Научная статья на тему 'Понятие социальных феноменов физической культуры и спорта как основание для корректирования спортивного законодательства'

Понятие социальных феноменов физической культуры и спорта как основание для корректирования спортивного законодательства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
405
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / ЮРИДИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PHYSICAL CULTURE AND SPORT / LEGAL CATEGORY / MANAGEMENT / SOCIAL EDUCATION / EDUCATION / COMPETITIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Вулах Михаил Григорьевич

В статье дается организационно-правовая характеристика социальных феноменов физической культуры и спорта в России. Исследуются законодательство и специальная литература на предмет теоретического уточнения данных категорий. Формулируется вывод о нормативной корректировке определений физической культуры и спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concept of Social Phenomen of Physical Culture and Sport as the Basis for a Correcting of the Sports Legislation

In the publication the organizational and legal characteristic of social phenomena of physical culture and sport in Russia is given. The legislation and special literature about theoretical specification of these categories is investigated. The conclusion about standard correction of definitions of physical culture and sport is drawn.

Текст научной работы на тему «Понятие социальных феноменов физической культуры и спорта как основание для корректирования спортивного законодательства»

АДМИНИСТРАТИВНОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО

М.Г. Вулах

ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ФЕНОМЕНОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА КАК ОСНОВАНИЕ ДЛЯ КОРРЕКТИРОВАНИЯ СПОРТИВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В статье дается организационно-правовая характеристика социальных феноменов физической культуры и спорта в России. Исследуются законодательство и специальная литература на предмет теоретического уточнения данных категорий. Формулируется вывод о нормативной корректировке определений физической культуры и спорта.

Ключевые слова: физическая культура и спорт, юридическая категория, управление, социальное воспитание, образование, соревновательная деятельность.

M.G. Vulakh

CONCEPT OF SOCIAL PHENOMEN OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT AS THE BASIS FOR A CORRECTING OF THE SPORTS LEGISLATION

In the publication the organizational and legal characteristic of social phenomena of physical culture and sport in Russia is given. The legislation and special literature about theoretical specification of these categories is investigated. The conclusion about standard correction of definitions of physical culture and sport is drawn.

Keywords: physical culture and sport, legal category, management, social education, education, competitive activity.

Для эффективного разрешения проблем административно-правового регулирования физической культуры и спорта большое значение имеет правильное понимание основных, исходных категорий и понятий, применяемых в спортивной среде.

Наиболее широким, многогранным в рассматриваемой категории является понятие «физическая культура». Сегодня, как отмечает Н.А. Овчинникова, существуют десятки их определений, многие из которых существенно отличаются друг от друга1.

Физическая культура и спорт — одна из важнейших сторон здорового образа жизни. Основным недостатком, характеризующим сегодняшний социум, является сокращение у большинства категорий населения объема двигательной

© Вулах Михаил Григорьевич, 2013

Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры административного и уголовного права (Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина — филиал Российской Академии народного хозяйства и 72 государственной службы при Президенте Российской Федерации).

активности. Это в значительной мере повышает профилактико-оздоровительную ценность физической культуры. К сожалению, здоровье граждан России пока еще не является самодостаточной социальной ценностью, тем более экономической категорией. Ежегодно в стране расходуются значительные финансовые средства на оплату бюллетеней по болезни. Одна из причин этого — отсутствие научно обоснованной системы физической подготовки, целью которой было бы укрепление здоровья.

Физическая культура как социальный институт включает в себя совокупность как материальных, так и духовных ценностей. Это могут быть различные виды спортивных сооружений, инвентаря, специального оборудования, спортивной экипировки, медицинского обеспечения.

Духовные ценности включают в себя различную информацию, произведения искусства, нравственные понятия, социальные, в т. ч. и правовые нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурно-спортивных занятий, и др. В развитых формах физическая культура и спорт продуцируют эстетические ценности (физкультурные парады, спортивно-показательные выступления и др.).

Деятельность в физической культуре направлена на оптимизацию физического развития человека, совершенствование свойственных каждому физических качеств и связанных с ними способностей, двигательных умений и навыков в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, присущих общественно-активной личности2.

Таким образом, физическую культуру можно охарактеризовать как специфическую разновидность культуры, результаты которой полезны как для общества, ш так и для самого человека. Не переставая быть сферой обслуживания других н отраслей, экономики и социально-культурной сферы, физическая культура и С

а

спорт определяют новые формы общественной жизни, обеспечивая становление т

о

общности людей, адекватных своей истории и культуры, осуществляют функ- к

о

цию развития способностей человека, оказывая заметное влияние на качество о' человеческого капитала. Физическая культура способствует возникновению и | развитию такого общественного течения, как физкультурное движение, т. е. со- о вместной деятельности людей по использованию, распространению и приумно- нн

о

жению ценностей физической культуры3. Ю

Близкое по значению к приведенному выше определению физической и культуры дается в Федеральном законе от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О фи- с

к

зической культуре и спорте в Российской Федерации»4 (далее — ФЗ о спорте а 2007 г). В соответствии с п. 26 ст. 2 названного Закона физическая культу- | ра — это часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, | норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического • и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования 33 его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, со- ^ циальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки § и физического развития.

Совершенствование форм и функций организма человека, формирование двигательных умений, навыков, связанных с ними знаний и развитие физических качеств осуществляется в процессе физического воспитания. Этот процесс выступает как деятельная сторона физической культуры, с помощью которой осуществляется переход от ценностей физической культуры в целом к приоб- 73

ретению их отдельными индивидами. Физическое воспитание, так же как и физическая культура, представляет собой общественное явление. Оно возникает вместе с обществом и развивается по законам общественного развития. Концепции, направляющие социальную практику физического воспитания и формы ее организации, в значительной степени диктуются конкретными социальными отношениями, что находит свое отражение в особенностях систем физического воспитания, создаваемых в условиях различных общественных формаций демографических характеристик. Основываясь на приведенных формулировках, в объеме логического понятия «физическое воспитание и физическая подготовка» можно выделить две составляющие: связанную с соревновательной деятельностью, т. е. спортивную, а также связанную с воспитанием личности, т. е. с образованием. Исходя из такой дифференциации спортивно-воспитательных отношений, представляется целесообразным последний вид указанных отношений регулировать образовательным законодательством5.

Доказательством справедливости такой точки зрения, по мнению А.В. Сер-дюкова6, может служить структура ФЗ о спорте 2007 г., значительное число статей которого относится непосредственно к сфере физической культуры и спорта. Относительно же физического воспитания и физической подготовки в ФЗ о спорте 2007 г. говорится лишь в ст. 28 «Физическая культура и спорт в системе образования» и ст. 30 «Физическая культура и спорт по месту работы, месту жительства и отдыха граждан», а также в гл. 4 «Спортивный резерв». Характерно, что в законопроекте «О спортивной подготовке», концепция которого была утверждена 18 февраля 2008 г. Комиссией Правительства РФ по законо-

т о о о

01 проектной деятельности и который ставил своей целью провести разграничение ¿г предметов регулирования законодательства о физической культуре и спорте и

сп

3 ( законодательства об образовании, именно в эти статьи планировалось внести

^ существенные изменения, а гл. 4 и вовсе подлежала отмене7.

| В аспекте правового анализа понятий социальных феноменов, являющихся

| предметом нашего исследования, заслуживает внимание и термин «спорт» как

° одна из главных составляющих понятия «физическая культура». Правильное

0

| определение понятия «спорт» особенно важно для понимания отдельных его раз-| новидностей, в т. ч. и профессионального спорта, и как следствие — правового >§ регулирования отношений в этой области.

| Спорт — чрезвычайно многогранное комплексное понятие. Поэтому его

| определение при учете и значительной диверсификационности его видов у уче-| ных вызывает серьезные разногласия8. Так, спорт определяется как социальный институт воспитания, направленный на максимальное развитие способностей § человека, осуществляемый в процессе спортивной подготовки и реализуемый в § системе соревнований в избранном виде9.

1 Немаловажную роль при этом играет указание на связь спортивной деятель-| ности с сопоставлением уровня развития физических и духовных способностей.

Также под спортом понимается составная часть физической культуры, которая существует в виде «комплексов физических упражнений для развития и укрепления организма, соревнований по таким упражнениям, а также система организации и проведения этих соревнований»10.

Спорт толкуется и как феномен, имеющий, в отличие от физической культуры, 74 обязательную соревновательную компоненту11.

Рассмотрение физической культуры как большего по логическому объему понятия, нежели спорт, представление последнего в качестве составной его части свойственно как значительному числу философов, так и других специалистов в области культуры и спорта12, юристов13. В то же время некоторые исследователи подходят к вопросу о соотношении двух исследуемых понятий с позиции лишь либо частичного совпадения, либо считают их не совпадающими вообще14.

Часто понятие «спорт» отождествляют с игровой деятельностью, направленной на раскрытие двигательных возможностей в условиях соперничества15 или со специализированным физическим воспитанием, направленным на овладение мастерством в отдельных видах двигательной деятельности16. С нашей точки зрения, следует согласиться с мнением С.В. Васильева, согласно которому для всесторонней характеристики спорта как самостоятельного явления наиболее сущностным из всех признаков выступает «признак соревновательности»17. Спорт на основе «соревновательности» как главного системообразующего признака определяется стремлением спортсмена к достижению максимально возможного спортивного результата. В этом случае появляется возможность введения объективной системы итогов (результатов) указанной деятельности, т. е. классификации спортсменов в зависимости от занятых ими мест или достигнутых результатов.

«И физкультурник, и спортсмен могут использовать в своих занятиях и тренировках одни и те же физические упражнения (например бег), но при этом спортсмен всегда сравнивает свои достижения в физическом совершенствовании с успехами других спортсменов в очных соревнованиях», — отмечает С.В. Алексеев18.

На признании соревновательности акцентирует свое внимание и Е.А. Демен- С тьев19. Именно состязательность определяет фактическое содержание спортив- к ных правоотношений, разграничивая их с другими видами правоотношений, в р

а

которых соревновательный момент отсутствует20. о

Действующее легальное определение спорта содержится в п. 12 ст. 2 ФЗ | о спорте 2007 г., в соответствии с которым спорт определяется как сфера у

социально-культурной деятельности, как совокупность видов спорта, сложив- С

т

шаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к н ним. Ранее действовавший Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ й «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»21 определял спорт и как составную часть физической культуры, исторически сложившуюся в форме е

о

соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека | к соревнованиям. Основным достоинством ФЗ о спорте 1999 г., по нашему мне- | нию, было четкое закрепление соотношения спорта и физической культуры как | части и целого, в то время как из определения спорта, указанного в ФЗ о спорте • 2007 г., этого не следует. (

Сравнительно-правовой анализ двух законодательных актов — 1999 г. и ~ 2007 г. позволяет сделать вывод о том, что более ранее спортивное законодатель- 3 ство было в основном ориентировано на любительский спорт как многогранное спортивное движение22, представляющее собой органическую часть системы физического воспитания граждан и отбор перспективных и талантливых спортсменов в различных видах спорта (ст. 2 Федерального закона от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»). ФЗ о спорте 2007 г. имеет своей целевой ориентацией в большей степени профессиональный 75

спорт — как часть спорта, в первую очередь основанную на предпринимательской деятельности, главной составляющей которой является удовлетворение интересов профессиональных спортивных организаций, спортсменов, избравших спорт своей профессией, а также зрителей.

Именно многогранность современного спорта заставила ввести эти дополнительные понятия, раскрывающие сущность его отдельных направлений, их принципиальное отличие. Каждый из этих типов характеризуется особенностями критериев оценки, эффективности, ведущими функциями, структурой контингента, занимающегося спецификой их материального обеспечения23.

Таким образом, в ФЗ о спорте 2007 г. имеются серьезные пробелы в определении понятия «физическая культура и спорт», что зачастую препятствует правильному толкованию этих социальных феноменов как в правотворческой, так и в правоприменительной практике.

1 См.: Овчинникова Н.А. Правовое регулирование профессионального спорта в Российской Федерации (общеправовой анализ): дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2008. С. 36.

2 См.: Васильев С.В. Особенности трудового договора профессиональных спортсменов и рассмотрение споров в области профессионального спорта: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 17-18.

3 См.: Алексеев С.В. Спортивное право России. Правовые основы физической культуры и спорта: учебник. М., 2005. С. 68.

4 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 50, ст. 6242.

5 В частности, в литературе отмечается, что становление человека осуществляется благодаря его включенности в общественные отношения, деятельность, в т. ч. в спортивные отношения. См.: Барабанов В.Б., Васильева О.С. Интерпретация спорта в базовых смысловых структурах различных культур // Философия права. 2007. № 4. С. 115.

6 См.: СердюковА.В. Об актуальности законопроекта «О спортивной подготовке» и о его месте в системе законодательства о физической культуре и спорте // Спорт: экономика, право, управление. 2010. № 1. С. 19-21.

7 См.: Там же.

8 См., например: Братановский С.Н. Спортивная терминология // Актуальные проблемы государства и права: сборник научных трудов. Саратов, 2007 С. 47; Овчинникова Н.А. Указ. соч.; Понкин И.В., Соловьев А.А. Справочник зарубежного законодательства о спорте. М., 2011 и др.

9 См.: Пономарев Н.И. Феномен игры и спорт // Теория и практика физической культуры. 1972. № 8. С. 6-9.

10 Шевченко О.А, Жданович Т.Г. Комментарий к Федеральному закону от 28 апреля 1999 г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Подготовлен для справ.-правовой системы «Гарант».

11 См. : Алексеев С.В. Спортивное право России. Правовые основы физической культуры и спорта: учебник. М., 2005. С. 82.

12 См., например: Глотов Н.К., Игнатьев А.С., Лотопенко А.В. Философско-культорологический анализ физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1996. № 1. С. 4-6; Выдрин В.М., Курам-шин Ю.Ф., Николаев Ю.М. Осмысление интегративной сущности физической культуры — магистральный путь формирования ее теории // Теория и практика физической культуры. 1996. № 5. С. 59-62.

13 См., например: Братановский С.Н. Государственное управление физической культурой и спортом в Российской Федерации. М., 2012. С. 113-129; Овчинникова Н.А. Указ. соч. С. 36-38.

14 См., например: Исаев А.А. Спортивная политика России. М., 2002. С. 8.

15 См.: Выдрин В.М. Введение в специальность: учебное пособие. М., 1980. С. 12.

16 См.: Гурвич С.С., Морозов В.А. Методология основ социологии физической культуры и спорта // Социальные основы физической культуры и спорта. Киев, 1973. С. 14.

17 См.: Васильев С.В. Указ. соч. С. 27-28.

18 См. : Алексеев С.В. Спортивное право России. Правовые основы физической культуры и спорта: учебник. М., 2005. С. 82-83.

19 См.: Дементьев Е.А. Средства государственно-правового воздействия на отношения в сфере спорта: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2009. С. 9-10.

20 Следует отметить, что в зарубежной литературе обращается внимание на терминологическое несовпадение понятий состязания («competition») в спорте и экономической деятельности. См.: Beloff М., Кеzz Т., Demetiion М. Sports low. Portland, Oregon, 2000. Р. 63.

21 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 18, ст. 2206.

22 См.: Братановский С.Н. Спортивное право как отрасль российского права // Спорт: экономика, право, управление. 2009. № 4. С. 11.

23 См.: Алексеев С.В. Спортивное право России. Правовые основы физической культуры и спорта. 2-е изд. М., 2007. С. 83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.