Научная статья на тему 'Понятие социальной защиты: многоаспектный анализ'

Понятие социальной защиты: многоаспектный анализ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
5903
552
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сударева Наталья Владимировна

Согласно Конституции Российской Федерации граждане имеют право на социальную защиту. Государство обязано создавать условия, необходимые для достойной жизни населения. В настоящее время термин «социальная защита населения» вызывает большой интерес на международном уровне и внутри страны. Создание эффективной системы защиты является неотъемлемым условием развития общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Conception of Social Defense: Multifold Analysis

According to the Constitution of the Russian Federation citizens have the right to social defence. The state is obliged to create the conditions necessary for a worthy life of the population. Now the term population social defence provokes great interest at the international level and within the country. Effective system of protection creation is the integral condition of the society development.

Текст научной работы на тему «Понятие социальной защиты: многоаспектный анализ»

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Н.В. Сударева,

специалист комитета социальной защиты населения г. Саратова, соискатель Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина

ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ: МНОГОАСПЕКТНЫЙ АНАЛИЗ

с

\ш/ оциальная защита населения является одним из важнейших звеньев в системе управления обществом. Вместе с тем она оказывает влияние на самочувствие общества и происходящие в нем экономические и политические процессы. В России это понятие получило широкое распространение в связи с переименованием системы органов социального обеспечения в систему органов социальной защиты населения (1992 г.).

Сегодня указанный феномен не имеет четко обозначенных рамок, границ и объема содержания. Его теоретическая разработка осуществляется различными науками. В результате этого не только неоправданно сужается само понятие социальной защиты, но и наблюдается фрагментарный подход к ее практической организации. Отказ от выработки универсального определения ведет к несогласованности законодательных актов. Его содержание в нормативных актах Российской Федерации не раскрыто, не изложены положения об организации и осуществлении социальной защиты. Действующее законодательство в данной сфере продолжает оставаться сложным и противоречивым.

Предполагается, что к социальной защите причастны государство и органы местного самоуправления, учреждения и общественные организации, которые действуют в сфере создания благоприятной для человека окружающей среды, охраны материнства и детства, оказания помощи семье, охраны здоровья граждан, профессиональной подготовки граждан, обеспечения занятости населения, охраны труда, регулирования заработной платы и доходов населения, обеспечения граждан жильем, регулирования права собственности граждан, материального обслуживания и обеспечения нетрудоспособных и других нуждающихся в социальной поддержке граждан [1, с. 58].

Социальная защита является практической деятельностью по реализации основных направлений социальной политики. Категория «социальная защита», как и подавляющее большинство понятий социально-гуманитарного профиля, трактуется в науке весьма разнообразно. Предлагаемые учеными определения отличаются и содержанием, и широтой (многие авторы изначально дают широкое и узкое толкование).

Социальная защита населения включает законодательное закрепление минимальных гарантий, предоставляемых государством любому гражданину, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации, независимо от его трудового стажа, размера страховых взносов и т.д. В Концепции развития системы социального обслуживания населения Саратовской области дано следующее определение: «Социальная защита представляет собой комплекс дополнительных мероприятий по материальной помощи наименее защищенным группам населения, а также по предотвращению развала системы социальной защиты, сохранению уровня социального обслуживания. Этот комплекс мер осуществляется как за счет федерального и местного бюджетов, так и за счет специально создаваемых фондов социальной поддержки населения» [2].

П.П. Глущенко, проведя анализ документов, дающих определение социальной защиты, пришел к мнению, что более точной является дефиниция, приведенная в ст. 1 Закона Ленинградской области «О социальной защите населения Ленинградской области». В нем сказано: «Социальная защита населения представляет собой комплекс мер в сфере денежного и натурального обеспечения, услуг и льгот, направленных на социальную поддержку нуждающихся граждан, создание условий для их самореализации и самообеспечения за счет федерального, областного, районного, городского бюджетов, а также за счет фондов социальной поддержки населения, других источников сверх традиционно реализуемых системой социального обеспечения» [3, с. 20-22].

Очевидно, что в основу системы социальной защиты положен дифференцированный подход, гарантирующий поддержание социально приемлемого уровня жизни для нетрудоспособных и малоимущих слоев населения, а экономически активному населению создающий условия для общественно полезной деятельности. Социальная защита населения может рассматриваться как совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и направленных на обеспечение нетрудоспособных граждан РФ трудовыми пенсиями по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальными пенсиями, пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, на содержание детей, по безработице, на погребение, оказание адресной помощи малоимущим слоям населения, помощи гражданам, попавшим в экстремальные ситуации, в том числе беженцам и переселенцам, на санаторно-курортное лечение, содержание в домах престарелых и инвалидов, обеспечение инвалидов транспортными средствами, протезно-ортопедическими изделиями, профессиональное обучение и переобучение инвалидов, их трудоустройство, на создание комплекса новых социальных служб - центров социального обслуживания населения, социальную помощь на дому, социальные приюты для детей, социальные гостиницы [4, с. 3].

Социальная защита определяется через социальные, экономические, правовые и прочие гарантии. В узком смысле имеется в виду социальная политика государства, стремящегося административными мерами обеспечить удовлетворительное положение тем группам населения, которые находятся в особо сложном материальном положении и не способны без внешней поддержки улучшить его [5, с. 8]. Понятие социальной защиты как направление социальной политики государства встречается чаще и обычно приводится в словарях и энциклопедиях. В словаре социального управления социальная защита определена как важная функция государства по обеспечению основных социальных прав человека на основе международных и национальных норм [6, с. 208]. Социальная защита ассоциируется с деятельностью государства по обеспечению процесса формирования и развития полноценной личности, по выявлению и нейтрализации негативных факторов, воздействующих на личность, на создание условий для самоопределения и утверждения в жизни, либо рассматривается как совокупность законодательно закрепленных экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан и достижение социально приемлемого уровня жизни.

В.И. Жуков дает такое определение: «Социальная защита - совокупность принципов, правил, методов, законодательно закрепленных экономических, правовых, социальных гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав, мероприятий и учреждений, обеспечивающих их осуществление, по предоставлению минимально достаточных условий жизни, удовлетворению потребностей, поддержанию жизнеобеспечения и деятельности, существования различных социальных групп» [7, с. 26].

Есть мнение, что социальная защита - система общественных отношений. В широком смысле под социальной защитой понимается система социальных отношений, при которых индивид способен самостоятельно позаботится о себе, создать условия для жизнедеятельности и духовного развития. Данное значение практически совпадает с представлением о разветвленной системе гарантий прав человека. Социальная защита понимается и как общественный механизм, целевая комплексная система, «одно из главных условий реальности правового статуса личности в государстве» [8, с. 123].

Рядом исследователей социальная защита описывается в терминах «система приоритетов и механизмов», «система социальных отношений» [9, с. 12], «система мероприятий и учреждений, гарантий» [10, с. 14], «охранительные меры и правовые гарантии», «гарантии и институты».

В исследованиях дается обоснование социальной защиты как одной из важнейших функций государства. При этом социальная защита подразделяется на общую и специальную. Под общей понимается деятельность по обеспечению основных социальных и иных прав граждан, а под специальной - специальная регулятивная система стабилизации личности, социальной группы, нуждающихся в силу тех или иных особенностей в особом социальном попечении. К таким отнесены, например, военнослужащие. Их социальная защита - это совокупность социальных механизмов, направленных на устранение или сведение до минимума дискомфорта по поводу их положения в обществе, социальной организации, обеспечивающая полноценное включение личности военно-

служащего и его семьи в социальную деятельность, поддержание их высокого социального статуса [11, с. 26].

Таким образом, понятие социальной защиты населения на данном этапе является скорее понятием собирательным, используемым практиками, учеными, политиками. При этом его содержание отражает самые разные стороны социальной политики государства.

Назначение системы социальной защиты состоит в том, чтобы посредством нормативно-правовых, экономических, финансовых, социально-психологических и организационно-технических средств осуществлять поддержку и помощь нуждающимся группам населения и отдельным людям.

Право граждан России на социальную защиту закреплено в ст. 7 Конституции РФ [12], которая провозгласила, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждый имеет право на социальную защиту. Конституция РФ возлагает обязанность на государство создавать все необходимые условия для осуществления этого права.

Конституция РФ не только провозглашает право граждан на социальную защиту, но и четко определяет пути его реализации. Прежде всего это государственное страхование работающих, создание других фондов, являющихся источниками финансирования социальной защиты населения, а также принятие федеральных законов, гарантирующих реализацию этих прав (ст. 39).

В первоочередном порядке в социальной защите в Российской Федерации нуждаются граждане пожилого возраста, особенно одинокие и одиноко проживающие; инвалиды Великой Отечественной войны и семьи погибших военнослужащих; инвалиды, в том числе с детства, и дети-инвалиды; инвалиды из числа воинов-интернационалистов; граждане, пострадавшие от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и радиоактивных выбросов в других местах; безработные; вынужденные беженцы и переселенцы; дети - круглые сироты; дети с девиантным поведением; семьи, в которых проживают дети-инвалиды, дети -круглые сироты, алкоголики и наркоманы; малообеспеченные, многодетные семьи; одинокие матери; молодые, студенческие семьи; граждане, инфицированные ВИЧ и больные СПИД; лица с ограниченными возможностями; граждане, не имеющие определенного местожительства.

Социальная защита может пониматься как политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств. Социальная защита подразумевает целенаправленные действия, а также использование средств государства и общества, обеспечивающих индивиду, социальной группе, в целом населению комплексное, разностороннее решение различных проблем, обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере указанными субъектами возможностей реализации прав, свобод и законных интересов, экономической самостоятельности и социального благополучия, а также их оптимального развития, восстановления или приобретения.

Таким образом, под социальной защитой следует понимать систему мер по

обеспечению свободного развития личности, созданию условий для достойной жизни и труда, а также поддержку и защиту населения от социальных рисков. Обязанностью государства является создание законодательной базы, регулирующей предоставление конкретных видов социальной защиты населения. Создание эффективной системы социальной защиты является неотъемлемым условием развития всякого общества, особенно в условиях рыночных отношений, выступает необходимой платой общества и бизнеса за социальный мир, стабильность социальной системы и возможность нормальной хозяйственной деятельности.

Библиографический список

1. Шайхатдинов, В. Ш. Право социального обеспечения Российской Федерации [Текст] : учеб. пособие / В. Ш. Шайхатдинов. - Екатеринбург, 1996. - Вып. 1.

2. Постановление Правительства Саратовской области от 25 мая 2004 г. № 125-П «О концепции развития системы социального обслуживания населения Саратовской области до 2010 года» [Текст] // СЗСО. - 2004. - № 5. - Ст. 351.

3. Глущенко, П. П. Социально-правовая защита конституционных прав и свобод граждан (теория и практика) [Текст] / П. П. Глущенко. - СПб., 1998.

4. Савинов, А. Н. Организация работы органов социальной защиты [Текст] : учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования / А. Н. Савинов, Т. Ф. Зарембо. - М., 2001.

5. Сулейманова, Г. В. Право социального обеспечения [Текст] : учеб. пособие / Г. В. Сулейманова. - Ростов н/Д, 2003.

6. Социальное управление [Текст] : словарь / под ред. В. И. Добренькова, И. М. Слепен-кова. - М., 2001.

7. Социальная защита населения [Текст] : учеб.-практ. пособие / под ред. В. И. Жукова. - М., 2000.

8. Социальная работа [Текст] : словарь-справочник / под ред. В. И. Филоненко ; сост. Е. П. Агапов, В. И. Акопов, В. Д. Альперович, А. О. Бухановский и др. - М., 1998.

9. Федорова, И. Ф. Развитие социальной защиты в условиях развития экономики [Текст] : автореф. дис. ... канд. экон. наук / И. Ф. Федорова. - Иркутск, 2000.

10. Ромашов, О. В. Социология труда [Текст] : учеб. пособие / О. В. Ромашов. - М., 2002.

11. Коровников, А. В. Социальная защита военнослужащих [Текст] / А.В. Коровников. - М., 1995.

12. Конституция РФ [Текст]. - М., 1993.

Е.Ю. Янович,

ст. преподаватель Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1К онституция РФ закрепляет право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, а также право на благоприятную окружающую среду. Как справедливо отмечает В.И. Ткаченко, физическое и моральное здоровье

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.