулирования недропользования: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. 234 с.

10. Дзейтов С.А. Государство и правовое регулирование отношений в области недропользования: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1999. 276 с.

11. Ибрагимов В.Б. Участки недр и особо охраняемые природные территории в действующем законодательстве // Экологическое право. 2020. № 3. С. 20-23.

12. Куртынова Е.И. Правовое содержание понятия «недра» и их соотношение с другими природными ресурсами // Земельный кодекс РСФСР 1922 года как фундамент современно -го отечественного земельного законодательства. М.: Гос. ун-т по землеустройству, 2023. С. 32-35.

13. ЛагуткинА.В. Горное право: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2023. 268 с.

14. Леснова Н.И. Государственно-правовое регулирование недропользования в России на современном этапе // Россия в глобальных мировых процессах: история и актуальные проблемы современности. Дзержинск: Дзержинский филиал Национального исследовательского Нижегородского гос. ун-та им. Н.И. Лобачевского, 2023. С. 279-282.

15. Павлов И.И. Правовой режим использования недр для геологического изучения и добычи нефти и газа в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. 28 с.

16. Угольков И.А. Правовое регулирование недропользования в Российской Федерации // Современные проблемы и перспективы развития рыбного хозяйства и аквакультуры в регионах. Махачкала: Дагестанский гос. аграрный ун-т им. М.М. Джамбулатова, 2023. С. 165—169.

17. Храмов Д.Г. Право пользования недрами в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. 24 с.

References

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993, with amendments approved during the All-Russian vote on 01.07.2020) // http://www.pravo.gov.ru, 06.10.2022

2. The Civil Code of the Russian Federation (Part one) dated 30.11.1994 № 51-FZ (as amended on 08.08.2024) // http://www.consultant.ru /

3. Federal Law «On Environmental Protection» dated 10.01.2002 № 7-FZ (as amended on 08.08.2024, with amendments and additions, intro. effective from 01.09.2024) // http://www.con-sultant.ru/

4. The Law of the Russian Federation «On Subsoil» dated 21.02.1992 № 2395-1 (as amended on 08.08.2024, with amendments and additions, intro. effective from 01.09.2024) // http://www.con-sultant.ru /

5. Federal Law «On the Continental Shelf of the Russian Federation» dated 30.11.1995 № 187-FZ (as amended on 19.10.2023) // http://www.con-sultant.ru/

6. The national standard of the Russian Federation GOST R 8.645-2008 «State system for ensuring the uniformity of measurements. Metrological support of geological exploration, use and protection of mineral resources in the Russian Federation. Basic provisions» (approved by the Order of the Federal Agency for Technical Regulation and Metrology dated 15.10.2008 № 259-c) // URL.: https://base .garant.ru / (Accessed: 05.09.2024)

7. Baranov V.A. Essential conditions of a license for the use of mineral resources as a legal category / / Modern lawyer. 2020. № 2 (31). Pp. 11-20.

8. Gladun E.F. Differentiation of competence in the field of subsoil use in a federal state (constitutional and legal research based on materials from Russia, the USA and Canada): Abstract ... cand. jurid. sciences'. Tyumen, 2004. 24 p.

9. Gudkov S. V. Legal support of state regulation of subsoil use: Dis. ... cand. jurid. sciences'. M., 2005. 234 p.

10. Dzeytov S.A. The state and legal regulation of relations in the field of subsoil use: Dis. ... Dr. Jurid. M., 1999. 276 p.

11. Ibragimov V.B. Subsurface areas and specially protected natural territories in the current legislation // Environmental law. 2020. № 3. Pp. 20—23.

LAW & LEGISLATION • 10-2024

12. Kurtynova E.I. The legal content of the concept of «subsoil» and their relationship with other natural resources // The Land Code of the RSFSR of 1922 as the foundation of modern domestic land legislation. M.: State. University of Land Management, 2023. Pp. 32-35.

13. Lagutkin A.V. Mining law: Textbook. M.: INFRA-M, 2023. 268 p.

14. Lesnova N.I. State legal regulation of subsoil use in Russia at the present stage // Russia in global world processes: history and current problems of modernity. Dzerzhinsk: Dzerzhinsk branch of the National Research Nizhny Novgorod State University. N.I. Lobachevsky University, 2023. Pp. 279—282.

15. Pavlov I.I. The legal regime of subsoil use for geological exploration and production of oil and gas in the Russian Federation: Abstract ... cand. jurid. sciences'. M., 2008. 28 p.

16. Ugolkov I.A. Legal regulation of subsoil use in the Russian Federation // Modern problems and prospects of development of fisheries and aquaculture in the regions. Makhachkala: Dagestan State Agrarian University named after M.M. Dzhambulatov, 2023. Pp. 165-169.

17. Khramov D.G. The right to use mineral resources in the Russian Federation: Abstract dis. ... cand. Jurid. M., 2004. 24 p.

Информация об авторе

Арамян Р.Э. — аспирант

Статья поступила в редакцию 09.08.2024; одобрена после рецензирования 08.09.2024; принята к публикации 14.09.2024.

Information about the author

Aramyan R.E. — graduate student

The article was submitted 09.08.2024; approved after reviewing 08.09.2024; accepted for publication 14.09.2024.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Педагогика: учебник для студентов юридических вузов и специальностей / под науч. ред. А. А. Реана, А. В. Мудрика; под общ. ред. Л.А. Казанцевой, В.П. Жуковского. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2024. — 455 с. — (Серия «Классический учебник»).

ISBN 978-5-238-03934-3

В учебнике изложены основные положения и содержание педагогики, ее методологические основы, теория и практика обучения, воспитания и развития слушателей. Представлены способы контроля и оценки результатов образовательного процесса в вузах. Особое внимание уделено специфике обучения и воспитания курсантов в образовательных учреждениях МВД России.

Для студентов юридических вузов, а также практических работников.

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.