Научная статья на тему 'Понятие, сущность и особенности производства по делам об административных правонарушениях '

Понятие, сущность и особенности производства по делам об административных правонарушениях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
213
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
административное правонарушение / ответственность / принцип / функция / производство / administrative offense / responsibility / principle / function / production

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ирина Геннадьевна Елесина

Юридическая ответственность включает признаки административной ответственности, а административная ответственность основана на признаках, характерных для юридической ответственности. Институт административной ответственности является существенным гарантом прав и свобод граждан, гарантом правопорядка и публичных интересов человека и гражданина, а также эффективным и действенным способом социального регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ирина Геннадьевна Елесина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept, essence and features of proceedings in cases of administrative offenses

Legal responsibility, being a generic concept in relation to administrative responsibility, incorporates the signs of the latter, and administrative responsibility is based on the signs characteristic of legal responsibility. The institution of administrative responsibility is an essential guarantor of the rights and freedoms of citizens, as well as a guarantor of the rule of law and the public interests of man and citizen, as well as an effective and efficient way of social regulation.

Текст научной работы на тему «Понятие, сущность и особенности производства по делам об административных правонарушениях »

Государственная служба и кадры. 2024. № 1. С. 64—67.

State service and personnel. 2024;(1):64—67.

Научная статья УДК 342.92

https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-1-64-67 NIION: 2012-0061-01/24-011

EDN: https://elibrary.ru/CCMWEF MOSURED: 77/27-008-2024-01-211

Понятие, сущность и особенности производства по делам об административных правонарушениях

Ирина Геннадьевна Елесина

Санкт-Петербургский университет МВД России,

Санкт-Петербург, Россия, irena-spb74@list.ru

Аннотация. Юридическая ответственность включает признаки административной ответственности, а административная ответственность основана на признаках, характерных для юридической ответственности.

Институт административной ответственности является существенным гарантом прав и свобод граждан, гарантом правопорядка и публичных интересов человека и гражданина, а также эффективным и действенным способом социального регулирования.

Ключевые слова: административное правонарушение, ответственность, принцип, функция, производство.

Для цитирования: Елесина И.Г. Понятие, сущность и особенности производства по делам об административных правонарушениях // Государственная служба и кадры. 2024. № 1. С. 64—67. https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-1-64-67 EDN: https://elibrary.ru/CCMWEF

Original article

The concept, essence and features of proceedings in cases of administrative offenses

Irina G. Yelesina

Saint Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia,

Saint Petersburg, Russia, irena-spb74@list.ru

Abstract. Legal responsibility, being a generic concept in relation to administrative responsibility, incorporates the signs of the latter, and administrative responsibility is based on the signs characteristic of legal responsibility.

The institution of administrative responsibility is an essential guarantor of the rights and freedoms of citizens, as well as a guarantor of the rule of law and the public interests of man and citizen, as well as an effective and efficient way of social regulation.

Keywords: administrative offense, responsibility, principle, function, production.

For citation: Elesina I.G. The concept, essence and features of proceedings in cases of administrative offenses // State service and personnel. 2024; (1) :64—67. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-1-64-67 EDN: https://elibrary.ru/ CCMWEF

Анализируя мнения В.Я. Кикотя и П.И. Кононова, представляется возможным сделать вывод о сущности административной ответственности. А именно: административная ответственность — это синтез реакции государства и его оценки за причиненный вред вследствие совершенного административного правонарушения [2, с. 405].

Административная ответственность проявляется в административном правоотношении, которое возникает между органом, имеющим право привлекать к ответственности (или должностным лицом с такими полномочиями), и лицом, которое подлежит административной ответственности.

Суть данного административного правоотношения заключается в том, что должностное лицо или компетентный орган применяют к лицу, нарушившему административное право, наказание, предусмотренное соответствующей нормой КоАП РФ, и это лицо испытывает определенные ограничения, вызванные применением указанного наказания.

Административная ответственность, являясь институтом административного права, строится на конкретных принципах:

1. Принцип законности, который указывает на то, что к административной ответственности возможно привлечь только за деяния, определенные отечественным законодательством.

№ 1/2024

2. Принцип объективной истины заключается в том, что, принимая решение о привлечении лица к административной ответственности, необходимо всесторонне и объективно выяснить обстоятельства дела.

3. Принцип вины подразумевает привлечение лица к административной ответственности лишь в случае установления его вины за конкретные правонарушения.

Статья 1.5, ч. 2, КоАП РФ указывает, что «Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело» [1]. Из этого следует, что доказывать невиновность лицо не должно. Но имеется и исключение из этого правила, которое указано в примечании к ст. 1.5 КоАП РФ.

4. Принцип равенства перед законом. Этот принцип утверждает, что все нарушители административного права равны перед законом, несмотря на какие-либо природные отличия.

5. Принцип неотвратимости административной ответственности. Этот принцип заключается в том, что ни одно серьезное нарушение закона не должно остаться незамеченным государством, а санкции за каждое нарушение должны быть применены незамедлительно и эффективно.

6. Принцип целесообразности и справедливости. Этот принцип заключается в том, что наказание за административное правонарушение должно быть пропорционально его серьезности.

7. Принцип гуманизма. Этот принцип гласит, что при привлечении к административной ответственности физического лица необходимо уважать его человеческое достоинство и не причинять ему страдания. В случае если правонарушитель — юридическое лицо, необходимо избегать нанесения ущерба его деловой репутации.

Необходимо различать такие понятия, как «функции административной ответственности» и цели данного вида юридической ответственности.

В частности, если рассматривать цели анализируемого вида юридической ответственности, то они представляют собой итоговый запланированный результат, которого планирует достичь соответствующий властный орган, применяя в отношении виновного в совершении конкретного административного правонарушения лица определенные меры ответственности.

Если же речь идет не о целях административной ответственности, а о ее конкретных функциях, то под ними необходимо понимать приоритетные направления воздействия анализиру-

емого вида юридической ответственности на поведение участников административных правоотношений, на общественные отношения, складывающиеся в данной сфере, на культуру, на правосознание субъектов, на мораль и другие составляющие, которые позволяют раскрыть социальное назначение административной ответственности и ее сущность.

Основные цели анализируемого вида юридической ответственности можно сформулировать следующим образом:

В первую очередь назовем такую цель административной ответственности, как защита в стране установленного правового порядка.

Помимо этой цели, можно назвать такую цель административной ответственности, как восстановление в обществе и в государстве в целом социальной справедливости.

Среди наиболее важных функций анализируемого вида юридической ответственности выделяют следующие:

■ Охранительная функция административной ответственности, также называемая компенсационной функцией в некоторых теоретических исследованиях, заключается в устранении и подавлении общественных отношений, нарушающих административно-правовые нормы. Суть этой функции заключается в назначении лицу, совершившему правонарушение, определенных санкций и ограничений, которые призваны возместить причиненный ущерб.

■ Предупредительная функция анализируемого вида юридической ответственности, которую также в некоторых источниках именуют превентивной.

Некоторые ученые называют эту функцию компенсационной, утверждая, что ее целью является восстановление имущественного положения лиц, которое было нарушено в результате совершения правонарушения.

Эта функция административной ответственности направлена на предотвращение нарушений административного права и может быть названа превентивной или предупредительной.

Некоторые ученые называют эту функцию штрафной или карательной, так как, с одной стороны, административная ответственность является способом наказания (кары) нарушителя закона, а, с другой стороны, она служит для предотвращения совершения новых правонарушений.

Превентивная функция делится на:

■ частную превенцию (в данном случае наложение административного наказания направлено на предотвращение повторного совершения административного правонарушения лицом, которое его совершило);

№ 1/2024

■ общую превенцию (в данном случае административная ответственность включает выявление факторов и причин, которые способствуют совершению административных правонарушений, а также предотвращение их совершения другими лицами).

■ Регулятивная функция административной ответственности определяет поведение субъектов и направляет его в соответствии с правилами. Система обязанностей и запретов направлена на соблюдение законных норм [4, с. 65].

Административная ответственность выполняет роль воспитателя, направленного на воздействие на мышление субъектов права с целью формирования положительного отношения к праву.

Следует отметить, что как любому виду юридической ответственности административной ответственности присущи свои собственные отличительные признаки, которые позволяют отличить данный вид ответственности от иных видов.

Таковыми признаками являются следующие черты:

во-первых, основанием привлечения к данному виду юридической ответственности принято считать совершение лицом конкретного правонарушения;

во-вторых, административная ответственность устанавливается не только для физических лиц. В отличие от, например, уголовной ответственности, данный вид юридической ответственности может быть установлен также и в отношении организаций и предприятий, т.е. юридических лиц;

в-третьих, причины наложения административного наказания определяются определенными статьями Кодекса об административных правонарушениях РФ, а также некоторыми законами регионов РФ о правонарушениях в сфере административного права;

в-четвертых, физическое или юридическое лицо всегда несут административную ответственность после совершения административного правонарушения;

в-пятых, полномочиями по привлечению к анализируемому виду юридической ответственности обладают различные органы власти, включая судей арбитражных судов и судов общей юрисдикции, комиссии по делам несовершеннолетних, органы исполнительной власти, административные комиссии и другие органы;

в-шестых, административная ответственность, если сравнивать ее с уголовной ответственностью, является менее строгим видом юридической ответственности;

в-седьмых, порядок применения административной ответственности подробно определен правилами административного процесса, которые

включены в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

в-восьмых, процедура привлечения к административной ответственности является более сложной, чем процедура привлечения к дисциплинарной ответственности;

в-девятых, обжалование действий и решений органов (должностных лиц), которые так или иначе касаются процедуры привлечения лица к административной ответственности, осуществляется в административном или судебном порядке.

Производство по делам об административных правонарушениях — это совокупность административно-процессуальных норм и деятельность уполномоченных органов и должностных лиц, которая основана на совокупности этих норм и заключается в применении мер административного наказания.

В РФ административные наказания налагаются на граждан, юридических и должностных лиц согласно КоАП РФ и административным законам субъектов Федерации. При этом последние могут устанавливать в качестве наказаний лишь штраф и предупреждение.

Административное наказание названо в ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ мерой ответственности, которая определена государством за совершение административного правонарушения.

Из представленного законодателем определения можно выделить характерные черты наказания:

1) это мера ответственности, которая определяется самим государством;

2) наказание применяется тогда, когда было совершено конкретное административное правонарушение;

3) наказание применяется в отношении такого физического или юридического лица, которое было признано виновным в совершении нарушения;

4) наказание представляет собой кару, состоящую в предопределенным им ограничении либо лишении правонарушителя свобод и прав;

5) наказание всегда обладает личным характером и не может касаться интересов третьих лиц;

6) наказание применяется большим кругом должностных лиц и органов, обладающих полномочием на рассмотрение дел об административных правонарушениях;

7) наказание всегда приводит к последствию, когда нарушитель признается подвергнутым указанному наказанию и после осуществления административного наказания.

Данные признаки административного наказания — административно-правовые. Помимо этого, нужно сказать, что они обладают условным характером, так как связаны друг с другом внутренней связью и осуществляются на практике

№ 1/2024

ев

одновременно и вместе (в особенности первые пять признаков).

Основными задачами производства по делам об административных правонарушениях следует считать следующие задачи:

во-первых, объективное, полное и всестороннее выяснение каждого дела об административном правонарушении;

во-вторых, разрешение дел в строгом соответствии с законом, главным образом, с нормами КоАП РФ;

в-третьих, обеспечение исполнения постановления, которое было вынесено по делу об административном правонарушении;

в-четвертых, выявление условий и причин, которые способствуют совершению правонарушений.

Стадии производства по делам об административных правонарушениях представляют собой относительно самостоятельную часть производства, которая характеризуется наличием собственных целей и задач, сроков, составом участников и процессуальным оформлением результата производства.

По мнению С.Н. Братановского, в рамках порядка производства по делу о совершенном административном правонарушении, установленного в рамках КоАП России, принято выделять производство в общем порядке и упрощенном.

Первый вид производства ведется с последовательным прохождением дела через стадии возбуждения дела, рассмотрения дела по существу, пересмотра (при необходимости) и исполнения решений.

Что касается упрощенного порядка, то он сводится к тому, что производство осуществляется в «сжатом» виде и некоторые процессуальные действия совершаются одномоментно [3, с. 245].

В заключение отметим, что производство по делам об административных правонарушениях представляет собой совокупность административно-процессуальных норм и деятельность уполномоченных органов и должностных лиц, которая основана на совокупности этих норм и заключается в применении мер административного наказания.

Основными задачами производства по делам об административных правонарушениях следует считать следующие задачи: объективное, полное и всестороннее выяснение каждого дела об административном правонарушении; разрешение дел в строгом соответствии с законом, главным образом, с нормами КоАП РФ; обеспечение исполнения постановления, которое было вынесено по делу об административном правонарушении; выявление условий и причин, которые способствуют совершению правонарушений.

Список источников

1. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW

2. Административное право России: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Под ред. В.Я. Кико-тя, П.И. Кононова, И.Ш. Килясханова. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. 759 с.

3. Братановский С.Н. Административное право. Особенная часть: Учебник. М.: Директ-Медиа, 2013. 502 с.

4. Липинский ДА. Функции административной ответственности // NB: Административное право и практика администрирования. 2015. № 3. С. 65—66.

References

1. The Code of Administrative Offences of the Russian Federation dated 30.12.2001 № 195-FZ // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW

2. Administrative Law of Russia: Textbook for university students studying in the specialty «Jurisprudence» / Edited by V.Ya. Kikotya, P.I. Kononov, I.Sh. Kilyaskhanov. 5th ed., reprint and additional. M.: UNITY-DANA: Law and legislation, 2012. 759 p.

3. Bratanovsky S.N. Administrative law. Special part: Textbook. Moscow: Direct Media, 2013. 502 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Lipinsky DA. Functions of administrative responsibility / // NB: Administrative law and practice of administration. 2015. № 3. Pp. 65—66.

Информация об авторе

Елесина И. Г. — кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры юридической психологии

Статья поступила в редакцию 12.01.2024; одобрена после рецензирования 08.02.2024; принята к публикации 14.02.2024.

Information about the author

Elesina I.G. — candidate of pedagogical sciences, associate professor, associate professor of the department of legal psychology

The article was submitted 1 2.01.2024; approved after reviewing 08.02.2024; accepted for publication 1 4.02.2024.

№ 1/2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.