Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ СУБЪЕКТИВНОСТИ В ФИЛОСОФИИ Л. ШЕСТОВА'

ПОНЯТИЕ СУБЪЕКТИВНОСТИ В ФИЛОСОФИИ Л. ШЕСТОВА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
154
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛИЗМ / СУБЪЕКТИВИЗМ / СУБЪЕКТИВНОСТЬ / ФИЛОСОФИЯ СУБЪЕКТИВНОСТИ / ФИЛОСОФИЯ Л. ШЕСТОВА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тетенков Николай Борисович, Патюкова Полина Павловна

Одним из философских направлений ХХ в. считается экзистенциализм, в которых наибольший интерес представляет исследование периода русского философского и религиозного ренессанса XIX-XX веков, представителем которого считается Л. И. Шестов. Философ является одним из наиболее знаменитых деятелей в философской науке, что обусловливает необходимость и актуальность анализа его научных философских позиций. Исследования разных аспектов истории религиозной философии в отечественной философии становятся основными темами, развитие которых определяет ее специфику. Отличительной характерной чертой российской философии начала ХХ в. считается установление связи социальной позиции и индивидуального сознания, поиск новых концептов религиозной философии, что присуще творчеству Л. И. Шестова. В статье раскрыты особенности философии Л. И. Шестова и приведены основные подходы философа к исследованию понятия субъективности в философской науке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF SUBJECTIVITY IN L. SHESTOV’S PHILOSOPHY

One of the philosophical trends of the twentieth century is considered to be existentialism, in which the greatest interest is the study of the period of the Russian philosophical and religious renaissance of the XIX-XX centuries, of which L. I. Shestov is considered to be a representative. The philosopher is one of the most famous figures in philosophical science, which makes it necessary and relevant to analyze his scientific philosophical positions. Studies of various aspects of the history of religious philosophy in the fatherland philosophy become the main topics, the development of which determines its specificity. A distinctive characteristic feature of Russian philosophy at the beginning of the twentieth century is the establishment of a connection between social position and individual consciousness, the search for new concepts of religious philosophy, which corresponds to the work of L. I. Shestov. The article reveals the peculiarities of L. I. Shestov’s philosophy and presents the main approaches of the philosopher to the study of the concept of subjectivity in philosophical science.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ СУБЪЕКТИВНОСТИ В ФИЛОСОФИИ Л. ШЕСТОВА»

Понятие субъективности в философии Л. Шестова

Тетенков Николай Борисович,

кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова E-mail: tenibo@yandex.ru

Патюкова Полина Павловна,

студент, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова E-mail: p.patykova@narfu.ru

Одним из философских направлений ХХ в. считается экзистенциализм, в которых наибольший интерес представляет исследование периода русского философского и религиозного ренессанса XIX-XX веков, представителем которого считается Л.И. Шестов. Философ является одним из наиболее знаменитых деятелей в философской науке, что обусловливает необходимость и актуальность анализа его научных философских позиций.

Исследования разных аспектов истории религиозной философии в отечественной философии становятся основными темами, развитие которых определяет ее специфику. Отличительной характерной чертой российской философии начала ХХ в. считается установление связи социальной позиции и индивидуального сознания, поиск новых концептов религиозной философии, что присуще творчеству Л.И. Шестова. В статье раскрыты особенности философии Л.И. Шестова и приведены основные подходы философа к исследованию понятия субъективности в философской науке.

Ключевые слова: индивидуализм, субъективизм, субъективность, философия субъективности, философия Л. Шестова.

Введение

В современной истории философии с XIX в. и по сегодняшний день российскими и зарубежными учеными обсуждаются основные проблемы индивидуализма и субъективизма в общественных науках и философских учениях. Как следует подчеркнуть, классиками методологического индивидуализма являются Ф. фон Хайек, К. Поппер, М. Вебер, Дж.С. Милль и другие ученые, согласно позиции которых в терминах содержания и действий сознания конкретных индивидов могут быть проинтерпретированы все социальные факты. Такой методологический индивидуализм противопоставляется социальному холизму. Опираясь на такой тезис можно заключить, что социальная теория тесно взаимосвязана с теорией познания, в силу чего требуется рассматривать коррелят индивидуализма - субъективизм, т.е. признание для субъективной истинности релевантности.

У экзистенциалистов в центре внимания находится конкретная личность человека, именно поэтому субъективизм присущ и экзистенциализму. В этом случае можно говорить об актуальности исследования особенностей субъективистских позиций русских экзистенциалистов. В контексте настоящего исследования весьма актуальным считается исследование позиций Л.И. Шестова при рассмотрении данного вопроса, которое находило отражение в его философских исторических трудах.

Цель исследования - провести анализ подходов Л.И. Шестакова к понятию субъективизма и его проявлению в русской философии.

Материалы и методы исследования. Основой исследования выступают творческие работы Л.И. Шестова, затрагивающие философскую программу. В процессе проведенного исследования использовались такие методы, как метод философской реконструкции и интерпретации, методы сравнительного анализа, методы генетического анализа и методы концептуального анализа.

Результаты и обсуждение

Лев Шестов среди философов русского религиозного ренессанса считается мыслителем, который в круг философов не вписывался. Традиционно философия Льва Шестова воспринималась в качестве последовательной и однозначной критики рационализма, в ней было заявлено об изменчивости е и хрупкости любого порядка, рассмотрена область

хаоса, заявлено о существовании иных измерений жизни. В работах философа, как отмечается в диссертации Е.А. Механниковой, можно обнаружить контуры новых научных воззрений на человеческое

«Я», которое характеризуется учетом незамкнутости и динамичности человека в собственной природе и детерминированности социального характера, которая включает в себя основные перспективы трансцендирования и приобретения смысла существования человеком после вопрошания о собственном жизненном предназначении [4, с. 6].

Как справедливо подчеркивается в статье З.В. Безвесельной, прежде всего, философский дискурс Л.И. Шестова нацелен на раскрытие «иной» субъективности, которая выступает непосредственно, как результат становления и формирования истинного «Я» с помощью постижения непостижимого и веры в абсурд, а не как изначальная данность [1, с. 144]. В то же время, Е.А. Ме-ханникова пишет, что в исследованиях философа очерчена область внутреннего и религиозного опыта субъекта, которая наделена некоторыми чертами «безумия», что, в свою очередь, подчеркивает продуктивность абсурда при раскрытии основной ценностной значимости событий в контексте трансформации обыденного сознания в концепты философии [4, с. 6].

Таким образом, философия мыслителя может быть определена в качестве критики последовательного характера в отношении упрощенных представлений о человеке, которые искажают его природную и духовную целостность, выводя определенный аспект в качестве содержания, восходящий к заданной античностью аксиологической иерархии.

В диссертации С.А. Кукушкина подчеркивается, что у Л.И. Шестова философский дискурс, в первую очередь, направлен на отражение новой «топологии» мира в философии становления, которая предполагает динамичность ориентаций ценностного характера и их непосредственной привязанности к субъективности человека. Именно поэтому истина у философа отождествляется с понятием ценности и имеет аксиологическую природу [3, с. 8].

Субъективность связывается с понятием идеи и истины, которая собственными корнями уходит в христианскую и античную философию [6, с. 80].

Мыслитель в собственной работе подчеркивал, что может быть признана лишь истинность веры, категорически отрицая истину разума [7, с. 232].

Принимая во внимание тот факт, что философское представление Л.И. Шестова об истине связано с уникальным опытом рациональной по-стижимости мироздания и субъективности, можно прийти к выводу о том, что основным приоритетом обладает оценочная истина, которая тождественна достижению индивидом целостности существования как обретения аутентичного «Я», и связана с жизненными смысловыми переживаниями и проблемами субъекта. Е.А. Механникова в данном аспекте отмечает, что согласно позиции философа, категория ценности выступает в качестве религиозного этического воззрения структурированного типа, являясь основой для описания процесса осмысления значимости происходящих в жизни событий [4, с. 7].

Истинное «Я» в исследуемой философской мысли философа выступает изначальной ценностью, так как оно укорено в бытие, именно поэтому смыслов человеческих исканий в экзистен-циональном смысле считается обретение такого истинного «Я». Прежде всего, это говорит об аксиологическом философском учении мыслителя, что подтверждается тем, что Л.И. Шестов не связывает понятие ценности с нормативностью и устойчивостью, а говорит об его продуцируе-мости и подвижности, обусловленной активным участием в процессе осмысления бытия субъектом.

При рассмотрении свободы, Л.И. Шестов пишет, что она имеет парадоксальный характер, так как, с одной стороны, связана с божественной ограниченной волей, а, с другой стороны - с отсутствием необходимости выбора [2, с. 80]. Таким образом, свобода оказывается совпадением божественной реальности и внутренней субъективной достоверности. Истины разума, которые при отречении от Бога перестают быть истинами, должны быть сохранены субъектом свободным. Свобода есть сохранение мира от зла. В этих рассуждениях нельзя заметить абсолютной свободы. Л.И. Шестов сторонник божественной (святой) добродея-тельной свободы.

В собственных философских учениях Л.И. Шестов отводил большую роль вере, подчеркивая, что художественная литература и история мировой философии выступают основными детерминантами индивидуализма и субъективизма человека. Философское наследие, согласно философским воззрениям мыслителя, может быть разделено на две традиции, основой которых считаются мотивы недоверия и мотивы доверия собственному разуму [5, с. 164].

Иррационализм и иррациональный субъект в философской позиции Л.И. Шестова весьма нестандартен и необычен. У мыслителя в центре философии стоит природное существование и наличие одинокого человеческого «Я», которое не хочет сливаться с единым, и пытается отстаивать собственные права на уникальность и индивидуальность. Для Л.И. Шестова основой подлинного существования выступает свобода личности: политическая, духовная, внешняя и внутренняя. В силу такого положения, можно считать субъективизм мыслителя антропологическим, так как в нем значимы и проявления необходимых закономерностей, и случайный опыт.

Выводы

В процессе исследования было установлено, что философия Л.И. Шестова может быть определена в качестве критики последовательного характера в отношении упрощенных представлений о человеке, которые искажают его природную и духовную целостность, выводя определенный аспект в качестве содержания, восходящий к заданной античностью аксиологической иерархии.

сз о

о Л о

о сз о в

В собственных философских учениях Л.И. Шестов отводил большую роль вере, подчеркивая, что художественная литература и история мировой философии выступают основными детерминантами индивидуализма и субъективизма человека, хотя сам человек это не осознает. Для Л.И. Ше-стова основой подлинного существования выступает свобода личности: политическая, духовная, внешняя и внутренняя.

В силу такого положения, можно считать субъективизм мыслителя антропологическим, так как в нем значимы и проявления необходимых закономерностей, и случайный опыт.

Литература

1. Безвесельная З.В. Проблема философского познания в учении Л. Шестова // Вестник РЭА им. Г.В. Плеханова. 2015. № 3 (81). С. 142-147.

2. Ворожихина К.В. «Вечные истины» и свобода от разума. О некоторых чертах философии Льва Шестова на примере книги «Афины и Иерусалим» // Философский журнал. 2015. № 3. С. 78-91.

3. Кукушкин С.А. Тематизация специфики мышления Н.А. Бердяева и Л. Шестова в горизонте экзистенциалистской интерпретации субъективизма и индивидуализма. Дисс. канд. филос. наук. - Томск, 2005. 137 с.

4. Механникова Е.А. Рациональное и иррациональное «Я» в философии Л.И. Шестова. Дисс. канд. филос. наук. - Краснодар, 2003. 130 с.

5. Постнов С.В. Экзистенция свободы Н.А. Бердяева и Л.И. Шестова: сравнительный анализ // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2019. № 2. С.162-165.

6. Тетенков Н.Б. Понятие субъективности в «Заключительном ненаучном послесловии к "Философским крохам"» // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2017. № 3. С. 78-83.

7. Шестов Л. Киркегард и экзистенциальная философия. М.: Прогресс, 1992. 304 с.

THE CONCEPT OF SUBJECTIVITY IN L. SHESTOV'S PHILOSOPHY

Tetenkov N.B., Patyukova P.P.

Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov

One of the philosophical trends of the twentieth century is considered to be existentialism, in which the greatest interest is the study of the period of the Russian philosophical and religious renaissance of the XIX-XX centuries, of which L.I. Shestov is considered to be a representative. The philosopher is one of the most famous figures in philosophical science, which makes it necessary and relevant to analyze his scientific philosophical positions. Studies of various aspects of the history of religious philosophy in the fatherland philosophy become the main topics, the development of which determines its specificity. A distinctive characteristic feature of Russian philosophy at the beginning of the twentieth century is the establishment of a connection between social position and individual consciousness, the search for new concepts of religious philosophy, which corresponds to the work of L.I. Shestov. The article reveals the peculiarities of L.I. Shestov's philosophy and presents the main approaches of the philosopher to the study of the concept of subjectivity in philosophical science.

Keywords: individualism, subjectivism, subjectivity, philosophy of subjectivity, philosophy of L. Shestov.

References

1. Veselnaya Z.V. The problem of philosophical knowledge in the teachings of L. Shestov // Bulletin of the Russian Academy of Economics. G.V. Plekhanov. 2015. No. 3 (81). pp. 142-147.

2. Vorozhikhina K.V. "Eternal truths" and freedom from reason. On some features of the philosophy of Lev Shestov on the example of the book "Athens and Jerusalem" // Philosophical Journal. 2015. № 3. pp. 78-91.

3. Kukushkin S.A. Thematization of the specifics of thinking N.A. Berdyaev and L. Shestov in the horizon of the existentialist interpretation of subjectivism and individualism. Diss. cand. philosophy Sciences. - Tomsk, 2005. 137 p.

4. Mehannikova E.A. Rational and irrational "I" in the philosophy of L.I. Shestov. Diss. cand. philosophy Sciences. - Krasnodar, 2003. 130 p.

5. Postnov S.V. The Existence of Freedom by N.A. Berdyaev and L.I. Shestova: Comparative Analysis // Izv. Sarat. University Nov. ser. Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy. 2019. № 2. pp. 162-165.

6. Tetenkov N.B. The concept of subjectivity in the "Final non-scientific epilogue to the" Philosophical crumbs" // Bulletin of the Northern (Arctic) Federal University. Series: Humanities and social sciences. 2017. № 3. pp. 78-83.

7. Shestov L. Kierkegaard and existential philosophy. M.: Progress, 1992. 304 p.

e

u

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.