Научная статья на тему 'Понятие принципа конспирации оперативно-розыскной деятельности'

Понятие принципа конспирации оперативно-розыскной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6033
628
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСПИРАЦИЯ / ПРИНЦИП КОНСПИРАЦИИ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CONSPIRACY / CONSPIRACY PRINCIPLE OPERATIVELY-SEARCH ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пономаренко Наталья Юрьевна

Рассмотрены актуальные вопросы оперативно-розыскной деятельности, связанные с использованием принципа конспирации в розыске преступника и установлении обстоятельств преступления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THENOTION OF THEPRINCIPLE OF CONSPIRACY OPERATIVELY-SEARCHACTIVITY

Publication discussed topical issues of operational and investigative activities associated with the use of the principle of secrecy in the search for the perpetrator and to establish the circumstances of the crime.

Текст научной работы на тему «Понятие принципа конспирации оперативно-розыскной деятельности»

УДК 343.98

ПОНЯТИЕ ПРИНЦИПА КОНСПИРАЦИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Н.Ю. Пономаренко

Рассмотрены актуальные вопросы оперативно-розыскной деятельности, связанные с использованием принципа конспирации в розыске преступника и установлении обстоятельств преступления.

Ключевые слова: конспирация, принцип конспирации, оперативно-розыскная деятельность.

Принцип конспирации является отраслевым принципом оперативно-розыскной деятельности, из чего следует, что он имеет соответствующее теоретическое определение и обоснование, но теория оперативно -розыскной деятельности имеет свою систематику и из этого закономерным является вывод о том, что отраслевой принцип конспирации как одна из методологических основ всех рекомендаций оперативно-розыскной деятельности должен отражаться в системе соответствующей теории в качестве частных принципов связанных с особенностями реализации оперативно-розыскных мероприятий и оперативно-розыскных средств.

Иными словами, можно выдвинуть гипотезу о том, что оперативно -розыскные мероприятия в процессе их планирования, организации и проведения должны соответствовать рекомендациям отраслевого принципа конспирации и отвечать частным положениям данного принципа, объясненным для средств оперативно-розыскной тактики.

Конспирация в деятельности правоохранительных органов имеет свою длинную историю, уходящую в глубь веков, однако рассмотрение этой проблемы не входит в круг интересов настоящей публикации. Поэтому в соответствии с выдвинутой гипотезой рассмотрение вопроса следует начать с того, что правовое закрепление принцип конспирации впервые получил в Законе РФ от 13 марта 1992 года №2506-1 «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации», затем он был повторен в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. №144-ФЗ.

Вместе с тем все нормативно -правовые акты не дают определения понятия конспирации, вероятно, это связано с тем, что законодатель не видит надобности комментировать определением термин, который является общепризнанным, а, следовательно, общепонятным.

Может быть, это хорошо для нормативно-правовых актов, но, безусловно, плохо для теории оперативно-розыскной деятельности, так как не позволяет одинаково толковать такое важное понятие, прикладное назначение которого имеет значение для субъектов правоприменительной деятельности. Кроме того, на этом фоне в теории оперативно-розыскной деятельности появились близкие

ему по значению лексические образования, такие как «режим конспирации», «условия конспирации», «правила конспирации» и пр. Эта терминология имеет право на существование и обуславливает определенное содержание оперативно-розыскной деятельности, однако без единообразного толкования ключевого слова - конспирация, может возникать некоторая путаница в их употреблении как учеными, так и практиками. В этой связи логиками верно подмечено, что в полном объеме уяснить содержательную составляющую понятия можно «раскрывая главное в предмете, а определение позволяет выделить данный предмет, отличить его от других предметов, предостерегает от смешения понятий, от путаницы в рассуждениях» [4, с 55].

Анализ специальной литературы по вопросам оперативно -розыскной деятельности изданной в последние десятилетия свидетельствует о том, что определению понятия «конспирация» как отраслевому принципу ОРД в теории уделено недостаточно внимания. Все, кто тем или иным образом касался этой проблематики следовали правилу - применять в познании возможности детального анализа и осмысления «полученных результатов, их соотношения с предметной областью (объективной реальностью), со старыми представлениями о ней» [2, с. 51].Это означает обязательное проведение научного анализа теоретических данных проблемы, связанной с понятием конспирации в ретроспективном аспекте в соответствии с современными правовыми и теоретическими подходами к указанному понятию. На основе чего возможно авторское обоснование определения понятия «конспирация» для оперативно-розыскной деятельности.

В соответствии со сложившимися в науке подходами к системе понятий, отражающих определение того или иного объекта, явления или процесса первым и основополагающим для других определений одного ряда является категориальные определения, то есть наиболее общие, наиболее значимые для науки и практики понятия оперативно-розыскной деятельности.

Ознакомление с учебными и научными источниками теории оперативно-розыскной деятельности приводит нас к мысли, что большинство авторов, занимавшихся исследованием понятия «конспирация» в своих трудах вольно или не вольно склонялись к рассмотрению этого понятия на уровне явления (о чем будет отмечено ниже) а не сущности, что свойственно для объяснения понятия «конспирация» как элемента системы знаний содержания оперативно -розыскной тактики. Вместе с тем в теории оперативно-розыскной деятельности имеются соответствующие определения, которые близки к сущностному объяснению понятия «конспирация», то есть дают его определение на категориальном уровне. Таким мы считаем определение В.С. Овчинского и О.А. Вагина, в соответствии с ним «под конспирацией применительно к ОРД понимается сохранение в тайне ее сил, средств и методов, организационных и тактических аспектов осуществления» [9, с. 30].Совершенно очевидно, что это понятие абстрагировано от других понятий системы знаний, связанных с оперативно-розыскной деятельностью, что дает основания для его дальнейшего развития на основе метода детализации с целью объяснения других более частных понятий теории ОРД.

На этом основании рассмотрим определение понятия «конспирация» для оперативно-розыскной тактики, так как методологически оно имеет прикладное значение для реализации оперативно-розыскных мероприятий и оперативно-розыскных средств соответствующими субъектами правоприменительной деятельности.

Фундаментальные источники достаточно разнопредметно толкуют этимологию этого понятия, однако практически все указывают на такое его значение как «сохранение тайны» [7, с. 291,349], где тайна, с учетом специфики оперативно-розыскной деятельности должна толковаться как «нечто уже известное, но скрываемое от других» [1, с. 52]. Думается для определения понятия «конспирация» это один из существенных признаков, который весьма хорошо отражает функциональное назначение рассматриваемого принципа, однако содержательно это назначение следует уточнить в двух направлениях: какие сведения подлежат сохранению в тайне и от кого следует уберечь эти сведения.

Данные из специальной литературы дают основания полагать, что по вопросу сведений, подлежащих сохранению в тайне есть несколько мнений.

Первую группу составляют взгляды на то, что сохранению в тайне подлежат деяния, которые связаны с проведением оперативных мероприятий (А.Ю. Шумилов, А.С. Шкуркин, Н.С. Железняк, А.Д. Васильев).

Ко второй группе следует отнести подходы, где под конспирацией понимается регламентируемая ведомственными нормативными актами деятельность субъектов негласного сотрудничества, обеспечивающая сохранение в тайне или надежную зашифровку используемых в борьбе с преступностью специальных сил, средств и методов, а также некое состояние субъекта, при котором он сам, формы, методы средства и результаты его деятельности сохраняются в тайне с целью достижения необходимой эффективности последней (С.И. Винокуров, В.Д. Коломиец, А.С. Никитин).

Следует отметить позицию Ю.Н. Калатанова. Он, обосновывая свое мнение выделяет в понятии конспирации в качестве основного существенного признака работу с лицами, оказывающими содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Не лишним будет обратить внимание, что во многих источниках понятие конспирации в оперативно-розыскной деятельности толкуется достаточно широко. В качестве примера можно привести мнение М.П. Смирнова относительно того, что под этим понятием следует подразумевать сохранение в тайне от преступников действия правоохранительных органов по их разоблачению, охрану от несанкционируемого доступа к информации о тех или иных аспектах оперативно-розыскной деятельности [8, с. 56].

На вопрос о том, какие сведения необходимо защищать от несанкционированного распространения лучше всего могут ответить данные проведенного опроса оперативных сотрудников правоохранительных органов. Так, 92.3% опрошенных считают, что при осуществлении оперативно-розыскной деятельности скрывается от других лиц секретная или (72.5%) конфиденциальная информация. Разница в этих категориях по мнению тех же

397

респондентов заключается в том, что секретной является информация, составляющая государственную тайну, а ко второй относится информация, составляющая служебную тайну. Вместе с тем опрошенные сотрудники отметили, что ограниченным должен быть и допуск к информации, распространение которой может нанести значительный ущерб интересам государства и личности и привести к расшифровке как государственной, так и служебной тайны (84.7%).

Вышеизложенные результаты опроса хорошо укладываются в систему нормативно-правового регулирования сохранения сведений, содержащих государственную тайну [3], служебных сведений ограниченного распространения и служебных данных ограниченного распространения [5].

Однако, по нашему мнению, никакое правовое регулирование сведений так называемого «ограниченного доступа» не может быть системой закрытого типа, так как все эти сведения перечислить в полном объеме не представляется возможным, этот перечень будет всегда не полным и, в первую очередь, это касается сведений, связанных с оперативно-розыскной деятельностью.

На этом основании нам представляется более совершенной относительно определений конспирации, приведенных выше, позиция по данной проблеме Н.В. Павличенко [6, с. 23], он считает, что при осуществлении конспирации сохранению подлежат сведения, относящиеся к государственной и служебной тайне, а также иная информация, распространение которой может послужить причиной ее расшифровки.

Далее следует разобраться с субъектами, чей доступ к перечисленной выше информации должен быть необходимо ограничен. В этом вопросе также очевидна пестрота мнений, высказанных специалистами в исследованиях проблем теории оперативно-розыскной деятельности. По нашему мнению, не имеет перспектив позиция перечисления субъектов, которые должны быть ограничены в доступе к соответствующей информации, а лучшим решением проблемы является определение круга лиц, посредством указания на то, что своими действиями и поступками они могут помешать в решении оперативно -тактических задач оперативных подразделений правоохранительных органов, а если проще - это лица способные использовать информацию ограниченного распространения против интересов правоохранительных органов.

Резюмируя изложенное выше можно дать определение конспирации в качестве элемента системы понятий оперативно-розыскной тактики - это сохранение в тайне сведений, относящихся к государственной и служебной тайне, а также любая информация, распространение которой может послужить причиной ее расшифровки, от лиц, способных использовать данную информацию против интересов правоохранительной деятельности.

Список литературы

1. Дворников А.А. К вопросу о понятии «тайна» в уголовном процессе // Подходы к решению проблемы законотворчества и правоприменения: сб. науч. Тр. Омск: ОмА МВД России. 2004.

2. Елинский В.И. Основы методологии теории оперативно -розыскной деятельности: монография. М., 2001.

3. Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 08.03.2015) «О государственной тайне» // Российская газета, N 182, 21.09.1993.

4. Кириллов В.И. Логика: учебник для юридических факультетов и институтов. С.: Юрист, 1995.

5. Нормативно-правовые ведомственные документы государственных и правоохранительных органов, наделенных правом ведения оперативно -розыскной деятельности.

6. Павличенко Н.В. Конспирация в оперативно -розыскной деятельности: вопросы теории: препринт. М., 2004.

7. См., например, Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. М.: Азбуковник, 1997; Крысин Л.Н. Толковый словарь иноязычных слов. М., 1998.

8. Смирнов М.П. Комментарии оперативно -розыскного законодательства РФ и зарубежных стран: учеб. пособие. М., 2002.

9. Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова. М., 2010.

Пономаренко Наталья Юрьевна, ассистент кафедры судебной экспертизы и криминалистики, ропотагвпкв паЬм/. вин. гн, Россия, Белгород, Белгородский государственный национальный исследовательский университет

THENOTION OF THEPRINCIPLE OF CONSPIRACY OPERA TIVELY-SEARCH ACTIVITY

N.Y. Ponomarenko

Publication discussed topical issues of operational and investigative activities associated with the use of the principle of secrecy in the search for the perpetrator and to establish the circumstances of the crime.

Keywords:conspiracy, conspiracy principle operatively-search activity.

Ponomarenko Natalia Yur evna, assistant of the department of forensic and criminology, ponomarenko ria.bsu. edu. ru, Russia, Belgorod, Belgorod State University

УДК 343.98

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.