Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И МЕТОДЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ'

ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И МЕТОДЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
363
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / КРИЗИС / БАНКРОТСТВО / АНТИКРИЗИСНЫЕ ПРОГРАММЫ / CRISIS MANAGEMENT / INSOLVENCY / CRISIS / BANKRUPTCY / ANTI-CRISIS PROGRAMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фахртдинов Р.Ф.

В данной статье рассмотрено понятие антикризисного управления. Выделены основные методы антикризисного управления в организации, а также охарактеризованы основные нормативно-правовые акты, регулирующие антикризисное управление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIA, UFA. THE CONCEPT, ESSENCE AND METHODS OF CRISIS MANAGEMENT IN THE ORGANIZATION

This article discusses the concept of crisis management. The main methods of crisis management in the organization are identified, and the main normative legal acts regulating crisis management are characterized.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И МЕТОДЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ»

УДК 33

Фахртдинов Р. Ф. студент 5 курса заочного отделения Башкирский Государственный Университет

Россия, г. Нефтекамск Научный руководитель: Ширяева Г.Ф., к.э.н.

доцент Россия, г. Уфа.

ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И МЕТОДЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация: В данной статье рассмотрено понятие антикризисного управления. Выделены основные методы антикризисного управления в организации, а также охарактеризованы основные нормативно-правовые акты, регулирующие антикризисное управление.

Ключевые слова: антикризисное управление, несостоятельность, кризис, банкротство, антикризисные программы.

Fahrtdinov, R.F.

student of the 5th course of correspondence department

Bashkir State University Russia, Neftekamsk Research supervisor: Shiryaeva, G.F., Candidate of Economic Sciences, associate professor RUSSIA, UFA. THE CONCEPT, ESSENCE AND METHODS OF CRISIS MANAGEMENT IN THE ORGANIZATION

Abstract: this article discusses the concept of crisis management. The main methods of crisis management in the organization are identified, and the main normative legal acts regulating crisis management are characterized.

Key words: crisis management, insolvency, crisis, bankruptcy, anti-crisis programs.

Основная задача предприятий в настоящее - это выживание в современных рыночных условиях и не допущение банкротства предприятия. Именно для этого необходимо при помощи финансового анализа своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения состояния предприятия и его платежеспособности. Поэтому разработка эффективной системы антикризисного управления является актуальной в настоящее время.

Антикризисное управление - это система управления предприятием, которая носит системный и комплексный характер. Именно данное управление представляет собой основу предотвращения, а также устранения проблем, которые неблагоприятны для бизнеса. При антикризисном управление происходит использование всех потенциалов менеджмента современного мира, формирования и применения на данном предприятии определенной программы, которая считается стратегической и позволяет

устранить все временные затруднения, а также сохранить и повысить свои позиции на рынке, несмотря на любые обстоятельства, при этом используя только свои собственные средства [4, с. 112].

Кризисное состояние предприятия происходит в результате несоответствия финансово-хозяйственных параметров предприятия требования окружающей среды. При этом можно выделить два основных фактора:

- внешние (которые не являются зависимыми от деятельности предприятия;

- внутренние (находятся в прямой зависимости от деятельности предприятия) [5, с. 109].

Главной причиной возникновения кризисной ситуации предприятия является неэффективность управления. В настоящее время данная проблема является все более актуальной, так как препятствует эффективному функционированию предприятия в условиях сложившихся рыночных отношений.

Суть антикризисного управления выражается в следующих положениях:

- кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;

- кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать;

- к кризисам можно и необходимо готовиться;

- кризисы можно смягчать;

- управление в условиях кризиса требует особых подходов, специальных знаний, опыта и искусства;

- кризисные процессы могут быть до определенного предела управляемыми;

- управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.

Кризисы различны, и управление ими также может быть различным. Это многообразие проявляется в системе и процессах управления (алгоритмах разработки управленческих решений) и особенно в механизме управления. Не все средства воздействия дают необходимый эффект в предкризисной ситуации [9, с. 139].

Проведем исследование основных методов антикризисного управления в организации:

Метод 1. Сокращение затрат.

Во время кризиса предприятие, как правило, испытывает финансовые трудности. В этом случае оправдано применение такого метода антикризисного управления, как сокращение затрат.

Затраты уменьшают за счет сведения на нет расходов, не относящихся к основной деятельности фирмы, оптимизации расходов на персонал и т.д.

Метод 2. Создание оптимальной отчетности.

Для деятельности кризисного предприятия особое значение

приобретает формирование оптимальной отчетности, то есть управленческой отчетности, способной объективно отразить состояние дел компании.

За её основу необходимо взять анализ движения денежных средств и рентабельности проблемной фирмы.

Метод 3. Реорганизация структуры компании.

Антикризисный менеджмент использует реорганизацию фирм в форме выделения и/или разделения. Этот метод позволяет финансово стабилизировать положение компании, предотвратить потери её рыночной стоимости, диверсифицировать капитал [6, с. 111].

Метод 4. Увеличение поступления денежных средств.

Увеличение денежных средств делает возможным проведение антикризисных мероприятий. Здесь важно правильно определить приоритетные способы роста денежного потока предприятия.

Метод 5. Определение стратегии развития организации.

Анализ деятельности кризисной фирмы служит основой для разработки антикризисной стратегии. Такая стратегия меняется под воздействием множества факторов внутреннего и внешнего окружения предприятия.

Важно учитывать их все. Только при таком подходе антикризисный менеджмент будет эффективным [3, с. 94].

Определение антикризисной стратегии условно можно поделить на 3

этапа:

- всесторонняя диагностика фирмы;

- корректировка целей и миссии компании на основе полученных результатов;

- выбор альтернативной стратегии, способной вывести предприятие из кризисной ситуации [7, с. 42].

Система антикризисного управления должна обладать особыми свойствами:

-гибкость и адаптивность, которые чаще всего присущи матричным системам управления;

-склонность к усилению неформального

управления, мотивация энтузиазма, терпения, уверенности;

-диверсификация управления, поиск наиболее приемлемых типологических признаков эффективного управления в сложных ситуациях;

-снижение централизма для обеспечения своевременного ситуационного реагирования на возникающие проблемы;

-усиление интеграционных процессов, позволяющих концентрировать усилия и более эффективно использовать потенциал компетенции.

В настоящее время общая процедура банкротства граждан регламентируется федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности». Федеральный закон содержит несколько возможностей выведения организации из кризиса. Эти возможности

предусмотрены предупреждение, финансовое оздоровление, внешнее управление и мировое соглашение [1].

Виды государственного регулирования:

1. Правовое (проведение экспертизы для выявления фиктивного банкротства).

2. Методическое (мониторинг состояния, профилактики банкротства).

3. Информационное (учет и анализ платежеспособности крупных и значимых предприятий).

4. Организационное (решение споров между организациями).

5. Социальное (соц. защита работников предприятия, находящиеся на грани банкротства).

6. Кадровое (кадровая подготовка специалистов).

7. Экологическое [2, с. 67].

Роль государственного антикризисного регулирования вытекает из его функций: Мониторинг состояния предприятий; прогнозирование и планирование; координирование выполнения управленческих решений; учет результатов функционирования предприятия [8, с. 301].

Таким образом, антикризисное управление - это методы и формы управления, которые применяются при наступлении кризисов для улучшения хозяйственно-финансовой деятельности и выхода предприятия из состояния кризиса. Антикризисное управление заключается в экономическом анализе и прогнозировании, разработке антикризисных программ и инвестиционных проектов для вывода предприятия из кризиса, а также в минимизации и нейтрализации последствий кризиса.

Использованные источники:

1. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127 - ФЗ (ред. от 27.07.2017 г.) «О несостоятельности (банкротстве)» // Справ.-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - [М., 2019]. - Электрон. текст. дан. - Послед. обновление 04.03.2019.

2. Арутюнов, Ю.А. Антикризисное управление: Учебник / Ю.А. Арутюнов. -М.: ЮНИТИ, 2016. - 416 с.

3. Балдин, К.В. Антикризисное управление: макро- и микроуровень: Учебное пособие / К.В. Балдин. - М.: Дашков и К, 2015. - 268 с.

4. Бараненко, С.П. Антикризисное управление: учебно-методический комплекс / С.П. Бараненко, М.Н. Дудин и др. - М.: Элит, 2016. - 316 с.

5. Беляев, А.А. Антикризисное управление: Учебник для студентов вузов / А.А. Беляев, Э.М. Коротков. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 319 с.

6. Блинов, А.О. Антикризисное управление. Теория и практика: Учебное пособие для студентов вузов / В.Я. Захаров, А.О. Блинов, Д.В. Хавин; Под ред. В.Я. Захарова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 319 с.

7. Тайгибова, Т.Т. Теоретико-методологические основы антикризисного управления развитием предприятий сферы услуг / Т.Т. Тайгибова// Молодой ученый. - 2016. - №3. - С. 279-281.

8. Файнова, Н.А. Диагностика банкротства и антикризисное управление на

предприятии / Н.А. Файнова // Молодой ученый. - 2015. - №11. - С. 488-490. 9. Черненко, В.А. Антикризисное управление: Учебник и практикум для академического бакалавриата / В.А. Черненко, Н.Ю. Шведова. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 409 с.

УДК 346.26

Фет Е.П., к.т.н. доцент кафедры «Экономика и финансы»

Татиева М.М., к.э.н. доцент, профессор кафедры «Экономика и финансы» СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КАРАГАНДИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация: В статье рассматривается вопрос состояния малого и среднего предпринимательства в Карагандинской области за 2018 год. Рассмотрены направления развития предпринимательства.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, совершенствование развития предпринимательства в регионе.

Fet Yelena

PhD in technical, associate Professor

Tatiyeva Maira PhD in economics, Professor IMPROVING THE MECHANISM OF REGULATION OF SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP IN KARAGANDA OBLAST

Abstract: The article deals with the state of small and medium-sized businesses in the Karaganda region in 2018. The directions of development of entrepreneurship are considered.

Key words: small and medium-sized businesses, improving the development of entrepreneurship in the region.

Одним из важнейших направлений развития Казахстана является становление и развитие малого и среднего предпринимательства (МСП). Очевидно, что МСП представляет собой одно из ключевых условий формирования рыночных механизмов и является составляющей частью современной рыночной системы. Одну из основ стратегии «Казахстан -2030» является развитие МСП. Помимо всего прочего малый и средний бизнес в Казахстане является весьма существенным элементом социального преобразования общества.

Однако по уровню доли МСП в ВВП страны Казахстан еще значительно отстает от других стран (рис. 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.