Научная статья на тему 'Понятие «Современность» и ритуал в традиционной культуре'

Понятие «Современность» и ритуал в традиционной культуре Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
312
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРЕМЯ / СВОЕВРЕМЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ / РИТУАЛ / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФАННОЕ / САКРАЛЬНОЕ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ / TIME / TIMELINESS ACTION / RITUAL / PROFANE / SACRED / TRADITIONAL CULTURE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Сахилтарова Н. Г.

В статье раскрывается сущность ритуала в традиционной культуре посредством понятий «время» и «своевременность». Время в традиционной культуре представлено в форме ритуала, именно ритуал маркирует время в традиционном обществе. Ритуальное действие включает в себя прошлое, настоящее и будущее. Ритуал всегда ориентирован на будущее с помощью прошлого в настоящем (ритуальные действия). Таким образом, ритуал – метадействие. Идея времени, как целенаправленной деятельности в традиционной культуре напрямую связана с ритуалом. В традиционной культуре всё, что достижимо в перспективе всё изначально придается ритуалу. Время в ритуале предстает перед нами, как «своевременное» целенаправленное социально значимое действие. Всё содержание ритуала – некая модель действий для получения результата. Договор с высшими силами уже есть результат. Так, можно говорить о ритуале в традиционной культуре, как о «своевременном» действии, которое упорядочивает и стабилизирует земное существование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NOTIONS “TIMELINESS” AND “RITUAL” IN TRADITIONAL CULTURE

The article is aimed at revealing the essence of the ritual in the traditional culture through the concepts "time" and "timeliness". Time in the traditional culture is in the form of the ritual, it marks the time ritual in traditional society. The ritual action includes the past, present and future. The ritual is always oriented to the future with the past in the present (ritual action). Thus, the ritual is a meta action. The idea of time as a purposeful activity in the traditional culture is directly related to the ritual. In the traditional culture all the achieved is ritualized. Time in the ritual appears as ‘timeliness’ targeted to socially significant actions. All contents of the ritual are a certain model of action intended to the result. Therefore, the ritual in traditional culture is treated as a ‘timeliness’ action, an orderly and harmonious equilibrium restoring the entire ethnic culture.

Текст научной работы на тему «Понятие «Современность» и ритуал в традиционной культуре»

УДК 391

ПОНЯТИЕ «СОВРЕМЕННОСТЬ» И РИТУАЛ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ

© Н. Г. Сахилтарова

Восточно-Сибирская академия культуры и искусств Россия, Республика Бурятия, 67GG13 г. Улан-Удэ, ул. Терешковой, 1.

Тел.: +7 (914) S43 З7 S2.

E-mail: nikasahiltarava@mail.ru

В статье раскрывается сущность ритуала в традиционной культуре посредством понятий «время» и «своевременность». Время в традиционной культуре представлено в форме ритуала, именно ритуал маркирует время в традиционном обществе. Ритуальное действие включает в себя прошлое, настоящее и будущее. Ритуал всегда ориентирован на будущее с помощью прошлого в настоящем (ритуальные действия). Таким образом, ритуал — метадействие. Идея времени, как целенаправленной деятельности в традиционной культуре напрямую связана с ритуалом. В традиционной культуре всё, что достижимо в перспективе всё изначально придается ритуалу. Время в ритуале предстает перед нами, как «своевременное» целенаправленное социально значимое действие. Всё содержание ритуала — некая модель действий для получения результата. Договор с высшими силами уже есть результат. Так, можно говорить о ритуале в традиционной культуре, как о «своевременном» действии, которое упорядочивает и стабилизирует земное существование.

Ключевые слова: время, своевременное действие, ритуал, традиционная культура, про-фанное, сакральное в традиционной культуре.

Какова сущность ритуала, являющегося сис-темообразущей ценностью в традиционной культуре? Каково место ритуала в век мультикультура-лизма и нивелирования традиционных ценностей?

Все эти вопросы актуальны сегодня, т.к. определение своей этноидентичности является многозначным и необходимым условием для будущего.

Ритуал это то, что определяет любую этническую культуру. Определенное время как особая протяженность, выраженная в формировании само-стности, тем самым, способствующая вычленению себя из природного континуума, формируя открытость просвечивающего времени. Именно открытость внешнему миру определяет время как рефлексию. Ритуал же в традиционной культуре изначально включает любое действие в матрицу предопределений, так возникает неизбежность возникновения оппозиции «Я - другие», «своё - чужое»,

«сакральное - профанное», «освоенное - неосвоенное», так формируется идентичность.

В целом ритуал в традиционной культуре можно представить как маркировку человека во времени. Самого времени вне ритуала как континуальности в традиционной культуре не было. Все действия в бурятской традиционной культуре опосредованы гармонией и неразделенностью человеческого сознания с природой. У бурят человек - не борец и не укротитель природы, а некий толерантный свидетель пересечения нескольких миров божеств и земных духов. Где целью человека является следующее: привести мир в равновесие и создать условия для жизнедеятельности. Ритуал являет собой некую толерантную договоренность между человеком и миром божеств (различными духами) ради высшей ценности - своего будущего. Протяженность человеческого существования определя-

лась с помощью ритуала, являющегося неким метадействием, которое включает в себя идею времени, как деятельности, формирующей определенную связь с внешним миром, напрямую связанную с целеполаганием. Деятельность в традиционной культуре всегда направлена на сублимацию про-фанного сакральным. Каждое действие носило сакральный характер, т.е. «своевременный». Маркировка времени (отсчет) происходила в результате «своевременного» действия, т.е. ритуала.

Ритуал в традиционной культуре являет собой сущность мироощущения и познания. Человек еще не разделен с природой, и борьба основывается на договоре с одухотворенной природой на уровне ритуала. Именно ритуал на определенном этапе есть адаптация к внешнему миру. Ритуал в традиционной культуре - это выражение отношения ко времени, своего рода приручение. Время выступает как своего рода предопределенность, которая поглощает земное существование, и только благодаря определенным действиям человека приближает задуманное в традиционном мире, при этом соблюдая определенную последовательность действий. Действия в ритуале последовательны и опосредованы. Благодаря ритуалу этническая культура проживает свое уникальное время, т.е. существует и маркирует себя в пространстве. Ритуальное действие, даже на вербальном уровне - ценность вне времени. В бурятской традиционной культуре ритуальное действие напрямую связано с пространством. На данный факт указывает множество сакральных мест, которые имеют покровителей местности.

Ритуал в определенной этнической культуре -это основание для общепринятой картины мира. Картина мира традиционной культуры в данном случае представляет собой опосредованность и

цикличное однообразие. Так выделяется целесообразность и адекватность действий обозначенному и воспроизводимому ритуалу. Действия легитимируются ритуалом, а мировоззрение отталкивается от сакрального восприятия реальности. А. К. Бай-бурин пишет: «Чем более значимы сферы поведения, тем более жестко они регламентированы, тем сильнее контроль над соблюдением стандартов и образцов» [1].

Ритуал в большинстве случаев ориентирован на будущее, которое видится более сложным, т.к. порядок и гармонию необходимо не только достичь, но и сохранить. Вот что пишет в своих записках М. Н. Хангалов: «Если новорожденный ребенок до года начнет ходить, это считается не особенно хорошим. Тогда в ребенка бросают шапкою три раза так, чтоб каждый раз ребенок упал; это делается, чтоб ребенок не ходил ранее года» [2].

Будущее непредсказуемо относительно сложных систем, но оно существует в прошлом, как пройденный этап, как непроявленный спектр «целей» развития будущего. Будущее открывается в виде спектра преддетерминированных возможностей. Будущее (как достигнутая цель в прошлом) преддетерминирует настоящее, структуры аттракторы детерминируют ход исторических событий.

Ритуал заполняет все пространство традиционной культуры, включая не только сакральную часть жизнедеятельности, но и обыденную. Ритуал четко прагматичен и целенаправлен. Этикет в традиционной культуре активно пополняется за счет элементов поведения, которое имеет ритуальное происхождение. Повседневное поведение (этикет) также ритуализировано. В 1950-е годы Э. Лич настаивал на том, что профанное и сакральное чаще всего означают не противоположные типы действий, а аспекты любого поступка [1]. По нашему мнению, это касается каждой этнической культуры с уникальным восприятием мира, своим мироощущением времени и пространства, и данное мироощущение выражается через определенную своевременность поступка, что уже в свою очередь ритуально.

Понятие «своевременность» в ритуале - это онтологическая сущность самого ритуала, т.к успеть во времени, т.е достигнуть цели путем ритуала, это весьма значимо для носителя этничности.

Ритуал строго регламентирован, и человеческая самостность, как экзистенциальное переживание внешнего мира, в данном случае содержащее первичную метаоппозицию «Я» - «Внешний мир», «Свое» - «»Чужое». Понятие «воля» более приближено к понятию «цель», которое является основополагающим в ритуале, как действие, призванное упорядочить внутренний мир внешнему. Конечно, здесь речь идет не о субъективности, а в первую очередь говорится об этнической общности, объединенной единой сетью познания.

Своевременность в этнической культуре отражена посредством ритуальных действий, образов

мифологического мышления, конструкций идей, через путь к намеченной цели. Эта «своевременность» находит выход в реальный мир через исходящую из трех частной структуры времени: прошлое - это всегда результат, будущее - целепола-гание, настоящее - это приложение сил. И вся ритуально-обрядовая система в традиционной культуре бурят ориентирована в первую очередь на эту структуру. Всё, что не соответствует структурам-аттракторам, будет уничтожено диссипативными процессами, поскольку они представляют собой достигнутую цель, узнаваемую и воспроизводимую [1].

Ритуал связан с вызовом привлечения внимания богов, и всегда - с преобразованием (например, социальная структура коллектива), в то время как этикет призван утвердить уже существующие социальные отношения [1].

В традиционной культуре в рамках ритуала происходило целеполагание, немаловажное для достижения результата. Каждое действо человека предполагает стремление, в этом и заключается основная функция времени по отношению к человеку. Таким образом, ритуал - это определенная взаимосвязь человека с окружающим миром. Через целеполагание человек осмысливает все окружающее пространство и придает своему мировоззрению основание, так человек действует, т.е. организует свое жизненное пространство.

Ритуал предстает как осмысление пути к своей цели и выработке определенному решению в её достижении. Ритуал - это начальный этап в достижении цели, где средства всегда оправдывают ее. Это ключ в ритуальных действиях, которые неизменно накладывают отпечаток на современность. Ритуал в традиционной культуре - это путь к успеху, это организация и собранность определенной культуры на определенный шаг. «Своевременность» действия в традиционной культуре - своего рода ритуал. При определенном решении выбирается время, производятся определенные действия. Эти действия подразумевают гармонию и договор с высшими силами. При более глубоком рассмотрении вопроса мы видим, что смысл ритуала заключается не в достижении какой-то внешней цели, а есть сама цель, возможность договориться с высшими силами. «Символ превращается в талисман, а эффект талисмана заключается в нем самом» [1].

М. Хайдеггер определяет время как открытость, просвечивающую во взаимном протяжении наступающего, осуществившегося, как уникальный путь развития определенной этнической культуры [4]. Данное уникальное развитие этнической культуры подразумевает фильтрацию и приспособление к внешним условиям. Таким образом, время - это не предзаданность, а определенная уникальная структура или самоорганизация этноса, выраженная в определенных действиях, т.е. обрядах и ритуалах. Если пространство можно осознанно выбрать здесь и сейчас, то время - это ряд определен-

ных действий, выраженных в своевременном поступке. Своевременный поступок - это целое мировоззрение и мироощущение. Так, у русских благоприятное время рождения - утро. Однако значение имело не только время суток, но и день недели, фаза луны, месяца, будни или праздники [1].

В отличие от времени место рождения необязательно предопределено судьбой - оно может быть и выбрано: «при трудных родах бабка отыскивает счастливое место, водя для этого больную по разным местам в хижине и даже в сарае, гумне». Показательно, что в самой процедуре выбора места заложена идея отделения одной части пространства от другой и соотнесение их с понятиями доли -недоли. Доля определялась стечением многих обстоятельств» [1].

Этикет у бурят также ритуализирован, он определяется как должное поведение, гармонизирующее внешнее и внутреннее. У бурят нельзя много смеяться, чрезмерно радоваться. Нельзя сильно плакать, иначе можно призвать горе еще более сильное. Нельзя громко разговаривать, смеяться, не только на сакральной территории, но и в домашних условиях, необходимо соблюдать этикет, когда наступал вечер. По отношению к детям нельзя допускать плача, иначе духи или боги заберут его, потому детей баловали и редко ругали, а особенно по некоторым особым дням и вечерам [2]. Все эти приметы связаны с высшими силами, которые в определенное время окружают человека. Представитель традиционной культуры всегда должен помнить об этом, а вернее он должен органично сосуществовать с данным пониманием.

Всякие предприятия буряты начинают в новолуние, и прежде новолуния что-нибудь предпринимать считается грехом [2].

Сам отсчет ритма жизнедеятельности также определялся по различным действиям, ставшим механическими, например: «для обозначения коротких отрезков времени существовало несколько выражений, рожденных реалиями кочевой жизни: «время установки юрты» (чуть больше часа), «время дойки овцы» (около 10 минут), «время кипячения одного котла чая» (8-10 мин.), «время выкуривания одной трубки» (3-5 мин.), «время (нужное, чтобы) оседлать коня» (2-4 мин.), «время между двумя чаепитиями» (1 час), «время между двумя приемами пищи» (2 часа) [2]. Даже на этом примере мы видим, что измерение времени для отсчета ритма жизнедеятельности основывается в первую очередь на длительности определенного повторяющегося вида деятельности. Каждое действие, маркирующее время, сопровождается ритуальным действиям, без которого немыслимо жизнеобеспечение, а потому данное действие регламентировано и опосредовано.

Можно сказать о том, что время в традиционном обществе ритуализировано. Времени как такового не существовало, а существовала особая

«своевременность» поступка, в свою очередь любое действие традиционной культуры являет собой ритуал. Действия мотивируются ритуалом, а ритуал в свою очередь состоит из:

1. Знания, которое и формирует этноиден-тичность, сюда относится масса нюансов, от мифа до человека, владеющего правом общения с высшими силами, весь костяк традиционной культуры.

2. Целеполагания, которое неотделимо от ритуала, т.к. в традиционной культуре достижимо все то, что находится в рамках ритуала.

3. Содержания ритуала, некой модели действий для получения результата. Данный результат, является гармонизирующим началом в равновесии между человеком и высшими силами.

Действие ритуала - это упорядочение времени и пространства. Таким образом, можно говорить о «своевременном» действии, упорядоченном и гармонизирующим земное существование.

По Н. Л. Жуковской, очаг - это семантический центр юрты, который выступает как точка отсчета при организации ее пространства, и место, вокруг которого протекает вся жизнь семьи. Кроме того, очаг - связующее звено между предками и потомками, символ преемственности поколений. Очаг и огонь, семантические центры юрты, с которыми связан ряд весьма важных запретов, от соблюдения которых зависит благополучие семьи. Цель их - ни в коем случае не допускать осквернение очага и оскорбление хозяйки огня, ибо это может привести к распаду семьи, гибели ее членов, угасанию рода. Запрещалось лить воду в огонь. Этот запрет известен многим народам Евразии» [3].

Таким образом, можно говорить об основной функции ритуала, как маркере времени, где данная функция выражена в своевременном поступке.

Таким образом, все пространство традиционного общества было подчиненно ритуалу. Где сакральное, близкое к природному, подчиняло себе человеческую сущность. Так, ритуал являл собой социальнозначимую ценность. Как и любая ценность, ритуал динамичен, с течением времени закручивается в сложную спираль преобразований. Ритуал постепенно утрачивает свою социально-значимую направленность, тем не менее, ритуал не утратил своего прямого ценностного содержания, единственное, что изменилось - «картина мира» и место ритуала в ней. А. А. Пелипенко пишет: «Распадение скрепляемой архаическим ритуалом синкретической тотальности мироощущения и начало вычленения автономизующегося субъекта явились отправной точкой диспараллельно-го существования апофатически переживаемых смыслообразов и всё более условно соответствующих им знаковых форм» [5].

Если ритуал являет собой порядок, то необходимо сказать о хаосе, как дестабилизирующем факторе. Хаос (обменные процессы разного рода), таким образом, играет конструктивную роль не только в процессах выбора пути эволюции, но и в

процессах построения сложного эволюционного целого. Фигурально выражаясь, хаос выступает в качестве своеобразия клея, который связывает части в единое целое. Хаос - путь к инновации, т.к. самосохранение порой требует самых решительных действий, касательно ломки устоявшихся стереотипов, которые сохраняют ядро этнической культуры или же основных ее элементов. Периодически погружаясь в хаос, структура самообновляется. В процессе хаоса человеческое сознание стремится вырваться из привычного мироустройства. Прежняя гармония и взаимопонимание дают трещину, т.к. вторгаются внешние условия. По мере усложнения культуры образуются инновации. Порядок и хаос чередуются, и, тем самым усложняют этническую культуру, все более закручивая в спираль ценностные ориентиры традиционной культуры. Ритуал не сохраняет полный набор своих элементов в полной мере, но некоторые

элементы и их интерпретация всегда имеют место быть. Ритуал как основа традиции не теряет своего направления, как одной из ценностей этноса даже сегодня. Особенно это касается особо важных моментов в жизнедеятельности: рождения, смерти, брака и т.д.

ЛИТЕРАТУРА

1. Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре. СПб.: Наука, 1993. 250 с.

2. Хангалов М. Н. Собрание сочинений в 3 Т. Т.2. М.: Изд-во «Республиканская типография», 2004. 311 с.

3. Жуковская Н. Л. Кочевники Монголии. М.: Восточная литература, 2002. 247 с.

4. Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. 447 с.

5. Пелипенко А. А. Дуалистическая революция и смыслоге-нез в истории. М.: Моск. гос. ун-т кул. и иск-в, 2007. 434 с.

6. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Синергетика и коэволюция сложных систем // Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. М.: Прогресс - Традиция, 2003. С. 351-388.

Поступила в редакцию 31.01.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.