Научная статья на тему 'Понятие профессии в составе профессионально-трудовой и образовательной терминологии'

Понятие профессии в составе профессионально-трудовой и образовательной терминологии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
10877
829
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИЯ / СПЕЦИАЛЬНОСТЬ / РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА / ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СФЕРЫ ТРУДА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / PROFESSION / SPECIALIZATION / LABOR DIVISION / EMPLOYMENT / LABOR / PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волошина И.А., Новиков П.Н., Зуев В.М.

Тема. Для создающегося в настоящее время государственного интернет-ресурса, предназначенного для широкого круга пользователей и представляющего информацию о востребованных на рынке труда новых и перспективных профессиях, необходимо четкое понимание соответствующего понятийного аппарата и в первую очередь базового понятия «профессия». Цели. Комплексное рассмотрение понятия профессии, определение подходов к его объему и содержанию, иллюстрация возможности его согласованного применения различными группами пользователей. Методология. В данной работе рассмотрение термина и понятия «профессия», имеющих широкое применение в сферах труда и профессионального образования, проведено с использованием методологии логики познания, системного анализа, а также с позиции теории классов, что дало возможность иного, по сравнению с имеющимися подходами, решения поставленной задачи. Результаты. Проведено рассмотрение термина и понятия «профессия». Результаты этого рассмотрения методологически и содержательно развивают и уточняют понимание сущности исследуемого понятия, его отражения в имеющейся терминологии при формировании и поддержании различных элементов системы взаимодействия сфер труда и профессионального образования в интересах развития рынка труда и постоянно действующей системы его мониторинга. Выводы и значимость. Профессия как таковая является реальностью, базирующейся на сложных, сопряженных в сферах труда и образования социально-экономических процессах. Полученные результаты рассмотрения будут способствовать большей четкости и обоснованности при решении такого важного вопроса, как совершенствование управления профессиональными квалификациями, являющегося в настоящее время одним из приоритетных в социально-трудовой и профессионально-образовательной политике страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of profession as part of professional, labor and educational terminology

Importance Online public resource is developed, being intended for a broad audience of users and providing new and promising professions in the labor market. For this there should be a conceptual framework and, first of all, fundamental understanding of profession. Objectives The research scrutinizes the concept of profession, determines approaches to its scope and contents, illustrates how various users can use it. Methods This article reviews the term and concept of profession, which circulate in labor and professional training, using methods of cognitive logic, systems analysis, and the theory of classes, thus allowing for another solution, as compared with the existing approaches. Results We reviewed the term and concept of profession. The findings methodologically and substantially unfold and specify the understanding of the substance, its reflection in the existing terminology in forming and maintaining various components of the system encompassing labor and professional training, and pursuing the development of the labor market and its monitoring system. Conclusions and Relevance Profession constitutes reality that relies upon complicated processes that are mutually related in labor and education. The findings will contribute to higher clarity and reasonableness when solving such an important issue as improvement of professional qualification management, which is currently one of the priorities in social, labor, professional and education aspects of the national policy.

Текст научной работы на тему «Понятие профессии в составе профессионально-трудовой и образовательной терминологии»

ISSN 2311-875X (Online) Экономическая политика государства

ISSN 2073-2872 (Print)

ПОНЯТИЕ ПРОФЕССИИ В СОСТАВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ*

Ирина Александровна ВОЛОШИНА3^, Пётр Николаевич НОВИКОВЬ, Валерий Михайлович ЗУЕВС

a кандидат психологических наук, директор по развитию системы профессиональных квалификаций,

Научно-исследовательский институт труда и социального страхования Министерства труда РФ, Москва, Российская Федерация i_voloshina@list. ru

b доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник, Центр методологии бухгалтерского учета, Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов РФ, Москва, Российская Федерация novikov_vgna@hotmail. com

c доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник, лауреат премии Президента РФ в области образования, Центр проблем образования, Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Российская Федерация zuevmarina@yandex.ru

• Ответственный автор

История статьи:

Принята 20.06.2016 Принята в доработанном виде 16.08.2016

Одобрена 30.08.2016

УДК 331.102.323 JEL: J24, J28

Ключевые слова: профессия, специальность, разделение труда, трудовая деятельность, сферы труда и профессионального образования

Аннотация

Тема. Для создающегося в настоящее время государственного интернет-ресурса, предназначенного для широкого круга пользователей и представляющего информацию о востребованных на рынке труда новых и перспективных профессиях, необходимо четкое понимание соответствующего понятийного аппарата и в первую очередь базового понятия «профессия».

Цели. Комплексное рассмотрение понятия профессии, определение подходов к его объему и содержанию, иллюстрация возможности его согласованного применения различными группами пользователей.

Методология. В данной работе рассмотрение термина и понятия «профессия», имеющих широкое применение в сферах труда и профессионального образования, проведено с использованием методологии логики познания, системного анализа, а также с позиции теории классов, что дало возможность иного, по сравнению с имеющимися подходами, решения поставленной задачи.

Результаты. Проведено рассмотрение термина и понятия «профессия». Результаты этого рассмотрения методологически и содержательно развивают и уточняют понимание сущности исследуемого понятия, его отражения в имеющейся терминологии при формировании и поддержании различных элементов системы взаимодействия сфер труда и профессионального образования в интересах развития рынка труда и постоянно действующей системы его мониторинга.

Выводы и значимость. Профессия как таковая является реальностью, базирующейся на сложных, сопряженных в сферах труда и образования социально-экономических процессах. Полученные результаты рассмотрения будут способствовать большей четкости и обоснованности при решении такого важного вопроса, как совершенствование управления профессиональными квалификациями, являющегося в настоящее время одним из приоритетных в социально-трудовой и профессионально-образовательной политике страны.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016

Введение

Целенаправленное изучение различных аспектов труда объективно требует комплексного знания о профессии как таковой, необходимого для решения научных и практических задач. В связи с этим, рассматривая профессию как проявление

* Данная статья является продолжением исследовательской работы, начатой в публикациях: Новиков П.Н., Новикова Т.Р. Профессиональные стандарты финансовой деятельности -понятийный аппарат // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. № 31. С. 18-27; Волошина И.А., Новиков П.Н. Квалификация и ее уровни - важные элементы сопряжения сфер труда и профессионального образования // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. № 48. С. 53-64.

сложного социально-экономического процесса, необходимо прежде всего четко понимать сущность самого этого понятия, объект, лежащий в его основе.

При этом «профессия» как понятие и обозначающий его термин являются одними из широко используемых в сферах труда и профессионального образования и имеют, казалось бы, всеобщее понимание, употребление и восприятие1 [1, 2]. Именно поэтому, когда речь

1 Татур Ю.Г., Михалева Т.Г., Печенюк Н.Г. Новые аспекты старых терминов // Вестник высшей школы. 1989. № 12. С. 4-8.

идет, например, о выборе профессии, вообще не

2

дается определения этого понятия .

В реальной же действительности и это понятие, и данный термин трактуются и употребляются по-разному, имеются их различные смысловые значения в науке, в быту, в нормативных правовых документах и т.д.

Так, например, в современном Справочнике востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования3 (далее - Справочник), к профессиям отнесены: бухгалтер, аудитор, инженер-экономист, специалист в оценочной деятельности, специалист по микрофинансовым операциям, космонавт-испытатель, контролер по техническому контролю, инженер-радиотехник, слесарь, автомеханик, сварщик, фрезеровщик-универсал, оптик, оптик-механик, техник-конструктор, специалист по аддитивным технологиям и т.д. - всего более 1 600 наименований в различных областях профессиональной деятельности. (Мы еще вернемся к рассмотрению этого документа). Таким же образом в Атлас новых профессий в состав профессий включены различные

и профессиональные, и должностные наименования работников4.

Другой пример. В Концепции национальной системы профессиональной сертификации финансистов к профессиям в сфере банковской деятельности отнесены: кассир, инженер, эксперт, начальник отдела, риск-менеджер, инспектор, начальник управления, председатель правления и т.д.5 [3].

Из таких примеров, которых можно привести достаточно много, вытекает, что сам объект понятия профессии четко не выделен, не обозначены подходы к выявлению его объема и содержания, к сопоставлению с другими близкими понятиями.

2 Бондарев В.П., Кропивлянская С.Э. Успешный выбор профессии: пособие-практикум. М.: ВАКО, 2015. 144 с.

3 Справочник востребованных на рынке труда новых

и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования: утвержден приказом Минтруда России от 02.11.2015 г. № 832 (в редакции от 10.02.2016 г. № 46).

4 Атлас новых профессий / под ред. П. Лукши. М.: Олимп-бизнес, 2015.

5 Создание отраслевых систем профессиональной

сертификации (на примере финансового сектора): методич.

рекомендации. М.: Ваш полиграфический партнер, 2012. 36 с.

86 Шр://Ап^аи

Понятие профессии

Понятие профессии пришло в русский язык в конце XVIII в., а в конце XIX в. появились производные от него. Слово profession в буквальном переводе с французского языка, скорее всего и являющегося источником заимствования, означает публичное заявление о своей деятельности, официальное указание своего занятия. В свою очередь, это слово заимствовано французами из латинского языка (латинское professio, от profiteri - говорить публично) и, будучи переосмысленным, приобрело несколько измененное значение - род деятельности, занятий, должность6. Заметим, что в английском языке используется слово occupation, которое переводится как «занятие, род занятий; профессия».

Предваряя дальнейшее рассмотрение понятия профессии, выделим два существенных положения. Во-первых, существует достаточно много трактовок самого понятия. Приведем одну из них, которую мы разделяем как гносеологическую категорию. Собственно, понятие является характеристикой сути какого-либо предмета (вещи), процесса - объекта познания, а термин - кратким выражением понятия [4]. Иными словами, понятие выступает либо как форма, отражающая основное содержание предмета, либо как явление, выражающая сущность предмета. Можно также сказать, что понятие выступает в качестве функции, производной от аргумента - предмета, его обусловливающего, с соответствующей ролью термина, определяющего это понятие7. Сам же термин всегда имеет границы, в рамках которых он функционирует. Это относится и к понятию профессии, которое и для сферы труда, и для сферы профессионального образования не функционально, если существует только в теории [5].

Во-вторых, с точки зрения логики познания должна определенным образом выдерживаться следующая взаимосвязь: объект познания (понятия), представляющий собой как цель, так и базу формирования понятия о данном объекте; само понятие об объекте, его определение, термин (слово), определяющий это понятие [6]. Мы, по

6 Семенов А.В. Этимологический словарь русского языка. Русский язык от А до Я. М.: ЮНВЕС, 2003.

7 Зуев В.М., Мусатова Л.А., Вертиль В.В. Финансы (теоретико-методологические и практические аспекты рассмотрения понятия «финансы»): учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Екатеринбургского экономико-технологического колледжа, 2013. 64 с.

возможности, попытаемся придерживаться этого подхода.

Прежде всего отметим, что по поводу самого объекта понятия «профессия» нет единого подхода, существуют различные точки зрения. С одной стороны, считается, что профессия предопределяется содержанием и характером труда, требующимся для создания продукции и специфическими условиями производства данной отрасли8, и подчеркивается, что наименование профессии определяется характером и содержанием работы или служебных функций, применяемыми орудиями или предметами труда.

Другая точка зрения состоит в том, что объектом понятия профессии является объект воздействия труда, а не его содержание, которое должно вытекать из объекта воздействия. Объект труда включает в себя предмет, процесс, явление - все то, на что направлено воздействие человека в процессе трудовой деятельности в целях производства различных благ для удовлетворения собственных потребностей либо выступающих в качестве товара, предназначенного для реализации на рынке. При этом понятие «объект труда» и «предмет труда» являются, по сути, однородными, однако первое - широкое по смыслу, а второе имеет более конкретный характер9.

Противоречие здесь заключается в том, что содержание конкретного труда может быть отнесено к разным объектам, и в то же время объект может быть один, а воздействие на него может осуществляться как с одной, так и с нескольких сторон. Именно поэтому этот вопрос, то есть выделение объекта понятия профессии требует отдельного, более глубокого изучения.

Анализ понятия «профессия» с позиций логического подхода позволяет двояко охарактеризовать его. С одной стороны, оно относится к общим понятиям, поскольку охватывает группу (класс) однородных явлений. При этом данное понятие охватывает неопределенное число однородных явлений в том смысле, что любое явление, обладающее признаками данного понятия, подойдет под него. С другой стороны, профессия является собирательным понятием, так как относится к совокупности явлений, мыслимой в качестве

8 Занятость, безработица, служба занятости. Толковый словарь терминов и понятий. М.: Нива России, 1996. 288 с.

9 Формирование системы профессиональных квалификаций. М.: Перо, 2016. 48 с.

единого объекта. Иными словами, профессия в одном значении является общим понятием, а в другом - собирательным. Так, профессия может быть собирательным понятием по отношению к входящим в нее специальностям, но общим понятием по отношению вообще всех профессий как таковых.

Как и в любом понятии, в понятии профессии различают его содержание и объем.

В содержание понятия «профессия», как и любого другого понятия, входит совокупность существенных признаков явлений, предметов, охватываемых этим понятием. (К существенным относятся те признаки, которые принадлежат явлениям, предметам определенного рода и отличают их от явлений, предметов других родов, то есть речь идет об углублении сущности, а не дифференциации). Определение понятия профессии является раскрытием его содержания, то есть указанием существенных признаков, явлений, предметов, отражаемых этим понятием. Определение исследуемого понятия в широком смысле представляет собой логическую операцию, где основным приемом является определение через ближайший род и видовое отличие. Под видовым отличием понимается признак, отличающий предметы, явления одного вида от предметов, явлений других видов, входящих в один и тот же род, представляющий собой совокупность нескольких видов схожих элементов10.

Существенным признаком профессии, и прежде всего с позиций сферы труда, экономики в целом является разделение труда, что вытекает из понятия профессиональной деятельности, под которой понимают трудовую деятельность, осуществляемую в рамках сложившегося разделения труда, требующую соответствующей подготовки и приносящую доход11.

По поводу разделения труда имеется большое количество исследований, существуют различные подходы к классификации, дан ряд определений этого понятия. Несколько углубляясь в эту важную проблему, отметим, что разделение труда может быть условно «по вертикали», «по горизонтали», «по диагонали»; в широком и узком смысле (по К. Марксу); по степени разделения труда; по видам разделения труда (естественное; техническое; общественное, которое, в свою

10 КондаковН.И. Логический словарь. М.: Наука, 1971. 656 с.

11 Формирование системы профессиональных

квалификаций. М.: Перо, 2016. 48 с.

очередь, включает два подвида - отраслевое и территориальное; географическое;

международное и т.д.). Заметим, что в узком смысле разделение труда является социальным разделением труда как человеческой деятельности в ее социальной сущности, являющееся исторически преходящим социальным

отношением.

По формам разделения труда выделяют:

• общее разделение, то есть разделение общественного производства на его крупные роды (промышленность, земледелие и др.) или, иначе, обособление крупных родов (сфер) деятельности, отличающихся друг от друга формообразованием продукта;

• частное разделение, то есть разделение родов производства на виды и подвиды (например, промышленности - на отдельные отрасли) или, иначе, процесс обособления отдельных отраслей в рамках крупных родов производств;

• единичное разделение, то есть разделение труда внутри организации, предприятия, которое характеризует обособление производства отдельных составных компонентов готовых продуктов, а также выделение отдельных технологических операций.

Все перечисленные формы (виды) разделения труда неотделимы от профессионального разделения труда12.

Имеет место классификация по формам проявления разделения труда:

— дифференциация, которая заключается в процессе обособления отдельных производств, обусловленных спецификой используемых средств производства, технологии и труда;

— специализация, которая, основываясь на дифференциации, развивается уже за счет сосредоточения усилий на узком круге выпускаемой продукции, на отдельных трудовых действиях, операциях (специализацию работника считают одним из видов профессионального разделения труда13);

— универсализация, которая является как бы антиподом специализации и базируется на выпуске и реализации широкого спектра товаров (продуктов и услуг);

12 Занятость, безработица, служба занятости. Толковый словарь терминов и понятий. М.: Нива России, 1996. 288 с.

13 Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1981. 719 с.

88 Шр://Ап^аи

— диверсификация, представляющая собой

(в данном контексте) расширение номенклатуры

выпускаемой продукции и оказываемых услуг.

Естественно, что разделение труда меняется и, следовательно, границы между профессиями как бы размываются. В настоящее время практически нет абсолютно «чистых» профессий, в каждой из них в той или иной мере есть элементы (примеси) других. Это обстоятельство учитывается при разработке содержания профессиональных стандартов по

соответствующим видам профессиональной деятельности, которые, по сути, являются профессиями в более широком смысле этого понятия.

Так, разработчикам профстандартов при разграничении обобщенных трудовых функций рекомендуется принимать во внимание сложившееся разделение труда. Источником информации о сложившемся разделении труда могут служить нормативные документы -номенклатуры должностей, разделы ЕКС или ЕТКС, опыт экспертов, руководителей, работников кадровых служб и т.д. Если закрепленное в нормативных документах разделение труда является эффективным, его используют при разработке конкретного профстандарта. Если же в современных условиях эффективность неудовлетворительная, то при разработке этого документа можно предложить более рациональное разделение труда, имея при этом в виду возможность внесения изменений в нормативные документы по результатам разработки профстандарта14.

Не рассматривая более глубоко проблему разделения труда как существенного признака понятия профессии, остановимся на следующих определениях этого разделения: дифференциация общественного производства на отдельные крупные группы видов трудовой деятельности; выделение и обособление отдельных функций работников и их объединений в функциональные группы [7] (в такой трактовке это понятие можно отнести к родовому понятию); дифференциация труда по видам деятельности внутри хозяйствующего субъекта (в такой трактовке это понятие можно считать видовым понятием)15.

14 Волошина И.А., Прянишникова О.Д., Клинк О.Ф., Зайцева О.М. Методические рекомендации по формированию содержания профессиональных стандартов. М.: Перо, 2016. 36 с.

15 Формирование системы профессиональных квалификаций. М.: Перо, 2016. 48 с.

С позиций приведенных определений именно разделение труда можно отнести к базовой субстанции, сущности профессии. В то же время в этих рамках можно назвать и другие признаки, которые также являются достаточно важными. Так, с точки зрения системы образования к признакам, определяющим содержание понятия профессии, можно отнести необходимые для о с ущ е с твле ния с о о тв е тс твующ е й

профессиональной деятельности знания, умения, навыки, профессиональные компетенции. С позиций человека, работника признаком можно считать возможность создания различных благ, приобретения социального статуса, обеспечения благосостояния при выполнении определенного вида профессиональной деятельности.

Переходя к рассмотрению объема понятия «профессия», отметим, что под ним понимаются все явления, предметы, на которые распространяется данное понятие, совокупность явлений, предметов, отображенных в данном понятии. При этом известно, что раскрытие объема любого понятия производится посредством деления понятия. На наш взгляд, экономическим основанием деления понятия профессии, признаком, по которому его объем разделяется на группы, является разделение труда через его содержание (речь идет о классе и характере решаемых профессиональных задач), а в более узком смысле - внутреннее разделение труда в рамках профессии через трудовые функции.

Объем общих понятий, к которым относится профессия, выражается в виде класса, который представляет собой все объекты, составляющие объем понятия. При этом один класс является высшим по отношению к другому, если он включает его в себя вместе с другими классами. Например, класс «профессия» является высшим по отношению к классу «инженер», потому что класс «профессия» включает в себя класс «инженер» вместе с другими классами профессий -«педагог», «врач» и т.п. В свою очередь класс «инженер» включает в себя другие классы: «инженер-механик», «инженер-технолог» и др., которые с позиций внутреннего разделения труда трактуются уже как специальности, о которых речь пойдет далее. Заметим, что профессия входит в такое понятие более высокого уровня, как «продуктивный труд, продуктивная трудовая деятельность».

Проанализируем далее ряд определений понятия «профессия», наиболее часто встречающихся в различных источниках: род трудовой

деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы16; род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования17; род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний

и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы18; основной род занятий, трудовой деятельности19. Отдельно приведем определение более философского плана: профессия -продолжительная деятельность, имеющая цель [8], при этом можно отметить и работу философского характера об отношении человека к своей профессии [9].

В приведенных определениях можно выделить несколько взаимосвязанных моментов. Во-первых, в целом понятие профессии относится к человеку, замыкается на нем. Во-вторых, это понятие рассматривается в аспекте труда, трудовой деятельности человека. В-третьих, почти везде понятие профессии сопряжено с определенной подготовкой, знаниями, навыками, а также опытом человека, работника. И, наконец, с позиций классификации профессия отнесена к родовому, подчиняющему понятию, в состав которого могут входить меньшие по объему видовые понятия, в частности специальности. При этом профессия может выступать и как видовое понятие по отношению, например, к понятию труда (трудовой деятельности). Уточним, что в современной экономике понятие «труд» (трудовая деятельность) определяется как целесообразная деятельность людей по созданию материальных, интеллектуальных, духовных благ, необходимых для удовлетворения собственных потребностей, либо выступающих в качестве товара для реализации на рынке20.

В отличие от приведенных ранее, на первом месте стоит не классификационный, а объектно

16 Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1969-1978.

17 Большой энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1993. 1632 с.

18 Экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. 2-е изд. М.: Институт новой экономики, 2008. 1152 с.

19 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

М.: Азбуковник, 1998. 944 с.

20 Формирование системы профессиональных

квалификаций. М.: Перо, 2016. 48 с.

(предметно) трудовой признак в таких, например, определениях понятия профессии, как: предмет трудовой деятельности человека, его постоянных занятий, а также свидетельство наличия у него знаний, умений, опыта, позволяющих квалифицированно выполнять данный вид работ21; (здесь вместо «род трудовой деятельности» употребляется «предмет трудовой деятельности»); ограниченная сфера трудовой деятельности, требующая специальной подготовки (здесь используется словосочетание «ограниченная сфера»). Подобных примеров определения профессии можно привести достаточно много.

Остановимся еще на двух определениях, которые в основе имеют признак разделения труда и, на наш взгляд, заслуживают внимания. Профессия трактуется как общественно признанный относительно устойчивый вид профессиональной деятельности человека, который определен разделением труда в обществе22. Анализируя это определение, подчеркнем, что речь здесь идет не о роде, а о виде, причем не трудовой, а профессиональной деятельности, а главное -выделен подробно рассмотренный нами ранее существенный признак профессии - разделение труда.

В более широком аспекте профессия определяется как функционально обособленный в рамках разделения труда вид профессиональной деятельности, требующий наличия комплекса систематизированных знаний, умений, навыков, опыта (компетенций), которые приобретаются в результате профессионального обучения, среднего профессионального образования, высшего образования, дополнительного профессионального образования или в процессе труда (практического опыта)23.

В контексте понятия «профессиональная деятельность» выделим еще один момент, касающийся соотношения данного понятия с пониманием трудовой и экономической деятельности. Под экономической деятельностью понимают деятельность, включенную в систему хозяйственно-экономических отношений,

приносящую заработок, доход. Эта деятельность имеет место при осуществлении процесса,

21 Масликов И.С. Юридический словарь. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Дашков и К, 2015. 320 с.

22 Формирование системы профессиональных квалификаций. М.: Перо, 2016. 48 с.

23 Проект Концепции формирования базы (справочника) востребованных и перспективных профессий. Сайт НАРК. URL: http://nark-rspp.ru

имеющего целью производство продукции (оказание услуг), предназначенной для реализации на рынке. В то же время с позиций сферы труда экономическая деятельность уже является трудовой (профессиональной) деятельностью24 [10]. Профессиональная же деятельность, к которой готовятся выпускники образовательных организаций, может принимать (а может и не принимать) характер экономической деятельности. Иными словами, любая деятельность человека, включенная в экономические отношения, являясь, например, трудовой (профессиональной), определяется как экономическая деятельность25.

Понятию профессии даются и другие, близкие к приведенным, определения, например: определенный род трудовой деятельности, который возник в связи с разделением труда, требующий для его выполнения специальных знаний и трудовых навыков, приобретенных индивидом в результате специального обучения или практики26.

С позиции системы образования, вытекающей из нормативных правовых актов, профессию можно определить как нормативно установленный объем образовательной подготовки на уровне среднего профессионального образования (по программам подготовки квалифицированных рабочих), необходимой для выполнения работы в определенной области трудовой деятельности.

Исследователи выделяют также различные, разноплановые варианты значения понятия «профессия»:

1) область приложения сил человека;

2) общность людей, занятых трудом определенного рода и ведущих примерно одинаковый образ жизни;

3) квалификация человека (субъекта труда), степень его подготовленности;

4) исторически развивающаяся система;

5) реальность, творчески формирующаяся субъектом труда;

24 Человеческие ресурсы: концепция развития. М.: РГАТиЗ, 1998. 84 с.

25 Новиков П.Н., Новикова Т.Р. Профессиональные стандарты финансовой деятельности - понятийный аппарат // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. № 31. С. 18-25.

26 Занятость, безработица, служба занятости. Толковый

словарь терминов и понятий. М.: Нива России, 1996. 288 с.

6) процесс реализации человеком определенных функций, деятельность27.

Перечислим отличительные черты профессии как деятельности, называемые в различных источниках: ограниченная деятельность; общественно полезная деятельность; деятельность, требующая специальной подготовки; деятельность, выполняемая за вознаграждение; деятельность, направленная на создание материальных, культурных и других благ, которые становятся предметом обмена.

В целом приведенные определения, черты не содержат достаточно полного обоснования по выделению в качестве объекта понятия «профессия» именно данного, рассматриваемого в каждой трактовке. Возникает вопрос, что обусловливает выбор этого объекта в качестве объекта понятия профессии, чем и в чем отличается этот объект от других? Именно поэтому, как мы видим, понятие профессии относят к разным объектам, и их выделение, как отмечалось ранее, требует дополнительного исследования с учетом зарубежного опыта, в частности, работы, отражающей современное состояние исследований по этой тематике в европейских странах [11].

Понятие специальности

Перейдем теперь к анализу повсеместно употребляемого понятия «специальность» (от лат. species - род, вид), которое, входя в объем понятия «профессия», то есть являясь его делением, также имеет несколько определений, отражающих различные подходы.

С позиций сферы труда - это постоянно выполняемая трудовая деятельность, выделенная из профессии вследствие внутреннего разделения труда в рамках профессии28; уточненное название рода общественно полезного труда, конкретизации профессии [3]; вид деятельности, конкретизирующийся в профессии; одно из направлений профессии; необходимая для общества ограниченная область приложения физических и духовных сил человека; функционально обособленная область трудовой

27 Адаптация студентов и выпускников вуза

к профессиональной деятельности как условие их конкурентоспособности. М.: ВГНА Минфина России, 2009. 148 с.; КлимовЕ.А. Образ мира в разнотипных профессиях: учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995. 184 с.

28 Энциклопедия профессионального образования. В 3-х т. / под ред. С.Я. Батышева. М.: АПО, 1999. Т. 3. 488 с.

деятельности в рамках определенной профессии (либо охватывающая всю эту профессию)29.

На основе приведенных определений, и прежде всего последнего, можно сделать вывод, что понятия «профессия» и «специальность» являются совместимыми, поскольку их объемы совпадают частично или полностью. В случае, когда специальность охватывает функционально обособленную область трудовой деятельности, это понятие можно считать подчиненным, причем профессия представляет, как правило, группу родственных специальностей.

Так, профессия врача включает в себя специальность хирурга, которая, в свою очередь, имеет специализации нейрохирурга,

кардиохирурга, хирурга-стоматолога и т.д.; профессия экономиста - целый ряд специальностей: финансово-денежного, учетно-бухгалтерского и другого профиля. Аналогично профессия машиниста включает в себя специальности машиниста экскаватора, машиниста транспортных средств, машиниста-крановщика. Проводя дальнейшее деление, можно говорить о машинистах автомобильных кранов, башенных кранов, мостовых кранов, портовых кранов и т.д. Если же функции по определенной специальности охватывают всю сферу профессии (всю сферу трудовой деятельности работника), то эти понятия являются совместимыми, равнозначными, их объемы полностью совпадают (шофер; библиотекарь; юрист и др.)30.

С позиций сферы образования подход к понятию специальности несколько иной: это совокупность знаний, навыков и умений, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенных классов профессиональных задач31; совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных специалистом в процессе образования и обеспечивающих определенный уровень квалификации32; нормативно установленный объем

образовательной подготовки на уровне среднего профессионального (по программам подготовки

29 Формирование системы профессиональных квалификаций. М.: Перо, 2016. 48 с.

30 Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995. 184 с.; Пряжников Н.С. Психологический смысл труда: учеб. пособие. М.: Изд-во Института практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 352 с.

31 Энциклопедия профессионального образования. В 3-х т. / под ред. С.Я. Батышева. М.: АПО, 1999. Т. 3. 488 с.

32 Экономический словарь / под. ред А.Н. Азрилияна. 2-е изд. М.: Институт новой экономики, 2008. 1152 с.

специалистов среднего звена) или высшего образования, необходимый для выполнения работы в функционально обособленной области трудовой деятельности в рамках определенной профессии33.

Кроме того, под специальностью понимается документально закрепленное наименование профессиональной области образовательной подготовки на уровне среднего

профессионального (по программам подготовки специалистов среднего звена) или высшего образования34. В высшем образовании в настоящее время приоритет получило понятие направления подготовки, связанное с бакалавриатом и магистратурой.

Понятие профессии в нормативных правовых и других документах

Проведя комплексный анализ понятия профессии, основанный прежде всего на логическом подходе, остановимся кратко на его использовании в нашей стране в нормативных правовых и других официальных документах.

В Трудовом кодексе РФ35 понятие профессии употребляется следующим образом. В ст. 57, касающейся содержания трудового договора, трудовая функция раскрывается как работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации или как конкретный вид поручаемой работы. В ст. 60, 149, 151 говорится о совмещении профессий (должностей). В ст. 129 и 144 речь идет о профессиях рабочих и должностях служащих. Можно сделать вывод, что в целом в этом документе понятие профессии относится к категории рабочих, а понятие должности - к служащим.

В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»36 термин и понятие «профессия» употребляются в ст. 2, п.п. 12, 13 в перечислении с терминами «специальность» и «направление подготовки» (ст. 11, п.п. 5, 8), «профессии и специальности среднего профессионального образования» (ст. 68, п. 3), «профессия рабочего или должность служащего» (ст. 73, пп. 1, 2, 3), «профессия

33 Формирование системы профессиональных квалификаций. М.: Перо, 2016. 48 с.

34 Там же.

35 Трудовой кодекс Российской федерации от 30.12.2001 № 193-ФЗ (ред. от 08.06.2015).

36 Об образовании в Российской Федерации: Федеральный

закон от 29.12.2012. № 273-ФЗ.

92 №р://йп-^й.г

рабочего, должность служащего» (ст. 74, пп. 2, 3). Отсюда можно сделать вывод, что понятие профессии в этом законе относится только к категории рабочих. Естественно, что в последующих приказах Минобрнауки России этот подход был сохранен37.

Следует обратить внимание, что в упомянутых приказах к понятию профессии и ее дальнейшему делению применяются разные термины. Так, в приказе Минобрнауки России от 29.10.2013 № 1199 в рамках укрупненной группы профессий «Машиностроение» профессия «токарь-универсал» делится на: «токарь», «токарь-карусельщик», «токарь-расточник», «токарь-револьверщик»; профессия «слесарь» - на «слесарь-инструментальщик», «слесарь-

механосборочных работ», «слесарь-ремонтник» и т.д., однако перечисленные наименования, входящие в объем основных понятий, определяются в этом приказе как квалификации. В этом же приказе наименования ряда профессий и соответствующих им квалификаций совпадают -например, лаборант по физико-механическим испытаниям.

В ранее принятых нормативных правовых актах понятие профессии также относилось к категории рабочих. Так, Правительством РФ был утвержден соответствующий перечень профессий

и специальностей начального профессионального образования38. В государственном стандарте начального профессионального образования были даны определения профессии, перечня профессий и других понятий этого уровня профессионального образования, который относился к подготовке именно по профессиям рабочих39. Отметим, что в названном стандарте употреблялось и понятие специальности начального профессионального образования, что дало основание в последующих официальных документах употреблять слова «рабочая специальность», имея в виду конкретизацию вида трудовой деятельности в рамках данной профессии. В настоящее время

37 Например, об утверждении перечня профессий рабочих и должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение: приказ Минобрнауки России от 02.07.2013 № 513; Об утверждении перечня профессий

и специальностей среднего профессионального образования: приказ Минобрнауки России от 29.10.2013 № 1199.

38 Об утверждении Перечня профессий и специальностей начального профессионального образования:

пост. Правительства РФ от 23.04.1994 № 384.

39 О введении в действие документов государственного стандарта начального профессионального образования: приказ Минобразования России от 22.06.1994 № 215.

такое название применительно к рабочим не употребляется [11].

В различных справочниках и классификаторах социально-трудовой информации понятие профессии относится к категории рабочих. В качестве примера можно привести Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС), предназначенный для тарификации работ и присвоения

квалификационных разрядов рабочим, а также Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), объектами классификации в котором являются профессии рабочих и должности служащих.

В современном многофункциональном документе, каким является профессиональный стандарт, в разделе «Обобщенная трудовая функция» также приводятся возможные наименования должностей и профессий40.

Таким образом, в нашей стране в большинстве нормативных правовых документов сфер труда и профессионального образования и иных документах понятие профессии применяется, как правило, к такой важной категории работников, как рабочие.

В то же время нельзя не выделить отдельные акты, в которых присутствует несколько иной подход к понятию профессии. В частности, в соответствующем Плане мероприятий41 употребляются следующие словосочетания: профессии и специальности среднего профессионального образования (речь идет, соответственно, о подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена), инженерные специальности (применительно к системе образования), инженерные профессии (применительно к сфере труда).

В 42

законодательстве о занятости населения понятие профессии также применяется в различных смысловых сочетаниях: ст. 9 п. 1 -«...в целях выбора сферы деятельности (профессии)»; ст. 23. п. 1 - «.необходимо изменить род занятий (профессию)»; «.по востребованным на рынке труда профессиям

40 Макет профессионального стандарта: приказ Минтруда России от 12.04.2013 № 147-н.

41 План мероприятий, направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий: утв. расп. Правительства РФ от 05.03.2015 № 366-р.

42 О занятости населения в Российской Федерации: Закон

Российской Федерации от 19.04.1991 № 103-1

(ред. от 09.03.2016).

(специальностям)»; ст. 12. п. 1 - «.свобода выбора деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда»; ст. 25 п. 1 - «.отдельных видов работ(профессий)», п. 2 - «.указав должность, профессию, специальность» и т.д.

Нет единого подхода к понятию профессии и в международных материалах. Так, Международная организация труда (МОТ) употребляет его в различных аспектах. В разного рода конвенциях и рекомендациях этой организации речь идет о категории профессий, о роде профессии; это понятие используется как по отношению к рабочим, так и к специалистам, другим категориям работников. В частности, применительно к сельскому хозяйству термин «профессия» употребляется применительно к различным категориям работников (неквалифицированным, полуквалифицированным и квалифицированным рабочим, руководителям, земледельцам и домашним хозяйкам)43. В то же время, согласно Международной стандартной классификации профессий (МСКП), профессию составляет комплекс работ, главные задачи и обязанности которых характеризуются высокой степенью схожести [11].

Вернемся к упомянутому ранее Справочнику, особо выделив в нем 50 профессий44. Этот документ должен позволить органам государственной власти, объединениям работодателей, работодателям и другим заинте р е с о в анны м о р ганизациям

совершенствовать стратегии кадрового прогнозирования, обеспечивать непрерывность и сбалансированность процесса подготовки кадров для различных секторов экономики, областей и видов профессиональной деятельности. Справочник способствует определению приоритетов в разработке и актуализации профессиональных стандартов, федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных программ, а также решению задач сопровождения профессионального с амо о пр е де ле ния, планир о вания

профессионально-личностного развития,

построения карьерных траекторий обучающихся, молодежи, граждан, ищущих или меняющих профессию.

43 Конвенции и рекомендации, принятые международной Конференцией труда. М.: Международное бюро труда, 1991. Т. 1, 2. 2247 с.

44 Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования: утв. приказом Минтруда России от 02.11.2015 № 831.

С помощью Справочника планируется создание на федеральном уровне инструмента управления профессиональными квалификациями через постоянно действующую систему мониторинга востребованности профессий с учетом отраслевой и региональной специфики. При актуализации этого документа могут учитываться как новые требования к профессиям, вызванные изменением набора выполняемых работником трудовых функций, появлением новых видов оборудования и оснастки, автоматизацией и т.д., так и появление принципиально новых предметов деятельности, порождающих новые профессии, вследствие появления новых продуктов, либо принципиально новых производственных возможностей, меняющих технические системы

и производственные циклы [12-14]. Заметим, что опыт формирования требований к новой несуществующей профессии раскрыт в [15].

В Справочнике находят отражение перспективные профессии, приносящие ее обладателю большие преимущества в перспективе, дающие возможность карьерного роста, связанного в том числе с новой отраслью, в которой существует низкая конкуренция из-за нехватки специалистов.

В проекте Концепции формирования базы (справочника) востребованных и перспективных профессий, разработанной Национальным агентством развития квалификаций (НАРК), являющейся дальнейшим развитием этого документа, приведены следующие критерии отбора профессий:

1) критерии отнесения к востребованным профессиям:

- массовый характер профессии;

- ключевое значение профессии для сектора экономики;

- прогнозируемый рост потребности в кадрах в среднесрочной перспективе (не менее 5 лет);

2) критерии отнесения к перспективным профессиям:

- принадлежность к новому для России сектору экономики;

- принадлежность к сектору экономики, активно развивающемуся в мире;

- планируемое внедрение адаптированных, реализуемых или планируемых к внедрению в краткосрочной перспективе (менее пяти лет) новых технологий (бизнес-процессов)45.

45 Официальный сайт НАРК. URL: http://nark-rspp.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 http://fin-izdat.

Естественно, что такое деление в определенной мере носит условный характер, и новые, перспективные и востребованные профессии могут сопрягаться, соединяться, интегрироваться.

В целом Справочник призван стать государственным информационным интернет-ресурсом, аккумулирующим эту информацию в целях содействия гражданам и организациям, кроме того, подготовлены соответствующие дополнения в законодательство о занятости населения.

Обратим внимание, что в Справочнике в графе «Профессии» приведены наименования: профессий рабочих; специальностей, точнее квалификаций, записываемых в диплом выпускникам образовательных организаций среднего профессионального образования (например, техник-конструктор), а также должностей служащих. Мы считаем, что в данном конкретном случае это оправдано, учитывая специфику потребностей и возможностей различных целевых групп пользователей данного документа, к которым относятся, в частности, федеральные и региональные органы власти, работодатели, объединения работодателей, профессиональные сообщества, образовательные организации, центры занятости населения, граждане, выбирающие, ищущие или меняющие профессию, трудовые мигранты и др.

С научной точки зрения, такой подход также допустим, поскольку при наличии единой экономической сущности профессии (разделение труда) ее проявления могут быть различными. Основой этого является принцип дихотомии (как одно из проявлений принципа диалектического единства), который основан на том, что сущность понятия остается неизменной, меняются некоторые детали в зависимости от контекста использования. Вследствие этого одно и то же понятие может использоваться относительно различных уровней и видов профессионального образования [6], а также для обозначения формально как бы не связанных с образованием, но в то же время сопряженных с ним наименований в сфере труда.

Заключение

На основе проведенного анализа можно прийти к следующим основным выводам. Имеет место достаточно большое количество определений понятия профессии, в которых оно представлено как родовое или как видовое понятие. Одновременно понятие профессии является общим, собирательным, совместимым с понятием специальности. Исходя из

многофункциональности и сложности понятия

профессии, целесообразна разработка

специального понятийного кластера.

Разделение труда в широком смысле является существенным признаком, определяющим содержание понятия профессии, в узком смысле -экономическим обоснованием деления понятия для раскрытия его объема.

Любая деятельность человека, работника, включенная в экономические отношения, является трудовой, профессиональной деятельностью и определяется как экономическая деятельность.

В нормативных правовых актах Российской Федерации понятие профессии относится, как правило, к категории рабочих. В то же время с научной точки зрения допускается, исходя из поставленной цели, использование одного и того же понятия относительно различных объектов -в данном случае обобщенного понятия профессии для различных уровней профессионального образования, профессионального обучения и обозначения сопряженных терминов в сфере труда. Такой подход имеет место в современном Справочнике востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий.

Список литературы

1. Зеер Э.Ф. Понятийно-терминологическое обеспечение компетентностного подхода в профессиональном образовании. В. кн.: Понятийный аппарат педагогики и образования. Вып. 5. М.: ВЛАДОС, 2007. 421 с.

2. Андреев А.А. Определимся в понятиях // Высшее образование в России. 1998. № 4. С. 44-47.

3. Корнилов В.А. Национальная система профессиональной сертификации финансистов (концепция). М.: Изд-во Ваш полиграфический партнер, 2012. 36 с.

4. Реформатский А.А. Что такое термин и терминология? В кн.: История отечественного терминоведения. Классики терминоведения: очерк и хрестоматия. Т. 1. М.: Московский Лицей, 1994. 392 с.

5. Есенина Е.Ю. Понятийная основа современного профессионального образования: монография. М.: Перо, 2015. 191 с.

6. Берган С. Квалификации - осмысление понятия. М.: Аванглион-Принт, 2013. 348 с.

7. Бабаян С.А., Зуев В.М. Кадры экономистов в условиях рынка. М.: Экономика, 1992. 207 с.

8. Дьюи Дж. Демократия и образование. М.: Педагогика-Пресс, 2000. 384 с.

9. Stewart R.M. Perspectives on the Profession // The American Journal of Surgery. 2015. Vol. 210. Iss. 6. P. 965-971.

10. Человеческие ресурсы инновационной экономики: монография / под общ. ред. проф. А.П. Балакиной. М.: ВГНА Минфина России, 2012. 220 с.

11. Brock D.M., Saks M. Professions and Organizations: A European Perspective // European Management Journal. 2016. Vol. 34. Iss. 1. P. 1-6.

12. Кязимов К.Г. Внутрифирменное обучение и развитие персонала. М.: МИК, 2013. 240 с.

13. Зуев В.М., Новиков П.Н. Мониторинг и прогнозирование профессионального образования. М.: РГАТиЗ, 1999. 80 с.

14. Моисеев А.В., Маштакеева Д.К., Новиков П.Н. Формирование и развитие системы профессиональных квалификаций финансового рынка // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2016. № 2. С. 28-40.

15. Franzel J.M. Are We There Yet? Protecting Investors by Securing a Strong Auditing Profession into the Future // Research in Accounting Regulation. 2016. Vol. 28. Iss. 1. P. 42-54.

ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)

Economic Policy of the State

THE CONCEPT OF PROFESSION AS PART OF PROFESSIONAL, LABOR AND EDUCATIONAL TERMINOLOGY

Irina A. VOLOSHINAa,% Petr N. NOVIKOVb, Valerii M. ZUEVc

a Research Institute of Labour and Social Security under Ministry of Labour and Social Protection of Russian Federation, Moscow, Russian Federation i_voloshina@list. ru

b Financial Research Institute of Ministry of Finance of Russian Federation, Moscow, Russian Federation novikov_vgna@hotmail. com

c Financial University under Government of Russian Federation, Moscow, Russian Federation zuevmarina@yandex.ru

• Corresponding author

Article history:

Received 20 June 2016 Received in revised form 16 August 2016 Accepted 30 August 2016

JEL classification: J24, J28

Keywords: profession, specialization, labor division, employment, labor, professional training

Abstract

Importance Online public resource is developed, being intended for a broad audience of users and providing new and promising professions in the labor market. For this there should be a conceptual framework and, first of all, fundamental understanding of profession.

Objectives The research scrutinizes the concept of profession, determines approaches to its scope and contents, illustrates how various users can use it.

Methods This article reviews the term and concept of profession, which circulate in labor and professional training, using methods of cognitive logic, systems analysis, and the theory of classes, thus allowing for another solution, as compared with the existing approaches. Results We reviewed the term and concept of profession. The findings methodologically and substantially unfold and specify the understanding of the substance, its reflection in the existing terminology in forming and maintaining various components of the system encompassing labor and professional training, and pursuing the development of the labor market and its monitoring system. Conclusions and Relevance Profession constitutes reality that relies upon complicated processes that are mutually related in labor and education. The findings will contribute to higher clarity and reasonableness when solving such an important issue as improvement of professional qualification management, which is currently one of the priorities in social, labor, professional and education aspects of the national policy.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016

Acknowledgments

This article continues the research that started in the publications by Novikov P.N., Novikova T.R. [Professional standards of financial activity: the conceptual framework]. National Interests: Priorities and Security, 2015, no. 31, pp. 18-27 (In Russ.); Voloshina I.A., Novikov P.N. [Qualification and its levels are important aspects of a correlation between employment areas and professional education]. National Interests: Priorities and Security, 2015, no. 48, pp. 53-64. (In Russ.)

References

1. Zeer E.F. Ponyatiino-terminologicheskoe obespechenie kompetentnostnogo pokhoda v professional'nom obrazovanii. V. kn.: Ponyatiinyi apparat pedagogiki i obrazovaniya. Vyp. 5 [The conceptual and terminological framework of the competent approach in professional training. In: The conceptual framework of pedagogy and education. Issue 5]. Moscow, VLADOS Publ., 2007, 421 p.

2. Andreev A.A. [Clarifying the concepts]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia, 1998, no. 4, pp. 44-47. (In Russ.)

3. Kornilov VA. Natsional'naya sistema professional'noi sertifikatsii finansistov (kontseptsiya) [The national system of professional certification of financiers: the concept]. Moscow, Vash poligraficheskii partner Publ., 2012, 36 p.

4. Reformatskii A.A. Chto takoe termin i terminologiya? V kn.: Istoriya otechestvennogo terminovedeniya. Klassiki terminovedeniya: ocherk i khrestomatiya. T. 1 [What is the term and terminology? In: History

of national terminological science. Classical scholars in terminology: essays and collection of researches. Volume 1]. Moscow, Moskovskii Litsei Publ., 1994, 392 p.

5. Esenina E.Yu. Ponyatiinaya osnova sovremennogo professional'nogo obrazovaniya: monografiya [The conceptual framework for modern professional education: a monograph]. Moscow, Pero Publ., 2015, 191 p.

6. Bergan S. Kvalifikatsii - osmyslenie ponyatiya [Qualifications is understanding of the concept]. Moscow, Avanglion-Print Publ., 2013, 348 p.

7. Babayan S.A., Zuev V.M. Kadry ekonomistov v usloviyakh rynka [Professionals in economics under market conditions]. Moscow, Ekonomika Publ., 1992, 207 p.

8. Dewey J. Demokratiya i obrazovanie [Democracy and Education: An Introduction to the Philosophy of Education]. Moscow, Pedagogika-Press Publ., 2000, 384 p.

9. Stewart R.M. Perspectives on the Profession. The American Journal of Surgery, 2015, vol. 210, iss. 6, pp.965-971.

10. Chelovecheskie resursy innovatsionnoi ekonomiki: monografiya [Human resources in the innovative economy: a monograph]. Moscow, All-Russian State Tax Academy of the Ministry of Finance Publ., 2012, 220 p.

11. Brock D.M., Saks M. Professions and Organizations: A European Perspective. European Management Journal, 2016, vol. 34, iss. 1, pp. 1-6.

12. Kyazimov K.G. Vnutrifirmennoe obuchenie i razvitie personala [In-house corporate training and staff advancement]. Moscow, MIK Publ., 2013, 240 p.

13. Zuev V.M., Novikov P.N. Monitoring i prognozirovanie professional'nogo obrazovaniya [Monitoring and forecasting of professional training]. Moscow, RGATiZ Publ., 1999, 80 p.

14. Moiseev A.V., Mashtakeeva D.K., Novikov P.N. [Setting up and developing the system of professional qualification of the financial market]. Nauchno-issledovatel'skii finansovyi institut. Finansovyi zhurnal = Financial Research Institute. Financial Journal, 2016, no. 2, pp. 28-40. (In Russ.)

15. Franzel J.M. Are We There Yet? Protecting Investors by Securing a Strong Auditing Profession into the Future. Research in Accounting Regulation, 2016, vol. 28, iss. 1, pp. 42-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.