Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ СТРАТЕГИИ, ЕЕ ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ'

ПОНЯТИЕ СТРАТЕГИИ, ЕЕ ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
991
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН / ПЛАНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Захарова Ю.О., Майкова П.Н., Майкова Е.Н., Андреасян Г.М.

В данной статье мы разберем особенности реализации стратегии на предприятиях, так как грамотно подобранная стратегия развития и умение фирмы быстро перестраиваться в зависимости от экономической ситуации, а также не упускать возможность и стремиться развить сильные стороны предприятия, приведут к увеличению прибыли, обеспечат выживаемость и устойчивость развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF STRATEGY, ITS IMPLEMENTATION FEATURES AT ENTERPRISES

In this article we will analyze the features of the implementation of the strategy at enterprises, since a well-chosen development strategy and the company's ability to quickly rebuild depending on the economic situation, as well as not to miss the opportunity and strive to develop the strengths of the enterprise, will lead to increased profits, ensure survival and sustainable development.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ СТРАТЕГИИ, ЕЕ ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ»

УДК 339.924

Захарова Ю. О. студент магистратуры 2 курса Гуманитарно-педагогический институт Тольяттинский государственный университет

Россия, Тольятти Майкова П.Н. студент 3 курса Институт финансов, экономики и управления Тольяттинский государственный университет

Россия, Тольятти Майкова Е.Н. студент магистратуры 2 курса Гуманитарно-педагогический институт Тольяттинский государственный университет

Россия, Тольятти Андреасян Г.М. студент магистратуры 1 курса Институт математики, физики и информационных технологий Тольяттинский государственный университет

Россия, Тольятти

ПОНЯТИЕ СТРАТЕГИИ, ЕЕ ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ НА

ПРЕДПРИЯТИЯХ

Аннотация: в данной статье мы разберем особенности реализации стратегии на предприятиях, так как грамотно подобранная стратегия развития и умение фирмы быстро перестраиваться в зависимости от экономической ситуации, а также не упускать возможность и стремиться развить сильные стороны предприятия, приведут к увеличению прибыли, обеспечат выживаемость и устойчивость развития.

Ключевые слова: стратегия, управленческая деятельность, стратегический подход, стратегический план, планирование

Zakharova Y.O. graduate student 2 year Humanitarian Pedagogical Institute Togliatti State University Russia, Tolyatti Maykova P.N. student 3 year

Institute of Finance, Economics and Management

Togliatti State University Russia, Tolyatti Maykova E.N. graduate student 2 year Humanitarian Pedagogical Institute Togliatti State University Russia, Tolyatti Andreasyan G.M. graduate student 1 course Institute of Mathematics, Physics and information technologies Togliatti State University Russia, Tolyatti

THE CONCEPT OF STRATEGY, ITS IMPLEMENTATION FEATURES

AT ENTERPRISES

Abstract: in this article we will analyze the features of the implementation of the strategy at enterprises, since a well-chosen development strategy and the company's ability to quickly rebuild depending on the economic situation, as well as not to miss the opportunity and strive to develop the strengths of the enterprise, will lead to increased profits, ensure survival and sustainable development.

Key words: strategy, management activities, strategic approach, strategic plan, planning.

В последнее десятилетие роль управленческой деятельности, стратегии развития, которая позволяет организации выжить и конкурировать с другими фирмами является одной из важных. Умение фирмы быстро перестраиваться в зависимости от экономической ситуации, не упускать возможность и стремиться развить сильные стороны предприятия, которые приведут к увеличению прибыли, обеспечат выживаемость и устойчивость развития.

В мировой практике, в связи с внедрением стратегического подхода и рассмотрением вопросов управления, стала складываться концепция стратегического управленческого учета. На сегодняшний день в науке нет единого понятия «стратегия», оно имеет множество определений. У всех этих определений есть одно общее понятие, они рассматривают стратегию как некий свод правил, методов и норм, которыми руководствуется фирма для достижения наилучших результатов и на дальнейший перспективный рост развития. В таблице 1 рассмотрены некоторые понятия «стратегии» в научной литературе.

Таблица 1 - Определения понятия «стратегия»

Авторы Определение

А. Чандлер Стратегия - это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий, распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей.

И. Ансофф Стратегия - набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности.

Р.С. Каплан и Д. П. Нортон Стратегия - это то, как компания собирается в будущем создавать долговременную (устойчивую) стоимость.

А.А. Томпсон и А.Д. Стрикленд Стратегия означает выбор компанией пути развития, рынков, методов конкуренции и ведения бизнеса.

А.Т. Зуб Стратегия - обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов компании. По существу, стратегия есть набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности.

На основе таблицы 1 можно сделать вывод: единого понятия термина «стратегия» не существует.

Стратегия предприятия представляет собой совокупность способов, методов и установок, которые способствуют достижению намеченных целей. Цель любого предприятия - это состояние будущего, которое предприятие желает добиться, прилагая собственные усилия. Существует четыре основных типа стратегии:

1. стратегии концентрированного роста;

2. стратегии диверсификационного роста;

3. стратегии интегрированного роста;

4. стратегии сокращения.

Стратегию необходимо рассматривать с разных сторон:

- как средство достижения итогового результата;

- стратегия охватывает основные аспекты организации;

- она обеспечивает совместимость всех частей планов предприятия;

- стратегия объединяет все части в единое целое.

При изменении внешней среды самым эффективным средством своевременной реакции организации является стратегическое планирование. Оно преследует одну цель: повысить эффективность работы, то есть научить сотрудников использовать ресурсы оптимально, обеспечить понимание задач и целей для всех работников предприятия, иметь гибкость при изменениях в окружающей обстановке. Важным фактором

инвестиционной привлекательности предприятия является наличие сбалансированной системы стратегического планирования.

Стратегический план образует определение стратегии достижения цели, целеполагание, определение долгосрочных и краткосрочных программ (задач), отделение сферы бизнеса. Определение назначения организации, впоследствии которого будет формироваться стратегия - это стартовая точка стратегического менеджмента. Оно включает в себя: определение бизнеса компании, целеполагание корпорации, определение корпоративной философии. На рисунке 1 представлены основные компоненты стратегии фирмы.

Образ действий и подходов, определяющих стратегию компании

/-\

Усилия по качественным

Г \

Действия по решению специфических для компании проблем и стратегические внутренние , действия ,

Защитные действия против отечественных и зарубежных конкурентов

V_У

Действия по закреплению новых возможностей

Усилия по точной подстройке основной стратегии

Рисунок 1 - Основные компоненты стратегии фирмы

На рисунке 2 представлены факторы, которые оказывают влияние на формирование стратегии организации.

Внутренние группы

Менеджеры Совет директоров Акционеры

Целеполагание Определение бизнеса Главные цели Философия

Внешние группы Потребители Поставщики Правительство

Формулировка стратегии Исходя из назначения, положения

Рисунок 2 - Факторы, влияющие на формирование стратегии

«Стратегический план является отличительной чертой каждого предприятия, что позволяет увеличить штат своего персонала за счет привлечения в организацию работников нужного типа и благоприятствует в продажах услуг и продуктов. Ему необходимо быть не только единым, но и быть приспособленным к любым условиям. Стратегия представляет собой долгосрочную программу, которая будет направлять организацию в течение длительного времени, принимать в учет непрерывные внесения в постоянно изменяющихся условиях» [2].

Для руководителя организации, процесс стратегического планирования подразумевает под собой поиск решений на многие немаловажные вопросы, касающиеся деятельности фирмы. На рисунке 3 представлены функции стратегического планирования.

Рисунок 3 - Функции стратегического планирования

Процесс стратегического планирования содержит реализацию связанных между собой функций:

- проведение ситуационного анализа;

- определение нужного направления на экономический рост предприятия;

- регулярный контроль и оценка результатов, внесение изменений в выбранную стратегию;

- разработка аргументов в пользу маркетинговых исследований;

- создание главной стратегии развития на предприятии;

- создание методов и способов планирования для достижения, намеченных целей организации;

- планирование производства продуктов и услуг и их реализации.

На рисунке 4 приведена схема стратегического планирования, наиболее часто применяемая на многих отечественных предприятиях.

Определение долгосрочной стратегии

Создание стратегических подразделений

Обоснование целей маркетинга

I -

Ситуационный анализ

1 -

Разработка стратегии маркетинга

1 -

Реализация тактики

Контроль результатов

Рисунок 4 - Схема стратегического планирования организации

Цели организации, в процессе стратегического планирования, утверждают высшие руководители и специалисты плановых служб, и впоследствии непременно согласуют их со всеми структурами. Каждая организация самостоятельно выбирает структуру планово -экономических органов.

Подразделения после подробного ознакомления предлагают свои варианты. Принимая во внимания все варианты и возможные предложения от подразделений, создаются предпосылки, которые способствуют разработке целей стратегического планирования. Утвержденные планы содержат в себе цели предприятия, её структуру, планируемой выпуск продукции и многое другое.

Итак, одной и главных задач стратегического планирования является определение ресурсов для достижения целей и задач, а также формирование стратегии на долгосрочную перспективу.

В свободных рыночных отношениях выбор цели и стратегий развития организации, дает начало к формированию планово -управленческой

деятельности фирмы. Предприятия, при стратегическом планировании, могут воспользоваться следующими известными стратегиями: разработка товара фирмы, изменение цен, сокращение издержек, стабилизация производства, целевые стратегии.

Наиболее распространенная стратегия, которая используется на отечественных предприятиях, носит название - стратегия выживания, на зарубежных предприятиях, наиболее популярна стратегия завоевания лидерства.

Каждое предприятие имеет разный временной период стратегического плана, для одних фирм он может быть краткосрочным, а для других долгосрочным. Достижение высокого качества продукции, высоких финансовых результатов, повышение прибыльности и удержания доли для какого-либо рынка, можно достичь только в том случае, если деятельность стратегии будет направлена на долгосрочный период.

Заключительный процесс на предприятии, в стратегическом планировании - осуществление контроля над исполнением стратегии. Его задача оценивать соответствие полученные результаты с запланированными результатами.

Использованные источники:

1. Меркулова, Ю.В. Ситуационно-стратегическое планирование в экономике. В 2 т. Т. 1. Методология оптимизации показателей спроса и предложения. 2-е изд., доп. и изм / Ю.В. Меркулова. - М.: Экономика, 2015.

- 480 ^

2. https://www.u-b-s.ru/publikacii/strategicheskoe-planirovanie.html

3. Басовский, Л.Е. Стратегический менеджмент: Уч. / Л.Е. Басовский и др.

- М.: Инфра-М, 2018. - 80 ^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.