Научная статья на тему 'Понятие "совесть" на занятиях по философии: постановка вопроса'

Понятие "совесть" на занятиях по философии: постановка вопроса Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
144
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / PHILOSOPHY / СОВЕСТЬ / CONSCIENCE / ДОБРО / KINDNESS / ЗЛО / EVIL / МОРАЛЬНО-КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ КАНТА / KANT'S CATEGORICAL IMPERATIVE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Катькова Валентина Владимировна

В статье рассмотрен вопрос о совести как о всеобщем естественном законе, сравнивается понимание совести согласно христианской богословской мысли и учению немецкого философа Иммануила Канта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPTION "CONSCIENCE" ОN THE PHILOSOPHY’S CLASSES: QUESTION FORMULATION

In the article is described a question about conscience as a general natural law is described. Also the comprehension of conscience according to Christian and theological idea and the German philosopher Immanuel Kant theory is compared.

Текст научной работы на тему «Понятие "совесть" на занятиях по философии: постановка вопроса»

УДК 37

ПОНЯТИЕ «СОВЕСТЬ» НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЛОСОФИИ: ПОСТАНОВКА ВОПРОСА

© 2015 В. В. Катькова

Аннотация. В статье рассмотрен вопрос о совести как о всеобщем естественном законе, сравнивается понимание совести согласно христианской богословской мысли и учению немецкого философа Иммануила Канта.

Ключевые слова: философия, совесть, добро, зло, морально-категорический императив Канта.

THE CONCEPTION «CONSCIENCE» ОN THE PHILOSOPHY'S CLASSES: QUESTION FORMULATION

© 2015 V. Katkova

Summary. In the article is described a question about conscience as a general natural law is described. Also the comprehension of conscience according to Christian and theological idea and the German philosopher Immanuel Kant theory is compared.

Keywords:philosophy, conscience, kindness, evil, Kant's categorical imperative.

Вопрос о совести было одним из основных на протяжении всей истории существования философии.

Отсутствие четких и ясных критериев в толковании таких понятий, как «мораль», «нравственность», «совесть», способствует появлению двойных стандартов, которые проявляются практически во всех отраслях жизни (политике, обществе, экономике).

Философия как область духовной деятельности обладает довольно широким инструментарием, позволяющим осуществлять не только учебный, но и воспитательный процесс. Если успехи в области учебного процесса связаны в большинстве своем с умственными способностями обучающихся, их желанием получать новые знания, то в деле воспитания дело обстоит гораздо сложнее. Преподавателю необходимо быть не только компетентным педагогом, знающим свой предмет, творческой личностью, использующей на занятиях различные методы обучения, но и еще учителем, умеющим затронуть самое сокровенное - сердце человека. Обращение к сердцу человека - это и есть обращение к его совести1.

Наличие совести свидетельствует о том, что действительно, как повествуют тексты Ветхого и Нового Заветов, Бог при создании человека начертал в глубине его души свой образ и подобие. Поэтому и принято совесть называть голосом Божьим.

Антропологи, изучающие нравы и обычаи отсталых племен и народов, свидетельствуют, что до сих пор не было найдено ни одного дикого племени, которому были бы чужды понятия добра и зла. О действиях внутреннего нравственного закона в людях обстоятельно пишет апостол Павел в первых главах своего Послания к римлянам. Он укоряет евреев за то, что они, зная писаный Божественный закон, часто нарушают его, в то время как язычники, «не имущие (писаного) закона, по природе законное делают... Они показывают (этим), что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует их совесть и мысли, которые то обвиняют, то оправдывают одна другую»2.

1 Совесть - способность личности самостоятельно формулировать нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков. Совесть является одним из выражений нравственного самосознания личности. Совесть проявляется в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий и в форме эмоциональных переживаний - чувства вины или «угрызений совести», то есть связывает воедино разум и эмоции (URL: www.wikipedia.ru).

2 Совесть - всеобщий естественный закон // Филарет (игумен): конспект по нравственному богословию. - Уфа: Уфимское епархиальное управление, 1991. - С. 95.

98

ВЕСТНИК СЮИ

Совесть обладает большой чувствительностью к добру и злу. Согласно отечественной православной богословской мысли природа человека повреждена грехом. Человеку не нужен был бы письменный закон, если бы его природа не была греховна. В этом случае совесть могла бы верно руководить всеми его поступками. Необходимость в законе возникла после грехопадения, когда человек, помраченный страстями, перестал отчетливо слышать голос совести. Но, по существу, как письменный, так и внутренний закон совести говорит об одном: «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».

Практически в этом же контексте совесть рассмотрена известным немецким философом Иммануилом Кантом. Морально-категорический закон Канта звучит следующим образом: «Поступай согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом. ...Поступай так, как если бы максима твоего поступка посредством твоей воли должна стать всеобщим законом природы» . Е. А. Фролова полагает, что нравственная оценка, данная Кантом, не зависит от научно-детерминистского познания: научные представления о законах развития общества и вероятные гипотезы о будущем не имеют никакого отношения к источнику нравственных обязанностей. Моральный долг может заставить личность идти против вероятного или очевидного естественного хода событий»4.

Данная формулировка морально-категорического императива ссылается на основной принцип права свободы личности. Достижение философии Канта и его школы - стремление дать определение нравственной основы права. И здесь возникают следующие вопросы: «Как подвести под этику конкретные юридические правомочия, если это различные сферы разума?», «В чем выражается моральная основа права?», «Где уверенность в том, что правовая свобода имеет нравственное предназначение?», «Что может служить преддверием к моральному совершенствованию?».

Цель учения Канта - дать формальное определение нравственной воли и понятия права. Но это не подразумевает содержательно разграничения права и морали, потому как если рассматривать право вообще, то это «возможность принуждения». И здесь основной из задач философии Канта выступает демонстрация долженствования в чистой форме, то есть стремление отделить поведение от субъективных предположений, собственных интересов, сиюминутных настроений и желаний. Человек должен поступать нравственно вне зависимости от ситуации, руководствуясь при этом только принципом долга. В этом и состоит суть нравственного долженствования как мотива морального поведения.

В ходе рассмотрения данного философского учения в стремлении дать ответы на вышепоставленные вопросы и возникает самая большая трудность.

Подчас бывает довольно сложно объяснить курсантам, что человек в своих действиях и поступках свободен. Господь одарил человека свободой, и сам человек несет весь груз ответственности за все, что происходит с ним в этой жизни. Бог не будет вмешиваться в жизнь человека, если сам человек этого не желает. Голос совести, внутренний голос знаком сердцу каждого человека. Этот голос то упрекает и угнетает, то поощряет и радует человека. Совесть, словно духовный инстинкт, быстрее и яснее различает добро и зло в отличие от ума. Как показывает наш личный опыт, совесть находится вне нашего контроля и выражает себя непосредственно, помимо нашего желания. Обыденные человеческие взаимоотношения регулируются между людьми благодаря этому «оку».

Итак, мы видим, что история философии суммирует в себе мировой опыт духовной деятельности. Одной из попыток западно-европейской философии осмыслить действие совести было учение И. Канта о морально-категорическом императиве. В учении немецкого философа совесть человека приравнивается к нормам закона и права, это - норма долженствования.

4 Кант И. Сочинения: в 6 т. - М., 1963. - Т. 4. - Ч. 1. - С. 260-261.

4 ФроловаЕ. А. Этико-правовые проблемы философии права неокантианства // Государство и право. - 2013. - № 7. - С. 93.

Отечественная православная богословская мысль сравнивает совесть с «неумирающем червем», который способен мучить человека и после его ухода из жизни. Приведем отрывок из произведения А. С. Пушкина «Скупой рыцарь»:

Совесть -

Когтистый зверь, скребущий сердце; совесть -Незваный гость, докучный собеседник, Заимодавец грубый; это - ведьма, От коей меркнет месяц и могилы56.

Философская наука не дает точного ответа, как поступить человеку в конкретной ситуации, она способна предложить лишь некие общие рецепты или алгоритмы. Основной трудностью в обучении философии будущих сотрудников УИС является донесение знания о тонком врожденном чувстве, называемом совестью.

Библиографический список

Кант, И. Сочинения: в 6 т. / И. Кант. - М., 1963. - Т. 4. - Ч. 1.

Пушкин, А. С. Сочинения: в 6 т. / А. С. Пушкин. - М., 1978. - Т. 1.

Совесть - всеобщий естественный закон // Филарет (игумен): конспект по нравственному богословию. - Уфа: Уфимское епархиальное управление, 1991. - С. 95.

Фролова, Е. А. Этико-правовые проблемы философии права неокантианства / Е. А. Фролова // Государство и право. - 2013. - № 7. - С. 93.

5 Пушкин А. С. Сочинения: в 6 т. - М., 1978. - Т. 1. - С. 29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.