38
Менеджмент, государственное и муниципальное управление
Пасько Ю.С., Феофилова Т.Ю.
ПОНЯТИЕ ПРИБЫЛИ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
ОТЧЕТНОСТИ
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы экономической сущности прибыли. Проанализированы различные подходы к определению прибыли. Исследовано значение прибыли в зависимости от целей пользователей финансовой отчетности. Предлагается авторский взгляд на возможность отражения в бухгалтерском учете показателей прибыли, необходимых для удовлетворения потребностей системы управления.
Ключевые слова. Прибыль, виды прибыли, учет прибыли, бухгалтерские счета, управленческие решения.
Pasko Y.S., Feofilova T.Y.
THE DEFINITION OF PROFIT AND ITS VALUE FOR USERS OF ACCOUNTING
Abstract. The article deals with the questions of the economic nature of profit. Analyze different approaches to the definition of the profit. The value ofprofit depending on the goals for users offinancial accounting were studied. The author's view on the possibility of reflection in accounting profit required to meet the needs of the management system is offered.
Keywords. Profit, type ofprofit, accounting profit, accounts, management decisions.
Прибыль является важнейшим показателем финансово-хозяйственной деятельности любой коммерческой организации, ее максимизация — одна из основных целей развития компании и объект управления финансовых менеджеров. Несмотря на то, что сущность прибыли раскрыта в многочисленных нормативных правовых актах и научно-практических работах, для целей формирования соответствующей отчетности требуется как минимум ее конкретизация.
Экономическая сущность прибыли — одна из самых сложных и дискуссионных проблем в экономической науке. По мере развития экономической мысли понятие «прибыль» постоянно изменялось и усложнялось. По мнению одних авторов [11, 13], прибыль является доходом от предпринимательской деятельности. С точки зрения других [5, 12], прибыль — это доход на вложенный капитал. Третьи [1, 6, 9, 10] рассматривают прибыль как доход, уменьшенный на величину расходов. Анализ существующих подходов к трактовке показывает, что в экономической литературе нет единого понимания категории «прибыль». Вместе с тем исследования подтверждают, что практически все авторы сходятся во мнении, что прибыль — это, прежде всего, определенный доход, и, следовательно, рассмотренные определения не противоречат, а дополняют друг друга.
Рассматривая данное понятие в контексте интересов пользователей финансовой отчетности, можно предложить следующую трактовку: прибыль — обобщающий показатель финансовых результатов производственно-коммерческой деятельности, определяемый путем вычитания из суммы полученных доходов от предпринимательской деятельности, суммы расходов, произведенных в связи с ее осуществлением. Заметим, что сформулированное определение является
ГРНТИ 06.75.47
© Пасько Ю.С., Феофилова Т.Ю., 2015
Юлия Сергеевна Пасько — аспирант кафедры экономической безопасности и финансового консалтинга в сфере услуг Санкт-Петербургского государственного торгово-экономического университета.
Татьяна Юрьевна Феофилова — кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой экономической безопасности и финансового консалтинга в сфере услуг Санкт-Петербургского государственного торгово-экономического университета.
Контактные данные для связи с авторами (Феофилова Т.Ю.): 194021, Санкт-Петербург, Новороссийская ул., 50 (Russia, St. Petersburg, Novorossiyskaya str., 50). Тел.: 8 (812) 297-81-12. Е-mail: [email protected].
Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 3 (25). 2015.
39
общим для всех видов прибыли. Однако в зависимости от целей заинтересованных пользователей информации о прибыли ее значение изменяется.
На этот феномен обращают внимание В.В. Ковалев и Вит.В. Ковалев [7]. Они выделяют четыре основные группы заинтересованных лиц, имеющих прямое или косвенное отношение к финансово-хозяйственной деятельности организации, и влияющих на формирование ее прибыли. Это, во-первых, собственники организации, т.е. лица, предоставившие свой капитал для ее создания. Во вторую группу входит управленческий персонал организации, т.е. лица, непосредственно руководящие производственно-коммерческой деятельностью организации. Третья группа — государство в лице налоговых органов. Четвертая группа самая многочисленная. К ней относятся контрагенты и партнеры организации. Для каждой из этих групп лиц определяется показатель прибыли, исходя из их интересов. При этом прибыль, являясь результирующим показателем, определяется в рамках бухгалтерского, налогового и управленческого учета.
В экономической науке сложилось несколько подходов к определению прибыли, основными из которых являются академический, предпринимательский и бухгалтерский.
Согласно академическому подходу, основным показателем прибыли является экономическая прибыль, которая представляет собой гипотетическую величину и определяется как разница между доходами организации и ее экономическими расходами, предусматривающими возможность альтернативных затрат, под которыми понимается максимально возможный доход от альтернативного применения потраченных (использованных) ресурсов [8]. Отметим, что рассматриваемый подход к идентификации прибыли имеет только теоретическое значение, поскольку сложно обоснованно определить альтернативные затраты, учитывая субъективное влияние на их оценку. Однако в повседневной деятельности понятие «альтернативные затраты» часто применяется при обсуждении вопросов о необходимости и рациональности тех или иных расходов.
С точки зрения предпринимательского подхода, прибыль представляет собой обобщенный показатель, позволяющий потенциальным инвесторам оценить риск своих вложений. Данный подход подразумевает несколько вариантов расчета прибыли, исходя из рыночной оценки. Так, например, согласно одному из этих вариантов, прибыль — это прирост капитала собственников, который определяется как разница между чистыми активами организации на конец и начало отчетного периода в рыночной оценке (после исключения поступивших в отчетном периоде вкладов от собственников и любых выплат им). Отметим, что рассматриваемый метод применим только для организаций, чьи ценные бумаги обращаются на рынке, или при составлении фиктивного ликвидационного баланса. Кроме того, согласно действующему законодательству, имущество организации не всегда отражается в балансе по рыночной стоимости. Поэтому учеными и практиками предложены и другие варианты расчета прибыли, исходя из рыночной оценки.
Ключевым показателем в рамках бухгалтерского подхода выступает бухгалтерская прибыль. Данный показатель представляет собой положительную разницу между доходами организации, понимаемыми как приращение совокупной стоимостной оценки ее активов, и ее затратами (расходами), понимаемыми как снижение совокупной стоимостной оценки активов. Таким образом, бухгалтерская прибыль — расчетный показатель, исчисляемый в соответствии с понятием доходов (ПБУ 9/99 «Доходы организации») и расходов (ПБУ 10/99 «Расходы организации»), а также в их количественном измерении. Следовательно, в зависимости от методов оценки, учета и исчисления показателей доходов и расходов его значение может меняться.
В соответствии с российским законодательством о бухгалтерском учете формирование прибыли до налогообложения осуществляется в рамках налогового учета, где условия признания и учета доходов и расходов другие. В связи с этим для показателя прибыли необходима единая идентификация его расчета и информационного обеспечения. Необходимо отметить, что поскольку собственники и иные заинтересованные лица в рамках бухгалтерского подхода по-разному подходят к оценке полученной прибыли, то имеет место множественность определений результирующих и оценочных показателей прибыли.
Помимо вышеуказанных показателей прибыли для заинтересованных лиц представляют интерес и другие виды прибыли. Например, для лучшей демонстрации инвесторам особенностей
40
Менеджмент, государственное и муниципальное управление
бизнеса и его перспектив часто представляется показатель прибыль «про форма» (proforma earning). Особенность данного показателя — освобождение прибыли от разовых событий, которые оказывают влияние на ее значение. Изначально этот показатель прибыли использовался финансовыми директорами для докладов собственникам и другим заинтересованным лицам о состоянии финансово-хозяйственной деятельности организации до официального раскрытия отчетной информации. При этом расходные статьи рассматривались упрощенно, а некоторые из них и вовсе исключались из оценки прибыли для рассмотрения ситуации по принципу: «что было бы при отсутствии этих расходов». Например, какую сумму прибыли заработала бы организация, если бы отсутствовали некоторые налоги или неблагоприятные факторы, присутствовавшие в отчетном году. Западные аналитики часто называют показатель прибыль «проформа» как EBBS (earning before bad stuff) — прибыль без учета «плохих статей». Обычно показатель прибыль «проформа» гораздо лучше, чем показатель прибыль «по стандартам». В связи с этим именно он часто используется финансовыми менеджерами при работе с инвесторами.
С позиции крупных аналитических агентств, аналитиков инвестиционных банков (компаний) и информационных баз (Bloomberg, ThomsonReuters) интерес представляет показатель «аналитическая прибыль». Для собственных целей диагностирования финансового положения организации и выявления инвестиционно-привлекательных активов экономистами разрабатываются корректирующие поправки для отражения своего видения финансовых результатов. Поправки касаются как доходных статей, так и расходных. Типичный пример аналитической прибыли — показатели EBIT, EBITDA, OIBDA. Общий принцип расчета этих показателей — абстрагирование от финансовых решений (выплат процентов, долга) и амортизационных начислений. Показатель EBIT играет решающую роль для принятия решений о целесообразности сохранения данного бизнеса или вхождения в него, расширения присутствия на рынке. Количественно данный показатель близок к прибыли до налогообложения (бухгалтерской прибыли) скорректированной на сумму процентов по займам. Обычно расчет EBIT осуществляется путем соответствующих корректировок чистой прибыли. Расчет OIBDA осуществляется за счет корректировок операционной прибыли суммой амортизационных отчислений.
Для оценки состояние бизнеса используется показатель EBITDA, который учитывает амортизационные начисления, фактически не связанные с оттоком денег. Скорректированный показатель операционной прибыли без вычета амортизации рассчитывается как:
EBITDA = EBIT + Амортизационные начисления за период.
Показатель EBITDA вполне способен претендовать на лидерство среди других показателей финансовых результатов по своей популярности у финансовых аналитиков. Название показателя образовано начальными буквами английских слов: Earnings Before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization. Означает прибыль до вычета долговых расходов (процентов), налога на прибыль и амортизации. Является одним из наиболее широко используемых аналитических показателей при оценке эффективности бизнеса. Показатель рассчитывается по данным финансовой отчетности. Несмотря на отсутствие формализованных правил расчета показателя, его высокая практическая востребованность подтверждается хотя бы тем, что несмотря целый ряд нормативных правовых актов, утвержденных различными министерствами РФ, требует представлять этот показатель в отчетности организаций или иным образом связывает с ним реализацию правовых норм [2, п. 22.6.21; 3, п. 8.1 разд. II;4, приложение 12].
Формула расчета EBITDA предусматривает специфическую выборку статей доходов и расходов. Это не вписывается в логику формирования показателей отчета о финансовых результатах. В бухгалтерском учете не предусмотрен отдельный учет элементов EBITDA. Такая же ситуация с учетом данных для формирования значений этого показателя и в системе, регулируемой МСФО, что вызывает некоторое недоумение при принятии во внимание большую «популярность» рассматриваемого показателя.
Мы разделяем точку зрения, согласно которой бухгалтерский учет должен быть мобильным и приспосабливаться к требованиям системы управления. Поэтому считаем возможным введение отдельного бухгалтерского счета «Операционная прибыль до уплаты налога на прибыль, процентов по кредиту и амортизационных отчислений (EBITDA)», предназначенный для синхронного отражения записей, сделанных на счетах доходов и расходов, на которых соответст-
Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 3 (25). 2015. 41
вуют слагаемым данного показателя. Это позволит видеть текущее значение данного показателя в любой момент времени, что, в свою очередь, будет способствовать более эффективному управлению организацией. Кроме того, предлагается возможность идентификации показателей прибыли, подлежащей распределению, с разграничением по отчетным периодам. Для этого в План счетов бухгалтерского учета следует ввести ряд синтетических счетов: «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) прошлых лет», «Прибыль (убыток) отчетного года», «Прибыль изъятая», «Прибыль капитализированная» и «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) отчетного года» [14]. Полагаем, что ввод в План счетов бухгалтерского учета рекомендованных нами синтетических счетов будет давать дополнительную информацию пользователям финансовой отчетности для принятия управленческих решений по направлениям распределения и использования прибыли, что позволит более эффективно использовать собственный капитал организации.
Таким образом, прибыль — это расчетный показатель. Подход к ее исчислению всегда зависит от целей, которые ставят перед собой заинтересованные лица, а также от критериев признания и оценки доходов и расходов. Однако использование в экономической литературе и на практике разнообразных терминов, характеризующих различные виды прибыли, вызывают определенную сложность в исследовании прибыли и отражения ее отдельных видов в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2014. 728 с.
2. Методические указания по подготовке стратегического и комплексного обоснований инвестиционного проекта, а также по оценке инвестиционных проектов, претендующих на финансирование за счет средств фонда национального благосостояния и (или) пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении государственной управляющей компании, на возвратной основе, утверждены Приказом Минэкономразвития России от 14 декабря 2013 г. № 741. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_160381/06be31682aed8511a5de83125c345b-c81b907ddb (дата обращения 11.03.2015 г.)
3. Методика расчета показателей абсолютной и относительной финансовой устойчивости, которым должны соответствовать коммерческие организации, желающие участвовать в реализации проектов, имеющих общегосударственное, региональное и межрегиональное значение, с использованием бюджетных ассигнований инвестиционного фонда Российской Федерации, утверждены Приказом Минре-гиона России от 17 апреля 2010 г. № 173. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2010/ 10/08/metodika-dok.html (дата обращения 11.04.2015 г.).
4. Форма представления показателей финансовой отчетности, утверждена Приказом Минэнерго России от 24 марта 2010 г. № 114. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_102494 (дата обращения 04.03.2015 г.).
5. Бланк И.А. Управление формированием капитала. М.: Омега-Л, 2008. 512 с.
6. Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 2007. 1472 с.
7. Ковалев В.В., Ковалев Вит.В. Бухгалтерская прибыль: управленческий аспект // Вестн. Санкт-Петербург.ун-та. Сер. 8, менеджмент. 2005. Вып. 4. С. 7-31.
8. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. М.: Проспект, 2009. 1016 с.
9. Найт Ф.Х. Риск, неопределенность и прибыль. М.: Дело, 2003. 352 с.
10. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений . М.: «А ТЕМП», 2009. 1062 с.
11. Самуэльсон П.Э. Экономика. М.: НПО «АЛГОН» ВНИИСИ, 1992. 416 с.
12. Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Анализ финансовой отчетности организации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 583 с.
13. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Изд-во «Прогресс», 1982. 401 с.
14. Феофилова Т.Ю., Пасько Ю.С. Учет распределения прибыли и рекомендации по его совершенствованию // Проблемы экономики и управления в торговле и промышленности. 2015. № 3 (11). С. 20-26.