УДК 330.354
DOI 10.23672/SAE.2023.12.66.054
Петров Сергей Валерьевич
кандидат экономических наук, доцент кафедры управления и информационных технологий факультета права и управления, Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний России [email protected]
Sergey V. Petrov
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Management and Information Technologies, Faculty of Law and Management, Vladimir Law Institute Federal Penitentiary Service of Russia [email protected]
Понятие, сущность и функции
организаций сферы услуг
The concept, essence and functions of service organizations
Аннотация. В данной статье анализируются понятие, сущность и функции сферы услуг как наиболее важнейшей части экономики развитых стран. Проведена типология сферы услуг. Рассмотрены последние тенденции развития данного направления экономики. Описаны возможности и угрозы развития сферы услуг в современных условиях хозяйствования. Прикладывая усилия по развитию сферы услуг, государство получает дополнительное преимущество в конкурентной борьбе между странами. Как отмечает автор, в последнее время наблюдаются определённые сложности с развитием современных направлений сферы услуг.
Ключевые слова: сфера услуг, услуга, отрасль экономики, материальные и нематериальные услуги, санкции, импортозамещение.
Annotation. This article analyzes the concept, essence and functions of the service sector as the most important part of the economy of developed countries. The typology of the service sector is carried out. The latest trends in the development of this area of the economy are considered. The possibilities and threats of the development of the service sector in modern economic conditions are described. By making efforts to develop the service sector, the state gets an additional advantage in the competition between countries. Recently, there have been certain difficulties with the development of modern areas of the service sector.
Keywords: service sector, service, economic sector, tangible and intangible services, sanctions, import substitution.
Сфера услуг является одной из главных отраслей экономики. Под сферой услуг принято понимать - систему отраслей народного хозяйства, продукты, потребительная стоимость которых выражается в предоставлении удобств. В сфере услуг труд не материализуется в вещах. Процесс производства услуг, как правило, совпадает с их потреблением [1].
Важность этой сферы для экономики страны трудно переоценить. Принято отслеживать следующий вид зависимости: чем большая доля в совокупной экономике сферы услуг - тем более развита экономика в общем и целом. Например, доля сферы услуг в экономике США - 77,6 %, Швейцарии - 71,92 %, Франции - 70,34 %. Среди лидеров такого рейтинга находятся такие страны, как Макао, Ливан, Бермуды (с показателем более 90 %); Гонконг, Монако, Люксембург, Багамские острова и Мальта (с показателем более 77 %) [2].
Наличие в верхней части списка относительно малых государств объясняется высокой долей финансовых услуг в их экономике. В первую очередь, они являются общепризнанными мировыми офшорными зонами так как, зачастую, у них
отсутствуют другие возможности по такому интенсивному развитию своей экономики.
Так, по последним данным, в российской экономике по состоянию на 2021 год, доля сферы услуг в общем составе ВВП составляла 52,91 % [2]. На данный момент этот показатель недостаточно высокий по сравнению с другими более развитыми странами, но в связи с последними событиями, становится высоковероятной тенденция к его увеличению, в том числе, за счёт сокращения доли добывающей промышленности. Однако важно отметить, что присутствуют и негативные последствия увеличивающихся санкций связанных, в первую очередь, с недоступностью зарубежных рынков и препятствиям к осуществлению деятельности иностранных компаний на территории России.
Далее, разберём более подробно понятие услуга, под которым принято понимать:
- итоги непосредственного взаимодействия поставщика и потребителя и внутренней деятельности поставщика по удовлетворению потребностей потребителей;
- результат взаимодействия исполнителя и потребителя и собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя [3].
По функциональному назначению услуги, оказываемые населению, подразделяются на две группы:
1. Материальные, обеспечивающие восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств изделий или изготовление новых изделий по заказам граждан, а также перевозку грузов и людей, торговые, банковские услуги и т. п.
2. Нематериальные (социально-культурные), обеспечивающие поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности, повышение профессионального мастерства и т. п.
Нематериальные принято делить на:
1) духовные (образование, физическая культура, наука, искусство);
2) социальные (жилищно-коммунальное обслуживание, здравоохранение и т. п.).
Ключевым отличием материальных услуг от нематериальных является объект приложения усилий:
• в первом случае - это некий материальный объект: транспорт перемещает людей и грузы; торговля изменяет право владения и место положения товаров и т.п.;
• во втором случае объект приложения услуг, обычно, потребитель:
- медицина - его здоровье;
- образование - уровень знания и навыков;
- концерты и выставки - духовное состояние и уровень положительных эмоций человека и т.д.
Однако важно понимать, что, в некоторых случаях, имеет место симбиоз материальных и нематериальных услуг, как, например:
- в торговле при перефасовке и доготовке;
- в туризме при транспортировке людей и получении ими положительных эмоций;
- в здравоохранении при использовании дорогостоящего оборудования и излечении людей.
По этому поводу существует значительное количество различных мнений заслуживающих внимания и уважения, мы же полагаем данный аспект не таким существенным в рамках нашего исследования.
Важным является отличие материальных от нематериальных, так как эта разница достаточно чётко символизирует не только разницу между ними, но и проводит грань между услугами и производством. Существенным отличием становится
не массовое обезличенное производство, а изменение потребительских свойств изделий по заказу потребителя.
Среди экономических направлений сферы услуг стоит выделить следующие, как наиболее распространённые:
• торговля;
• транспорт;
• телекоммуникации;
• жилищно-коммунальные;
• здравоохранение;
• образование;
• финансы;
• социальная сфера;
• общественное питание;
• туризм;
• бытовое обслуживание;
• культура;
• рекреационное хозяйство.
Выделение из данного списка наиболее перспективных направлений является одной из важнейших задач органов государственного управления экономикой, которые они в дальнейшем должны развивать и поддерживать различными возможными способами: от протекционизма, до субсидий, субвенций и прямом государственному участии в таких предприятиях.
Оригинальный подход к структуризации сферы услуг выдвинул американский экономист-институ-ционалист Дуглас Норт. Чтобы подчеркнуть большую роль институтов в жизни общества, он предложил выделять в экономике как целом трансформационный сектор (изменение физических характеристик экономических благ) и трансакци-онный сектор (изменение чисто социальных характеристик - принадлежности экономических благ кому-либо).
В последнее время наблюдается устойчивая тенденция по цифровизации сферы услуг, что является не только данью моде, но и ответом на внедрение современных технологий во все сферы экономики. Данному направлению посвящено значительное количество трудов исследователей:
- в сфере предоставления государственных услуг [4];
- в сфере образования [5];
- в сфере коммунальных услуг [6] и многие другие.
К сожалению, цифровизация сферы услуг в нашей стране осложняется введёнными санкциями, так как они ограничивают поступление
новейших технологий на наш рынок. Однако важно отметить, что открывается окно возможностей по разработке и внедрению отечественных разработок в сфере услуг, а также, в последнее время набрало популярность направление так называемого параллельного импорта, которое позволяет получить доступ к передовым зарубежным разработкам, но по завышенным ценам.
К функциям сферы услуг можно отнести следующие направления:
• удовлетворение населения в различных услугах;
• снижение уровня общих затрат;
• рационализацию использования трудовых ресурсов, в том числе высвобождающихся;
• обеспечение национальной и внутренней безопасности.
Таким образом, сфера услуг является важнейшим направлением современного хозяйства, которое символизирует уровень развития экономики в стране. Прикладывая усилия по развитию сферы услуг, государство получает дополнительное преимущество в конкурентной борьбе между странами.
В последнее время наблюдаются определённые сложности с развитием современных направлений сферы услуг, в первую очередь, в связи с ожесточающимися санкциями, однако, в этом присутствуют и открывающиеся возможности, главная из которых - импортозамещение. Данное направление может получить дополнительное существенное развитие в случае применения мер протекционизма и стимулирования государством наиболее перспективных организаций и направлений.
Литература:
1. Большой экономический словарь: 19000 терминов / М.Ю. Агафонова [и др.]; Под ред. А.Н. Азрилияна. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Инт новой экономики, 1997. 856 с.
2. Доля сферы услуг - классация стран. URL : https://ru.theglobaleconomy.com/rankings/Share_of _services (дата обращения 13.06.2023).
3. Нечаев В.И. Экономический словарь: Справочное издание / В.И. Нечаев, П.В. Михайлушкин. Краснодар : «Атри», 2011. 464 с.
4. Вылегжанина К.А. Цифровые технологии в сфере предоставления государственных услуг / К.А. Вылегжанина // Плехановский барометр. 2022. № 3(31). С. 13-16.
5. Носов Д.Д. Современные способы продвижения: перспективы SMM-маркетинга в сфере образовательных услуг / Д.Д. Носов // Инновационное развитие экономики: тенденции и перспективы. 2021. Т. 2. С. 104-111.
6. Васильев С.Д. Роботизация в сфере коммунальных услуг / С.Д. Васильев // Научно-исследовательский центр «Technical Innovations». 2021. № 8. С. 395-399.
Literature:
1. Big Economic dictionary: 19,000 terms / M.Yu. Agafonova et al.]; Edited by A.N. Azriliyan. -2nd ed., reprint. and additional. M. : Institute of New Economics, 1997. 856 p.
2. The share of the service sector is the classification of countries. URL : https://ru.theglobalecon-omy.com/rankings/Share_of_services (date of the application 13.06.2023).
3. Nechaev V.I. Economic Dictionary: Reference edition / V.I. Nechaev, P.V. Mikhailushkin. Krasnodar : «Atri», 2011. 464 p.
4. Vylegzhanina K.A. Digital technologies in the provision of public services / K.A. Vylegzhanina // Plek-hanovsky barometer. 2022. № 3(31). P. 13-16.
5. NosovD.D. Modern ways of promotion: prospects of SMM marketing in the field of educational services / D.D. Nosov // Innovative development of the economy: trends and prospects. 2021. Vol. 2. P. 104-111.
6. Vasiliev S.D. Robotization in the field of public services / S.D. Vasiliev // Scientific Research Center «Technical Innovations». 2021. № 8. P. 395-399.