УДК 377
понятие системы менеджмента качества в образовательном процессе
Петухова Марина Вячеславовна
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж электроники и приборостроения», преподаватель, e-mail: marina9629@mail.ru
В статье раскрывается понятие системы менеджмента качества (СМК). Автор делает попытки систематизировать как опыт преподавания предмета управления качеством, применительно к организации образовательного процесса в целом, так и пути совершенствования СМК в учебном процессе и результаты работы по данной системе в образовательном учреждении
Ключевые слова: система менеджмента качества; образование; ГОСТИСО 9001; сертификация
the concept of a quality management system in the educational process
Petukhova Marina V.
St. Petersburg State Budgetary Professional Educational Institution "College of Electronics and Instrument Engineering", Lecturer, e-mail: marina9629@ mail.ru
The article reveals the concept of a quality management system (QMS). The author makes attempts to systematize both the experience of teaching the subject of quality management, in relation to the organization of the educational process as a whole, and ways to improve the QMS in the educational process and the results of work on this system in an educational institution
Keywords: quality management system; education; GOST ISO 9001; certification
Для цитирования: Петухова М.В. Понятие системы менеджмента качества в образовательном процессе // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2023. № 4 (88). С. 119-123.
Менеджмент - дисциплина достаточно сложная для понимания обучающихся в силу того, что юный возраст и отсутствие опыта работы не позволяют в полной мере понять особенности и всю сложность руководства организацией, предприятием или небольшим цехом, отделом и даже бригадой, поскольку в обобщенном виде - это управление и людьми, и процессами, и даже ресурсами.
Так, Ю. Николина дает следующую характеристику системы менеджмента качества (СМК) -«...это набор специальных практик, внутренних политик, методик для работы компании, целью которых является удовлетворение покупателей товарами и услугами высокого качества на постоянной основе» [1].
Существуют международные стандарты, которые описывают необходимые требования относительно системы менеджмента качества и которых обязаны придерживаться все организации, предприятия. Соответствующий стандарт ИСО 9001 - «это набор требований для создания правил, политик, процессов, процедур предоставления продуктов и услуг, отвечающих потребностям клиентов и повышающих их удовлетворенность» [2]. Стандарт системы менеджмента качества поддерживается Международной организацией по стандартизации (International Organization for Standardization. ISO) [3] и согласовывается большинством стран - членов этой организации с тем, чтобы стандарт мог быть признан на международном уровне, а также принят в качестве золо-
того стандарта для процессов, используемых во всем мире системой менеджмента качества. Идентичным переводом этого стандарта на русский язык является ГОСТ ИСО 9001 [4].
Для любой организации, фирмы, предприятия важно соответствовать этому международному стандарту, т.е. быть в ногу со временем, с развитием научно-технического прогресса, с последними достижениями экономики и, безусловно, быть в русле политики.
В образовательной деятельности учреждений, связанных с подготовкой специалистов для предприятий, организаций, чрезвычайно важно соответствовать стандарту качества предприятия. В этой связи Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж электроники и приборостроения», руководствуется данным стандартом качества. Данное учебное заведение старается, несмотря на вызовы последних лет, идти в ногу со временем в апробации ряда новейших разработок в науке и технике, которые сегодня как никогда требуются отечественной промышленности. Главная задача - донести до студентов теорию и практику СМК, чтобы качественно подготовленные выпускники образовательного учреждения могли на высоком уровне применять в практической деятельности знания и умения.
В Санкт-Петербургском колледже электроники и приборостроения разработана, эффективно существует и регулярно обновляется в соответствии с меняющимися требованиями система препода-
вания менеджмента качества. Следует отметить, что колледж выпускает уникальных высококлассных специалистов, которые высоко котируются и весьма востребованы на отечественных промышленных предприятиях и в организациях, и в этом большая заслуга директора колледжа Г.И. Воронько, которая много внимания уделяет проблеме качества образования и формирования знаний, умений и навыков студентов - будущих специалистов предприятий города и области.
За последние годы в колледже открыто более десяти лабораторий, где студенты знакомятся на практике с новыми востребованными направлениями науки и техники, такими как мобильная робототехника, мехатроника, компьютерное моделирование, инженерия космических систем и другими.
В рамках концепции развития профессионального образования, в контексте реализации национального проекта «Образование» [5], в колледже созданы условия для объединения участников кластера радиоэлектронной промышленности Санкт-Петербурга, что позволяет повышать конкурентоспособность выпускников колледжа для предприятий кластера, внедрять лучшие практики (производства, управления, коммерциализации) и развивать различные виды взаимосвязей с предприятиями, ассоциациями, государственными и международными организациями.
В свете сказанного предполагается освоить и, следует подчеркнуть, уже реализуются приоритетные направления развития СПб ГБ ПОУ «Колледж электроники и приборостроения»:
1. Создание современной комфортной образовательной среды.
2. Подготовка кадров для высокотехнологичной промышленности.
3. Развитие целевого обучения.
Так, предполагается, что модель кластерного взаимодействия - созданное структурное подразделение «Проектный офис» - станет постоянно-действующей. Как следствие, расширится взаимодействие с промышленными предприятиями Санкт-Петербурга, вузами, другими образовательными учреждениями, с Союзом Ворлдскиллс («Агентство развития профессионального мастерства») [6].
Колледж к 2024 г. должен создать устойчивую функциональную систему подготовки современных кадров для наукоемких производств и высокотехнологичной промышленности города и отвечать всем вызовам и требованиям времени, особенно в рамках национальных проектов «Образование» [5] и «Цифровая экономика» [7].
Уже сегодня колледж добился огромных успехов в повышении качества образования, что подтверждают многочисленные победы в различных конкурсах и творческих соревнованиях. Необходимо отметить знаковые результаты. На официальном сайте обозначены достижения колледжа, коллектива преподавателей и студентов; так,
колледж «является:
- отраслевым центром приборостроения с 1 февраля 2007 г.;
- победителем приоритетного национального проекта «Образование» 2008, 2020, 2021 гг.;
- членом Санкт-Петербургской Ассоциации предприятий радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотелекоммуникаций;
- лауреатом конкурса в номинации «100 лучших образовательных учреждений СПО России»;
- победителем и призером конкуров на соискание награды Правительства Санкт-Петербурга -почетного знака «За качество товаров (продукции), работ и услуг» за 2016, 2019 гг.;
- лауреатом Всероссийского конкурса «Образовательная организация XXI века. Лига лидеров» 2016 - 2023 гг.;
- лучшей организацией работ в области условий и охраны труда «Успех и безопасность» в 2016 и 2017 гг.;
- лауреатом Всероссийского смотра-конкурса образовательных организаций «Гордость отечественного образования - 2018»;
- победителем и призером региональных чемпионатов «Молодые профессионалы» (World-Skills Russia) в 2017, 2018, 2019, 2020, 2022 гг.;
- победителем и призером регионального чемпионата по профессиональному мастерству «Профессионалы» и чемпионата высоких технологий в Санкт-Петербурге 2023 г.;
- победителем и призером VIII Регионального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» 2023 г.
- победителем Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) -
2018 г.
- призером Х Национального чемпионата «Молодые профессионалы» в 2022 г.
- лауреатом Всероссийского конкурса «Образовательная организация XXI века. Лига лидеров»
2019 г. в номинации «Лидер в области партнерства с производством»;
- обладателем Кубка Губернатора Санкт-Петербурга по робототехнике 2021 г., победителем и призером в 2022 и 2023 гг.» [8].
В стенах учебного заведения регулярно проходят конкурсы и соревнования с участием студентов различных колледжей и институтов, рабочих, мастеров и инженеров предприятий со всей России, что стимулирует повышение качества учебы студентов, желание постоянно и в системе изучать не только учебную программу, но и расширять кругозор. Все это стало возможным благодаря успешной и плодотворной работе руководителя колледжа, коллектива талантливых преподавателей и мастеров производственного обучения и, конечно, умных и любознательных студентов.
Говоря о системе менеджмента качества, обучающиеся должны усвоить, что качество работы
организации, где они в дальнейшем будут трудиться, и качество образования тесно взаимосвязаны.
В соответствии с международными требованиями ISO 9001, как считает исследователь Ю. Николина, любая организация должна иметь отлаженную систему менеджмента качества, а именно - «разработать, утвердить, а также ввести в работу следующие документы:
- стандарт «Руководство по качеству»;
- стандарт «Управление документацией и записями»;
- стандарт «Управление несоответствующей продукцией»;
- стандарт «Внутренние аудиты»;
- стандарт «Корректирующие и предупреждающие действия»;
- регламенты процессов (как правило, процессов, связанных с производством);
- политика в области качества;
- цели в области качества организации и структурных подразделений (процессов);
- программа мероприятий по совершенствованию деятельности организации.
- технологический регламент производства:
- актуальная нормативная и техническая документация;
- должностные инструкции и положения о подразделениях» [4].
Как уже было сказано выше, наличие действующей системы менеджмента качества организации подтверждается сертификатом. «В Российской Федерации часто можно встретить обязательное условие о наличии сертификата. Такой документ точно потребуется участникам тендеров, госзакупок, конкурсов по качеству. Также его могут попросить некоторые клиенты, потребители» [9].
В остальных случаях получение сертификата является необязательным условием, но также дает выгоды при работе с контрагентами.
Все изложенные позиции системы менеджмента качества должны освоить обучающиеся с тем, чтобы в дальнейшем, в производственной деятельности, выпускники могли расти и совершенствоваться в профессии.
В результате учебной программы студенты колледжа приходят к пониманию, что система менеджмента качества ИСО 9001 основана на семи принципах:
1. Ориентация на клиента.
2. Развитие корпоративной культуры.
3. Вовлечение сотрудников.
4. Процессный подход к управлению (менеджменту).
5. Постоянное совершенствование.
6. Принятие решений на основе фактических данных.
7. Управление взаимоотношениями.
В нашем образовательном учреждении, в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря
2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями) [10], Распоряжением Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года» [11] создана система подготовки современных кадров для наукоемких производств и высокотехнологичной промышленности. Эта система успешно работает благодаря применению системы менеджмента качества и грамотной работе педагогического коллектива колледжа электроники.
Цель и создание программы:
1. Создание условий для подготовки кадров в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями, в том числе со стандартами Ворлдскиллс России (декабрь 2020 -декабрь 2021).
2. Подготовка кадров для высокотехнологичных предприятий региона (декабрь 2020 - декабрь 2024).
3. Внедрение дистанционных технологий с применением платформы «Цифровой колледж КЭП» (октябрь 2020 - декабрь 2022). Реализация трех проектов: «Точка будущего» (создание условий для подготовки кадров в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями, в том числе стандартами Ворлдскиллс Россия); «Кадры под ключ» (подготовка кадров для высокотехнологичных предприятий региона.); «Два в одном» (внедрение дистанционных технологий с применением платформы «Цифровой колледж КЭП»).
Как бы ни была важна система менеджмента качества для организации на каждом этапе роста, большинству руководителей по-прежнему трудно ее внедрить. Многие считают, что эта дорогостоящая маркетинговая стратегия только для таких компаний, как Apple, Samsung и Ford, и считают, что это слишком большая работа, сложная и рентабельность инвестиций в конечном итоге не стоит затрат.
Студенты в процессе обучения должны твердо знать, что в любом случае система менеджмента качества жизненно важна для любой организации. Выгоды от внедрения этой системы в любой организации многочисленны, к ним относятся:
- достижение целей организации;
- более эффективное продвижение организации на рынке;
- повышение удовлетворенности клиентов;
- повышение доступности и точности документов;
- создание культуры качества;
- эффективная коммуникация с сотрудниками;
- возможность измерить эффективность работы отдельных лиц и команд.
В связи с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23 июня 2014 года № 496
«О государственной программе Санкт-Петербурга «Экономика знаний в Санкт-Петербурге»» (с изменениями на 12 сентября 2023 года) [12] была создана «Программа развития колледжа (на основе кластерного взаимодействия) на 20222025 годы» [13] и план ее реализации в свете Закона Санкт-Петербурга «О Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года» (с изменениями на 21 декабря 2022 года) [14] .
Цель проведения в жизнь данной программы:
1. Создание условий для подготовки кадров в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями, в том числе со стандартами Ворлдскиллс России (декабрь 2020 - декабрь 2021).
2. Подготовка кадров для высокотехнологичных предприятий региона (декабрь 2020 - декабрь 2024).
3. Внедрение дистанционных технологий с применением платформы «Цифровой колледж КЭП» (октябрь 2020 - декабрь 2022) [13].
Если говорить об ожидаемых результатах внедрения в жизнь разработанной в колледже программы, то они конкретны, перспективны и прозрачны:
1. Открытие новых мастерских.
2. Создание новой образовательной среды, доступной среды на новых образовательных площадях.
3. Получение преподавателями свидетельств экспертов с правом оценки демонстрационного экзамена.
4. Укрепление и расширение качественных связей кластерного взаимодействия.
5. Создание условий для повышения качества подготавливаемых кадров по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям среднего профессионального образования для промышленности г. Санкт-Петербурга в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями, в том числе стандартами Ворлдскиллс Россия.
6. Увеличение рабочих мест по стандартам Ворлдскиллс.
7. Увеличение количества выпускников по демонстрационному экзамену.
8. Количество заявок на трудоустройство выпускников.
9. Увеличение договоров о партнерстве с работодателями.
10. Увеличение контрольных цифр приема.
11. Организация смешанного обучения.
В заключение следует отметить, что с введением системы менеджмента качества Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж электроники и приборостроения» неуклонно год от года повышает качество как самого образовательного процесса, так и обученности
студентов и заинтересованности их в развитии полученных навыков. В современном понимании качество образования - это, прежде всего, состояние, когда полученные знания будут востребованы обществом, а конкретно той организацией, предприятием, где выпускник учебного заведения способен с наибольшим усердием и желанием воплотить свои знания и умения в конкретные дела, в современное производство, наконец - в свои мечты, связанные со становлением личности, с ростом мастерства и карьеры, которая и способна неуклонно повышать качество жизни личности, в данном случае - выпускника колледжа.
Библиографический список:
1. Николина Ю. Система менеджмента качества (СМК) на предприятии. URL: https://upr.ru/article/ sistema-menedzhmenta-kachestva-smk-na-predpriyatii/ (дата обращения: 15.09.2023).
2. ГОСТ Р ИСО 9001 - 2015. Система менеджмента ка-чества.URL:https://docs.cntd.ru/document/1200124394 (дата обращения: 11.09.20230).
3. International Organization for Standardization. URL: https://www.iso.org/home.html (дата обращения: 15.09.2023).
4. Система менеджменте качества (СМК) на предприятии. URL: https://upr.ru/article/sistema-menedzh menta-kachestva-smk-na-predpriyatii/ (дата обращения: 15.09.2023).
5. Национальный проект «Образование». URL: https:// xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/projects/ obrazovanie?ysclid=lnlut3bwn4909377291®ion=78 (дата обращения: 15.09.2023).
6. Агентство развития профессий и навыков. URL: https://worldskills.ru/?ysclid=lnlulw58m8187435431 (дата обращения: 18.09.2023).
7. Национальный проект «Цифровая экономика». URL: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/ projects/tsifrovaya-ekonomika?ysclid = lnlv4e8 ax093166356 (дата обращения: 17.09.2023).
8. Сайт Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Колледж электроники и приборостроения». URL. http://www.pl130.ru/index.html (дата обращения: 20.09.2023).
9. В каких случаях компании может потребоваться СМК. URL: https://dzen.rU/a/YjBa0C8dNWF_kypc (дата обращения: 15.09.2023).
10. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 10.09.2023).
11. Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года» // Судебные и нормативные акты РФ. URL: https://sudact.ru/law/rasporiazhenie-pravitelstva-rf-ot-13022019-n-207-r/ (дата обращения: 10.09.2023).
12. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23 июня 2014 года № 496 «О государственной программе Санкт-Петербурга «Экономика знаний в Санкт-Петербурге». URL: https://docs.cntd.ru/docu-ment/822403603 (дата обращения: 11.09.2023).
13. Программа развития колледжа (на основе кластерного взаимодействия) на 2022-2025 годы. URL:
http://www.pl130.ru/doc/pravo/prograz.pdf (дата обращения: 15.09.2023).
14. Закон Санкт-Петербурга «О Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года». URL: https://docs.cntd.ru/ document/551979680?ysclid=lo0i8or67e373276926 (дата обращения: 15.09.2023).