Научная статья на тему 'Понятие социальной сферы: экономическое содержание и законодательные основы'

Понятие социальной сферы: экономическое содержание и законодательные основы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
5398
547
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ / SOCIAL SPHERE / SOCIAL SERVICES / ORGANIZATION OF SOCIAL SPHERE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бобков В. А.

Настоящая статья посвящена экономическому содержанию и законодательному закреплению основ социальной сферы в Российской Федерации. Целью исследования является комплексный и системный анализ экономического содержания понятия социальной сферы, а также юридических норм, регулирующих оказание социальных услуг населению. Проведена оценка эффективности существующего законодательства о социальной сфере. Сделан вывод о необходимости закрепления перечня организаций социальной сферы и перечня социальных услуг на законодательном уровне

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Бобков В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT OF SOCIAL SPHERE: ECONOMIC SUBSTANCE AND LEGAL BASIS

The paper examines economic substance and legislative status of the social sphere in the Russian Federation. The paper aims to present a comprehensive and systematic analysis of the economic content of the social sphere concept as well as legal norms that govern the provision of social services to the population. The author assesses the effectiveness of the existing legislation on the social sphere. The paper concludes that it is necessary to compile the list of organizations of the social sphere and the list of social services at the legislative level

Текст научной работы на тему «Понятие социальной сферы: экономическое содержание и законодательные основы»

[email protected] Владимир Александрович Бобков,

аспирант кафедры налогов и налогообложения, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 364:368.4 РЭУ им. Г.В. Плеханова

ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ: ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ

Настоящая статья посвящена экономическому содержанию и законодательному закреплению основ социальной сферы в Российской Федерации. Целью исследования является комплексный и системный анализ экономического содержания понятия социальной сферы, а также юридических норм, регулирующих оказание социальных услуг населению. Проведена оценка эффективности существующего законодательства о социальной сфере. Сделан вывод о необходимости закрепления перечня организаций социальной сферы и перечня социальных услуг на законодательном уровне.

Ключевые слова: социальная сфера, социальные услуги, организации социальной сферы.

V.A. Bobkov

CONCEPT OF SOCIAL SPHERE: ECONOMIC SUBSTANCE AND LEGAL BASIS

The paper examines economic substance and legislative status of the social sphere in the Russian Federation. The paper aims to present a comprehensive and systematic analysis of the economic content of the social sphere concept as well as legal norms that govern the provision of social services to the population. The author assesses the effectiveness of the existing legislation on the social sphere. The paper concludes that it is necessary to compile the list of organizations of the social sphere and the list of social services at the legislative level.

Keywords: social sphere, social services, organization of social sphere.

В соответствии с Конституцией РФ Россия является социально ориентированным государством, что означает высокую государственную значимость формирования системы социальных гарантий и законодательного регулирования социальной сферы. Развитие социальной сферы государства определяется политикой государства, исходя из множества факторов, таких как: экономическое, демографическое, экологическое состояние государства и др.

Развитие социальной сферы государством связано с удовлетворением насущных потребностей в жилье, пище, одежде, в получении образования и медицинского обслуживания, в культурном досуге, в занятиях физкультурой и спортом [1]. Она непосредственно затрагивает жизненные интересы всех людей, их разнообразных групп, объединений и общностей. От ее состояния во многом зависят судьбы людей, их повседневная жизнь и ее качество. Развитая социальная сфера государства способна наполнить жизнь каждого его гражданина комфортом, сделать ее радостной и гармоничной [3].

Одним из способов поддержания социально значимой сферы в Российской Федерации является такой метод налогового регулирования, как налоговое стимулирование. Налоговое стимулирование основано на политике низких налогов, оптимизации состава и структуры системы налогов, уровня налогового бремени и ставок отдельных налогов, а также на использовании системы налогового льготирования (налоговых льгот и преференций). Налоговое стимулирование призвано целенаправленно воздействовать на экономику в целом, отдельные ее сферы, отрасли и социальные процессы, а также на экономическое поведение налогоплательщиков.

Налоговое стимулирование реализуется посредством специальных инструментов, к числу которых относится установление определенных форм налогов и налоговых льгот. Налоговые льготы - это формы практической реализации регулирующей функции налогов. Вместе с изменением порядка налоговых начислений, изменениями в способах и формах налогообложения, дифференциацией ставок налогов, изменением сферы их распространения и применением специальных налоговых режимов, льготы являются одним из основных инструментов проведения государственной налоговой политики и предполагают целенаправленное влияние государства на все стадии процесса, в том числе и в социальной сфере.

С.В. Барулин, А.В. Макрушин, В.А. Тимошенко рассматривают налоговые льготы в целом как элемент налогообложения и инструмент налоговой политики государства, представляющий собой совокупность способов и правил уменьшения (полного или частичного) налоговых обязанностей налогоплательщиками, налоговых освобождений, налоговых скидок и налоговых кредитов в целях государственного налогового регулирования экономики и решения социальных задач [2].

Чтобы правильно применить налоговые льготы для поддержания социальной сферы, необходимо в первую очередь дать четкое понятие социальной сферы и определить перечень организаций, оказывающих социальные услуги населению.

На сегодняшний день нет однозначной трактовки категории «социальная сфера», что усложняет ее ана-

лиз, а главное - применение налогового стимулирования данной сферы.

В литературе и официальных документах социальная сфера трактуется по-разному преимущественно в двух значениях. В узком смысле оно обозначает те формы деятельности во всей их совокупности, посредством которых люди удовлетворяют свои материальные потребности. В широком смысле слова социальная сфера - это сфера удовлетворения всей совокупности жизненных интересов людей, включая и потребности духовной жизни. Эти интересы представлены здесь не только материально-биологическими интересами, интересами непосредственного воспроизводства и выживания, активного поиска и отбора необходимых средств для жизни человеческого организма, его приспособления к среде. Человек как биосоциальное существо испытывает потребность в познании, морали, искусстве, игре, красоте и т.п.

Часто ее понимают как совокупность учреждений и систем непроизводственного характера, занимающихся здравоохранением, образованием, культурой и т.д.

В других источниках к социальной сфере относят совокупность услуг, оказываемых социальными отраслями: здравоохранением, физической культурой, социальным обеспечением, образованием, культурой и искусством.

Нормативные источники закрепляют лишь права граждан на те или иные виды социального обеспечения, отражают требования и условия их предоставления, регламентируют организационно-правовой порядок осуществления указанных предписаний соответствующих нормативных актов (Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (ред. от 21.07.2014 г.)). Однако нормативного закрепления понятия социальной сферы в нашей стране на данный момент не существует.

Для этой сферы характерным является то, что отсутствует единый кодифицированный источник, регулирующий возникающие социально значимые отношения.

Если классификация организаций, прямо ведущих свою деятельность в социальной сфере или оказывающих социальные услуги населению, в современной научной литературе отображена относительно полно, то организации, основным видом деятельности которых не является оказание социальных услуг населению, но которые косвенно влияют на социально-экономическую ситуацию государства, в этом перечне отсутствуют.

Стоит отметить, что само научное понятие социальной сферы и отсутствие нормативного закрепления дает возможность трактовать его по-разному. Как уже говорилось ранее, часто понятие «социальная сфера» понимается как крупное системное образование, пронизывающее самые разные области человеческой жизнедеятельности, начиная с производства и включая быт, удовлетворение культурных, образовательных, медицинских и других жизненных потребностей. Следовательно, уже закрепленные в современном законодательстве отрасли социальной сферы, такие как здравоохранение, образование, культура, не могут отразить в полной мере всех потребностей современного человека, в том числе как гражданина социально ориентированного государства. Социальные потребности такого гражданина намного шире и всецело (прямо или

косвенно) удовлетворяются не только отраслями здравоохранения, образования, культуры, а также существующими на нынешней день почти любыми коммерческими и некоммерческими образованиями, организациями любой формы собственности, ведущих свою деятельность почти во всех отраслях экономики и производства.

Примером может служить большой перечень организаций, от мелкой розничной торговли до крупных строительных трестов. Человеку для существования необходим постоянный доступ к общению, труду и возможности получения поощрения за этот труд. Кроме того, человек нуждается в возможности свободного приобретения необходимых ему товаров и услуг, а в зависимости от материального достатка и предметов роскоши. Соответственно, гражданин современного государства нуждается в развитой инфраструктуре той местности, где он проживает. Именно поэтому можно говорить о том, что мелкие розничные магазины, крупные оптовые сети, организации разных отраслей производства и потребления с большим количеством рабочих мест (следовательно, вакансий) прямо или косвенно влияют на удовлетворение всей совокупности жизненных интересов граждан современного социально ориентированного государства. Таким образом, можно сделать вывод, что не только организации образования, здравоохранения и культуры оказывают социальные услуги, но также их оказывают, пусть и косвенно, и все остальные организации, о которых упоминалось выше. В качестве примера можно привести продуктовый розничный магазин, который, на первый взгляд, отношения к социальной

сфере не имеет. Но когда этот розничный магазин появляется во вновь созданном, при расширении, районе города или поселке городского типа, то он может косвенно удовлетворить сразу несколько социальных потребностей жителей этого района. Во-первых, это свободная возможность для большого количества людей в приобретении продуктов питания или домашней химии, что, в свою очередь, является одной из главных потребностей человека - приобретение товаров и услуг. Во- вторых, это организация, пусть и в малом объеме, рабочих мест, что также является потребностью человека в труде и поощрении за проделанную работу. Появление крупных и особо крупных организаций влечет за собой удовлетворение еще большего числа социальных потребностей человека и гражданина.

Все вышесказанное подтверждает косвенное оказание организациями, не ведущими свою деятельность в социальной сфере, услуг населению по удовлетворению всей совокупности жизненных интересов людей, включая потребности духовной жизни гражданина современного социально ориентированного государства. Именно поэтому так необходимо закрепление перечня организаций социальной сферы и перечня социальных услуг на законодательном уровне.

1. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. М.: Книжный мир, 2003.

2. Иванченко В.В. и др. Общая экономика: учеб. пособие. Барнаул,2001.

3. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 1999.

[email protected]

[email protected]

УДК 658.14/.17

Динара Камильевна Галеева,

аспирантка кафедры финансов, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г. В. Плеханова

Татьяна Валентиновна Акимова,

доцент кафедры финансов, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г. В. Плеханова

ФИНАНСОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКИХ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, ПРОИЗВОДЯЩИХ ПРОДУКЦИЮ НА ЭКСПОРТ

В статье проведен анализ современного состояния и потребностей российских малых предприятий-экспортеров. Предложен комплекс мер по совершенствованию государственной поддержки сектора малого предпринимательства в сфере экспорта: предоставление экспортных госгарантий и кредитов; предоставление специфических консультационных услуг; помощь малым предприятиям в поиске рынков сбыта за рубежом и организация маркетинговых исследований; предоставление льготных условий для выступления российских организаций на международных выставках и ярмарках. Реализация указанных мер поддержки малого бизнеса в сфере экспорта приведет к качественному и количественному росту данного сектора российской экономики как на отечественных, так и на международных рынках.

Ключевые слова: малое предпринимательство, предприятия-экспортеры, государственная поддержка предприятий-экспортеров, экспортные госгарантии, внешнеэкономическая деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.