Научная статья на тему 'Понятие «Социальное самочувствие» в социологии'

Понятие «Социальное самочувствие» в социологии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
6499
582
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Суняйкина Ольга Николаевна

Данное понятие представляет собой эмоционально-оценочное отношение индивидов к окружающей социальной реальности и своему месту в ней. На уровне социальных групп и общностей это понятие отражает социальные настроения и степень социальной стабильности /нестабильности социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие «Социальное самочувствие» в социологии»

Таблица 4

Позволят ли приоритетные проекты изменить следующие сферы Вашей жизни (жизни Ваше*

Вариант ответа Да Нет Затрудняюсь ответить

Состояние здоровья 32 54 14

Уровень образования 28 56 16

Обеспечение продуктами питания 18 62 20

Жилищные условия 22 60 18

Материально-финансовое положение 12 68 20

Поступила 13.07.11.

ПОНЯТИЕ «СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ» В СОЦИОЛОГИИ

О. Н. Суняйкина

Данное понятие представляет собой эмоционально-оценочное отношение индивидов к окружающей социальной реальности и своему месту в ней. На уровне социальных групп и общностей это понятие отражает социальные настроения и степень социальной стабильности/нестабильности социума.

Понятие социального самочувствия в социологии имеет сравнительно недавнюю историю. Вышедшая в середине 1960-х гг. монография Б. Д. Парыгина «Общественное настроение» является одним из первых исследований в изучении данного понятия [4]. Аналогом данного определения в зарубежных исследованиях является субъективное благополучие subject well benign, которое обращает внимание исследователей к субъективному состоянию общества и отдельных социальных групп [5, с. 26].

Термин «социальное самочувствие» уже вошел в научную терминологию, однако до сих пор существуют проблемы четкого определения понятия. Для целей социологического анализа, его трактования выделены две традиции. Первая связана с использованием данного термина, скорее, интуитивно и метафорически; вторая, уходящая корнями в изыскания российских ученых начала XX в.: В. М. Бехтерева, П. П. Викторова, Л. Н. Вой-толовского и Л. И. Петражитского, — с «психологизацией» социального самочув-

ствия. Более близкая к обыденному знанию, без серьезной теоретической базы первая традиция изучения понятия «самочувствия человека» трактует его как «состояние физических и душевных сил человека» в целом, акцентируя внимание, скорее, на экзистенцио-нальиом и нравственном состоянии человека.

Вторая традиция трактования социального самочувствия в психологическом аспекте рассматривает его как систему субъективных ощущений, свидетельствующих о той или иной степени физиологической и психологической комфортности. Включает в себя как общую качественную характеристику (позитивное, пограничное, негативное самочувствие), так и частные переживания, различно локализованные (дискомфорт в разных частях тела, затруднения при выполнении действий, трудности понимания) [2].

В медицине и валеологии социальное самочувствие интерпретируется как субъективный показатель, отражающий уровень фи-

О. Н. Суняйкина, 2011

98

ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | № 3

зических и психических возможностей человека [1, с. 13]. Самочувствие рассматривается здесь как совокупность всех физиологических ощущений индивида, состояние его здоровья, которое оказывает существенное воздействие на деятельность человека и качество самочувствия (позитивное, пограничное, негативное (патологическое)) [1, с. 15].

Социологическая традиция изучения социального самочувствия получила развитие примерно с 1980 — начала 1990-х гг., которые были ознаменованы в отечественной социологии расцветом эмпирических исследований. Однако большинство публикаций этого периода отмечены недооценкой комплексного характера, кажущейся простотой понятия. На этом фоне следует выделить исследование Л. Я. Рубиной и Т. Б. Берядни-ковой, которые связывают социальное самочувствие с отражением в сознании и действиях людей состояние социума. А. С. Балабанов рассматривает социальное самочувствие на уровне социальных деятелей [Приводится по: 2, с. 117].

И. В. Охременко феномен социального самочувствия рассматривает как особое состояние массового сознания, как «...социально-психологическое состояние удовлетворенности или неудовлетворенности социальным бытием» [Цит. по: 1, с. И].

Г. М. Орлов понимает социальное самочувствие как «...исходный и динамичный комплекс установок личности на осмысленные изменения и преобразования собственной жизни». Автор исходит из того, что методические подходы к выявлению структуры самочувствия должны предполагать анализ двух основных сфер жизнедеятельности: социально-экономической и социально-политической [Цит. по: 1, с. 12].

Е. В. Тучков произвел операционализа-цию понятия «социальное самочувствие», в которую включил и анализ социальной напряженности, классифицированной им как «...интегральный социальный феномен, формирующийся на основе высокой неудовлетворенности людей своим социальным, экономическим и политическим положением» [Цит. по: 1, с. 12]. Им выделены пять блоков социальной напряженности: экономический, социальный, демографический, экологический и политический, из которых, по экспертной оценке, в условиях Центра России преобладающее значение имеют три: экономический, социальный и политический. Конкретизация состава этих блоков и исследование региональных различий соответствующих индикаторов позволило Е. В. Тучкову предложить систему предельно допустимых зна-

чений региональных показателей социальной напряженности. Таким образом, можно говорить не только о «работоспособности», но и об эффективности применения понятия «социальное самочувствие» для анализа феномена социального поведения.

В концепции о социальном настроении Ж. Т. Тощенко и С. Харченко рассматривают социальное самочувствие в качестве базового элемента, первого уровня социального настроения и включает в себя «...актуальное знание, эмоции, чувства, историческую память и общественное мнение» [5, с. 29]. Таким образом, сущность понятия социального самочувствия они связывали с субъективным отражением чувственного, душевно-нравственного состояния, физических и психических возможностей человека. Исходя из такого понимания социального самочувствия, О. Л. Барская предложила следущую типологию социального самочувствия.

Первый тип социального самочувствия определяется О. Л. Барской как «карьера». Принадлежащие к этой группе люди рассчитывают на продвижение по службе, карьерный рост и прочее. В этом типе явно просматривается тенденция к переменам.

Ко второму типу, названному «мобилизация», этот же исследователь относит людей, находящихся в состоянии ожидания перемен в сочетании с представлением о путях решения возникающих проблем.

Третий тип социального самочувствия назван О. Л. Барской «стабильностью». Для его представителей маловероятна потеря нынешнего рабочего места, так же как занятие., предпринимательством и карьерный рост.

Четвертый тип социального самочувствия — «негативные ожидания». Это предполагаемая потеря работы, а также возможностей и желания заняться бизнесом, отсутствие в перспективе позитивных изменений

[2, с. 119].

В отечественной социологии существуют также несколько подходов, которые определяют социальное самочувствие как удовлетворенность человека различными сторонами жизни. Сторонники данного подхода рассматривают социальное самочувствие как отражение образа жизни. Также существует подход, в котором социальное самочувствие рассматривается как «...интегральная характеристика реализации жизненной стратегии личности, отношение к окружающей действительности, субъективные ее стороны».

Тем не менее социальное самочувствие — достаточно сложный показатель социального мироощущения, и он не сводим исключительно к уровню дохода, к осозна-

Серия «Социологические науки»

9

нию себя бедным, среднеобеспеченным или обеспеченным [3, с. 7].

Я. Н. Крупец считает, что для анализа социального самочувствия следует выделять критерии, охватывающие более широкий пласт показателей: 1) уровень жизни: доход; материальное положение, обеспеченность; занятость и безработица; гарантированиость социальной защиты; свободное время, отдых; воспитание детей; 2) состояние здоровья;

3) эмоционально-психологическое состояние;

4) социальные самоощущения: идентификация; состояние комфортности; социальные ценности; 4) уровень беспокойства и надежды на помощь; 5) уровень гражданской активности; 6) жизненные стратегии: выживания; развития, самореализации; благополучия; интеграции отношения к «чужим»; самооценка потенциала: профессионального, социального опыта, личностных качеств. Каждый блок завершается оценкой существующей жизненной ситуации, построением планов на будущее в перспективе [3, с. 7].

Т. Т. Тарасова, развивая представления о показателях и индикаторах социального самочувствия, выделяет следующие факторы, влияющие на социальное самочувствие, — социально-экономические, политические, миграционные. Так, в частности, показатели социально-экономического блока факторов, по ее мнению, отражают уровень социальной адаптации населения к социально-экономическим и политическим трансформациям, степень удовлетворенности материальным положением, уровень социального оптимизма/пессимизма также определяет рейтинг наиболее значимых для населения социально-экономических и политических проблем. Политический блок дает возможность оценивать отношение населения к главным государственным институтам на федеральном и региональном уровнях, определять политические ориентации граждан [Приводится по: 2, с. 118].

Социальное самочувствие человека определяется степенью удовлетворения его социальных потребностей, которые в свою очередь являются производными от существующей в обществе системы социальных благ, их производства и распределения. Чем больше человек ощущает нехватку социальных благ, тем хуже его социальное самочувствие. Оно включает в себя богатый спектр факторов: удовлетворенность жизненными условиями, самооценку людьми повседневного настроения, всевозможные текущие и перспективные оценки экономического положения страны, материального благосостояния семей, показатели социального оптимизма касательно сферы экономики, политической ситуации, пози-

ции относительно курса экономических реформ, степень доверия ведущим политическим деятелям и политическим структурам [3, с. 8].

Н. Н. Кобозева считает, что особенности социального самочувствия как социологического понятия состоят в следующих положениях. Первой особенностью, по ее мнению, является преобладание так называемого внешнего локуса контроля, при котором люди видят источник своих переживаний в социальном окружении. Состояние социального самочувствия зависит от самооценки личности, оценки своего потенциала, собственной материальной обеспеченности и сравнения себя с другими.

Второй особенностью является то, что состояние социального самочувствия имеет объективное и субъективное основание. Объективное отражает аспекты эмоционально-оценочного отношения индивидов к системе существующих социальных взаимоотношений и своему социальному статусу, измеряется через достаточность/недостаточность объективных условий для реализации собственных притязаний. Субъективное основание отражает восприятие индивидом благополучия собственной жизни и измеряется через у дов л етв ор енн ость / неудовлетворенность своими жизненными достижениями, условиями существования. Она определяет социальное самочувствие как органичное сочетание субъективных и объективных жизненных факторов, физиологических и психологических возможностей личности, позитивных и негативных условий формирования жизненной стратегии.

Третьей - особенностью характеристики социального самочувствия является зависимость от внешних условий и внутреннего состояния человека, что объясняет1 взаимо-

9 \ *

связь социального самочувствия и социальной адаптации. В понимании этого исследователя социальное самочувствие — это фактор и показатель адаптации личности. Изменение одного влечет за собой перемены в другом. В этом и заключается бивалентность изучаемого явления [2, с. 120].

Таким образом, несмотря на отсутствие четкого определения понятия социального самочувствия, можно интерпретировать его как состояние оценочного характера, субъективное восприятие реальности и себя в ней относительно тех или иных ситуаций, проблем, событий, происходящих в сфере социальной жизни, т. е. там, где наиболее четко проявляются мотивационные факторы поведения и действия. Наиболее значимыми для анализа социального самочувствия представ-

ВЕСТНИК Мордовского университета J 2011 | № 3

ляются следующие показатели: 1) уровень жизни: доход; материальное положение, обеспеченность; занятость и безработица; гаран-тированность социальной защиты; качество свободного времени; 2) эмоционально-психологическое состояние; 3) социальные

самоощущения: идентификация; состояние комфортности; социальные ценности;

4) жизненные и адаптационные стратегии;

5) самооценка потенциала: профессионального, социального опыта, личностных качеств.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Головаха Е. Н. Интегральный индекс социального самочувствия населения Украины до и после «оранжевой революции» / Е. Н. Головаха, Н. М. Панина // Вестн. обществ, мнения. — 2005. - № 6. - С. 10-15.

2. Кобозева Н. Н. Социальное самочувствие как социологическая категория / Н. Н. Кобозева // Вестн. Ставропол. гос. ун-та [Ставрополь]. — 2007. - № 50. - С. 117-122.

3. Крупец Я. Н. Социальное самочувствие как интегральный показатель адаптированности / Я. Н. Крупец // Социс. - 2004. - Лг° 3. - С. 5-10.

4. Парыгин Б. Д. Общественное настроение / Б. Д. Парыгин. — М. : Мысль, 1966. — 327 с.

5. Тощенко Ж. Т. Социальное настроение — феномен современной социологической теории и практики / Ж. Т. Тощенко // Социс. - 1998. — № 1. — С. 21-35.

Поступила 13.07.11.

ТРАВМА СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ

Н. Ю. Абудеева, О. А. Богатова

В статье анализируются последствия постсоветских социальных изменений в аспекте социальных патологий, обосновывается релевантность концепции «травмы социальных изменений» П. Штомпки к изучению социального развития российского региона на примере Республики Мордовия.

В социологии под социальными изменениями понимаются преобразования, происходящие с течением времени в организации, структуре общества, образцах мышления, культуре и социальном поведении. Это переход социального объекта из одного состояния в другое; существенная трансформация социальной организации, социальных институтов; рост многообразия социальных форм и др. [2, с. ИЗ].

Изменения — это различия между тем, что представляла система в прошлом, и тем, что стало с ней через определенный период времени. «Одно время социальное изменение идеализировалось как бесспорно положительное, способствующее прогрессу. Опыт двадцатого века, в невероятном масштабе сконцентрировав социальное изменение, настоящего века изменений, производит иное

впечатление» [7, с. 6]. Так появилась идея, согласно которой сама по себе изменчивость может подрывать нормальный ход общественной жизни, наносить членам общества своего рода удар, вызывать стресс и порождать состояние своеобразной травмы. Несмотря на очевидную актуальность, теоретическую и практическую значимость изучения травмы социальных изменений, особенно в новых условиях развития российского общества, в социологической науке это понятие на сегодняшний день разработано слабо.

Теорию травматических социальных изменений применимо к бывшим социалистическим странам подробно развивает один из лидеров современной мировой социологии, выдающийся польский ученый Петр Штомп-ка. Признаками травматогенных изменений, согласно Штомпке, являются резкие, внезап-

© Н. Ю. Абудеева, О. А. Богатова, 2011

Серия «Социологические науки»

101

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.