ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПОНЯТИЕ «СЧАСТЬЕ» И ЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ Баймуханова Б.К.
Баймуханова Балжан Кадыргалиевна — старший преподаватель, кафедра педагогики и психологии, Западно-Казахстанский инновационно-технологический университет, г. Уральск, Республика Казахстан
Аннотация: в статье рассматриваются психологические аспекты счастья, которые включают в себя понятия: психологическое здоровье, положительные качества и духовное удовлетворение. Анализируются исследования различных авторов понятия «счастья» и его психологических особенностей, определения показателей счастливой жизни, которые характеризуют психическое здоровье. Отмечается представление о счастье как сложная когнитивная конструкция, которая относится к категории имплицитных (внутренних) и социальных (культурно-обусловленных) представлений, определяющих отношение человека к счастью, способность к его восприятию, осознанию и переживанию.
Ключевые слова: счастье, психологическое здоровье, психологические аспекты счастье, субъективное благополучие,удовлетворенность жизнью.
THE CONCEPT OF "HAPPINESS" AND PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS Baimukhanova B.K.
Baimukhanova Balzhan Kadyrgalievna - Senior Lecturer, PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY DEPARTMENT, WEST KAZAKHSTAN INNOVATION AND TECHNOLOGY UNIVERSITY, URALSK, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
Abstract: the article deals with the psychological aspects of happiness, which include the concepts of psychological health, positive qualities and spiritual satisfaction. Studies of various authors of the concept of "happiness" and its psychological characteristics, the definition of indicators of a happy life that characterize mental health. It is noted that the concept of happiness as a complex cognitive structure, which belongs to the category of implicit (internal) and social (cultural-conditioned) concepts that determine the attitude of a person to happiness, the ability to perceive, realize and experience it.
Keywords: happiness, psychological health, psychological aspects happiness, subjective well-being, life satisfaction.
УДК 159.9 (091)
Сегоднешняя культура демонстрирует активнейший интерес к проблеме счастья, дифицит которого ощущается в современном обществе. Причины ментального нездоровья и депресссии многие видят в рыночных социальных институтах.
Многообразные исследования феномена счастья, предпринятые в последнее время фелософами, социологами, психологами, свидетельствуют об актуальности темы и о наличии в ней нерешенных теоретических проблем.
Счастье — это феномен, связанный с миром ценностных отношений и приоритетов, верований и представлений о высшем и желанном [1]. В психологической литературе нет четкого определения понятия счастья. Разные определения счастья имеют только то общее, что обозначают что-то положительное, ценное.
Счастье - это многоуровневое комплексное психическое образование, которое, с одной стороны опосредовано и взаимообусловлено внутренними физиологическими (нейрофизиологическими) процессами, с другой стороны - внешними социальноэкономическими, культурными, историческими и т.п. условиями, а с третьей стороны, определяется личностным содержанием.
Во второй половине XX века появляются работы гуманистически ориентированных психологов (А. Маслоу, Р. Мэй, Г. Олпорт, Э. Эриксон, К. Роджерс, В. Франкл и др.), связанные с проблематикой счастья. В 1973 г. впервые в предметном указателе основных справочных изданий
по психологическим публикациям появилась категория счастья, а в 1974 г. - категория субъективного благополучия. Траектория развития психологических подходов к счастью сходна с траекторией развития философских воззрений на счастье в предыдущие тысячелетия. В них также можно выделить объективистские подходы в терминах личностных переменных, отражающих уровень психологического и социального благополучия, связывающие счастье со степенью реализации человеческого потенциала (К. Рифф, К. Кейес), субъективистские подходы, отождествляющие счастье с субъективным ощущением (Э. Динер, Д. Майерс, М. Селигман).
Счастье, по мнению М. Селигмана, состоит не только в том, чтобы множить приятные сиюминутные субъективные ощущения. Для истинного счастья необходима подлинная жизнь. Она подразумевает положительные качества и духовное удовлетворение. Духовное удовлетворение - это жизнь, насыщенная положительными эмоциями. Духовное удовлетворение связано с полной поглощенностью любимым делом, самозабвением и полным отсутствием всяких эмоций, кроме ретроспективных.
По мнению М. Шеколы, счастье - это коллекция счастливых моментов. При этом субъективное ощущение счастья может быть как личностной характеристикой, так и просто состоянием.
М. Аргайл [2] понимает счастье как состояние переживания удовлетворенности жизнью в целом, общую рефлективную оценку человеком своего прошлого и настоящего, а также частоту и интенсивность положительных эмоций.
С точки зрения А.А. Кроника, отношения человека к возможным способам обретения счастья формируют так называемые эвдемонистические установки: гедонистические, аскетические, деятельные, созерцательные. Здесь счастье понимается как форма переживания полноты бытия, связанного с самоосуществлением. Психологические способы обретения счастья автор понимает как способы саморегуляции человеком своей мотивации к миру и выделяет две формы такой саморегуляции: усиление человеком значимости мира и усиление своих возможностей.
М. Чиксентмихайи отмечает, что «счастье - это вовсе не то, что с нами случается. Это не результат везения или счастливой случайности. Его нельзя купить за деньги или добиться силой. Оно зависит не от происходящих вокруг событий, а от нашей их интерпретации.
Как утверждает И.А. Джидарьян [3], «процесс поиска и обретения счастья является актуальным для каждого нового поколения, этноса, социальной среды и каждой личности. Каждое новое поколение людей заново ставит и решает для себя проблему счастья, соглашаясь или не соглашаясь и даже отвергая многое из того, что утверждали и говорили их предшественники.
Абрахам М., американский психолог, видел счастье человека в его самоактуализации, путь к которой лежит через удовлетворение всех потребностей: от простейших в еде, питье и безопасности до потребности в признании. Самоактуализирующийся человек спокоен, уверен в себе, талантлив, снисходителен, не склонен к депрессиям и истерикам, при этом имеет здоровую самооценку и гармоничный внешний вид.
В.Розанов обращается к историческому возникновению идеи счастья. Человек всегда следует своему влечению к счастью (часто даже сам этого не замечая). А в требовании, чтобы каждый руководился только своим счастьем, заключено отрицание необходимого значения для людей этих идей, которые «лишь в меру своего соотношения с его счастьем должны быть предметом его стремлений и антипатий».
По А.Н. Леонтьеву [4], для достижения счастья человек должен просто ставить перед собой какую-либо цель и стремиться к ней, то Ф. Хоппе полагал, что счастье, удовлетворенность приносит достижение человеком не всякой цели, а лишь достаточно трудной и в то же время посильной.
Как отмечает М. Аргайл, это объясняется эмоционально-психологической окрашенностью мировоззрения молодежи, ее оптимизмом, направленностью в будущее [2, с. 207]. Исходя из теоретического анализа отечественной и зарубежной литературы, выделены ряд теоретических моделей счастья:
- содержательная модель;
- структурно-динамическая модель;
- культурно-историческая модель.
Согласно концептуальной модели, представление о счастье - это сложная когнитивная конструкция, которая относится к категории имплицитных (внутренних) и социальных (культурно-обусловленных) представлений, определяющих отношение человека к счастью, способность к его восприятию, осознанию и переживанию.
Единственное, чем различаются ощущения счастья у людей - это продолжительностью и напряженностью. И счастью, более продолжительному и количественно большему должно
отдаваться предпочтение. Если возможно сделать счастливым нескольких человек, а не одного, то желательно это осуществить.
Счастье - это состояние, к которому каждый должен готовиться, растить его и хранить внутри себя. Люди, научившиеся контролировать свои переживания, смогут сами влиять на качество своей жизни. Только так каждый из нас может приблизиться к тому, чтобы быть счастливым». Также необходимо учитывать, что представления о счастье имеют культурно-историческую обусловленность.
Список литературы / References
1. Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. М.: Прогресс, 1981. 368 с.
2. АргайлМ. Психология счастья. М.: Питер, 2003. 207 с.
3. Джидарьян И.А. Представление о счастье в российском менталитете. СПб.: Алетейя, 2001. 242 с.
4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // А.Н.Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА ПРИЧИНЫ ИДИОПАТИЧЕСКОГО БЕСПЛОДИЯ Масягутова Л.Ф. Email: Masyagutova653@scientifictext.ru
Масягутова Лилия Фанилъевна — магистрант, кафедра психологического сопровождения и клинической психологии, факультет психологии, Башкирский государственный университет, г. Уфа
Аннотация: в современном обществе, в условиях больших стрессогенных факторов и плохой экологии, проблема идиопатического бесплодия (бесплодия неясной этиологии) является крайне актуальной. Идиопатическое бесплодие, или бесплодие неясного генеза, диагностируется только тогда, когда супружеская пара прошла полное обследование, но причины проблемы так и не удалось выявить. В данной статье рассматриваются психологические причины данного рода бесплодия и возможные пути решения этой проблемы, так как статистика говорит об увеличении числа людей с диагнозом «идиопатическое бесплодие».
Ключевые слова: бесплодие, бесплодие неясной этиологии, психологическое бесплодие.
PSYCHOLOGICAL VIEW ON THE CAUSES OF IDIOPATHIC
INFERTILITY Masyagutova L.F.
Masyagutova Lilia Fanilievna - Master Student, DEPARTMENT OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT AND CLINICAL PSYCHOLOGY, FACULTY OF PSYCHOLOGY, BASHKIR STATE UNIVERSITY, UFA
Abstract: in modern society, in conditions of large stress factors and poor ecology, the problem of idiopathic infertility (infertility of unknown etiology) is extremely important. Idiopathic infertility, or infertility of unclear genesis, is diagnosed only when the couple has undergone a full examination, but the causes of the problem have not been identified. This article discusses the psychological causes of this kind of infertility and possible solutions to this problem, as the statistics indicate an increase in the number of people with such a diagnosis.
Keywords: infertility, infertility of unknown etiology, psychological infertility.
УДК 159.99
В соответствии с данными ВОЗ, проблема бесплодия на сегодняшний день в условиях депопуляции является одной из наиболее актуальных медико-социальных и психологических демографических проблем. Она обусловлена, прежде всего, как социальным и психическим неблагополучием, так и физическим нездоровьем и психологическим напряжением в семье.