Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ'

ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система менеджмента качества / образование / ГОСТИСО 9001 / сертификация / quality management system / education / GOST ISO 9001 / certification

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петухова Марина Вячеславовна

В статье раскрывается понятие системы менеджмента качества (СМК). Автор делает попытки систематизировать как опыт преподавания предмета управления качеством, применительно к организации образовательного процесса в целом, так и пути совершенствования СМК в учебном процессе и результаты, работы, по данной системе в образовательном учреждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF A QUALITY MANAGEMENT SYSTEM IN THE EDUCATIONAL PROCESS

The article reveals the concept of a quality management system (QMS). The author makes attempts to systematize both the experience of teaching the subject of quality management, in relation to the organization of the educational process as a whole, and ways to improve the QMS in the educational process and the results of work on this system in an educational institution.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

УДК 377

понятие системы менеджмента качества в образовательном процессе

Петухова Марина Вячеславовна

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж электроники и приборостроения», преподаватель, e-mail: marina9629@mail.ru

В статье раскрывается понятие системы менеджмента качества (СМК). Автор делает попытки систематизировать как опыт преподавания предмета управления качеством, применительно к организации образовательного процесса в целом, так и пути совершенствования СМК в учебном процессе и результаты работы по данной системе в образовательном учреждении

Ключевые слова: система менеджмента качества; образование; ГОСТИСО 9001; сертификация

the concept of a quality management system in the educational process

Petukhova Marina V.

St. Petersburg State Budgetary Professional Educational Institution "College of Electronics and Instrument Engineering", Lecturer, e-mail: marina9629@ mail.ru

The article reveals the concept of a quality management system (QMS). The author makes attempts to systematize both the experience of teaching the subject of quality management, in relation to the organization of the educational process as a whole, and ways to improve the QMS in the educational process and the results of work on this system in an educational institution

Keywords: quality management system; education; GOST ISO 9001; certification

Для цитирования: Петухова М.В. Понятие системы менеджмента качества в образовательном процессе // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2023. № 4 (88). С. 119-123.

Менеджмент - дисциплина достаточно сложная для понимания обучающихся в силу того, что юный возраст и отсутствие опыта работы не позволяют в полной мере понять особенности и всю сложность руководства организацией, предприятием или небольшим цехом, отделом и даже бригадой, поскольку в обобщенном виде - это управление и людьми, и процессами, и даже ресурсами.

Так, Ю. Николина дает следующую характеристику системы менеджмента качества (СМК) -«...это набор специальных практик, внутренних политик, методик для работы компании, целью которых является удовлетворение покупателей товарами и услугами высокого качества на постоянной основе» [1].

Существуют международные стандарты, которые описывают необходимые требования относительно системы менеджмента качества и которых обязаны придерживаться все организации, предприятия. Соответствующий стандарт ИСО 9001 - «это набор требований для создания правил, политик, процессов, процедур предоставления продуктов и услуг, отвечающих потребностям клиентов и повышающих их удовлетворенность» [2]. Стандарт системы менеджмента качества поддерживается Международной организацией по стандартизации (International Organization for Standardization. ISO) [3] и согласовывается большинством стран - членов этой организации с тем, чтобы стандарт мог быть признан на международном уровне, а также принят в качестве золо-

того стандарта для процессов, используемых во всем мире системой менеджмента качества. Идентичным переводом этого стандарта на русский язык является ГОСТ ИСО 9001 [4].

Для любой организации, фирмы, предприятия важно соответствовать этому международному стандарту, т.е. быть в ногу со временем, с развитием научно-технического прогресса, с последними достижениями экономики и, безусловно, быть в русле политики.

В образовательной деятельности учреждений, связанных с подготовкой специалистов для предприятий, организаций, чрезвычайно важно соответствовать стандарту качества предприятия. В этой связи Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж электроники и приборостроения», руководствуется данным стандартом качества. Данное учебное заведение старается, несмотря на вызовы последних лет, идти в ногу со временем в апробации ряда новейших разработок в науке и технике, которые сегодня как никогда требуются отечественной промышленности. Главная задача - донести до студентов теорию и практику СМК, чтобы качественно подготовленные выпускники образовательного учреждения могли на высоком уровне применять в практической деятельности знания и умения.

В Санкт-Петербургском колледже электроники и приборостроения разработана, эффективно существует и регулярно обновляется в соответствии с меняющимися требованиями система препода-

вания менеджмента качества. Следует отметить, что колледж выпускает уникальных высококлассных специалистов, которые высоко котируются и весьма востребованы на отечественных промышленных предприятиях и в организациях, и в этом большая заслуга директора колледжа Г.И. Воронько, которая много внимания уделяет проблеме качества образования и формирования знаний, умений и навыков студентов - будущих специалистов предприятий города и области.

За последние годы в колледже открыто более десяти лабораторий, где студенты знакомятся на практике с новыми востребованными направлениями науки и техники, такими как мобильная робототехника, мехатроника, компьютерное моделирование, инженерия космических систем и другими.

В рамках концепции развития профессионального образования, в контексте реализации национального проекта «Образование» [5], в колледже созданы условия для объединения участников кластера радиоэлектронной промышленности Санкт-Петербурга, что позволяет повышать конкурентоспособность выпускников колледжа для предприятий кластера, внедрять лучшие практики (производства, управления, коммерциализации) и развивать различные виды взаимосвязей с предприятиями, ассоциациями, государственными и международными организациями.

В свете сказанного предполагается освоить и, следует подчеркнуть, уже реализуются приоритетные направления развития СПб ГБ ПОУ «Колледж электроники и приборостроения»:

1. Создание современной комфортной образовательной среды.

2. Подготовка кадров для высокотехнологичной промышленности.

3. Развитие целевого обучения.

Так, предполагается, что модель кластерного взаимодействия - созданное структурное подразделение «Проектный офис» - станет постоянно-действующей. Как следствие, расширится взаимодействие с промышленными предприятиями Санкт-Петербурга, вузами, другими образовательными учреждениями, с Союзом Ворлдскиллс («Агентство развития профессионального мастерства») [6].

Колледж к 2024 г. должен создать устойчивую функциональную систему подготовки современных кадров для наукоемких производств и высокотехнологичной промышленности города и отвечать всем вызовам и требованиям времени, особенно в рамках национальных проектов «Образование» [5] и «Цифровая экономика» [7].

Уже сегодня колледж добился огромных успехов в повышении качества образования, что подтверждают многочисленные победы в различных конкурсах и творческих соревнованиях. Необходимо отметить знаковые результаты. На официальном сайте обозначены достижения колледжа, коллектива преподавателей и студентов; так,

колледж «является:

- отраслевым центром приборостроения с 1 февраля 2007 г.;

- победителем приоритетного национального проекта «Образование» 2008, 2020, 2021 гг.;

- членом Санкт-Петербургской Ассоциации предприятий радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотелекоммуникаций;

- лауреатом конкурса в номинации «100 лучших образовательных учреждений СПО России»;

- победителем и призером конкуров на соискание награды Правительства Санкт-Петербурга -почетного знака «За качество товаров (продукции), работ и услуг» за 2016, 2019 гг.;

- лауреатом Всероссийского конкурса «Образовательная организация XXI века. Лига лидеров» 2016 - 2023 гг.;

- лучшей организацией работ в области условий и охраны труда «Успех и безопасность» в 2016 и 2017 гг.;

- лауреатом Всероссийского смотра-конкурса образовательных организаций «Гордость отечественного образования - 2018»;

- победителем и призером региональных чемпионатов «Молодые профессионалы» (World-Skills Russia) в 2017, 2018, 2019, 2020, 2022 гг.;

- победителем и призером регионального чемпионата по профессиональному мастерству «Профессионалы» и чемпионата высоких технологий в Санкт-Петербурге 2023 г.;

- победителем и призером VIII Регионального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» 2023 г.

- победителем Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) -

2018 г.

- призером Х Национального чемпионата «Молодые профессионалы» в 2022 г.

- лауреатом Всероссийского конкурса «Образовательная организация XXI века. Лига лидеров»

2019 г. в номинации «Лидер в области партнерства с производством»;

- обладателем Кубка Губернатора Санкт-Петербурга по робототехнике 2021 г., победителем и призером в 2022 и 2023 гг.» [8].

В стенах учебного заведения регулярно проходят конкурсы и соревнования с участием студентов различных колледжей и институтов, рабочих, мастеров и инженеров предприятий со всей России, что стимулирует повышение качества учебы студентов, желание постоянно и в системе изучать не только учебную программу, но и расширять кругозор. Все это стало возможным благодаря успешной и плодотворной работе руководителя колледжа, коллектива талантливых преподавателей и мастеров производственного обучения и, конечно, умных и любознательных студентов.

Говоря о системе менеджмента качества, обучающиеся должны усвоить, что качество работы

организации, где они в дальнейшем будут трудиться, и качество образования тесно взаимосвязаны.

В соответствии с международными требованиями ISO 9001, как считает исследователь Ю. Николина, любая организация должна иметь отлаженную систему менеджмента качества, а именно - «разработать, утвердить, а также ввести в работу следующие документы:

- стандарт «Руководство по качеству»;

- стандарт «Управление документацией и записями»;

- стандарт «Управление несоответствующей продукцией»;

- стандарт «Внутренние аудиты»;

- стандарт «Корректирующие и предупреждающие действия»;

- регламенты процессов (как правило, процессов, связанных с производством);

- политика в области качества;

- цели в области качества организации и структурных подразделений (процессов);

- программа мероприятий по совершенствованию деятельности организации.

- технологический регламент производства:

- актуальная нормативная и техническая документация;

- должностные инструкции и положения о подразделениях» [4].

Как уже было сказано выше, наличие действующей системы менеджмента качества организации подтверждается сертификатом. «В Российской Федерации часто можно встретить обязательное условие о наличии сертификата. Такой документ точно потребуется участникам тендеров, госзакупок, конкурсов по качеству. Также его могут попросить некоторые клиенты, потребители» [9].

В остальных случаях получение сертификата является необязательным условием, но также дает выгоды при работе с контрагентами.

Все изложенные позиции системы менеджмента качества должны освоить обучающиеся с тем, чтобы в дальнейшем, в производственной деятельности, выпускники могли расти и совершенствоваться в профессии.

В результате учебной программы студенты колледжа приходят к пониманию, что система менеджмента качества ИСО 9001 основана на семи принципах:

1. Ориентация на клиента.

2. Развитие корпоративной культуры.

3. Вовлечение сотрудников.

4. Процессный подход к управлению (менеджменту).

5. Постоянное совершенствование.

6. Принятие решений на основе фактических данных.

7. Управление взаимоотношениями.

В нашем образовательном учреждении, в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря

2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями) [10], Распоряжением Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года» [11] создана система подготовки современных кадров для наукоемких производств и высокотехнологичной промышленности. Эта система успешно работает благодаря применению системы менеджмента качества и грамотной работе педагогического коллектива колледжа электроники.

Цель и создание программы:

1. Создание условий для подготовки кадров в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями, в том числе со стандартами Ворлдскиллс России (декабрь 2020 -декабрь 2021).

2. Подготовка кадров для высокотехнологичных предприятий региона (декабрь 2020 - декабрь 2024).

3. Внедрение дистанционных технологий с применением платформы «Цифровой колледж КЭП» (октябрь 2020 - декабрь 2022). Реализация трех проектов: «Точка будущего» (создание условий для подготовки кадров в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями, в том числе стандартами Ворлдскиллс Россия); «Кадры под ключ» (подготовка кадров для высокотехнологичных предприятий региона.); «Два в одном» (внедрение дистанционных технологий с применением платформы «Цифровой колледж КЭП»).

Как бы ни была важна система менеджмента качества для организации на каждом этапе роста, большинству руководителей по-прежнему трудно ее внедрить. Многие считают, что эта дорогостоящая маркетинговая стратегия только для таких компаний, как Apple, Samsung и Ford, и считают, что это слишком большая работа, сложная и рентабельность инвестиций в конечном итоге не стоит затрат.

Студенты в процессе обучения должны твердо знать, что в любом случае система менеджмента качества жизненно важна для любой организации. Выгоды от внедрения этой системы в любой организации многочисленны, к ним относятся:

- достижение целей организации;

- более эффективное продвижение организации на рынке;

- повышение удовлетворенности клиентов;

- повышение доступности и точности документов;

- создание культуры качества;

- эффективная коммуникация с сотрудниками;

- возможность измерить эффективность работы отдельных лиц и команд.

В связи с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23 июня 2014 года № 496

«О государственной программе Санкт-Петербурга «Экономика знаний в Санкт-Петербурге»» (с изменениями на 12 сентября 2023 года) [12] была создана «Программа развития колледжа (на основе кластерного взаимодействия) на 20222025 годы» [13] и план ее реализации в свете Закона Санкт-Петербурга «О Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года» (с изменениями на 21 декабря 2022 года) [14] .

Цель проведения в жизнь данной программы:

1. Создание условий для подготовки кадров в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями, в том числе со стандартами Ворлдскиллс России (декабрь 2020 - декабрь 2021).

2. Подготовка кадров для высокотехнологичных предприятий региона (декабрь 2020 - декабрь 2024).

3. Внедрение дистанционных технологий с применением платформы «Цифровой колледж КЭП» (октябрь 2020 - декабрь 2022) [13].

Если говорить об ожидаемых результатах внедрения в жизнь разработанной в колледже программы, то они конкретны, перспективны и прозрачны:

1. Открытие новых мастерских.

2. Создание новой образовательной среды, доступной среды на новых образовательных площадях.

3. Получение преподавателями свидетельств экспертов с правом оценки демонстрационного экзамена.

4. Укрепление и расширение качественных связей кластерного взаимодействия.

5. Создание условий для повышения качества подготавливаемых кадров по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям среднего профессионального образования для промышленности г. Санкт-Петербурга в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями, в том числе стандартами Ворлдскиллс Россия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Увеличение рабочих мест по стандартам Ворлдскиллс.

7. Увеличение количества выпускников по демонстрационному экзамену.

8. Количество заявок на трудоустройство выпускников.

9. Увеличение договоров о партнерстве с работодателями.

10. Увеличение контрольных цифр приема.

11. Организация смешанного обучения.

В заключение следует отметить, что с введением системы менеджмента качества Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж электроники и приборостроения» неуклонно год от года повышает качество как самого образовательного процесса, так и обученности

студентов и заинтересованности их в развитии полученных навыков. В современном понимании качество образования - это, прежде всего, состояние, когда полученные знания будут востребованы обществом, а конкретно той организацией, предприятием, где выпускник учебного заведения способен с наибольшим усердием и желанием воплотить свои знания и умения в конкретные дела, в современное производство, наконец - в свои мечты, связанные со становлением личности, с ростом мастерства и карьеры, которая и способна неуклонно повышать качество жизни личности, в данном случае - выпускника колледжа.

Библиографический список:

1. Николина Ю. Система менеджмента качества (СМК) на предприятии. URL: https://upr.ru/article/ sistema-menedzhmenta-kachestva-smk-na-predpriyatii/ (дата обращения: 15.09.2023).

2. ГОСТ Р ИСО 9001 - 2015. Система менеджмента ка-чества.URL:https://docs.cntd.ru/document/1200124394 (дата обращения: 11.09.20230).

3. International Organization for Standardization. URL: https://www.iso.org/home.html (дата обращения: 15.09.2023).

4. Система менеджменте качества (СМК) на предприятии. URL: https://upr.ru/article/sistema-menedzh menta-kachestva-smk-na-predpriyatii/ (дата обращения: 15.09.2023).

5. Национальный проект «Образование». URL: https:// xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/projects/ obrazovanie?ysclid=lnlut3bwn4909377291&region=78 (дата обращения: 15.09.2023).

6. Агентство развития профессий и навыков. URL: https://worldskills.ru/?ysclid=lnlulw58m8187435431 (дата обращения: 18.09.2023).

7. Национальный проект «Цифровая экономика». URL: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/ projects/tsifrovaya-ekonomika?ysclid = lnlv4e8 ax093166356 (дата обращения: 17.09.2023).

8. Сайт Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Колледж электроники и приборостроения». URL. http://www.pl130.ru/index.html (дата обращения: 20.09.2023).

9. В каких случаях компании может потребоваться СМК. URL: https://dzen.rU/a/YjBa0C8dNWF_kypc (дата обращения: 15.09.2023).

10. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 10.09.2023).

11. Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года» // Судебные и нормативные акты РФ. URL: https://sudact.ru/law/rasporiazhenie-pravitelstva-rf-ot-13022019-n-207-r/ (дата обращения: 10.09.2023).

12. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23 июня 2014 года № 496 «О государственной программе Санкт-Петербурга «Экономика знаний в Санкт-Петербурге». URL: https://docs.cntd.ru/docu-ment/822403603 (дата обращения: 11.09.2023).

13. Программа развития колледжа (на основе кластерного взаимодействия) на 2022-2025 годы. URL:

http://www.pl130.ru/doc/pravo/prograz.pdf (дата обращения: 15.09.2023).

14. Закон Санкт-Петербурга «О Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года». URL: https://docs.cntd.ru/ document/551979680?ysclid=lo0i8or67e373276926 (дата обращения: 15.09.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.